Правовые особенности поставки товаров для государственных оборонных нужд

(Зданович Ю. А.)

("За права военнослужащих", 2010)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБОРОННЫХ НУЖД

Ю. А. ЗДАНОВИЧ

Зданович Ю. А., старший офицер штаба тыла МВО, подполковник юстиции.

На протяжении последних лет Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации уделяют большое внимание развитию Вооруженных Сил страны, их материально-техническому оснащению и обеспечению.

Соответственно, из года в год увеличиваются и расходы бюджета на финансирование обороноспособности страны.

Государственная программа поставок товаров для государственных оборонных нужд реализуется через государственные оборонные заказы и контрактную систему.

Организация закупок и поставок продукции для государственных оборонных нужд осуществляется посредством формирования, размещения и исполнения на контрактной основе государственного оборонного заказа.

Государственный контракт - это юридическая основа для поставки товаров для государственных нужд. Он является одной из разновидностей договора купли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт.

В сложившейся системе поставок товаров для государственных оборонных нужд определились следующие особенности.

Первая особенность заключается в том, что поставки товаров для государственных оборонных нужд регулируются прежде всего специальным законодательством, которое вносит экономическую и правовую определенность в отношения между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями товаров.

Отношения по поставке для государственных нужд регулируются правилами ГК РФ об этом виде поставки, а также общими положениями о поставке, если правилами о поставке для государственных нужд, содержащимися в ст. ст. 525 - 534 ГК РФ и в других законах, не установлено иное.

Помимо ГК РФ указанные отношения регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд: Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"; Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в редакции от 17 марта 1997 г.); Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве"; Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе"; Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Иерархия перечисленных актов устанавливается в п. 2 ст. 525 ГК РФ. Первая его часть предусматривает, что к соответствующим отношениям должны применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено данным Кодексом. А вторая часть устанавливает, что к отношениям по поводу поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются законы о поставке товаров для государственных нужд.

Коль скоро ГК РФ, во-первых, рассматривает нормы о поставке для государственных нужд как специальные, а во-вторых, в специальную норму о данном виде договора помещает отсылку к закону, такой закон и все включенные в него нормы приравниваются к специальным нормам ГК РФ, посвященным тому же виду договора. Исходя из изложенного, очевидно, следует, что общие положения о поставке применяются к поставке для государственных нужд, если правилами о поставке для государственных нужд, содержащимися в ст. ст. 525 - 534 ГК РФ и в других законах, не установлено иное.

Согласно Федеральному закону "О государственном материальном резерве" поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд. Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" устанавливает, что поставки продукции по оборонному заказу являются одним из видов поставок продукции для федеральных государственных нужд.

Регулирование государственных закупок не исчерпывается специальными законами. В ряде федеральных законов, посвященных иным вопросам, также затрагиваются те или иные аспекты поставок для государственных нужд. Так, Федеральный конституционный закон "О военном положении" предусматривает организацию производства продукции для государственных нужд в условиях военного положения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

Выражением строгой подзаконности правового регулирования в сфере поставок для государственных нужд служит норма о праве Правительства Российской Федерации принимать соответствующие нормативные правовые акты. Легальным императивным основанием служит положение "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов". Это гарантирует стабильность законодательного регулирования и ограничение сферы правотворчества Правительства Российской Федерации рамками норм закона. Их игнорирование недопустимо.

Правительство Российской Федерации систематически совершенствует механизм правового обеспечения в данной сфере, принимая необходимые решения (посредством издания постановлений и распоряжений).

Следующей особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд являются цели таких поставок.

Необходимо отметить, что законодатель четко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд, в числе которых поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности.

Другой особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд является то, что распределительная система заменяется системой государственных закупок и осуществляется на контрактной основе.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, как следует из п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525 ГК РФ, являются видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки (подвид поставки), так как товары покупаются не для личного, семейного, домашнего потребления. От договора поставки как такового они отличаются целью продажи и приобретения товаров (государственные нужды) и участием в поставках государственных органов - государственных заказчиков либо по их указанию иных лиц. При этом государственные потребности обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации. Государственным контрактом этот договор именуется потому, что одной из его сторон выступает государственный заказчик, размещающий заказы на товары для государственных нужд.

Государственным заказчиком могут выступать федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенные органами власти федеральное казенное предприятие или государственное учреждение и иные коммерческие и некоммерческие организации независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнять продовольственные корпорации. Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта.

Особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд является то, что формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных оборонных нужд осуществляются через заключение государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком.

В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).

Следующей особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд является то, что государственные заказчики выбирают поставщиков как на конкурентной основе, так и без проведения конкурсов.

Согласно ст. 527 ГК РФ размещение заказа может осуществляться как по конкурсу, так и без него. В отличие от государственного контракта или договора на поставку товаров для государственных нужд договор поставки товаров в обычном обороте заключается только по соглашению сторон.

Особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд является также то, что государственный контракт является основным документом, который регламентирует правовые, экономические и организационные отношения государственных заказчиков и поставщиков товаров для государственных оборонных нужд.

В отличие от договора обычного оборота при поставках товаров для государственных нужд в случаях, определенных ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, на государственного заказчика и участника размещения заказов возлагается обязанность заключить государственный контракт.

Структура отношений при исполнении государственного контракта на поставку товаров для государственных оборонных нужд может быть простой, когда контракт заключается между государственным заказчиком и поставщиком, и сложной, когда заказчик, заключив контракт с поставщиком, выступает как гарант реализации договора между поставщиком и непосредственным покупателем, что также является особенностью поставок товаров для государственных оборонных нужд.

Особенностью исполнения договора поставки товаров для государственных нужд является оплата переданных получателям товаров непосредственно государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не определен государственным контрактом.

Также особенность поставок товаров для государственных оборонных нужд закектных или недоброкачественных материальных ценностей поставщик уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров и др.

В законе предусмотрены и особые случаи ответственности государственного заказчика. Так, согласно ст. 533 ГК РФ если поставщику в связи с выполнением государственного контракта причинены убытки, то они подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара. При невозмещении указанных убытков поставщик вправе не только отказаться от исполнения государственного контракта и от заключенного им на его основе с непосредственным получателем товара договора поставки товаров для государственных нужд, но и потребовать от государственного заказчика возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта. Убытки, причиненные таким отказом покупателю по договору поставки товара для государственных нужд, также должны быть возмещены государственным заказчиком, а не поставщиком.

Аналогичное правило действует и при отказе государственного заказчика полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом. Такой отказ возможен лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии возмещения поставщику убытков, причиненных отказом. Также государственным заказчиком (а не поставщиком) возмещаются убытки покупателя по договору поставки для государственных нужд, которые он понес в связи с расторжением или изменением заключенного с ним договора вследствие отказа государственного заказчика от товара, предусмотренного государственным контрактом (ст. 534 ГК РФ).

Указанные виды ответственности по договорам обычного оборота не предусматриваются.

Необходимость регулирования экономики на государственном уровне признана фактически всеми. Спор ведется только о границах такого регулирования. Одним из его инструментов является заказ на поставку товаров для государственных нужд, который широко применяется и в других государствах.

Другие особенности поставок товаров для государственных оборонных нужд заключаются в том, что не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением некоторых случаев, и при заключении государственных контрактов в целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, установление специальных квот (государственное бронирование) при приобретении материально-технических ресурсов.

Анализируя изложенный материал, можно сделать несколько предложений по совершенствованию законодательства в области поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд:

- внести в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" изменения, касающиеся расширения сферы применения данного Закона, а именно включить такой предмет отношений, как оказание услуг для государственных оборонных нужд;

- в целях повышения ответственности поставщиков за своевременную поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и упрощения взыскания неустойки с недобросовестного поставщика внести в Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" право заказчика удерживать сумму неустойки из части суммы, подлежащей оплате за уже поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

------------------------------------------------------------------

Название документа