О некоторых изменениях в лицензировании управляющих компаний паевых инвестиционных фондов в РФ

(Чигжит Ч. С.) ("Административное право и процесс", 2010, N 2) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РФ <*>

Ч. С. ЧИГЖИТ

-------------------------------- <*> Chigzhit Ch. S. On Certain changes in the licensing of management companies of share investment funds in the RF.

Чигжит Ч. С., аспирант кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов.

В условиях мирового финансового кризиса вопросы государственного контроля за соблюдением финансовыми организациями требований законодательства приобретают все большее значение. При финансовой нестабильности роль государства в регулировании деятельности субъектов и участников фондового рынка приобретает огромное значение.

Ключевые слова: финансовая нестабильность, инвестиционные фонды, управляющие компании, лицензирование, акционерное общество, рынок ценных бумаг.

In conditions of financial crisis the issues of state control of following by financial organizations the requirements of the law acquire higher importance. The role of the state in regulation of activity of subjects and participants of stock market is very important during the period of financial instability.

Key words: financial instability, investment funds, managing companies, licensing, joint stock society, market of securities.

Одной из форм административно-правового регулирования функционирования паевых инвестиционных фондов является лицензирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в п. 2 ст. 1 предусматривает, что его действие не распространяется на деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Порядок лицензирования указанной выше деятельности регламентируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее по тексту - Закон). Пункт 2 ст. 10 Закона устанавливает, что ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова "паевой инвестиционный фонд" в любом сочетании. Пункт 3 ст. 38 Закона гласит, что доверительное управление паевым инвестиционным фондом может осуществляться только на основании лицензии управляющей компании. Основные положения, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах". Кроме того, нормы, касающиеся порядка и условий лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, содержатся в иных нормативных правовых актах. В ст. 60.1 Закона устанавливается, что лицензия управляющей компании предоставляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР) без ограничения срока действия указанных лицензий. Норма о выдаче лицензии без ограничения срока действия при первичном лицензировании введена Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ранее при первичном лицензировании управляющей компании выдавалась лицензия сроком на пять лет с возможностью последующего продления без ограничения срока действия. Для получения лицензии соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным условиям. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" выделяет пять лицензионных условий, которым должен соответствовать соискатель лицензии. Первое условие - это требование к организационно-правовой форме управляющей компании. В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Второе условие - это требование к учредителям управляющей компании. В соответствии с Законом лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) пятью и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании, не может быть: 1) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 2) юридическое лицо, у основных либо преобладающих обществ которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 3) физическое лицо, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет; или в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; или имеющее судимость за умышленные преступления. Данное условие направлено на защиту интересов инвесторов и на недопущение лиц и организаций, грубо нарушавших в прошлом законодательство, к осуществлению деятельности управляющей компании. Третье условие - к размеру собственных средств управляющей компании. В соответствии с п. 6 ст. 38 Закона размер собственных средств управляющей компании должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов ФСФР. С 1 января 2009 г. Приказом ФСФР от 24.04.2007 N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" установлен норматив достаточности размера собственных средств для управляющей компании паевого инвестиционного фонда в размере 40 млн. руб. Высокий размер собственных средств создает определенный барьер для доступа на рынок ценных бумаг недобросовестных управляющих компаний. Четвертое условие - это требование к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа и контролеру (руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля). В соответствии с Законом перечисленные выше должности не могут занимать: 1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет; 2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; 3) лица, имеющие судимость за умышленные преступления. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным ФСФР квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту. Что касается квалификационных требований, то они устанавливаются нормативно-правовыми актами ФСФР и в настоящий момент действует Приказ ФСФР N 05-17/пз-н от 20.04.2005 "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка", в соответствии с которым квалификационными требованиями для лиц, осуществляющих руководство, являются наличие квалификационного аттестата по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, наличие высшего образования, отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, наличие опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, ФКЦБ, Федеральной службы, их территориальных органов, Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ, Центрального банка РФ, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка, - не менее одного года. Пятое лицензионное условие - это условие к организации внутреннего контроля. В соответствии с п. 16 ст. 38 Закона внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролером) или отдельным структурным подразделением управляющей компании. Контролер назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии - решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Контролер подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании. Контролер должен соответствовать тем же требованиям, что и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании. Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии - общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации в ФСФР. В ранее действовавшей редакции Закона "Об инвестиционных фондах" содержалось лишь указание на то, что управляющая компания вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами только на основании соответствующей лицензии, а порядок лицензирования был закреплен в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 432 от 14.07.2006. В действующей редакции Закона "Об инвестиционных фондах" перечислены лицензионные условия, перечень документов, необходимых для получения лицензии. В то же время в пп. 9 п. 5 ст. 60.1 Закона установлено, что соискатель лицензии представляет иные подтверждающие соблюдение лицензионных условий документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Федеральной службой по финансовым рынкам был утвержден Приказ от 7 февраля 2008 г. N 08-4/пз-н "О лицензировании деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию". Данным Приказом утверждены формы документов, представляемых соискателем лицензии, порядок предоставления документов, порядок переоформления лицензии, сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии, порядок рассмотрения документов об отказе от лицензии, порядок ведения реестра лицензий. Так, на первой стадии разрешительного производства при лицензировании для подтверждения соответствия перечисленным выше лицензионным условиям соискатель лицензии представляет в центральный аппарат Федеральной службы по финансовым рынкам следующие документы: 1) заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии по форме, установленной ФСФР; 2) нотариально удостоверенные копии учредительных документов соискателя лицензии; 3) документ, подтверждающий факт внесения сведений о соискателе лицензии в Единый государственный реестр юридических лиц, или его нотариально удостоверенную копию; 4) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 5) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), и лиц, являющихся членами коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии; 6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии; 7) сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований (в том числе квалификационных требований), предъявляемых к указанным лицам в соответствии с Законом; 8) расчет размера собственных средств соискателя лицензии, произведенный в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСФР; 9) сведения о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими пятью или более процентов обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии, а также о лицах, являющихся основными и дочерними либо преобладающими и зависимыми по отношению друг к другу, которые совместно владеют (осуществляют доверительное управление) пятью или более процентами обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии (состав этих сведений и форма их представления устанавливаются ФСФР); 10) сведения о контролере (руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля) соискателя лицензии; 11) правила внутреннего контроля, утвержденные в соответствии с Законом; 12) правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в двух экземплярах) в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В заключение хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены значительные изменения в порядок лицензирования управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Так, как уже было отмечено выше, ранее лицензирование осуществлялось на основе постановления Правительства. Сейчас все основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах". Так, теперь лицензионные условия закреплены в Законе, и перечень их расширен. Добавлены лицензионные условия о соответствии требованиям Закона учредителей (участников) соискателя лицензии, о соблюдении требований к организации внутреннего контроля. В Законе также закреплены полномочия лицензирующего органа, перечень документов, представляемых соискателем лицензии, а также содержится отсылка на нормативный правовой акт Правительства РФ, который должен установить дополнительный перечень документов. Таким образом, основные нормы, регламентирующие лицензирование управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, перенесены из подзаконного нормативно-правового акта в Федеральный закон, а расширение лицензионных условий свидетельствует об ужесточении требований к соискателям лицензии управляющей компании на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

------------------------------------------------------------------

Название документа