Участие работающих пенсионеров в программе софинансирования как мера по стимулированию продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста

(Казанцев Д. А.) ("Социальное и пенсионное право", 2010, N 1) Текст документа

УЧАСТИЕ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ В ПРОГРАММЕ СОФИНАНСИРОВАНИЯ КАК МЕРА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Д. А. КАЗАНЦЕВ

Казанцев Д. А., старший юрист-аналитик Института экономики переходного периода.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" <1>, урегулированная данным Законом программа государственного софинансирования пенсионных накоплений реализуется путем "уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, [...] а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений". Таким образом, взносы, уплачиваемые в порядке реализации программы софинансирования в соответствии с указанным Законом, являются составной частью отчислений на формирование накопительной части трудовой пенсии. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18. Ст. 1943.

Для граждан, достигших пенсионного возраста, теоретически возможны два основных варианта участия в программе софинансирования добровольных пенсионных накоплений: 1. Гражданин начинает получать пенсию, но продолжает трудовую деятельность и выплачивает взносы на добровольное пенсионное накопление. 2. Гражданин продолжает трудовую деятельность и выплачивает взносы на добровольное пенсионное накопление без назначения трудовой пенсии. Прежде всего возникает вопрос о том, могут ли вообще граждане, уже достигшие пенсионного возраста, участвовать в программе софинансирования? Анализ действующего законодательства позволяет ответить на этот вопрос положительно. Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <2> не содержит норм, ограничивающих права пенсионеров по формированию дополнительных пенсионных накоплений после выхода на пенсию. Однако действующая редакция ст. 22 этого Закона предусматривает, что в обязательном порядке взносы на накопительную часть пенсии уплачиваются лишь за лиц 1967 г. р. и моложе. Предыдущая редакция этой статьи, действовавшая до 1 января 2005 г., предусматривала обязательное участие в накопительных пенсионных отношениях мужчин 1953 г. р. и моложе, а также женщин 1957 г. р. и моложе. -------------------------------- <2> Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51. Ст. 4832.

Статья 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <3> предусматривает, что счета всех граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, состоят из общего раздела, профессионального раздела, а также специального раздела, в котором отражаются поступления средств на финансирование накопительной части пенсии. Средства, поступающие на счета граждан в рамках программы софинансирования, отражаются в специальном разделе их индивидуального лицевого счета. Это же правило распространяется на граждан 1966 г. р. и старше, средства в специальном разделе счета которых в силу ограничений ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <4> в настоящее время не пополняются или равны нулю. Таким образом, не существует ни законодательного, ни технического препятствия для доступа граждан, достигших пенсионного возраста, к участию в программе софинансирования. -------------------------------- <3> Собрание законодательства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 14. Ст. 1401. <4> Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51. Ст. 4832.

Кроме того, право граждан формировать дополнительные пенсионные накопления после назначения накопительной части трудовой пенсии прямо предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <5>. Этой же статьей предусмотрен порядок ежегодного перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета пенсионера. Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии, в соответствии с нормами названного Закона, производится по формуле: -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (ч. I). Ст. 4920.

НЧ = (НЧп + ПНп) / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; НЧп - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет; ПНп - сумма дополнительных пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, установленного Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. Однако в ст. 14 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <6> дано лишь определение "Т" как "количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом", а количественное измерение показателя "Т" не установлено. Федеральный же закон, на который содержится ссылка в данной норме, в настоящее время не принят, что делает невозможным расчет размера накопительной части пенсии, подлежащей выплате пенсионеру. -------------------------------- <6> Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (ч. I). Ст. 4920.

Статьей 13 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" <7> предусматривается, что достигшим пенсионного возраста гражданам, не обратившимся за назначением ни одной части пенсии, софинансирование добровольных накоплений производится в размере 400% государственной субсидии на каждый добровольный взнос работающего пенсионера, но не более 48000 руб. в год. Для всех остальных граждан такая субсидия составляет 100% на каждый взнос, но не более 12000 руб. в год. -------------------------------- <7> Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18. Ст. 1943.

Таким образом, в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, граждане, получающие пенсию, имеют право независимо от возраста и фактического назначения пенсии участвовать в формировании дополнительных пенсионных накоплений в рамках программы государственного софинансирования. Вместе с тем на сегодняшний день незавершенность процесса формирования соответствующего законодательства не позволяет гражданам пенсионного возраста, уже обратившимся за назначением пенсии, реализовать свое право на получение накопительной части пенсии, финансируемой за счет их добровольных взносов и соответствующих государственных субсидий. Эта ситуация стимулирует граждан пенсионного возраста откладывать время фактического выхода на пенсию. Работающий и не получающий пенсию гражданин пенсионного возраста, вступивший в программу софинансирования пенсионных накоплений, значительно увеличивает размер своей будущей пенсии. Сумма пенсии увеличивается за счет того, что в ее расчетной формуле после наступления пенсионного возраста каждый год ускоренными темпами - в том числе за счет повышенной государственной субсидии - увеличивается числитель (размер пенсионных накоплений). Одновременно с этим также ежегодно уменьшается знаменатель (период ожидаемой выплаты пенсии). Однако наряду с приведенной выше мотивацией отсутствие законодательно установленного стандартного размера ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии делает участие получающих пенсию пенсионеров в программе софинансирования пенсионных накоплений фактически невозможной. Таким образом, если взносы в рамках программы софинансирования граждане могут уплачивать уже сегодня, то увеличенные за счет этой программы пенсии они смогут получать лишь после устранения названных законодательных пробелов. Совокупность названных обстоятельств фактически стимулирует граждан продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста с целью формирования, в том числе и с использованием возможностей программы софинансирования, пенсионных прав, позволяющих рассчитывать на повышенный размер пенсии.

------------------------------------------------------------------

Название документа