Судебная практика по делам о защите деловой репутации в связи с размещением информации в сети Интернет
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
Текст документа
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
В СВЯЗИ С РАЗМЕЩЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",
Практика по разрешению споров)
Информационное письмо N 92
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 4 декабря 2009 года
Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает что принято Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2009 г. N КГ-А40/11688-09 (далее - Постановление), содержащее важные разъяснения о привлечении к ответственности за размещение информации в сети Интернет.
К ООО "Яндекс" был предъявлен иск о защите деловой репутации путем обязания ответчика удалить из поисковой базы в сети Интернет определенную публикацию и о взыскании компенсации.
Как можно понять из судебного акта, иск был основан на том, что информация, отражающая результат поиска с использованием поисковой системы Яндекс, расценивалась истцом как порочащая его деловую репутацию и распространяемая ООО "Яндекс".
Однако решение суда первой инстанции в пользу ответчика указанным Постановлением оставлено без изменения, а кассационная жалоба истца - без удовлетворения.
В Постановлении, по сути, сформулирована следующая важная позиция: организации, которые предоставляют возможность использовать их системы поиска информации в сети Интернет (в данном случае ООО "Яндекс"), не являются надлежащими ответчиками в спорах о защите деловой репутации в связи с информацией, размещенной в этой сети другими лицами, даже если такая информация может быть обнаружена вследствие использования указанных поисковых систем и отражена как результат поиска.
В обоснование своей позиции суд указал, что поисковый сервис Яндекса не осуществляет распространение информации, а предоставляет пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в сети Интернет. При этом истец не представил доказательств, что ответчик (ООО "Яндекс") является администратором и владельцем сайта, а также автором информации.
Позиция, высказанная судом, ограждает владельцев поисковых систем, а также сайтов и порталов, где в ответ на пользовательские запросы автоматически воспроизводится информация, размещенная другими лицами, от риска быть привлеченными в качестве ответчиков только в силу автоматического воспроизведения чужой информации.
В этом случае в качестве ответчиков будут привлекаться администраторы сайтов, на которых изначально была размещена информация, либо лица, распространяющие такую информацию путем ее копирования на своих сайтах, а также лица - авторы информации.
Из этого можно сделать вывод, что формирование результатов поиска определенной информации среди информации, размещенной в сети Интернет, распространением порочащих сведений не является.
Изложенные выводы являются важными для будущего развития судебной практики в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации.
------------------------------------------------------------------
Название документа