Практика принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств с образовательных учреждений и в их пользу

(Тонкушина Н. В.) ("Исполнительное право", 2009, N 4) Текст документа

ПРАКТИКА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И В ИХ ПОЛЬЗУ

Н. В. ТОНКУШИНА

Тонкушина Н. В., начальник отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных служб Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым одним из приоритетных направлений развития государства обозначено производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Развитие системы образования в настоящее время рассматривается в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы финансирования и материального обеспечения образовательных учреждений, а также полного и своевременного исполнения обязательств перед такими учреждениями третьими лицами - гражданами и организациями. Условия и порядок исполнения судебных актов о взыскании в пользу образовательных учреждений денежных средств установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов о взыскании в пользу образовательных учреждений денежных средств возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. На сегодняшний день количество исполнительных производств, возбужденных судебными приставами-исполнителями на основании судебных актов о взыскании денежных средств в пользу образовательных учреждений, невелико. В подтверждение обобщенные данные о деятельности территориальных органов федеральной службы судебных приставов, действующих в пределах Уральского федерального округа, по исполнению данной категории исполнительных производств выглядят следующим образом. В первом полугодии 2009 г. на исполнении в территориальных органах ФССП России, действующих в Уральском федеральном округе, находилось 617 исполнительных производств о взыскании денежных средств в пользу образовательных учреждений на сумму более 29 млн. руб. Доля таких исполнительных производств составила 0,02% в общем количестве исполнительных производств, находящихся в указанный период на исполнении в Уральском федеральном округе. В течение шести месяцев 2009 г. по предусмотренным Федеральным законом "Об исполнительном производстве" основаниям судебными приставами-исполнителями округа было окончено и прекращено 134 исполнительных производства (22% от общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании денежных средств в пользу образовательных учреждений). При этом большая часть исполнительных производств была окончена по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", т. е. фактическим исполнением требований исполнительного документа (67% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств данной категории). Всего в течение первого полугодия 2009 г. судебными приставами-исполнителями Уральского федерального округа в пользу образовательных учреждений было взыскано 2 млн. 711 тыс. руб., что составляет 9% от суммы, подлежащей взысканию по всем исполнительным производствам данной категории. Таким образом, в общем количестве исполнительных производств и сумме взыскания по ним доля исполненных исполнительных производств и взысканной суммы невелика. Основными причинами неисполнения судебных актов о взыскании денежных средств в пользу образовательных учреждений является низкая платежеспособность должников, так как в основной массе должниками по таким исполнительным производствам являются граждане, с которых производится взыскание денежных средств, затраченных на их обучение, а также ущерба, причиненного в результате противоправных действий. При этом в случае осуждения должника по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы и отсутствия у него имущества исполнительный документ подлежит направлению по месту отбытия должником наказания в целях обращения взыскания на его заработную плату. Однако в связи с ограничениями, установленными ч. 2 ст. 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <1>, и отсутствием оплачиваемой работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы удержания денежных средств по исполнительным документам в пользу взыскателей либо не производятся вообще, либо производятся в ничтожно малых размерах, что препятствует удовлетворению законных прав и интересов взыскателей в установленные сроки. -------------------------------- <1> В соответствии с нормой Закона взыскание по исполнительным документам обращаются на заработную плату граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

О недостаточной организации работы учреждений уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа по вопросам реализации права осужденных на труд (ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), значительно влияющей на погашение осужденными предъявленных им исков и возмещение материального ущерба, причиненного потерпевшим лицам в результате преступных посягательств, свидетельствует и статистика Федеральной службы исполнения наказаний. В течение первого полугодия 2009 г. в учреждениях ФСИН России, действующих на территории Уральского федерального округа, было занято на оплачиваемых работах 16% от общего количества осужденных. Из 37384 осужденных, имевших исполнительные листы, реально погашало иски только 12017 осужденных, или 32%. Аналогичным образом складывается ситуация и с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств с образовательных учреждений. В первом полугодии 2009 г. на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России, действующих на территории Уральского федерального округа, находилось 945 исполнительных документов о взыскании денежных средств с образовательных учреждений на сумму более 18 млн. руб. В течение первого полугодия 2009 г. а судебными приставами-исполнителями округа было окончено и прекращено 588 исполнительных производств о взыскании денежных средств с образовательных учреждений (62% от находившихся на исполнении исполнительных производств данной категории). Из них фактическим исполнением было окончено 409 исполнительных производств (43% от находившихся на исполнении исполнительных документов о взыскании денежных средств с образовательных учреждений и 70% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств данной категории). Всего в течение первого полугодия 2009 г. судебными приставами-исполнителями Уральского федерального округа по исполнительным производствам о взыскании денежных средств с образовательных учреждений было взыскано более 6 млн. руб., что составило 32% от суммы, подлежащей взысканию по всем исполнительным производствам данной категории. Невысокие показатели исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств с образовательных учреждений обусловлены прежде всего тем, что законодательством регламентирован механизм исполнения судебных решений в отношении должников бюджетных учреждений (в большинстве своем это образовательные учреждения), который устанавливает ограничения в применении к должнику - получателю бюджетных средств мер принудительного исполнения. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Учреждения обеспечивают исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При исполнении исполнительного документа в отношении учреждения учитываются особенности удовлетворения требований, предъявляемых к бюджетным организациям, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым бюджетное учреждение (кроме автономного) отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами; по долгам бюджетного учреждения взыскание не может быть обращено на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Таким образом, при отсутствии у должника - образовательного учреждения счетов в Банке России или в кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям на основании п. 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

------------------------------------------------------------------

Название документа