Недостатки ФЗ "О лизинге" можно обратить в достоинства
(Сидорова В. Н., Байкова Т. И., Веселова Л. В.) ("Банковское право", 2009, N 6) Текст документаНЕДОСТАТКИ ФЗ "О ЛИЗИНГЕ" МОЖНО ОБРАТИТЬ В ДОСТОИНСТВА
В. Н. СИДОРОВА, Т. И. БАЙКОВА, Л. В.ВЕСЕЛОВА
Сидорова В. Н., исполнительный директор НП "Правовое бюро "ФЭЛИКС", кандидат юридических наук.
Байкова Т. И., зам. исполнительного директора НП "Правовое бюро "ФЭЛИКС" по экономическим вопросам, кандидат экономических наук.
Веселова Л. В., зам. исполнительного директора НП "Правовое бюро "ФЭЛИКС" по вопросам бухгалтерского учета (г. Санкт Петербург).
Лизинг как инструмент обновления основных фондов
Неблагоприятное состояние реального сектора отечественной экономики (морально устаревшее оборудование, низкая эффективность его использования, недостаточное обеспечение запасными частями, дефицит оборотных средств и т. д.) приводит к необходимости развития и использования лизинга для обновления основных фондов промышленных предприятий. Эта необходимость становится особенно очевидной в период наступившего экономического кризиса. Правительством уже принято множество решений по финансовой поддержке банковского сектора, сформирован список крупнейших предприятий, заслуживающих "особого внимания". Но, к сожалению, внедрению и государственной поддержке лизинга в правительственных решениях по-прежнему не уделяется необходимого внимания. В России, конечно, существует законодательная база для совершения лизинговых операций банками. Но лишь немногие банки принимают участие в лизинговом процессе, поскольку им экономически невыгодно "замораживать" свои средства, вкладывая их в лизинг. Поэтому масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потенциальными потребностями предприятий. Отрицательно отражаются на развитии лизинга и недостатки действующего законодательства.
Недостатки ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"
Достаточно обратить внимание на правовую норму абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона, согласно которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. С позиций формального права данная правовая норма отличается рядом недостатков, к числу которых, в частности, относятся следующие: - прежде всего, представляется юридически некорректной формулировка "в пределах одного лизингового правоотношения", поскольку лизинговое правоотношение является сложным, комплексным правоотношением, в состав которого входит ряд самостоятельных правоотношений или гражданско-правовых (коммерческих) договоров, включая договоры лизинга, купли-продажи, оказания сервисных услуг и др.; - далее, рассматриваемая правовая норма вступает в серьезные противоречия с положениями ст. 670 ГК, закрепляющими ответственность продавца по договору лизинга. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 670 ГК в отношениях с продавцом арендатор (лизингополучатель) и арендодатель (лизингодатель) выступают как солидарные кредиторы, которые вправе предъявить к должнику (продавцу) солидарные требования. Норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона исключает возможность привлечения продавца (лизингополучателя) к ответственности за неисполнение обязательств по договору купли-продажи; - в предложенной законодателем конструкции лизингополучатель является субъектом договора лизинга, которому во владение и пользование передается имущество, приобретенное лизингодателем в собственность у продавца по договору купли-продажи. Продавец является третьим лицом по отношению к сторонам договора лизинга; - продавец является субъектом договора купли-продажи, заключенного лизингодателем в пользу третьего лица (лизингополучателя). По данному договору продавец (должник) обязан перед лизингодателем (кредитором) выполнить обязательство по передаче товара (предмета или объекта лизинга) лизингополучателю (третьему лицу). Согласно п. 2 ст. 10 Закона при осуществлении лизинга лизингополучатель (продавец, кредитор в договоре купли-продажи) вправе предъявить непосредственно продавцу (должнику в договоре купли-продажи) предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством и договором купли-продажи, заключенным между продавцом (лизингополучателем) и лизингодателем. Однако в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона при исполнении договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в обязательстве по передаче товара третьему лицу продавец (должник) и лизингополучатель (кредитор) совпадают в одном лице. Согласно ст. 413 ГК РФ гражданско-правовое (коммерческое) "обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице"; - продавец, исполняя договор купли-продажи, обязан передать лизингодателю (покупателю) имущество в собственность, т. е. к покупателю переходят все три правомочия собственника - правомочия владения, пользования и распоряжения. Продавцу (лизингополучателю) от лизингодателя переходят два правомочия - правомочие владения и пользования. При этом продавец, передавая правомочия собственника, является не только субъектом договора купли-продажи, но и субъектом договора лизинга (лизингополучателем), что противоречит общеправовым нормам. Представляется, что такая правовая конструкция не выдерживает критики. Более того, наличие данной нормы в Законе позволяет недобросовестным участникам гражданско-правового (коммерческого) оборота злоупотреблять правом.
Недостатки Закона можно обратить в достоинства
Сегодня особую актуальность приобретает то обстоятельство, что правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона в кризисных условиях может с успехом применяться в реальном секторе экономики при поддержке и под контролем государства. В экономическом обороте применение рассмотренной правовой конструкции возможно в случаях, когда, например, завод-изготовитель производственного оборудования (средств производства) заключает договор лизинга с инвестором на приобретение в собственное владение и пользование изготовленного им оборудования. В этих случаях правовая норма абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о лизинге может быть весьма полезной, однако ее использование представляется возможным исключительно при соблюдении ряда специально урегулированных условий. Представляется возможным дать следующие предложения по внедрению государством механизма и структуры лизингового правоотношения. При целевом использовании механизма лизинга в условиях современной России необходимо учесть следующие особенности: - лизинг прежде всего необходимо использовать в рамках срочных специальных целевых государственных программ (с определением приоритетов), направленных на решение проблемы обновления основных фондов крупных предприятий, а также предприятий, входящих в одну корпорацию, которые сами в состоянии изготовить для себя эту продукцию. В данном случае в лизинговом правоотношении продавец (изготовитель продукции) и лизингополучатель (арендатор с правом выкупа, покупатель) будут совпадать в одном лице; - для обеспечения целевого использования бюджетных средств, подлежащих выделению в рамках специальных государственных программ, в ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" или в иной специальный закон, регулирующий вопросы реализации государственных программ, необходимо внести норму, согласно которой денежные средства, получаемые от продажи продукции в системе лизингового правоотношения, должны резервироваться на специальном счете для дальнейших расчетов с лизингодателем. При этом специальный счет должен быть открыт без права использования средств на другие цели (например, без права списания НДС, долгов и других денежных обязательств); - необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете для целевого финансирования лизинговых компаний. Структура лизингового правоотношения. Применительно к исследуемой теме предлагается следующая структура лизингового правоотношения, в котором продавец и покупатель совпадают в одном лице. В этом правоотношении можно выделить два этапа. На первом этапе возникает правоотношение финансовой аренды (лизинга) между лизингодателем и лизингополучателем, который одновременно является изготовителем (производителем, продавцом) продукции. Предметом этого правоотношения являются финансовые средства, переданные лизингодателем лизингополучателю (продавцу, производителю, изготовителю продукции) в финансовую аренду (лизинг) в качестве предварительной оплаты изготавливаемой продукции, и изготовленная продукция (оборудование), переданная лизингополучателем (изготовителем, производителем, продавцом) лизингодателю в собственность. Юридической особенностью рассматриваемого договора финансовой аренды (лизинга) является необходимость включения в него элементов поставки как разновидности договора купли-продажи. К таким элементам относятся характеристики товара (количество, качество, комплектность и т. д.). Если речь идет о высокотехнологичной продукции специального назначения, изготавливаемой для целей государственной программы, то ее приемку должна проводить специальная государственная служба, уполномоченная осуществлять не только специальный технический, но и финансово-экономический контроль, независимо от источников финансирования, организационно-правовой формы и формы собственности производителя. Лизингодателем в этом правоотношении может выступать коммерческая структура, в том числе специально созданные лизинговые компании или банк, которым поступают бюджетные средства для целевого использования в рамках лизингового правоотношения. При этом лизингодатель может использовать не только бюджетные, но и привлеченные денежные средства, обеспечив возможность контроля целевого использования бюджетных средств. На втором этапе между арендодателем (лизингодателем, собственником оборудования) и арендатором (лизингополучателем), в качестве которого выступает изготовитель продукции (оборудования), возникает правоотношение аренды оборудования с правом выкупа. Предметом этого правоотношения является переданное в аренду с правом выкупа оборудование. Выкуп арендованного оборудования у лизингодателя (арендодателя) осуществляется арендатором (лизингополучателем) за счет чистой прибыли и амортизационных начислений. Таким образом, лизинговое правоотношение оформляется двумя договорами: договором финансовой аренды и договором аренды оборудования с правом выкупа. Структура лизингового правоотношения проста, незатратна, прозрачна, поэтому лизинг как дополнительный источник финансирования вполне может быть использован при выполнении любой государственной программы, требующей значительных финансовых вложений. Преимущества лизинга. Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности на государственном уровне необходимо проводить посредством комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности. Для хозяйствования в условиях сегодняшней России развитие внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве: - условия и результата развития рынка; - фактора ускоренной инновационной деятельности; - весомого параметра совершенствования государственной финансовой системы, особенно укрепления ее собственной валюты и повышения доверия к ней; - мощного средства подъема производства и стимула взаимовыгодного партнерства, в том числе международного. Подробнее информация по этим вопросам изложена в публикациях авторов <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Сидоровой, Т. Байковой "Экономико-правовые проблемы российского лизинга" включена в информационный банк согласно публикации - "Бюллетень нотариальной практики", 2006, N 2. ------------------------------------------------------------------ <1> См., например: Сидорова В., Байкова Т. Экономико-правовые проблемы российского лизинга // Вестник федеральной палаты адвокатов РФ. Март, 2007; О роли лизинга в атомном машиностроении // Профессия - директор. Июнь, 2007; Лизинговые операции в банковской деятельности // Профессия - директор. Апрель, 2008; Лизинг как инструмент обновления основных фондов // Юрист. 2009. N 2; О необходимости государственной поддержки лизинга // Профессия - директор. Август, 2009 и др.
------------------------------------------------------------------
Название документа