Осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации

(Байдуков В. А., Спасская Н. С.)

("Российская юстиция", 2009, N 12)

Текст документа

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. БАЙДУКОВ, Н. С. СПАССКАЯ

Байдуков В. А., заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Спасская Н. С., начальник отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В настоящее время полномочия по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций возложены на Минюст России и его территориальные органы, которые:

- осуществляют контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

- осуществляют контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Нормами действующего законодательства Российской Федерации установлены различные формы контроля, в частности: посещение мероприятий, анализ отчетности, проведение проверок.

На сегодняшний день наиболее полную картину деятельности некоммерческих организаций дают проверки, являющиеся основной формой контроля за их деятельностью.

Порядок проведения проверок некоммерческих организаций определяется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 90.

Указанный Административный регламент не только подробно раскрывает порядок проведения органами Минюста России проверок некоммерческих организаций, но и устанавливает для них определенные гарантии при проведении проверки, например:

- плановая проверка некоммерческой организации может быть проведена не чаще чем один раз в 3 года, однако проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, не превышающий указанные 3 года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации;

- предельный срок проведения проверки - 30 дней (данный срок может быть продлен только при наличии уважительных причин и не более чем на 30 дней);

- срок, за который уведомление о проверке должно быть направлено в адрес проверяемой некоммерческой организации, не позднее чем за 10 рабочих дней в случае проведения плановой проверки и не позднее чем за 5 рабочих дней в случае проведения внеплановой проверки;

- при проведении выездной проверки члены комиссии в ходе проверки обсуждают с руководителем некоммерческой организации предварительные результаты проверки, требующие получения дополнительных пояснений и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений в деятельности некоммерческой организации;

- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель некоммерческой организации (иное уполномоченное им лицо) вправе представить письменные возражения (замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;

- установленный срок устранения нарушений может быть продлен при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер;

- некоммерческие организации, иные лица имеют право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке;

- некоммерческие организации вправе письменно обжаловать действия или бездействие государственных служащих территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

Данные нововведения расширяют права некоммерческих организаций на защиту их интересов и делают более прозрачными контрольные действия органов юстиции на местах.

Нормы, закрепленные в Административном регламенте, соотносятся с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Закон N 294-ФЗ устанавливает принцип добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Административный регламент и Закон N 294-ФЗ устанавливают одинаковую периодичность проведения плановых проверок - не чаще чем один раз в 3 года.

Однако Закон N 294-ФЗ, по сравнению с Административным регламентом, содержит меньшие сроки, за которые юридическое лицо должно быть уведомлено о начале проверки.

Так, о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Таким образом, некоммерческие организации, по сравнению с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, находятся в более выгодных условиях, поскольку имеют больший запас времени для подготовки к проверке, в том числе к внеплановой проверке.

Законом N 294-ФЗ установлены следующие права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Законом N 294-ФЗ установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Таким образом, и в этом случае Административный регламент ставит некоммерческие организации в более выгодное положение по сравнению с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку не устанавливает срок, в который некоммерческая организация может представить свои возражения.

Кроме того, Закон N 294-ФЗ не предусматривает возможности обращения юридического лица, индивидуального предпринимателя в орган, выдавший предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений, с ходатайством о продлении срока устранения выявленных нарушений.

Отсюда еще раз можно убедиться, что некоммерческие организации в сравнении с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями находятся в более выгодном и защищенном положении.

Основная часть проверок, проводимых Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, являются плановыми.

Планы проверок некоммерческих организаций составляются территориальными органами Минюста России по субъектам самостоятельно и после утверждения размещаются на официальном интернет-сайте территориального органа.

Такое размещение дает некоммерческим организациям дополнительные гарантии и возможности для подготовки к предстоящей проверке.

Однако, даже будучи защищенными указанными выше нормативными правовыми актами, далеко не все некоммерческие организации представляют необходимые для проведения проверки документы.

Так, в первом полугодии 2009 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в план проверок было включено 128 некоммерческих организаций, однако проверок было проведено только 100. То есть 28 некоммерческих организаций не представили необходимые документы для проведения проверки.

При этом и не все из 100 проверенных организаций представили необходимые для проведения проверки документы в полном объеме.

Такое положение вещей не является в нашей работе чем-то новым или неожиданным.

Практика показывает, что какая-то часть некоммерческих организаций, из числа включенных в план проверок, не представляет документы на проверку вообще либо частично. При этом руководители таких некоммерческих организаций либо не являются на проверку для дачи пояснений, либо ссылаются в обоснование непредставления документов на их утрату.

Помимо этих обстоятельств, вызывают определенную озабоченность и результаты проводимых проверок.

Например, по итогам проведенных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в первом полугодии 2009 года 100 проверок установлено, что действовали в соответствии со своими уставными целями и без нарушений законодательства Российской Федерации только 6 некоммерческих организаций, 7 некоммерческих организаций вообще не осуществляли уставную деятельность, а остальные проверенные организации действовали с нарушениями законодательства или не соблюдали требования собственных уставов.

К некоммерческим организациям, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации, были применены соответствующие меры воздействия.

В частности, по результатам проверок, в связи с выявленными нарушениями, в первом полугодии 2009 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было вынесено 85 письменных предупреждений и составлено 7 протоколов об административных правонарушениях.

Кроме того, в первом полугодии Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было направлено в суд 22 исковых заявления в отношении некоммерческих организаций, из них: 15 исковых заявлений о ликвидации, 7 исковых заявлений о признании организации прекратившей деятельность.

Положительным моментом является то, что большая часть некоммерческих организаций добровольно исправляет выявленные нарушения как в процессе проверки, так и в сроки, установленные в предупреждении.

Как показала практика работы Главного управления, некоммерческие организации активно пользуются правом на подачу ходатайства о продлении срока устранения нарушений, установленного в предупреждении. При этом Главное управление идет навстречу таким организациям, конечно, если ходатайство является обоснованным и содержит конкретные причины, не позволяющие устранить нарушения в установленные сроки, а также сведения о мерах, принятых организацией для устранения выявленных нарушений.

Если говорить о нарушениях, то наиболее типичными из них являются:

- несоблюдение компетенции органов управления некоммерческой организацией;

- несоблюдение периодичности проведения заседаний органов управления некоммерческой организацией;

- несоблюдение норм устава некоммерческой организации, устанавливающих сроки полномочий органов управления;

- неисполнение обязанности общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним;

- неисполнение обязанности представлять в уполномоченный орган обновленные сведения о некоммерческой организации, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- использование эмблемы, не зарегистрированной в установленном законом порядке;

- невыполнение благотворительной организацией обязанности представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности;

- расходование средств и использование иного имущества не в соответствии с указанными в учредительных документах некоммерческой организации целями;

- нарушение ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, при проведении проверок некоммерческих организаций имеют место случаи выявления нарушений законодательства, контроль за исполнением которого не относится к компетенции Минюста России и его территориальных органов, а именно законодательства Российской Федерации о здравоохранении, образовании, налогового и т. д.

В случае выявления таких нарушений информация о них направляется Главным управлением в компетентные органы для соответствующего реагирования на выявленные нарушения.

Как показала практика, успешность контроля за деятельностью некоммерческих организаций в большой степени зависит от понимания некоммерческими организациями необходимости прохождения процедуры проверки, необходимости выполнения в процессе деятельности некоммерческой организации обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; понимания того, что результат проведенной проверки является в конечном итоге производной от деятельности самой некоммерческой организации.

Поэтому работники отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций в ежедневном режиме в ходе приема граждан разъясняют им положения законодательства о некоммерческих организациях, на официальном интернет-сайте Главного управления размещены сведения о действующем законодательстве, об образцах документов, о планируемых проверках и другая необходимая информация.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы призваны способствовать развитию гражданского общества в нашей стране, поэтому проводимое совершенствование законодательства в этой сфере не только облегчает деятельность территориальных органов Минюста России, но и помогает некоммерческим организациям успешно выполнять взятые на себя обязательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа