Мониторинг обналичивания денежных средств в преступных целях: финансово-правовые вопросы

(Прошунин М. М.) ("Финансовое право", 2009, N 12) Текст документа

МОНИТОРИНГ ОБНАЛИЧИВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ПРЕСТУПНЫХ ЦЕЛЯХ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

М. М. ПРОШУНИН

Прошунин М. М., доцент кафедры административного и финансового права РУДН, кандидат юридических наук.

В настоящей статье дается характеристика процесса обналичивания в преступных целях, рассматривается соотношение понятий "отмывание преступных доходов" и "обналичивание в преступных целях". Автором предлагается ряд правовых мер по противодействию обналичиванию в преступных целях.

Обналичивание в преступных целях является одной из актуальных экономических угроз для России, наряду с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма, а также коррупцией. Противодействием обналичиванию в той или иной мере занимаются правоохранительные органы, ФТС, ФНС России, Росфинмониторинг, Банк России и другие органы государственной власти, осуществляющие правоохранительные и контрольные функции. Вместе с тем правовые вопросы обналичивания в научном преломлении становились предметом обсуждения в основном в уголовно-правовой сфере, несмотря на то что их тесная взаимосвязь с налоговыми правоотношениями, государственным финансовым контролем, банковской деятельностью говорит о необходимости изучения финансово-правовых вопросов обналичивания в преступных целях. Как известно, в современной российской экономике налоговые правонарушения зачастую связаны с иными правонарушениями, прежде всего с легализацией незаконных доходов и обналичиванием денежных средств <1>. -------------------------------- <1> Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права // Налоги и финансовое право. 2004. N 7.

В рамках функционирования финансовой системы Российского государства обналичивание в преступных целях представляет прежде всего угрозу платежной системе, финансовой стабильности государства. Так, по оценкам отдельных специалистов, сумма обналиченных юридическими лицами денежных средств превышает доходную часть федерального бюджета. В 2007 г. было обналичено 10 трлн. руб. <2>. -------------------------------- <2> Ручкина Г. Ф. Проблемные кредитные организации в банковской сфере Российской Федерации (финансово-правовой аспект) // Банковское право. 2008. N 4.

Как отмечает М. И. Мамаев, причины незаконного обналичивания денежных средств разные: 1) конкуренция на рынке труда вынуждает повышать зарплату востребованным специалистам, что приводит к увеличению налоговых платежей с фонда оплаты труда. Как следствие - выплата зарплат в "конвертах", для чего требуются неучтенные наличные деньги; 2) уклонение от уплаты налоговых платежей по результатам финансово-хозяйственной деятельности, используя обналичивание посредством либо совершения сделок без отражения их в бухгалтерской отчетности и задействования при этом наличных денег, что позволяет избегать текущего и последующего контроля за операциями по счету в банке, либо неполной уплаты налогов с финансово-хозяйственных операций. Типичный способ уклонения от уплаты НДС в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для обналичивания денежных средств. На расчетный счет такого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам; 3) формирование и восполнение суррогатных (нелегальных) условий осуществления предпринимательской деятельности: отчисления коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов, взятки чиновникам, в отдельных случаях взносы в воровской "общак" и т. д.; 4) использование для личного потребления при сокрытии истинных размеров получаемых доходов. Например, с целью уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц; 5) создание материального фундамента и пополнение оборотных средств "рафинированной" криминальной экономики, включающей перепродажу наркотиков, органов человека для трансплантации, оружия и т. д. <3>. -------------------------------- <3> Мамаев М. И. О квалификации незаконного "обналичивания" денежных средств // Журнал российского права. 2006. N 1.

На наш взгляд, в предложенной классификации присутствует определенная синонимичность. Так, сокрытие истинных размеров получаемых доходов - это попытка избежать налогообложения, уменьшив налогооблагаемую базу. Прямая связь с уходом от налогообложения прослеживается и в выплате "серых" зарплат, продиктованной уменьшением фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшением налоговых платежей. В этой связи предложенная классификация может быть несколько изменена путем выделения двух основных составляющих: 1) уход от налогообложения, который может быть обусловлен целью собственного обогащения физического лица, контролирующего деятельность соответствующего предприятия, или для целей коммерческой деятельности предприятия, например выплата "серых" зарплат; и 2) формирование финансовых ресурсов для обеспечения преступной деятельности, в том числе финансирования террористической деятельности. Данные составляющие являются скорее целями обналичивания, а не причинами. К последним, на наш взгляд, следует отнести, прежде всего, высокую налоговую нагрузку на предприятия и организации, а также потребность преступных группировок в дополнительном финансировании за счет легальной экономики. При этом основной из указанных причин является высокая налоговая нагрузка на предприятия и организации, так как для преступного сообщества получение денежных средств из легальной экономики, вероятно, вторично, поскольку доля последней составляет около 20% ВВП. Обналичивание в преступных целях позволяет избежать или сократить следующие налоговые платежи: налог на добавленную стоимость (18%), налог на прибыль (20%), единый социальный налог (26%) и налог на доходы физических лиц (13%). Иными словами, простой математический расчет показывает исключительную выгодность обналичивания, предполагающую "нелегальную комиссию" в размере 5 - 12%. Помимо целей и причин следует выделить и ряд факторов, обусловливающих или способствующих существованию обналичивания в преступных целях в России. Во-первых, при обналичивании нивелируются проблемы с ведением бухгалтерского и налогового учета. После обналичивания объекты бухгалтерского учета и налогового учета практически перестают существовать, так как для государственных финансовых органов данные денежные средства выпадают из объекта контроля. Во-вторых, значительное налоговое бремя на предприятия-налогоплательщики делает более привлекательным обналичивание, чем уплату налогов и сборов, предусмотренных действующим налоговым законодательством. В-третьих, отсутствует эффективный правовой инструментарий борьбы с "обнальными" конторами, не существует эффективного механизма привлечения к юридической ответственности не только директоров "помоечных" контор, но и организаторов "обнальных" схем и контор. В-четвертых, высокий уровень наличной денежной составляющей в расчетах между физическими лицами. Наличные денежные средства составляют 35 - 40% в составе денежной массы М2 <4>. По данным Банка России, ежегодно в стране обналичивается порядка 11 млрд. долл. США, что в 4 - 5 раз выше уровня, отмечаемого в США и крупных европейских странах <5>. Иными словами, постоянное существование высокого спроса на российскую и иностранную валюты в наличной форме. Низкий уровень сбережений и низкий уровень доверия к национальной банковской системе порождают значительные объемы денежной наличности. В России отсутствует экономическая культура расчетов с использованием банковских карт, т. е. в безналичной форме. -------------------------------- <4> Анищенко Е. В. Противодействие теневым процессам в сфере денежного обращения // Налоги. Специальный выпуск. 2008. Январь. <5> Гусева Т. А. Порядок ведения денежных расчетов: проблемы правового регулирования // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 5.

В-пятых, отметим высокий уровень коррупции и других экономических преступлений, который изначально предполагает использование наличных денежных средств для дачи взяток, "откатов" (выплаты "административной ренты") и т. д. Рассматривая соотношение обналичивания и отмывания преступных доходов, отметим, что обналичивание и легализация - термины, исконно имеющие положительное юридическое содержание. В обоих случаях речь идет о правомерных процессах, регулируемых действующим российским законодательством. Вместе с тем в настоящее время данные термины широко используются прежде всего в негативном, криминальном аспекте. В целях пресечения указанной практики и отграничения обналичивания как правомерной операции физических и юридических лиц предлагается говорить об обналичивании в противоправных целях. Экономическая и квазиправовая взаимосвязь отмывания преступных доходов и обналичивания заключается в том, что обналичивание является обратным процессом по отношению к отмыванию преступных доходов. Отмывание преступных доходов в буквальном смысле слова можно рассматривать как "обезналичивание". Легализация преступных доходов в материальном аспекте предполагает перемещение денежных средств из теневой экономики в легальную экономику. При обналичивании денежные средства из легальной экономики переходят в теневую экономику. Процессы отмывания и обналичивания являются своеобразными финансовыми каналами, связывающими теневой и легальный секторы экономики. Перекрыв оба канала, можно изолировать теневую экономику. Перекрыв только канал обналичивания, можно прекратить финансирование теневой экономики за счет легальной, при этом оставив в качестве дополнительного источника финансирования легальной экономики теневой бизнес <6>. -------------------------------- <6> Авдийский В. И., Крупин Е. В. Об особенностях противодействия отмыванию и обналичиванию в условиях финансового кризиса // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. N 10.

В этой связи следует не согласиться с В. Н. Мельниковым, А. Г. Мовсесяном в том, что формой отмывания является обналичивание <7>. Обналичивание является самостоятельным видом деятельности в преступных целях, так как является процессом, обратным отмыванию преступных доходов. Как отмечает Г. Ф. Ручкина, обналичивание и отмывание денежных средств - понятия различные. Хотя некоторые признаки, сближающие их, такие как утаивание или искажение природы происхождения, движения или действительной принадлежности денежных средств, все-таки существуют <8>. Продолжая мысль автора, отметим и тот факт, что противодействие данным явлениям осуществляется с применением аналогичных мер: идентификация, мониторинг операций. -------------------------------- <7> Мельников В. Н., Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007. С. 449. <8> Ручкина Г. Ф. Проблемные кредитные организации в банковской сфере Российской Федерации (финансово-правовой аспект) // Банковское право. 2008. N 4.

Основная взаимосвязь данных категорий заключается в том, что легализация преступных доходов и обналичивание в преступных целях являются составляющими одного процесса, а именно перемещения, прежде всего наличных денежных средств, между теневой и легальной экономиками. Наличие подобной взаимосвязи делает несостоятельными доводы о вторичности проблемы отмывания денег и финансирования терроризма по отношению к проблеме обналичивания денег и вывода финансов за рубеж, соответственно - сокрытия доходов и неуплаты налогов <9>. -------------------------------- <9> Битулева А. А. Противодействие легализации - наше общее дело // Управление в кредитной организации. 2008. N 5.

О первичности обналичивания можно говорить только в ретроспективе. Как известно, противодействие обналичиванию денежных средств в преступных целях осуществлялось задолго до издания первых нормативных актов о финансовом мониторинге. Опыт налоговых проверок 90-х годов XX в. показал, что для сокрытия проводимых сделок по обналичиванию денежных средств предприятия и физические лица, как правило, практиковали заключение фиктивных договоров со страховыми организациями и другими контрагентами, осуществление расчетов через третьих лиц, использование в расчетах векселей. За осуществление операций по обналичиванию денежных средств компании получали от предприятий-клиентов комиссионные в размере от 1 до 15% от перечисленных сумм <10>. -------------------------------- <10> См., напр.: письмо Госналогслужбы России от 27.09.1996 N ПВ-6-16/675 "О результатах проверки коммерческих структур, занимающихся обналичиванием денежных средств, и их клиентов по вопросам соблюдения налогового и иного законодательства" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Таким образом, легализация преступных доходов, финансирование терроризма, обналичивание, коррупция не предполагают наличия какой-либо иерархии, так как являются самостоятельными экономическими явлениями, обеспечивающими "нормальное" функционирование теневой экономики. Как показывает практика, борьба со сложноструктурированными преступными системами (а теневая экономика фактически является аналогией существующей легальной экономики) возможна только на основании системного подхода. Выделение первичных и вторичных проблем на макроэкономическом уровне всегда грозит недооценкой последних и, как итог, перерождением вторичных проблем в проблемы, требующие незамедлительного решения на уровне государства. Таким образом, если отмывание преступных доходов - это придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению доходами, полученными преступным путем, или, иными словами, превращение "грязных" денег в "чистые", то в отношении обналичивания мы имеем обратный процесс, а именно превращение "чистых" денежных средств, источник получения которых является правомерным для целей ведения бухгалтерского учета и налогового учета, в "грязные" денежные средства. Обналичивание следует определять как совокупность действий, направленных на уход от налогообложения (уменьшение налогооблагаемой базы) путем перевода безналичных денежных средств в наличную форму, как правило, в пользу третьего лица без отражения информации о наличных денежных средствах в бухгалтерском и налоговом учетах. Суть обналичивания заключается в том, что наличные денежные средства, как правило, переходят на праве собственности физическому/юридическому лицу, не имеющему каких-либо документов, подтверждающих законность их получения. Обналичивание может существовать в любой сфере деятельности, чей результат невозможно физически определить или проверить сам факт оказания услуг (например, консультационных). В настоящее время существует множество схем и типологий обналичивания денежных средств в преступных целях, среди которых наиболее распространенными являются схемы по заключению консультационных договоров, договоров аренды нежилых помещений, закупки сельхозпродукции, не предполагающих оказания каких-либо услуг или предоставления соответствующего помещения de facto <11>. -------------------------------- <11> Наиболее наглядно типологии обналичивания денежных средств приведены в книге: Мельников В. Н., Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007.

Все схемы обналичивания можно условно поделить на одно - и многосложные. В первом случае осуществляется взаимодействие между обнальной конторой и лицом, желающим обналичить денежные средства. Во втором случае вместо "обнальной" конторы используется юридическое лицо, надлежащим образом осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое, в свою очередь, вступает во взаимодействие с "обнальной" конторой. Преимущество второго варианта заключается в том, что юридическое лицо - клиент не имеет правоотношений с "обнальной" конторой, а следовательно, в ходе встречных проверок риск предъявления к нему требований, связанных с обналичиванием денежных средств, минимален. В отношении субъектного состава следует выделять схему обналичивания, участниками которой являются кредитные организации, представители которых сознательно идут на обеспечение совершения третьими лицами противоправной деятельности, и схему обналичивания, в которую кредитные организации не вовлечены. Подчеркнем, что обналичивание в преступных целях не является исключительно проблемой российской экономики или стран с переходной экономикой. Обналичивание денежных средств осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем основная налоговая нагрузка на физических лиц - налогоплательщиков, эффективные системы финансового мониторинга и государственного принуждения делают подобную деятельность высокорисковой и низкодоходной, что лишь подтверждает ее экономическую бесперспективность для преступных элементов. Негативные последствия обналичивания в преступных целях лежат в политической, социальной и финансово-экономических плоскостях. Так, прежде всего, обналичивание в преступных целях наносит значительный ущерб финансовой деятельности государства. Прежде всего обналичивание в преступных целях сокращает государственные доходы из-за сокращения налогооблагаемой базы участниками "обнальных" схем (вывода денежных средств из-под контроля регулирующих и контрольных органов), а следовательно, способствует формированию дефицита бюджетов различных уровней бюджетной системы. В рамках политической деятельности обналичивание является неотъемлемой составляющей для выплаты "административной" ренты - развития коррупционной составляющей. Обналичивание как способ формирования финансовых фондов преступных группировок, обеспечения текущего финансирования преступной деятельности ведет к повышению угрозы национальной безопасности отдельного государства <12>. -------------------------------- <12> См., напр.: Никольский А. Ободрали "Тополь-М". Задержан замгендиректора крупного военного завода // Ведомости. 2009. 9 сентября. А02.

В социальной сфере обналичивание способствует дальнейшему социальному расслоению населения, так как уход от налогообложения в целях личного обогащения доступен прежде всего руководителям организаций, принимающим решения о совершении юридически значимых действий, обеспечивающим перевод денежных средств в наличную форму. Отметим негативные последствия обналичивания в преступных целях и для всей системы финансового мониторинга. Так, обналичивание затрудняет работу по выявлению собственно операций по отмыванию преступных денежных средств и финансированию терроризма. Обналичивание создает дополнительную наличную массу, из которой в дальнейшем тем же подразделениям финансового мониторинга агента финансового мониторинга, а в дальнейшем и Росфинмониторингу придется выбирать, какие денежные средства связаны с преступной деятельностью, а какие - нет. Как итог, подразделениям финансовой разведки, прежде всего развивающихся стран, приходится противодействовать не отмыванию, а прежде всего обналичиванию денежных средств в преступных целях. На наш взгляд, решение проблемы обналичивания лежит не в плоскости финансового мониторинга, эффективности его реализации, хотя это также немаловажно, а, скорее, в налогово-правовой сфере. Решение проблемы обналичивания напрямую связано с последовательным изменением налогового режима для предприятий - налогоплательщиков путем уменьшения налоговой нагрузки на предприятия и индивидуальных предпринимателей. В этой связи низкая эффективность борьбы с преступным обналичиванием объясняется тем, что меры по противодействию направлены на следствия (выявление схем по обналичиванию, привлечение к уголовной ответственности), а не на первопричину - высокую налоговую нагрузку, прежде всего на юридических лиц. Проблема обналичивания - это проблема конкуренции между стоимостью налогового бремени и стоимостью обналичивания. Стоимость обналичивания складывается, во-первых, из стоимости услуг "обнальных" контор, во-вторых, из стоимости коррупционных услуг налоговых и правоохранительных органов, контролирующих бизнес по обналичиванию денежных средств. До тех пор пока стоимость обналичивания будет значительно ниже налоговой нагрузки, проблема обналичивания будет существовать, так как предпринимательский спрос на данную услугу по умолчанию будет рождать предложение. Характеризуя современное состояние проблемы противодействия обналичиванию денежных средств в преступных целях, можно говорить лишь о промежуточном успехе, а именно о значительном повышении комиссионного вознаграждения за обналичивание, что, несомненно, связано с деятельностью Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы и Банка России в ходе противодействия легализации преступных доходов. Вместе с тем наличие постоянного спроса на данные услуги лишь подтверждает вывод о получении организацией существенной экономической выгоды. В этой связи на макроэкономическом уровне это проблема конкуренции легальной и теневой экономик. Задача государственных органов - нивелировать все преимущества теневой экономики, к которым относится отсутствие заурегулированности, бюрократизма и наличие высокой налоговой нагрузки, что свойственно современной российской экономике. Нельзя не согласиться, что решение проблем обналичивания денежных средств, легализации преступных доходов на макроэкономическом уровне также тесно связано с повышением "налоговой морали" основной части населения государства <13>. В целом не менее важна проблема повышения доверия к государству, его институтам как гаранту прав и свобод граждан и юридических лиц. Низкий уровень доверия к проводимой политике, налоговой и судебной реформам заставляет субъектов предпринимательской деятельности обналичивать денежные средства с последующим их выводом за рубеж. -------------------------------- <13> Suspicion of Money Laundering. In the Crossfire of International Due Diligence Obligations. By professional - for professionals. Vienna-Graz, 2006. P. 368.

Неразрывно с налоговой составляющей проблемы связана необходимость совершенствования административно-правового регулирования порядка создания и ликвидации юридических лиц. В настоящее время в административной сфере не создана эффективная система контроля за созданием и ликвидацией юридических лиц, что способствует созданию и функционированию организаций-однодневок, используемых в процессе обналичивания. Различные перерегистрации юридических лиц являются скорее полумерой, создающей лишь технические трудности для предпринимателей, но не устанавливающей реального мониторинга участников/акционеров и членов органов управления юридических лиц. Также необходимо введение системы квалификационных требований к кандидатурам на должности руководителей коммерческих организаций в части запрета занимать подобные должности лицам, руководившим компаниями, деятельность которых прекращена в связи с причастностью данных организаций к противоправным действиям в финансово-экономической сфере, в том числе к преднамеренным банкротствам, легализации преступных доходов, финансированию терроризма, обналичиванию в преступных целях, что подтверждено в судебном порядке. Системный подход к решению данной проблемы должна обеспечить прежде всего реализация ряда правовых мер в банковской системе. В рамках совершенствования платежной системы, за функционирование которой ответственен Банк России, необходимо поступательное развитие системы безналичных платежей между физическими и юридическими лицами, что в конечном итоге должно значительно снизить долю наличных платежей в платежном обороте. В перспективе представляется целесообразным проведение деноминации денежных средств, что позволит: 1) определить долю наличных денежных средств в обороте, точнее, ее криминальную составляющую; 2) провести проверки соответствия имущества, доходов и расходов физических лиц, с последующим введением законодательных ограничений на расчеты в наличной форме между физическими и юридическими лицами, аналогично существующим для юридических лиц. Подчеркнем, что подобный вариант событий реален только при создании благоприятного инвестиционного климата, проведении налоговой и судебной реформ, совершенствовании системы финансового мониторинга и деятельности ее агентов, а также при благоприятной экономической ситуации, исключающей кризисное состояние государственных финансов и экономики в целом. В банковской сфере необходимо усиление роли Банка России как надзорного органа в сфере мониторинга операций кредитных организаций, связанных с обналичиванием в преступных целях. Именно Банк России обладает необходимым набором полномочий по регулирования и надзору за банковской деятельностью. Банк России устанавливает порядок открытия и ведения банковских счетов <14>, через которые осуществляется обналичивание, проводит инспекционные проверки кредитных организаций, осуществляющих операции с наличными денежными средствами, в том числе на предмет соблюдения кассовой дисциплины. Банк России обладает правовым инструментарием для наиболее быстрого определения банков, обеспечивающих осуществление операций по обналичиванию в преступных целях. -------------------------------- <14> Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" // Вестник Банка России. 25.10.2006. N 57.

В настоящее время, на наш взгляд, наиболее рисковой категорией являются банки с низким уставным капиталом. Так, например, в настоящее время около 30% кредитных организаций имеют уставный капитал не более 60 млн. руб. <15>. Именно мелкие банки из-за невозможности конкурировать с крупными финансовыми институтами становятся объектом риска ввиду предрасположенности к противоправной деятельности. Показателен недавний пример Инкредбанка. Так, по данным правоохранительных органов, в Инкредбанке работала преступная группа, которая открывала расчетные счета компаниям, зарегистрированным на подставных лиц, без документов, изготавливая вместо них поддельные. Члены группы проводили незаконное обналичивание средств через банковские ячейки. Для незаконных банковских операций использовались счета более 20 юридических лиц, в результате члены преступной группы получили доход более 50 млн. руб. <16>. -------------------------------- <15> Статистика // Вестник Банка России. 2009. N 13. С. 44. <16> Хуторных Е. Обналичили на 50 млн. руб. // Ведомости. 2009. 15 октября. N 195 (2465).

Не менее важно предоставление адекватного правового инструментария агентам финансового мониторинга, в том числе кредитным организациям. В рамках финансового мониторинга немаловажно расширить правовой инструментарий агентов финансового мониторинга, прежде всего кредитных организаций, по противодействию обналичиванию, главным образом за счет закрепления за ними права на получение дополнительной информации о предназначении дополнительных денежных средств с корреспондирующей обязанностью их клиента. Рассматривающийся в Федеральном Собрании Российской Федерации вопрос о возможности закрытия кредитными организациями банковских счетов в одностороннем порядке также должен распространяться не только на сомнительные операции, связанные с легализацией преступных доходов, но и на операции с обналичиванием в преступных целях. В настоящее время единственно действенным методом является установление банком высоких комиссий за обналичивание денежных средств для целей, не связанных с основной деятельностью компании. При этом данный экономический инструмент не работает в сфере эмиссии банковских карт, изначально предназначенных для обналичивания. Подчеркнем, что данный инструмент воздействия скорее экономический по сути, чем правовой. В законодательной сфере необходимо введение категориального аппарата. Так, следует закрепить отдельную категорию - "обналичивание в преступных целях" аналогично дефинициям "легализация преступных доходов" и "финансирование терроризма", а также ввести дополнительные критерии и признаки операций, подлежащих обязательному мониторингу, например снятие в наличной форме денежной суммы на цели, не связанные с основной деятельностью клиента, снятие денежных средств в наличной форме денежных средств на сумму, превышающую 1000000 руб., и т. д. В уголовно-правовой сфере следует более детально рассмотреть предложения ряда ученых, в том числе М. И. Мамаева, о введении нового состава преступления - обналичивание денежных средств в преступных целях <17>. Напомним, что в настоящее время в правоприменительной практике используются такие составы преступлений, как незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ) и т. д. -------------------------------- <17> Мамаев М. И. О квалификации незаконного "обналичивания" денежных средств // Журнал российского права. 2006. N 1.

Требует правового оформления и деятельность Росфинмониторинга и Банка России по противодействию обналичиванию денежных средств, так как в настоящий момент отсутствуют как категориальный аппарат, так и нормативно закрепленные меры борьбы с обналичиванием. В современный период данная проблема нивелируется путем отнесения обналичивания к одной из форм легализации преступных доходов, что методологически неверно, так как (и это ранее подчеркивалось) обналичивание является процессом, обратным отмыванию денежных средств. Таким образом, последовательная и системная реализация указанных выше предложений позволит создать такие правовые и экономические условия для обналичивания преступных доходов, при которых сам процесс обналичивания окажется экономически невыгоден и будет связан со значительными правовыми рисками для участников и организаторов подобных нелегальных схем.

Название документа