Авторское право на шахматное произведение (проблемы, суждения, предложения...)

(Климович Е. С.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 4) Текст документа

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ШАХМАТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ...)

Е. С. КЛИМОВИЧ

Рассматриваются возможные подходы к реализации авторского права в области шахматного творчества. На основании ретроспективного анализа отечественного законодательства в области интеллектуальной собственности (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский кодекс РСФСР, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Шахматный кодекс СССР) делается вывод о принадлежности шахматных произведений (шахматная игра, ее элементы, шахматная композиция и т. д.) к объектам авторского права. Излагается подход к обоснованию механизма реализации авторского права в области шахматного творчества.

Вопросы, связанные с рассмотрением авторского права в области шахмат, имеют достаточно длинную, но вялотекущую историю. Однако в настоящее время, т. е. в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, эти вопросы приобретают особую остроту. В связи с введением в действие с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности превращаются в полноценный объект гражданского оборота. Это требует соответствующего управления таким объектом, как-то: оценка стоимости, обеспечение правовой защиты, установление владельца, вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот. Причем решение этих вопросов в ряде случаев перешло в область практических действий. Необходимо также отметить, что в последнее время эти вопросы рассматривались на страницах специальных периодических изданий, в которых высказывались различные, в том числе полярные, взгляды и подходы к решению вопросов авторского права в области шахматного творчества (16, 17, 18). В настоящей статье при анализе проблемы авторского права в области шахматного творчества выделяется три вопроса: 1. Являются ли шахматные произведения (шахматная игра и ее элементы: дебют, окончания, шахматные композиции) результатами интеллектуальной деятельности и объектами авторского права? 2. Каким образом следует фиксировать права автора на созданное им шахматное произведение и передачу этих прав издателю? 3. Как определить минимальный размер авторского вознаграждения за созданное шахматное произведение?

Шахматное произведение - объект авторского права

Для ответа на первый вопрос (является ли шахматное произведение объектом авторского права) прежде всего необходимо уяснить, отвечают ли шахматная игра и ее элементы (дебюты, этюды, шахматные композиции и т. д.) требованиям, которые в настоящее время современное отечественное законодательство предъявляет к результатам интеллектуальной деятельности (объектам авторского права) и соответственно их защищает. При этом вывод об этом в трактовке современного отечественного законодательства следует формировать на основании введенной в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ, которая так и называется: "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Общие положения ГК РФ по этим вопросам изложены в ст. 1225 - 1228: "...Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 2. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Статья 1226. Интеллектуальные права На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Статья 1227. Интеллектуальные права и право собственности 1. Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. 2. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 1291 настоящего Кодекса. Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности 1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. 2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса. 3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. 4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно". Исходя из этих общих положений, следует определить, является ли шахматная игра творческой деятельностью. Рассуждения (даже споры) о том, что такое шахматы - спорт, искусство, наука, имеют многовековую историю и продолжаются до сих пор, то затихая, то усиливаясь. Зачастую они носят вкусовой характер. Авторитетные отечественные энциклопедические издания в разные времена по-разному определяли понятие шахматы: "Шахматы, самая интеллектуальная и творческая из игр фигурами на доске" (Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат", 7-е изд., т. 49. М., 1930 (6)); "Шахматы - самая сложная и интеллектуальная из игр на доске, которая в процессе своего развития настолько обогатилась элементами научного мышления и вместе с тем художественного творчества, что в настоящее время далеко переросла свое первоначальное значение игры и, будучи превосходным умственным спортом, в Союзе ССР сделалась одним из орудий культурного воспитания масс" (Большая советская энциклопедия, 1-е изд., т. 61, 1934 (7)); "Шахматы - игра, богатая элементами спортивной борьбы, научного мышления и художественного творчества" (Большая советская энциклопедия, 2-е издание, т. 47, 1957 (8)); "Шахматы - игра специальными фигурами, органически сочетает черты искусства, науки и спорта... Шахматная композиция - особая область искусства и спорта, сложившаяся на основе шахмат... Шахматы - искусство, проявляющееся в форме игры, интеллектуальной борьбы сторон, в процессе которой и возможно создание художественных ценностей, входящих в сокровищницу человечества" (Большая советская энциклопедия, 3-е изд., т. 29, 1978 (9)); "Шахматы - древняя индийская игра, имеющая многовековую историю; одна из наиболее распространенных игр современности. Сочетает в себе элементы науки, искусства, спорта" (Шахматы. Энциклопедический словарь, 1990 (10)). Таким образом, несмотря на различные трактовки понятия "шахматы" в разных источниках, во всех из приведенных определений в шахматной игре отмечается наличие (признаки) науки, искусства и творческой деятельности. Указанное обстоятельство позволяет считать шахматную игру творческой интеллектуальной деятельностью. Анализ статей ГК РФ (гл. 70 "Авторское право"), определяющих возможность рассмотрения результата интеллектуальной деятельности в качестве объекта авторского права, показывает, что для этого рассматриваемый предмет (произведение) должен удовлетворять двум признакам: 1. Рассматриваемый предмет (произведение) должен быть результатом интеллектуальной (творческой) деятельности человека. 2. Этот предмет (произведение) должен существовать в какой-либо объективной форме. Статья 1259 ГК РФ конкретизирует объекты авторского права в самых разных областях человеческой деятельности. "...Статья 1259. Объекты авторских прав 1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. 2. К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда..." Следует отметить, что указанная статья содержит достаточно широкий перечень самых разнообразных форм реализации объектов авторского права и в конкретном плане не содержит указания о принадлежности шахматной игры к объектам авторского права (точно так же в этой статье не содержится конкретных понятий "песня", "стихотворение", "портрет", "пейзаж " и т. д.). Однако законодатель установил, что этот перечень не является исчерпывающим. Шахматная партия (ее элементы: дебюты, этюды, композиции и т. д.) по духу и букве п. 1 ст. 1259 ГК РФ с полным основанием может быть включена в отдельную позицию, специально предусмотренную законодателем в этой статье: "...другие произведения". Естественно, что любой результат творческой деятельности, для того чтобы его можно было обсуждать и тем более оценивать, должен быть зафиксирован, т. е. существовать в "...какой-либо объективной форме", как того требует п. 3 ст. 1259 ГК РФ: "...Статья 1259. Объекты авторских прав... 3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме". Следует отметить, что материальная (объективная) форма выражения объекта авторского права в определяющей степени зависит от научно-технического прогресса, который за прошедший век существенно расширил возможности реализации (фиксации) результатов творческой деятельности. В этом плане запись шахматной партии, которая появилась в глубокой древности, является письменной формой существования шахматной игры, и это дает основания вполне определенно заключить, что уже с этих давних лет шахматная игра "вписывается" в норму общих положений ст. 1259 ГК РФ. Соответствие перечисленных выше признаков требованиям Закона (в части ст. 1259) позволяет рассматривать шахматную партию как объект авторского права. Далее следует рассмотреть шахматную игру с позиций ограничений, содержащихся в п. 5 и п. 6 ст. 1259: "...5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования". Следует отметить, что данный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится такого понятия, как "игра". Таким образом, с позиций этого ограничительного п. 5 ст. 1259 ГК РФ нет никаких оснований рассматривать шахматную игру как объект, на который не распространяются авторские права. "...6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)". Данный пункт также содержит исчерпывающий перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. В этом ограничительном перечне не упомянуты шахматы. К произведениям народного творчества шахматные партии также отнести нельзя, так как у них имеется автор. Следовательно, нормы этой статьи на шахматные партии не распространяются. В целом, анализируя шахматную партию с позиций установочных статей ГК РФ (ст. 1225 - 1228, 1259), можно заключить, что шахматная игра (шахматная партия в записи) является объектом авторского права и на нее распространяются авторские права. Следует также напомнить, что действовавший в советское время Шахматный кодекс СССР (5), изданный впервые в 1933 г. и выдержавший 12 (двенадцать!) изданий, содержал свод обязательных правил шахматной игры, в числе которых имелись правила, регулирующие совершенно конкретные права авторов шахматных произведений: "...Глава IV. Правила шахматной композиции Раздел четвертый. Публикации и приоритеты Статья 16. Публикация Композиция начинает свое существование с момента ее первой публикации в печатном органе (тиражом не менее 100 экз.)... Статья 17. Приоритет Приоритет автора на опубликованную композицию определяется датой ее публикации. Во всех последующих перепечатках в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время и место (источник) первой публикации, композиции или название соревнования, время (год) публикации и полученные отличия. Преднамеренная публикация чужой композиции под своей фамилией точно или с несущественными изменениями конструкции является плагиатом, и "автор" ее несет ответственность в соответствии с Законом об авторском праве". Таким образом, с позиций действующего ГК РФ, с позиции ведомственного документа, каким до сравнительно недавнего времени был Шахматный кодекс СССР (этот документ был утвержден Комитетом СССР по физической культуре и спорту), шахматную игру можно рассматривать как объект авторского права. В добавление к изложенному (административно-правовой аспект рассматриваемого вопроса) представляется целесообразным провести сравнительный анализ формализованного (схематизированного) представления процесса создания произведения разными авторами: литератором (стихотворение), музыкальным композитором (музыкальная мелодия) и шахматным композитором (шахматный этюд) с позиций процесса создания произведений (результатов интеллектуальной деятельности) как объектов авторского права. При этом следует отметить, что в настоящее время литературные и музыкальные произведения, бесспорно, считаются объектами авторского права. Литератор (автор), используя известные буквы алфавита и слова <1> (как правило), руководствуясь своим творческим "Я", создает оригинальную последовательность слов - стихотворение и представляет его в объективной форме - в виде письменной записи. Это произведение после соответствующей оценки специалистами включается в поэтический сборник. В принципе можно заключить: литератор букв и слов (как правило) не изобретает (буквы алфавита - давно общественное достояние), литератор создает оригинальную последовательность слов, которая фиксируется в виде письменной записи. -------------------------------- <1> Следует отметить, что если литератор из известных букв создает новое слово и образ, то это является объектом авторского права. Пример тому - известный "на фронтах" литературы, искусства и правосудия персонаж - Чебурашка, созданный Э. Успенским. Этот персонаж пока еще (по молодости лет) официально не стал народным, т. е., выражаясь строгим юридическим языком, не перешел "в общественное достояние", поэтому требует к себе уважительного отношения и с точки зрения авторского права.

Музыкальный композитор (автор) по своему вдохновению из давно всем известных нот (до, ре, ми и т. д.) составляет оригинальную последовательность - музыкальную мелодию. Эта мелодия воспринимается слушателями (специалистами и не очень) и в зависимости от их оценки включается или не включаются в состав соответствующего сборника. Таким образом, упрощенно можно заключить: музыкальный композитор собственно нот не изобретает (ноты - давно общественное достояние), музыкальный композитор создает оригинальную последовательность из известных нот, которая записывается (фиксируется) в виде нотной записи. Шахматист-теоретик (автор) исследует за белых и черных новый дебютный вариант в полтора-два десятка известных шахматных ходов с разветвлениями и проверяет его на практике. Удачный теоретический продукт принимается шахматистами-практиками и вносится в дебютные руководства. Шахматный композитор (автор) создает оригинальную начальную позицию и оригинальную последовательность из известных шахматных ходов, ведущих к заранее поставленной цели. Этот этюд (или задачу) автор представляет на рассмотрение специалистов и в случае их одобрения становится признанным автором нового шахматного произведения. Сам продукт помещается в тематические сборники, публикуется в печати под именем создавшего его автора. Применительно к шахматистам реализуется та же формальная схема, что в литературе и музыке: шахматный маэстро создает оригинальную последовательность из известных ходов шахматных фигур, которая фиксируется в соответствующей шахматной записи. Для удобства проведения сравнительного анализа литературных, музыкальных и шахматных произведений с точки зрения определения их принадлежности к объектам авторского права С. Н. Братусь основные характеристики этих объектов представлены в таблице.

Таблица. Схематическое (формализованное) представление основных характеристик литературных, музыкальных и шахматных произведений (с точки зрения определения их принадлежности к объектам авторского права)

Наименование Литературное Музыкальное Шахматное характеристики произведение произведение произведение

Вид деятельности Творческая Творческая Творческая

Название Стихотворение Мелодия песни Шахматный этюд произведения, результата деятельности

Используемые Буквы алфавита Ноты Ходы шахматных элементы фигур произведения

Авторские права Общественное Общественное Общественное на используемые достояние достояние достояние элементы произведения

Схематическое Последовательность Последовательность Последовательность представление слов нот ходов объекта авторского права

Объективная Письменная запись Письменная запись Письменная запись форма слов нот ходов существования произведения

Из сравнительного анализа данных, приведенных в таблице, следует очевидный вывод о практической идентичности представленных характеристик формализации процесса создания литературных, музыкальных и шахматных произведений с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемым ГК РФ к объектам авторского права. Таким образом, если литературные и музыкальные произведения по признакам, установленным законодателем, являются объектами авторского права (это положение в настоящее время не вызывает никаких споров), то и шахматные произведения (прежде всего дебютные и эндшпильные разработки, а также продукты шахматной композиции) в принципе обладают теми же признаками, т. е. также являются объектами авторского права. Фактически можно заключить, что в настоящее время авторское право на продукты шахматного творчества существует, но в несколько усеченном виде: неимущественные права принадлежат автору и реализуются на практике (например, вариант *** в испанской партии), а имущественные права на использование сразу перешли (уступлены) в общественное достояние. ГК РФ (п. 2 ст. 1282) допускает, что "произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения". Следует отметить, что в отечественном законодательстве, посвященном вопросам авторского права (ст. 475 ГК РСФСР, ст. 7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", ст. 1259 ГК РФ), не содержится информации о конкретной форме литературного или музыкального произведения, который является объектом (продуктом - по ГК РСФСР) авторского права. В этих документах сказано: "...письменные произведения (литературные, научные и др.), произведения музыкальные с текстом или без текста" (ст. 475 ГК РСФСР); "...литературные произведения (включая программы для ЭВМ), музыкальные произведения с текстом или без текста..." (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"); "...произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения..." (ГК РФ). Таким образом, в этих документах не содержится указаний о конкретной форме объекта авторского права - рассказ или повесть в литературе, мелодия песни или соната в музыке... Так что, строго говоря, новые формы в литературе и музыке формально тоже могут потребовать соответствующих доказательств для признания их объектами авторского права. Выше вопрос о принадлежности шахматных произведений к объектам авторского права был рассмотрен с позиций Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", Шахматного кодекса СССР. Далее вопрос рассматривается с позиций Основного Закона - Конституции Российской Федерации. Прежде всего следует отметить, что в этом документе объекты авторского права присутствуют в более общих категориях - как результат интеллектуальной деятельности и интеллектуальная собственность на эти результаты. Новое российское законодательство в области интеллектуальной собственности, ориентированное на рыночную экономику, начало создаваться с 1993 г. В основополагающем документе содержится позиция законодателя по вопросам интеллектуальной собственности в современной России. "...Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся: о) ...правовое регулирование интеллектуальной собственности..." Анализ приведенных выше документов показывает, что в настоящее время в отечественном законодательстве уже разработано правовое поле, обеспечивающее достаточную защиту результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и творческой деятельности авторов. Поэтому говорить о том, что шахматная игра не является объектом авторского права, означает ограничивать права людей, создающих эту интеллектуальную собственность, т. е. шахматистов. А поскольку шахматист является гражданином страны, то его права "могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Такого федерального закона нет. Таким образом, и с позиций основополагающих законодательных документов Российской Федерации нет никаких оснований, препятствующих рассмотрению шахматного произведения как объекта авторского права.

Подход к разработке механизма формализации взаимоотношений "Автор шахматного произведения - издатель"

Выше было показано, что в соответствии с современным отечественным законодательством шахматные произведения являются объектами авторского права, и следовательно, на них распространяются соответствующие нормы, защищающие права автора. Однако для того чтобы быть защищенным законом, автор шахматного произведения должен определенным образом оформить свои отношения с тем, кому он передает свои права, т. е. должен быть документ, который отражает следующие позиции: 1. Определяет собственника - автора шахматного произведения. 2. Фиксирует (разрешает) передачу полного текста шахматного произведения организации, проводящей соревнование (издательству). 3. Содержит обязательство организации (издательства) о соблюдении прав автора (неимущественных и имущественных). В соответствии с ГК РФ: "Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения 1. По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. 2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме". Учитывая юридическую неосведомленность наших граждан, каждый участник шахматного соревнования должен быть проинформирован о своих авторских правах на шахматную партию. Эта информация может содержаться в установочном положении о соревновании. Необходимо также подчеркнуть, что здесь речь идет об авторском праве на вознаграждение за публикацию шахматного произведения в изданиях, поступающих в книготорговую сеть. Однако, как правило, шахматные сборники или любые иные издания шахматной литературы включают произведения большого количества авторов. Естественно, заключение письменных договоров с каждым из них - задача весьма сложная в организационном плане (возможно, именно это - одна из причин имеющегося правового вакуума в области шахматного творчества). При этом могут быть разные формы реализации авторского вознаграждения за издание шахматных произведений. Например, если в изданном шахматном сборнике для некоторых авторов вознаграждение составляет менее 10 МРОТ, то эти суммы возможно перечислять на специальный счет шахматного клуба или шахматной секции Российского авторского общества с последующим целевым использованием этих средств на развитие шахмат в России, на социальную поддержку авторов шахматных произведений и т. д. В то же время в интересах защиты прав авторов шахматных произведений необходимо разработать достаточно четкие и работоспособные механизмы (правила), регламентирующие взаимоотношения автора шахматного произведения и издателя. Наиболее насыщены юридическими коллизиями шахматные партии - самые массовые (по численности) шахматные произведения. Сложность и особенность рассмотрения этих вопросов состоят в том, что шахматное произведение - это продукт творческой деятельности двух человек, каждый из которых - независимое юридическое лицо, с полным набором соответствующих прав, которые должны взаимно учитываться и соблюдаться. В этом смысле различные правовые коллизии взаимоотношений между автором, с одной стороны, и издателем, с другой стороны, в том числе связанные с распределением авторского вознаграждения, должны распространяться на двух участников шахматной партии. (Следует отметить, что в шахматной игре авторы взаимодействуют друг с другом в интерактивном режиме, т. е. могут реагировать на каждый ход в масштабе реального времени. В шахматной композиции этого интерактивного взаимодействия нет.) Внутри шахматной пары распределение авторского вознаграждения возможно, например, осуществлять в соответствии со сложившимися к настоящему времени нормами распределения призового фонда (X.... процентов - победителю, 100 - X процентов - проигравшему при результативном исходе партии; 50 процентов - обоим участникам в случае ничейного результата). Таким образом, применительно к шахматному произведению под автором понимаются два участника игры, даже если участником является ЭВМ. В этом случае под этим автором шахматного произведения подразумевается творческий коллектив, который осуществлял программное обеспечение и техническое обслуживание ЭВМ. Поскольку в шахматной игре два равноправных (с юридической точки зрения) участника, то в случае совпадений их намерений об издании их шахматных произведений (оба согласны или не согласны) принимается соответствующее решение. При этом в судейскую коллегию должен (или не должен) сдаваться полный текст шахматной партии. Если участники игры имеют противоречивые мнения на возможность опубликования своих партий (это наиболее интересный в правовом смысле случай), то коллегия шахматных судей, имея на руках один подписанный автором экземпляр, решает вопрос о целесообразности публикации этой партии. Предполагается, что в этом случае решение коллегии должно отражать интересы многочисленной шахматной общественности. В то же время за другим автором данного шахматного произведения (мнение которого противоречит мнению его соперника и решению судейской коллегии) остается его конституционное право обратиться за защитой своих интересов в суд. Данный раздел целесообразно завершить перечнем сведений, которые должен сообщить автор шахматного произведения в оргкомитет шахматного соревнования (с точки зрения реализации его авторских прав). Дело в том, что автор шахматного произведения - прежде всего гражданин своей страны с определенными правами и обязанностями. А в последнее десятилетие XX в. наша страна вступила в такой этап своего социально-экономического развития, когда каждый гражданин, в соответствии с действующим законодательством, кроме документа, удостоверяющего личность, должен иметь (и практически имеет) номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и идентификационный налоговый номер (ИНН), отражающие его социальную защищенность и надлежащее выполнение налоговых обязательств. Поэтому кроме своего адреса, который, естественно, сообщался во все времена, автору шахматного произведения в настоящее время в анкете следует указать (кроме упомянутых выше номеров) номер своего расчетного счета в банке и реквизиты этого банка. Это имеет смысл выполнить в интересах автора, т. к. сокращает его расходы на перевод авторского вознаграждения и ускоряет его исполнение. Разумеется, указанные сведения могут быть оформлены предварительно, т. к. необходимые бланки для заполнения могут быть высланы участникам шахматных соревнований вместе с приглашениями. Естественно, выполнение этих формальностей (внесение этих сведений в анкету участника шахматного соревнования) никому не прибавляет положительных эмоций, особенно если эти действия осуществляются при регистрации участников соревнований в условиях дефицита времени. Но... это неумолимое требование цивилизации и совершенствования правового общества, в котором права гражданина и автора должны быть оформлены и защищены. При этом следует отметить, что законодатель предусмотрел определенные приоритеты авторам при рассмотрении дел о защите авторского права. Так, в соответствии со ст. 1281 ГК РФ "исключительное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора...". (Для сравнения: согласно ст. 196 ГК РФ "общий срок исковой давности устанавливается в три года".) О приоритетном отношении законодателя к защите прав автора свидетельствует также и то, что в ныне действующем ГПК РФ (6) предусмотрено: "...от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются: ...2) истцы по спорам об авторстве; авторы - по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность..." Для практической реализации данного правового обеспечения шахматного творчества целесообразно рассмотреть два варианта его оформления. 1-й вариант До начала соревнования: всем участникам соревнований при регистрации предлагается заключить с издательством договор, содержащий: - согласие сдать в судейскую коллегию полный текст своей партии; - согласие передать право на публикацию своей партии в издательстве; - согласие на получение авторского вознаграждения в соответствии с действующим законодательством. 2-й вариант После окончания шахматного соревнования: судейская коллегия предлагает авторам избранных коллегией партий заключить с издательством договор аналогичного содержания. Представляется целесообразным обосновать уровень шахматных соревнований, с которого следует проводить подобную процедуру, направленную на защиту прав авторов шахматных произведений, в частности количество участвующих шахматистов определенной квалификации, и т. д. Эта задача имеет достаточно самостоятельный характер и для своего решения требует подробной информации о состоянии шахматной обстановки и детального обсуждения в шахматной общественности. Можно рассмотреть еще один вариант, когда организации, проводящей соревнование, фактически принадлежат исключительные права на использование шахматных партий и она издает шахматные партии, не выплачивая соответствующего вознаграждения авторам этих партий. Именно такой или почти такой вариант реализуется на практике. Это можно было бы рассматривать как определенный аналог служебного произведения, что и предусмотрено ст. 1295 ГК РФ "Служебное произведение". Но тогда, если принять эту схему, между авторами шахматных произведений и организацией, проводящей соревнование и издающей шахматную литературу, должны быть установлены трудовые отношения. Таковых отношений нет. Так что эта практика никак не вписывается в правовое поле.

Подход к определению размера авторского вознаграждения за создание шахматных произведений

Этот вопрос наименее проработан как в теоретическом, так и в практическом отношении... Тем не менее этот вопрос уже достаточно назрел и его надо решать, учитывая переход экономики страны и всего социального уклада жизни нашего народа на рыночные отношения. Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с его ретроспективного анализа в нашем недалеком прошлом. Так, в Гражданском кодексе РСФСР (введен в действие с 1 октября 1964 г.) существовал специальный раздел "Авторское право", состоящий из 42 статей. Содержащиеся в них нормы действовали около 30 лет и вполне могли быть применены к шахматному творчеству. В ст. 475 этого документа содержался перечень результатов творческой деятельности, которые могли быть предметом авторского права. В этом перечне в прямой постановке не указывались шахматные произведения (как, впрочем, не указывались конкретные виды произведений литературы: повесть, рассказ и т. д.). Однако этот перечень не являлся исчерпывающим, в нем содержалась позиция "другие произведения", к которым по смыслу этой статьи вполне могли быть отнесены шахматные произведения. В ст. 479 ГК РСФСР предусматривалось право автора "на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами" и содержался весьма важный исполнительный (конструктивный) элемент авторского права - "ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров РСФСР". И они были установлены. Действовавшие до 1991 г. нормы определяли четкие диапазоны (минимальный и максимальный) ставок для различных типов произведений. Данные ставки достаточно разумно регулировали эту весьма деликатную область взаимоотношений между автором и издательством (в свое время ей даже посвящали стихи А. С. Пушкин и В. В. Маяковский): не допускалось назначение ставки ниже минимальной как ухудшающее положение автора и выше максимальной как наносящее ущерб государству. В Постановлении Совета Министров РСФСР от 20 марта 1962 г. N 326 (12) наиболее близкими к шахматным произведениям можно считать литературные произведения по научно-теоретическим вопросам, для которых установлены пределы ставки авторского гонорара: 150 - 300 рублей за авторский лист в 40 тыс. печатных знаков. Однако шахматная литература тех лет не сохранила нам примеров практического решения спорных вопросов в такой деликатной сфере, какой являются финансовые взаимоотношения "автор - издатель". Возможно, это в значительной мере объяснялось социально-экономическим состоянием нашего общества в то время: - практически полная неосведомленность подавляющей массы населения страны, в том числе и его шахматной составляющей, в вопросах авторского права, как, впрочем, и в других правовых вопросах; - бюджетное финансирование шахматной деятельности, в определенной степени решавшее все вопросы материального обеспечения шахматной деятельности в стране; - шахматная общественность практически не участвовала в экономико-правовой и организационной деятельности шахматных структур (эту роль выполняли различные чиновники от шахмат). Следует отметить, что в отечественной литературе, обобщающей зарубежную практику взаимоотношений "автор - издатель" в области шахматного творчества, также не удалось найти примеров доведенных до логического завершения судебных разбирательств вопросов нарушения авторского права в области шахмат. Возможно, это следует отнести за счет высокой юридической грамотности всех участников процесса создания шахматных произведений, которая не позволяла разгораться конфликтам. Новое российское законодательство в области авторского права начало разрабатываться в 1993 г. В стране произошли существенные изменения социально-экономических условий жизни населения, вызванные переходом экономики страны на рыночные отношения. Естественно, это коснулось и условий реализации шахматной деятельности. Резко снизилось бюджетное финансирование шахмат в стране, появились и развиваются принципы самоокупаемости шахмат. В то же время в практическом плане начала проявляться возросшая правовая культура шахматистов - участников шахматной деятельности на достаточно высоких уровнях. Это поставило в плоскость практических решений вопросы, связанные с реализацией авторского права, в частности определение авторского вознаграждения за создание шахматных произведений. Общепризнано, что шахматы - это и искусство, и наука, и спорт. Следует также признать и то обстоятельство, что строгих количественных оценок в этом синтезированном виде человеческой деятельности в настоящее время еще не существует, хотя достаточно давно применяется квалификационная схема ЭЛО. Поскольку шахматы - это синтез искусства, науки и спорта, то целесообразно рассмотреть возможность применения уже имеющихся в этой области нормативно-правовых документов, в частности Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды и использование литературы и искусства" (15) вполне возможно распространить и на шахматную деятельность. В этом Постановлении установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за различные виды использования произведений литературы и искусства: публичное исполнение произведений, воспроизведение произведений путем звуко - и видеозаписи, воспроизведение произведений изобразительного искусства и др. Однако до настоящего времени минимальные ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, искусства не утверждены. В этих условиях для обоснования минимальной ставки авторского вознаграждения за создание шахматных произведений можно предложить следующий подход. За основу следует взять ставки авторского вознаграждения, действовавшие в нашей стране до недавнего времени, т. е. до 90-х годов. Эти ставки были достаточно обоснованны и в практически неизменном виде действовали в нашей стране около 30 лет. Далее (для определения их величин в настоящее время) эти ставки должны быть пересчитаны через индекс потребительских цен, ежегодно устанавливаемый Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Росстатом). В соответствии с рекомендациями Российского статистического ежегодника (11, 12) "индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Индекс потребительских цен является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров". Таким образом, используя минимальную ставку авторского вознаграждения, действовавшую в начале 90-х годов, за базисную, минимальную ставку авторского вознаграждения в 2008 г. можно определить по формуле:

1990 С 2009 мин С = -------- x 1800 x К мин 40 000 ипц

2009 где: С - минимальная ставка авторского вознаграждения за мин использование произведений литературы и искусства на 2008 г.; 1990 С - минимальная ставка авторского вознаграждения, установленная мин в соответствии с нормативами, действовавшими в 1990 г. (за авторский печатный лист, содержащий 40 000 печатных знаков); 40 000, 1800 - количество печатных знаков в авторском листе и стандартной странице размером А4 соответственно; К - коэффициент, характеризующий изменение покупательной способности ипц рубля в 2009 г. по сравнению с 1991 г., - индекс потребительских цен и услуг, оказываемых населению (опрозиций, то в соответствии с буквой и смыслом Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" (15) Шахматная федерация РФ, которая представляет интересы всех любителей шахмат в нашей стране, в том числе и шахматных авторов, может разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по минимальным ставкам авторского вознаграждения за издание шахматных произведений (именно это предусмотрено уже пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 (15). Так как к настоящему времени минимальные ставки авторского вознаграждения не разработаны, в первом приближении за основу можно принять предложенный выше подход. При этом коэффициенты мастерства (надбавки за классность шахматной игры) могут быть определены экспертным путем, что подтверждает применение количественных методов оценки результатов творческой деятельности. Это - властное веление времени. В XXI в. идея количественных оценок активно проникает во все новые области человеческой деятельности, в которых ранее безраздельно господствовали вкусовые, т. е. субъективные, оценки. Поэтому в той сфере, где к настоящему времени еще не разработаны объективные измерительные инструменты, широко используются экспертные оценки. Следует отметить, что в таких синтезированных видах человеческой деятельности, как художественная гимнастика, фигурное катание, спортивные танцы, уже давно используются методы экспертных оценок. В таких видах деятельности, как исполнительское мастерство в музыке, вокале, также издавна используются оценки специалистов, составляющих жюри соответствующих конкурсов и соревнований.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Изд. группа "НОРМА-ИНФРА", 1998. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. 560 с. 3. Гражданский кодекс РСФСР. М.: Юридическая литература, 1987. 4. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 110-ФЗ). М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000. 5. Шахматный кодекс СССР. 12-е изд. М.: Центральный шахматный клуб СССР, 1990. 6. Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат", 7-е изд. Т. 49. М.: Всекомпромсовет - Мособлпечатьсоюз, 1930. 7. Большая советская энциклопедия. 1-е изд. Т. 61. М.: Государственное словарно-энциклопедическое издательство "Советская энциклопедия", 1934. 8. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 47. Государственное научное издательство "Большая советская энциклопедия", 1957. 9. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1978. 10. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 11. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. Росстат. М., 2007. 826 с. 12. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. Росстат. М., 2007. 494 с. 13. Российская газета. N 8. 2002. 14. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1962 г. N 326 "Об авторском гонораре за произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы". Справочник автора книги, изд-во "Книга". М., 1966. 15. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". Собрание актов Президента и Правительства РФ N 13 от 28 марта 1994 г. С. 1189. 16. Свешников Е. Нужны ли посредники? // 64. Шахматное обозрение. 2000. N 6. 17. Свешников Е. Пираты XX века // 64. Шахматное обозрение. 1998. N 3. 18. Тулубьева И. Авторское право на шахматную партию // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. N 12.

------------------------------------------------------------------

Название документа