Об особенностях права собственности субъектов Российской Федерации

(Бугаев И. Е.) ("Гражданское право", 2009, N 3) Текст документа

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

И. Е. БУГАЕВ

-------------------------------- <*> Bugajov I. E. On peculiarities of right of ownership of the subjects of the RF.

Бугаев Игорь Евгеньевич, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

Право собственности субъектов Российской Федерации в статье рассматривается как вид права государственной собственности. Автор определяет отличительные свойства и особенности права собственности государственных образований, в том числе объектный состав и особенности осуществления, что позволяет ему сделать вывод о самостоятельности данного вида права государственной собственности. Ключевые слова: собственность, право собственности, право государственной собственности, право собственности государственных образований.

Ownership right of the subjects of the RF is considered as a type of state ownership right. The author determines distinctive features and peculiarities of ownership right of state formations including objective elements and peculiarities of effectuation and makes a conclusions regarding independent character of this type of state ownership right. Key words: ownership, right of ownership, right of state ownership, right of ownership of state formations.

Право собственности субъектов Российской Федерации наряду с федеральной собственностью является одной из разновидностей права государственной собственности. Очевидно, что в этом качестве данный правовой институт обладает целым набором отличительных свойств и особенностей, делающих его непохожим на другие разновидности права собственности. Установление этих особенностей необходимо для оптимального регулирования отношений собственности субъектов РФ и, следовательно, представляет собой весьма актуальную и своевременную задачу для отечественной правовой науки. В рамках настоящей статьи будет дан анализ наиболее значимых специфических черт права собственности субъекта РФ. Начнем же с отличий права собственности субъектов РФ от права частной собственности. Первая особенность проявляется в особом объектном составе права собственности. Объектами права собственности российских регионов могут быть только строго определенные виды имущества, перечисленные в ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 данного Федерального закона; - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 данного Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами; - имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; - имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Итак, в целом круг объектов права собственности субъектов РФ существенно ограничен. Однако в их состав могут входить и объекты, которые не могут принадлежать юридическим и физическим лицам, - ограниченно оборотоспособные и необоротоспособные объекты. Далее. Субъекты Российской Федерации в отличие от юридических и физических лиц лишены возможности свободно распоряжаться и пользоваться собственным имуществом. Они обязаны осуществлять правомочия пользования и распоряжения в определенных законодательством формах. Так, распоряжение в форме отчуждения принадлежащим им имуществом допускается, как правило, на основе приватизационных сделок, поскольку согласно абз. 1 ст. 217 ГК РФ (часть первая) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу ст. 1 - 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждение государственного (муниципального) имущества осуществляется на возмездной основе, т. е. с обязательным пополнением бюджетов в ходе приватизационных процессов. При этом указанный Федеральный закон определяет жесткие условия такого отчуждения с тем, чтобы обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 2 Федерального закона). Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует процесс приватизации также с учетом необходимости достижения социально значимых целей: сохранение рабочих мест, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение нормального функционирования объектов культурно-бытового и коммунально-бытового назначения, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства (ст. 20, 29 - 30, 38 Федерального закона). Очевидно, что процесс приватизации как момент распоряжения публичным имуществом регулируется законодательством с учетом необходимости выполнения публичных функций, а не обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника как в случае с частной собственностью. То же можно сказать и о правомочии пользования имуществом субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества субъектов РФ, т. е. договоров, предполагающих пользование имуществом для извлечения доходов или достижения других целей, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Очевидно, что в данном случае законодатель также делает выбор в пользу решения социальных задач (пополнение бюджетов, соблюдение принципов открытости и равенства субъектов имущественных отношений, а следовательно, развитие конкуренции), а не в пользу обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника в использовании своего имущества. Еще одной особенностью является то, что субъекты РФ имеют такие возможности в этой сфере, которыми не обладают субъекты права частной собственности. Например, возможность передавать имущество в хозяйственное ведение, постоянное бессрочное пользование не входит в арсенал возможностей частных собственников. В то же время у субъектов РФ такие возможности в силу закона имеются. Однако они имеют определенное целевое назначение. В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия - субъекты хозяйственного ведения могут создаваться только для решения определенного круга задач (использование имущества, приватизация которого запрещена, производство необоротоспособных или ограниченных в обороте объектов и т. д.). Учреждения и казенные предприятия, которым земельные участки могут передаваться на праве постоянного бессрочного пользования (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), также предназначены для решения задач, стоящих перед публично-правовыми образованиями (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Итак, очевидно, что основная специфика права собственности субъектов РФ в сравнении с правом собственности физических и юридических лиц заключается в публично-правовом характере данного правового института, т. е. осуществление данного права неразрывно связано с реализацией функций органов государственной власти российских регионов. Именно ради реализации функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируется комплекс имущественных средств, находящихся в собственности российских регионов. Представляется, что и отличия в содержании, объектном составе и порядке осуществления между правом собственности субъектов РФ и правом муниципальной, а также федеральной собственности связаны с отличиями в публично-правовом статусе указанных публично-правовых образований, особенностями реализуемых ими публичных функций. Этот факт ярко проявляется уже при сравнении объектного состава обозначенных разновидностей права публичной собственности. Если объектами права собственности субъектов РФ в силу ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является прежде всего имущество, предназначенное для реализации полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то объектом права муниципальной собственности в силу ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выступает прежде всего имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Для Российской Федерации же подобного пообъектного ограничения в законодательстве не существует вообще, т. е. в принципе федеральные органы власти могут обладать любым имуществом. Очевидно, что различия в объектном составе права собственности вытекают из решаемых органами власти задач: реализация полномочий по предметам совместного ведения в случае с субъектами РФ, решение вопросов местного значения в случае с органами местного самоуправления, неопределенный круг вопросов, которые входят в предметы исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения в случае с Российской Федерацией. То же касается особенностей осуществления права собственности. Так, в силу ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) только Российская Федерация вправе передавать имущество государственным корпорациям. Субъекты Российской Федерации этого делать не вправе, как и муниципальные образования. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, очевидно, что возможность внесения имущества для их создания связана именно с функциями, которые выполняет то или иное публично-правовое образование. То есть опять налицо связь между функциями публично-правовых образований и их возможностями в качестве субъектов права собственности. К сожалению, вышеуказанные взаимосвязи не в полной мере учитываются законодательством, которое зачастую приравнивает право публичной собственности к праву собственности частной. На практике это приводит к неблагоприятным последствиям, включая нарушение антимонопольного законодательства, многочисленные коррупционные проявления, связанные с уподоблением публично-правовых образований коммерческим структурам. Подобное положение, безусловно, нуждается в изменении, в том числе в случае с правом собственности субъектов Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации в целях выполнения полномочий субъекта РФ, предусмотренных ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 указанного Федерального закона.

------------------------------------------------------------------

Название документа