К вопросу о системе органов управления муниципальной собственностью
(Симонова О. В.)
("Общество и право", 2009, N 5)
Текст документа
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
О. В. СИМОНОВА
Симонова Ольга Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры основ права и социально-гуманитарных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России.
Статья посвящена вопросу формирования и необходимости совершенствования системы органов управления муниципальной собственностью. Рассматриваются способы эффективного использования муниципальной собственности, раскрывается Концепция управления, разработанная в г. Новороссийске.
Ключевые слова: контроль, местное самоуправление, муниципальная собственность, муниципальное имущество, система, система органов управления.
Article is devoted a question of formation and necessity of perfection of system of controls by the municipal property. In article maintenance ways of an effective utilization of the municipal property are considered, besides it, the Concept of management, developed in Novorossiysk reveals.
Key words: control, local government, the municipal property, system, system of controls.
Определение системы местного самоуправления для муниципального образования очень важно, так как включает в себя совокупность организационно-правовых форм самоуправления в данном муниципальном образовании, посредством которых населением осуществляется местное самоуправление [1, с. 33 - 34]. Однако в отношении системы местного самоуправления в муниципальном праве сегодня нет однозначного толкования [2]. В частности, С. Д. Князев и Е. Н. Хрусталев полагают, что применительно к системе местного самоуправления в качестве преобразующих ее элементов необходимо рассматривать отдельные институты народовластия на муниципальном уровне, призванные обеспечить в границах отдельных самоуправляющихся территорий право и реальную способность населения решать вопросы местного значения [3].
Вместе с тем Е. А. Крашенинников высказывает критическое отношение к положению п. 2 ст. 209 ГК РФ, согласно которому собственник может передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения в отношении своего имущества, оставаясь при этом его собственником. Передача права приводит к изменению его принадлежности. В результате передачи своих правомочий собственник, по мнению Е. А. Крашенинникова, лишился бы их и перестал бы быть собственником [4].
Рассматривая систему органов местного самоуправления, участвующих в управлении муниципальной собственностью, следует отметить ее двухуровневость. Первый уровень составляют органы МСУ; второй уровень - органы муниципального управления - структурные подразделения, осуществляющие оперативное управление муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления (органы МСУ) - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако в том же Законе мы сталкиваемся с понятием должностного лица местного самоуправления. При этом Закон выделяет:
должностное лицо МСУ - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо МСУ - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
В то время как первые призваны обеспечивать деятельность органов МСУ, выборные должностные лица МСУ наделены полномочиями на решение вопросов местного значения. К тому же, как упоминалось ранее, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 2 ст. 6), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения.
Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются актуальными в современных экономических условиях, так как муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления.
В частности, экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.
Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости. Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т. д.
Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.
С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго - созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего - максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление и т. д.).
Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта недвижимости.
Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов [5, с. 14]. В частности, за последние годы было продано 18 тысяч квадратных метров. Именно поэтому Департамент по финансам, бюджету и контролю по Новороссийску [6] рекомендовал продавать только то имущество, которое не приносит доход и требует капитальных затрат на ремонт и содержание. В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества предоставлены Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Широко используются в муниципальном образовании договоры аренды. За последние годы они были заключены на 47 тысяч квадратных метров из 578 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений. Остальную площадь занимают бесплатно муниципальные предприятия, учреждения, федеральные структуры.
Некоторые арендаторы нелегально сдают площади, которые им достались бесплатно, в аренду коммерческим организациям. Задача Комитета - выявить такие "свободные" площади и сдавать их в аренду. Комитет предлагает также извлекать доход в местный бюджет, высвобождая дополнительные площади, которые изымаются у нерентабельных муниципальных предприятий. В частности, были приняты постановления о ликвидации двух неэффективных МУПов ("Такси-Сигнал" и "Комфортные услуги").
В последние годы более 70 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений переданы в безвозмездное пользование федеральным и краевым структурам. Если перевести их на арендные условия и взимать за квадратный метр арендуемой площади хотя бы по минимальной ставке (21 рубль), то новороссийская казна будет получать ежемесячный доход, равный 1,1 миллиона рублей, который можно направить на решение вопросов местного значения [6].
В результате проведенного анализа можно выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления муниципальной собственностью:
создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления ресурсов города и различных льгот;
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и для создания конкурентоспособной продукции и услуг;
координация деятельности предприятий, связанных технологическими цепочками;
поддержка отечественного производителя в соответствии с финансовыми возможностями города;
стимулирование внутренних преобразований на предприятиях, необходимых для успешной работы в условиях рыночной экономики;
использование долей (пакетов акций), находящихся в собственности города, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источника доходов города.
С целью совершенствования экономического механизма управления и распоряжения муниципальной собственностью в г. Новороссийске была разработана и предложена к реализации Концепция управления муниципальной собственностью, в которой рассмотрены конкретные способы и методы управления различными видами муниципальной собственности. Общий экономический эффект от реализации программы составит 20% от доходной части муниципального бюджета. Контроль над достижением эффективности управления предполагается осуществлять по следующим направлениям:
увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества;
разработка и принятие соответствующей нормативно-правовой базы;
сближение ставок за аренду муниципального имущества и рыночных ставок арендной платы.
Городская Дума города-героя Новороссийска утвердила новое Положение, в котором устанавливаются способы формирования муниципальной собственности, содержатся цели и задачи управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В Положении утверждаются полномочия органов местного самоуправления по распоряжению и управлению муниципальным имуществом, порядок приема объектов в муниципальную собственность, а также безвозмездной передачи в государственную собственность муниципального имущества.
Рассмотрены вопросы: возмещения расходов по капитальному ремонту; заключения инвестиционных соглашений и отчуждения объектов муниципальной собственности, не относящихся к сфере действия Федерального закона от 30 ноября 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В Положении устанавливается порядок создания и управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями [6].
Таким образом, была предпринята попытка создать благоприятный экономический климат для функционирования хозяйствующих субъектов, совершенствования экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства; были сформированы более благоприятные условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, создания конкурентоспособной продукции и услуг.
Литература
1. Хачатурян Б. Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 2.
2. Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. С. 39; Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. С. 123; Шугрина Е. С. Муниципальное право. М.: Дело, 2000. С. 82.
3. Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.
4. Актуальные проблемы права собственности (обзор) // Журнал российского права. 2006. N 12.
5. Ивановский Л. В., Чукалкин А. Я., Мазур А. А. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований //Финансы. 2005. N 12.
6. Текущий архив города-героя Новороссийска. Дело N 123. Лист 45 // http://nrnews. ru.
Название документа