Организационно-правовое положение морского агента
(Шеина А. А.)
("Общество и право", 2009, N 5)
Текст документа
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРСКОГО АГЕНТА
А. А. ШЕИНА
Шеина Алена Александровна, старший преподаватель кафедры конституционного права и управления Специального факультета Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России.
В работе затрагивается вопрос об организационно-правовом положении морского агента, автором рассмотрены "Кодекс поведения морского агента РФ", классификация агентов, а также предлагаются нововведения в области морского агентирования.
Ключевые слова: морской агент, порт, судно, судоходная компания, морской транспорт.
A question is in-process affected about organisational legal position of marine agent, an author is consider "Code of conduct of marine agent Russian Federation", classification of agents, and also innovations are offered in area of marine agency service.
Key words: marine agent, port, ship, navigable company, marine transport.
Морскому транспорту принадлежит ведущая роль в развитии внешней торговли страны. Это прежде всего связано с углублением внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами. На долю морского транспорта приходится около половины всех перевозимых экспортно-импортных товаров.
Морской транспорт призван обеспечить перевозку экспортно-импортных товаров, а также грузов иностранных фрахтователей, доставляя продукцию в неповрежденном виде, количественной сохранности при максимальном сокращении сроков их обращения.
В связи с этим актуальной проблемой на современном этапе развития морского бизнеса является сокращение транспортных расходов при транспортировке экспортно-импортных товаров и снижение валютных расходов при перевозке грузов иностранных фрахтователей. Достаточно сказать о том, что на перевозку и перевалку грузов приходится около 90% всех издержек обращения внешней торговли.
Для успешного выполнения рейса судно нуждается в самых разнообразных услугах не только в самом порту, но и задолго до прибытия в порт, некоторые услуги оказываются судну и после его отхода. В данном случае речь идет о подготовке груза, оформлении документов, найме рабочей силы, уведомлении грузополучателей, расчетах за обслуживание и т. п., и, как отмечают Луговцов А. Ф., Маслов Г. А., "судну нужен помощник и представитель, который осуществлял бы своевременную связь с береговыми организациями и обеспечивал комплексное обслуживание судна в порту. Такими представителями судовладельцев в портах являются морские агенты, которые защищают интересы судовладельцев и капитанов, а также обеспечивают выполнение всех работ, необходимых для осуществления транспортных операций" [1, с. 3].
Следует отметить, что необходимость найма агента вызвана также спецификой и многообразием операций, выполняемых в портах, в каждом из которых действуют свои законы, правила и обычаи. Выполнение самим капитаном или судовладельцем многочисленных операций по обслуживанию судна в порту практически невозможно, а иногда и запрещено, поэтому организация и координация всех операций, выполняемых во время стоянки судна в порту, поручаются, как правило, специализированным фирмам судовых агентов. Особенно возросло значение агентирования в последнее время в связи с широким использованием в морском судоходстве специализированных судов, в первую очередь контейнеровозов.
В Кодексе торгового мореплавания 1968 г. отсутствовали нормы, регулирующие морское агентирование, за исключением ст. 63, согласно которой агентское обслуживание судов в морском торговом порту должно осуществляться государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.
Статья 1005 ГК РФ содержит следующее определение агентского договора: "По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала" [2]. В п. 4 ст. 1005 ГК РФ прямо указано, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.
Несмотря на внешнюю схожесть определений агентского договора по Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ) и по Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), анализ данных определений и соответствующих статей главы 52 ГК РФ и главы XIII КТМ свидетельствует о наличии как общих признаков, так и различий между данными определениями. Общими чертами данных договоров являются следующие: это договоры консенсуальные, двусторонние и возмездные. Отмечая различия, следует указать прежде всего территориальное ограничение сферы деятельности морского агента. Согласно ст. 232 КТМ морской агент действует либо в определенном порту, либо в нескольких портах в пределах определенной территории [3]. В определении агентского договора по ГК РФ какого-либо территориального ограничения не существует.
Агентский договор по ГК РФ включает в себя услуги, которые могут составлять предмет договора комиссии и поручения, при этом каждый из них является самостоятельным видом договоров.
В соответствии со ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила о договорах поручения (гл. 49 ГК РФ) и комиссии (глава 51 ГК РФ) в зависимости от того, действует ли агент по условиям агентского договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы ГК РФ об агентировании или существу агентского договора.
Анализ статей главы XIII КТМ о договоре морского агентирования свидетельствует о том, что договор морского агентирования охватывает не только договоры поручения и комиссии, но и договор транспортной экспедиции, поскольку морской агент согласно КТМ осуществляет функции, которые по ГК РФ осуществляет экспедитор.
В силу указанных выше особенностей договора морского агентирования возникает вопрос: договор морского агентирования является представительским или посредническим договором?
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда от 26 января 1999 г. N 5056/98 отмечалось, что "услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права" [4, с. 29 - 30]. Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ) и что, следовательно, услуги судового агента не являются посредническими.
Договор морского агентирования в КТМ близок к агентскому договору, используемому в англо-американском праве, где агентский договор охватывает договоры и поручения, и комиссии, и экспедирования.
Таким образом, можно сделать вывод о комплексном характере договора морского агентирования, включающего в себя институт представительства. Представительский характер договора морского агентирования проявляется прежде всего в организационно-правовом положении самого морского агента, в универсальной форме представительства принципала (судовладельца) в сделках, в выполняемых функциях морского агента, а также в самих отношениях между агентом и принципалом.
А. Ф. Луговцов, Г. А. Маслов предлагают следующую классификацию агентов: "Агентские компании можно классифицировать по ряду различных признаков: по объему полномочий, виду судоходства, назначению, форме собственности и участию в капитале.
Так, по объему полномочий агенты могут быть классифицированы следующим образом:
всеобщий, или универсальный, агент, который имеет неограниченные полномочия принципала заключать контракты и совершать любые коммерческие сделки;
генеральный агент, уполномоченный судовладельцем решать все вопросы, связанные с обслуживанием судов. В линейном судоходстве он координирует деятельность других агентов, обслуживающих данную линию, обеспечивая ее нормальное функционирование.
Генеральный агент, назначенный судовладельцем в какой-либо стране или географическом районе, координирует и контролирует деятельность других агентов в этой стране или регионе, которые по отношению к нему выступают как субагенты. На него возлагается также контроль за распределением тоннажа, обработкой и загрузкой флота, проверка дисбурсментских счетов и их оплаты и т. д.;
специальный агент (инлэнд-агент, сэйлз-агент, агент-экспедитор, агент по страхованию) представляет своего принципала только при совершении каких-либо определенных сделок.
Различие между генеральным и специальным агентом состоит в широте их полномочий.
По виду обслуживаемого судоходства различают агентов трамповых, линейных и пассажирских судов. Агентские фирмы, специализирующиеся только на обслуживании пассажирских перевозок, - явление относительно редкое. Как правило, крупные агентские компании имеют свои пассажирские отделы.
По назначению агенты подразделяются на:
агентов, назначенных судовладельцем, которые от его имени и по его поручению выполняют агентские функции в отношении судна, а также контролируют выполнение отправителями и получателями грузов их обязательств в отношении груза и судна в соответствии с условиями договора перевозки, коммерческими правилами и практикой морских торговых портов;
агентов, назначенных фрахтователем, которые по условиям чартера назначаются отправителями или получателями грузов, но действуют от имени и по поручению перевозчика (фрахтователя). Как агент судна он выполняет все обязанности агента судовладельца, но, будучи, назначен фрахтователем, он обязан также защищать интересы последнего.
По форме собственности агентские компании могут относиться к государственному или частному сектору.
По участию в капитале агентские компании могут быть:
имущественно независимыми от судовладельцев и фрахтователей;
имущественно частично связанными с фрахтователями или имущественно полностью принадлежащими судовладельцам или фрахтователям" [5, с. 25 - 26].
Организационно-правовой статус морского агента раскрывается через функции выполнения его профессиональной деятельности. В КТМ содержится всего лишь восемь статей, посвященных договору морского агентирования (ст. ст. 232 - 239 КТМ РФ), что, на взгляд автора, умаляет роль, значение и сущность договора морского агентирования в морском бизнесе. Вопрос об исследовании функций, выполняемых морским агентом, за счет которых раскрывается организационно-правовой статус самого морского агента, можно найти в работах А. Ф. Луговцова, Г. А. Маслова, М. М. Бурмистрова [6, с. 40 - 42].
Согласно данным научным работам в процессе коммерческой эксплуатации морских судов возникает сложный комплекс отношений между судоходными предприятиями и различными другими организациями. Особую роль играют отношения между судовладельцами и агентами, обслуживающими их суда в иностранных портах.
Агентские операции в торговом судоходстве состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, не зависимой от нее, другой стороне, именуемой морским агентом, совершения фактических и юридических действий, связанных с обслуживанием судов за счет и от имени принципала или за счет принципала, но от имени агента.
Следует отметить, что агент не состоит на службе принципала и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение. Объем функций, прав и обязанностей морских агентов в разных странах различен. Однако общее заключается в том, что каждая агентская фирма является представителем судоходной компании, уполномоченным на обслуживание судна в определенном порту или районе.
Как правило, в международном судоходстве агентские фирмы выступают от имени и за счет принципала - судоходной компании. Судоходная фирма, желающая воспользоваться услугами агента, должна проявить большую осторожность в его выборе.
Обычно взаимоотношения судоходной компании и морского агента регулируются договором об агентировании, которым определяются права и обязанности сторон и объем полномочий агента. В тех случаях, когда между сторонами не заключается специального договора, агент осуществляет обслуживание судна на основании разовых поручений судоходной компании, четко следуя ее инструкциям, если они не противоречат действующим законам.
Договор об агентировании выражает собой отношения, основанные на доверии, и судовладелец при выборе агентской фирмы должен произвести тщательную проверку ее финансового положения. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены меры предосторожности, в частности, установлен краткий испытательный срок или допускается расторжение договора в случае несоблюдения договорных обязательств. На практике рекомендуется установление личного контакта между судовладельцем и агентом.
Агентирование судна в основном сводится к выполнению следующих операций:
оформлению судна в порту (кларирование);
технико-снабженческому обслуживанию, бункеровке, ремонту и т. д.;
коммерческим услугам (погрузка, выгрузка, заказ причала, сдача груза, аквизиция грузов, расчеты за фрахт и т. д.).
Агент выполняет эти работы в строгом соответствии с поручениями судовладельца.
Основные функции агентских компаний:
подготовка и прием грузов к перевозке;
прием и отправка судов с выполнением соответствующих портовых, таможенных и других формальностей, связанных с пребыванием судна в порту;
оплата всякого рода пошлин, сборов и других счетов;
обеспечение судов причалами, буксирами, лоцманами, топливом, водой и необходимыми техническими средствами;
обеспечение стивидорных работ и других перегрузочных операций;
обслуживание судов в санитарном и карантинном отношениях;
организация в случае необходимости ремонта судов;
обеспечение продовольствием и другими потребительскими товарами;
оформление всякого рода документов, коносаментов, каргопланов, манифестов и т. д.;
составление таймшитов;
выдача банковских и других обязательств и гарантий от имени судоходной компании;
информация судоходных компаний о движении судов и о ходе их погрузки или выгрузки;
связь с фирмами, производящими перегрузочные операции;
ознакомление капитанов судов с обычаями портов, постановлениями, правилами, действующими в порту распоряжениями соответствующих властей;
инкассирование фрахта и других сумм, причитающихся судоходной компании, производство различных расчетов по ее поручению;
выполнение других поручений судоходных компаний, связанных с пребыванием судна в данном порту;
предъявление от имени судовладельца или капитана судна исков в судебные органы страны в целях эффективной защиты интересов принципала.
Следует отметить, что данный перечень функций не является исчерпывающим. Судоходная компания имеет возможность включить в договор дополнительные виды услуг, которые представляются необходимыми для принципала.
В число основных обязанностей агента входят предоставление принципалу информации о всех существенных фактах, которые могут повлиять на решения отдельных спорных вопросов, соблюдение коммерческой этики, неразглашение конфиденциальных сведений, полученных от судоходной фирмы; отчет перед принципалом по всем агентским операциям.
Под оформлением судна в порту понимаются уплата таможенных и портовых сборов, подготовка необходимых документов для перегрузочных операций. Сюда также относятся выполнение всех административных и таможенных формальностей, обеспечение судна в случае необходимости лоцманской службой, буксирами, уплата причальных, лоцманских и других сборов за счет судоходной компании.
При кларировании судна агент обязан предъявить таможенным и портовым властям ряд документов, поэтому на судне должны находиться:
1) судовой патент или свидетельство на право плавания под флагом соответствующей страны;
2) судовое свидетельство на право собственности на судно;
3) мерительное свидетельство;
4) удостоверение о готовности судна к плаванию;
5) санитарный журнал;
6) судовая роль;
7) судовой журнал;
8) машинный журнал;
9) свидетельство о грузовой марке;
10) радиограммный журнал.
В настоящее время в целях делового сотрудничества различных агентских компаний, представления и защиты их общих интересов создаются различные некоммерческие объединения таких агентских компаний.
Например, можно выделить Южную региональную Ассоциацию морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА), основанную в 2001 г. в качестве некоммерческой организации [8].
В настоящее время ЮРАМА объединяет 20 ведущих компаний, занимающихся морским бизнесом в российских портах Южного федерального округа. Ассоциация ЮРАМА является членом Совета по морской деятельности Краснодарского края.
Целями деятельности ЮРАМА являются:
объединение максимально большого количества морских агентств и экспедиторов, предоставляющих услуги судам в российских портах Южного федерального округа;
представление и защита общих интересов агентств и экспедиторов;
оказание содействия членам ЮРАМА в области расширения своих возможностей и развития;
содействие повышению эффективности агентского и экспедиторского обслуживания судов в российских портах Южного федерального округа.
Общественное объединение "Ассоциация российских морских агентов" (сокращенное наименование - АРМА) имеет межрегиональный статус [9].
Деятельность АРМА осуществляется на основе добровольности, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности и распространяется на территорию РФ (Калининградской обл., Мурманской обл., Ленинградской обл., Архангельской обл., Краснодарского края, Ростовской обл., Приморского края), где созданы и будут создаваться его региональные отделения [10].
Согласно п. 2 Устава АРМА имеет следующие цели, основные задачи и права:
"2.1. Ассоциация образована для:
всестороннего делового сотрудничества ее членов между собой, а также с другими предприятиями, организациями, учреждениями;
содействия развитию службы морских агентов;
поддержания и развития сотрудничества с ассоциациями судовладельцев и морских агентов других стран.
2.2. Ассоциация не ставит своей целью извлечение прибыли.
Средства Ассоциации, независимо от источников их формирования, используются на выполнение уставных целей.
2.3. Основными задачами Ассоциации являются:
содействие совершенствованию обслуживания морских и речных судов как внутри Российской Федерации, так и вне;
поощрение деловых контактов между судовыми агентами Российской Федерации и судовладельцами иностранных государств;
установление контактов и осуществление международной деятельности;
вступление в международные (неправительственные) общественные организации за рубежом и в частности в Международную федерацию судовых агентов и брокеров (ФОНАСБА).
заключение соответствующих контрактов и соглашений;
создание банка информации для членов Ассоциации о российском и международном законодательстве в области агентирования судов, характерных претензионных дел и других видов их деятельности;
оказание консультационной, методологической и иной помощи членам Ассоциации в решении спорных вопросов с судовладельцами и другими организациями;
организация обмена опытом судовых агентов, проведение стажировок судовых агентов за рубежом и в России;
организация круглых столов, лекций и иных мероприятий по выполнению целей Устава;
содействие в обеспечении членов Ассоциации портовыми и агентскими тарифами, разрабатываемыми соответствующими компетентными органами;
принятие возможных действий для диверсификации коммерческой деятельности членов Ассоциации;
учреждение премий, стипендий и иных видов поощрений членам Ассоциации за активное участие в деятельности Ассоциации;
оказание помощи в осуществлении морскими агентами их посреднических функций, связанных с их обязанностями;
осуществление иных задач, направленных на выполнение целей Ассоциации и не противоречащих действующему законодательству.
2.4. Для осуществления и выполнения своих целей и уставных задач Ассоциация имеет право:
участвовать в порядке, установленном законодательством, в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
защищать законные интересы своих членов в государственных и общественных организациях;
выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном и третейском судах;
получать в установленном порядке от министерств, ведомств, других государственных органов и общественных объединений сведения по вопросам, относящимся к компетенции Ассоциации;
осуществлять в установленном порядке производственную и хозяйственную деятельность, учреждать в целях выполнения уставных задач предприятия, хозрасчетные лица;
открывать отделения, представительства, филиалы как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
организовывать и проводить конференции, семинары, презентации, выставки и другие подобные мероприятия;
иметь штатный персонал сотрудников, арендовать или приобретать необходимое оборудование, помещения, здания, сооружения, транспортные средства и прочее, необходимое для деятельности Ассоциации; вступать в любые гражданско-правовые отношения в пределах, устанавливаемых законом;
осуществлять иные права, не противоречащие действующему законодательству и направленные на выполнение уставных задач".
В настоящее время АРМА принят Кодекс поведения морского агента Российской Федерации, в соответствии с которым АРМА имеет целью поддержать и повысить качество предоставляемых услуг в области морского агентирования, а также способствовать благоразумному использованию прав и квалифицированному выполнению обязанностей морского агента Российской Федерации (далее - моетентностью и аккуратностью действовать во всех финансовых вопросах, приняв необходимые меры по обеспечению интересов принципала;
строго соблюдать все национальные законы и другие правила, касающиеся осуществляемых им обязанностей;
иметь финансовые ресурсы, адекватные деловым операциям, и быть в состоянии в любой момент подтвердить наличие таких ресурсов;
воздерживаться от негативной оценки деятельности других морских агентов, равно как и от других форм недобросовестной конкуренции;
быть во всех отношениях независимым, воздерживаться от деятельности, могущей повлиять на его независимость;
содействовать безусловному применению и выполнению положений Конвенции FAL, 1965 г., стороной которой с 1967 года является Российская Федерация;
иметь членство в Ассоциации российских морских агентов (АРМА) и давать согласие на проверку деятельности уполномоченными представителями Ассоциации" [11].
В случаях доказанного несоблюдения правил Кодекса поведения морского агента Российской Федерации к морскому агенту могут быть применены соответствующие дисциплинарные меры. Эти меры могут включать следующие санкции:
предупреждение о профессиональном несоответствии;
требование о взятии обязательства в дальнейшем строго соблюдать данный Кодекс;
приостановку членских полномочий в Ассоциации;
обращение в морскую администрацию порта с информацией о негативных действиях Морского агента с рекомендацией соблюдения профессиональной должной осторожности в целях поддержания репутации морского порта в целом;
исключение нарушителя из Ассоциации с опубликованием данного факта на сайте в Интернете и в российской прессе.
Хорошая морская практика в области морского агентирования предусматривает осуществление обязанностей морского агента на основе сформировавшихся на практике правил работы, согласующихся с накопленным историческим опытом, здравым смыслом и состоянием науки в данной области.
Литература
1. Луговцов А. Ф., Маслов Г. А. Агентирование морских судов: Учебник для вузов морского транспорта. М.: Транспорт, 1988.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. Часть 2 от 26.01.1996. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999. N 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
4. Вестник ВАС РФ. 1999. N 5.
5. Луговцов А. Ф., Маслов Г. А. Организационно-правовое положение морского агента: Тексты лекций. М.: В/О "Мортехинформреклама", 1983.
6. Бурмистров М. М. Агентские, транспортно-экспедиторские и стивидорные операции в иностранных портах. М.: Транспорт, 1989.
7. Луговцов А. Ф., Маслов Г. А. Практика морского агентирования: Тексты лекций. М.: В/О "Мортехинформреклама", 1984.
8. http://www. urama. ru/.
9. http://www. arma. ru/.
10. http://www. arma. ru/.
11. Кодекс поведения морского агента Российской Федерации // http://www. arma. ru/.
------------------------------------------------------------------
Название документа