Правовые аспекты развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Ставропольского края)

(Касевич Е. В., Станкевич Г. В.)

("Общество и право", 2009, N 5)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Е. В. КАСЕВИЧ, Г. В. СТАНКЕВИЧ

Касевич Екатерина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета.

Станкевич Галина Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена проблемам правового регулирования статуса малого и среднего предпринимательства в РФ. В статье рассматриваются полномочия органов государственной власти Ставропольского края, реализующих государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства на территории края, формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, Ставропольский край, региональное законодательство.

This article is devoted to the problems of state regulation of status of small and middle business in Russian Federation. Authors describe the power of government of Stavropol Region, the forms of state support of small and middle business.

Key words: state support, small and middle business, Stavropol Region, regional legislature.

В системе экономических и социальных отношений большинства государств, в том числе и в России, малое и среднее предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние годы по состоянию на 1 января соответствующего года составило: в 2002 г. - 882,3 тыс., в 2003 г. - 890,9 тыс., в 2004 г. - 894,6 тыс., в 2005 г. - 953,1 тыс. и в 2006 г. - 979,3 тыс., что свидетельствует о росте численности субъектов малого предпринимательства на 5 - 10% ежегодно. В Ставропольском крае (далее - СК) количество малых предприятий также продолжает общероссийскую тенденцию роста их числа, о чем свидетельствуют официальные данные: в 2001 г. - 7,1 тыс., а в 2007 г. - 12,1 тыс. Ежегодный прирост составил около 9%. За этот же период среднесписочная численность работников малых предприятий в 2007 г. составила 153,2 тыс. человек (на 13,5% больше, чем в 2006 г., и на 41,7 % больше, чем в 2005 г.).

Количество человек, работающих в малом бизнесе, составило около 20% от общей численности занятых в экономике СК. Устойчиво растет оборот малых предприятий по видам деятельности, наиболее высокие темпы роста производства - в основных отраслях, таких как промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса. Доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте в 2007 г. составила 16,5% (в 2006 г. - 12,9 %).

Малое и среднее предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают существенное воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции. Наконец, благодаря данному виду предпринимательства начал формироваться так называемый средний класс, были накоплены стартовые капиталы. В российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией населения к основам рыночного хозяйствования. Поэтому государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса посредством создания адекватной нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне, специальных федеральных, региональных, муниципальных программ развития малого бизнеса является важнейшим стимулирующим фактором существования малых и средних предприятий в условиях кризиса.

Научные исследования в рассматриваемой области представлены работами специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. Начиная с 1990-х гг. малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков. Однако региональный аспект государственной политики в сфере малого бизнеса не является достаточно разработанным, поэтому данная статья представляет собой попытку на примере одного субъекта РФ выделить основные векторы правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства и выявить направления совершенствования законодательства в этой области.

Как отмечает О. А. Плотникова, мелкое производство, ориентированное на рынок и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство [2, с. 24]. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице. Ученые уделяют особое внимание проблеме разграничения предпринимательства на малое, среднее и крупное. Причем используют два основных критерия - качественный и количественный. Малыми авторы считают такие предприятия, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, осуществляя в соответствии с этим профессионально-технические функции, а торговые и организационные функции ложатся в основном на плечи членов его семьи [3, с. 19]. Средними можно считать предприятия, где деятельность предпринимателя, несмотря на то что он занят в процессе производства, не ограничивается исключительно производством или непосредственным достижением каких-либо результатов, а во все большей степени распространяется на выполнение других функций. Крупными можно считать предприятия, где сам предприниматель не принимает непосредственного участия в производстве, а выполняет преимущественно торговые и организационные функции [1, с. 11 - 12].

В соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при определении субъектов малого и среднего предпринимательства используются как качественные, так и количественные критерии. В частности, к данным субъектам отнесены: а) юридические лица - коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), если суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных, религиозных организаций, благотворительных фондов в уставном капитале не превышает 25%, а также 25% не превышает доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства; б) физические лица - индивидуальные предприниматели; в) крестьянские (фермерские) хозяйства.

К количественному критерию можно отнести установление Правительством РФ для отдельных категорий субъектов предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которой они не должны превышать. Также средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие показатели: а) для микропредприятий - до 15 человек; б) для малых предприятий - до 100 человек; в) для средних предприятий - от 101 до 250 человек.

По данным Росстата, при использовании указанных критериев в категорию малых и средних предприятий будет включено около 94% всех юридических лиц (49% занятости, 47% доли рынка), что сопоставимо с уровнем развития малого и среднего предпринимательства развитых стран. Таким образом, количественный критерий разделения малого и среднего бизнеса весьма условен. Функции, которые выполняют малые и средние предприятия в системе социальных и экономических отношений, примерно равны, поэтому и формы поддержки, программы развития рассчитаны как на малое, так и на среднее предпринимательство.

Можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных предприятий типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений как с рынком, так и с государством. Поэтому употребление в настоящей статье понятия "малое предпринимательство" распространяется и на микро-, и на среднее предпринимательство.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в СК осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом СК от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства", нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Указанный Закон СК направлен на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории СК и правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях развития предпринимательских отношений в СК.

В составе участников регулируемых отношений краевой закон указывает: а) субъектов малого и среднего предпринимательства; б) органы государственной власти СК; в) органы местного самоуправления муниципальных образований СК; г) иных участников отношений по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в СК. Возникает вопрос: кого следует рассматривать в качестве "иных участников" по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства? Нам представляется, что речь идет о координационных или совещательных органах в области развития малого и среднего предпринимательства, так как они создаются по решению правительства СК с целью обеспечения благоприятных условий для развития и расширения круга субъектов малого и среднего предпринимательства, их конкурентоспособности, обеспечения занятости населения, увеличения объема производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

В целях совершенствования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в СК, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса Постановлением правительства СК от 11 сентября 2008 г. N 142-п образован Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, который является коллегиальным совещательным, консультативным органом, который создается в целях обеспечения эффективного взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами исполнительной власти СК, выработки согласованных решений по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в крае. В качестве основных задач Координационного совета определены: 1) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства СК к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства СК; 2) выдвижение и поддержка инициатив, направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в СК; 3) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов СК, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в СК; 4) выработка рекомендаций органам исполнительной власти СК и органам местного самоуправления муниципальных образований СК по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в СК; 5) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработке по данным вопросам рекомендаций.

Основными функциями Координационного совета являются: 1) разработка предложений по реализации и совершенствованию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в СК; 2) разработка предложений по устранению административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в СК; 3) участие в установленном порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов СК по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в СК; 4) содействие в разработке краевых целевых и ведомственных целевых программ по развитию малого и среднего предпринимательства в СК; 5) проведение анализа ситуации, складывающейся в области развития малого и среднего предпринимательства в СК; 6) обобщение и распространение положительного опыта деятельности субъектов Российской Федерации в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 7) обобщение и распространение положительного опыта деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в СК.

Особое место среди участников отношений по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства занимает уполномоченный орган исполнительной власти СК в области развития малого и среднего предпринимательства - Министерство экономического развития СК. Этот орган призван реализовать государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства на территории СК. В этих целях он наделен следующими полномочиями: 1) разработка и реализация краевых и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (на современном этапе реализуются положения Ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009 - 2011 гг."); 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в СК; 3) разработка и представление на утверждение правительству СК проекта перечня видов ремесленной деятельности в СК; 4) методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований СК в области развития малого и среднего предпринимательства и содействие им в разработке и реализации мер по развитию на их территориях малого и среднего предпринимательства; 5) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений данных организаций; 6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджета СК; 7) иные полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством СК.

С начала реализации механизма государственной поддержки она оказана 200 субъектам малого предпринимательства, что составляет около 36% проектов. Из бюджета края на субсидирование субъектов малого предпринимательства направлено 125,7 млн. руб. (около 15,5% от общего количества бюджетных средств, израсходованных на субсидирование).

Положения краевого Закона предусматривают, что в основе реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории СК лежат краевые и межмуниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, финансируемых за счет средств бюджета СК, выделяемых как в форме субсидий, так и в других формах расходов бюджета СК.

Одной из популярных форм государственной поддержки за счет средств бюджета СК является субсидирование процентных ставок по кредитам банков, которое осуществляется в соответствии с Постановлением правительства СК от 28 мая 2001 г. N 99-п "О субсидировании за счет средств бюджета Ставропольского края организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов в российских кредитных организациях". В целях развития положений указанного Постановления приняты два Приказа Минэкономразвития СК: от 22 сентября 2008 г. N 49/од "О развитии системы кредитования субъектов малого предпринимательства в Ставропольском крае" и от 25 сентября 2008 г. N 52/од "О мерах по развитию системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства в Ставропольском крае".

Статья 8 Закона СК "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства" определяет формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций: 1) финансовая поддержка; 2) имущественная поддержка; 3) информационная поддержка; 4) консультационная поддержка; 5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 6) поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; 7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; 8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; 9) содействие продвижению продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на межрегиональный рынок; 10) предоставление льгот (понижение ставок) по налогам и сборам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством СК; 11) иные формы поддержки.

Таким образом, в Законе закреплено достаточно большое количество форм поддержки, которую оказывает государство субъектам малого и среднего бизнеса. Традиционно финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций в СК осуществляется в виде: 1) субсидий; 2) бюджетных инвестиций; 3) предоставления государственных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В бюджете СК на 2009 г. предоставление бюджетных инвестиций субъектам малого и среднего бизнеса не предусмотрено. Гарантии СК предоставляются только по задолженности сельскохозяйственных организаций всех организационно-правовых форм и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций может оказываться в виде передачи во владение и (или) пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом основным условием оказываемой имущественной поддержки указано использование переданного имущества только по целевому назначению без права отчуждения.

Информационная поддержка должна осуществляться, как представляется, через создание информационных ресурсов, общедоступных для пользователей сети Интернет и содержащих: правовую базу малого предпринимательства, включая вопросы налогообложения, регистрации, лицензирования, государственного надзора; информацию об органах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также их ассоциациях и предпринимательских объединениях; информацию о реализуемых в текущем периоде программах государственных заказов, в которых могут участвовать малые и средние предприятия. Также для решения коммерческих задач малого и среднего предпринимательства необходимо более эффективно задействовать государственные средства массовой информации, поскольку высокая стоимость рекламных услуг коммерческих средств массовой информации резко ограничивает возможности малых и средних предприятий по продвижению на рынок своей продукции (товаров, работ, услуг).

Как представляется, реализация Закона СК "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства" должна осуществляться на основе базовых принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства: 1) принципа целостности, в рамках которого сфера малого предпринимательства в СК рассматривается как неотъемлемая органическая часть социально-экономической жизни края и призвана в первую очередь функционировать в интересах эффективного развития региона в целом; 2) принципа равноправного партнерства, в соответствии с которым вся система регулирования малого и среднего предпринимательства строится на базе всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти края и предпринимательского сообщества в лице независимых саморегулируемых некоммерческих организаций предпринимателей; 3) принципа налогового равноправия, который означает, что субъекты малого и среднего предпринимательства ориентированы на работу в условиях прозрачности, обеспечивающих равенство всех хозяйствующих субъектов перед законом, прежде всего в финансовой и налоговой сферах; 4) принципа информационной доступности, в рамках которого органы государственной власти и предпринимательское сообщество прилагают постоянные и систематически усилия к тому, чтобы максимальное количество субъектов малого и среднего предпринимательства было информировано обо всех наиболее важных мерах, мероприятиях, инструментах и иных элементах системы поддержки предпринимательства.

В целом следует отметить, что проводимая в СК государственная политика по обеспечению развития предпринимательства способствует положительной динамике основных качественных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур. Однако, как показывает практика, действующая в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки предпринимательства не полностью обеспечивает правовое решение проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Существенной проблемой является недостаточная динамика развития законодательства, не всегда отвечающая потребностям социально-экономического развития нашей страны.

Литература

1. Малые и средние предприятия. М., 2002.

2. Плотникова О. А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. М., 2006.

3. Хизрич Р., Петерс М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991.

------------------------------------------------------------------

Название документа