Нормотворческая и правоприменительная деятельность органов местного самоуправления по организации транспортных перевозок на территории муниципального образования

(Гериханов И. А.)

("Общество и право", 2009, N 5)

Текст документа

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. ГЕРИХАНОВ

Гериханов Исмаил Абдулгасанович, соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую нормотворческую и правоприменительную деятельность органов местного самоуправления по организации обеспечения населения в сфере транспортных услуг.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, местные бюджеты, организация транспортного обслуживания населения, рынок перевозок, городской округ.

In article author elaborates normative-legal base, defining normotvorcheskaya and right use activity organ local home rule on organizations of the ensuring the population in sphere of the transport services.

Key words: institutions of local government, local budgets, the organization of transport service of the population, the market of transportations, city district.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации" довольно подробно раскрываются вопросы местного значения применительно к муниципальным районам, городским и сельским поселениям, а также городским округам (что касается такого вида муниципального образования, как внутригородская территория городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, там вопросы местного значения определяются законами указанных субъектов Российской Федерации).

Среди прочих вопросов местного значения существенное значение придается транспортному обслуживанию населения на территории муниципального образования. Причем с каждым годом данная проблема лишь обостряется, с учетом того, что количество автомобилей неуклонно увеличивается, а дороги в большинстве муниципальных образований Российской Федерации не расширяются и в должном объеме не ремонтируются. Сюда же следует добавить устаревающий парк общественного транспорта (прежде всего, трамваев и троллейбусов).

Применительно к городским и сельским поселениям законодатель определяет вопросы местного значения в рассматриваемой сфере следующим образом (ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к муниципальным районам вопросы местного значения в области транспортного обслуживания населения сформулированы следующим образом (ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наконец, применительно к городским округам, которые обладают полномочиями как поселений, так и муниципальных районов, соответствующие вопросы местного значения выглядят так (ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно, формулировки в целом схожи для всех видов муниципальных образований. Вместе с тем для каждого вида муниципального образования имеются свои особенности, в частности, наибольшие сложности возникают в городских округах, где концентрируется автомобильный парк. Следует заметить, что в технологическом плане органы местного самоуправления руководствуются соответствующими федеральными законами, и в первую очередь это Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, который принят в 2007 г. Функционируют также законы субъектов Российской Федерации, например, в Краснодарском крае действует Закон Краснодарского края от 07.07.99 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" (в ред. от 24.12.2007). Нормы таких категорий законов мы здесь не рассматриваем (заметим лишь, что зачастую в муниципальных правовых актах нормы указанных актов дублируются, хотя они действуют и без такого дублирования).

Сосредоточим внимание на нормотворческой и правоприменительной деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере общественных отношений. Так, решением Петрозаводского городского Совета от 20 апреля 2005 г. утверждено Положение об организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска. Этот документ закрепляет компетенцию органов местного самоуправления города и главы самоуправления города в сфере организации пассажирских перевозок. В частности, глава самоуправления г. Петрозаводска: а) создает при администрации г. Петрозаводска комиссию по организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска; 2) утверждает маршруты городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения в порядке, установленном настоящим Положением и Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска; 3) утверждает порядок согласования расписания движения по маршрутам городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения администрацией г. Петрозаводска в соответствии с требованиями настоящего Положения; 4) определяет пропускную способность муниципальных дорог при согласовании расписания движения по маршрутам городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения по согласованию с государственными органами, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Данное Постановление установило, что перевозчики осуществляют перевозку пассажиров на основании договора перевозки транспортом общего пользования. В свою очередь, Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 25 мая 2005 г. N 1141 "Об организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска" объявлены требования к организации маршрутов городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения (Булатов Р. Б. Пути решения проблем транспортных перевозок населения муниципальных округов // Транспортное право. 2006. N 2. С. 42). Вместе с тем в муниципальных правовых актах г. Петрозаводска, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено вопросам практической организации пассажирских перевозок в части привлечения к решению этой проблемы представителей транспортного бизнес-сообщества. В этом контексте более эффективной представляется нормотворческая деятельность г. Краснодара, где 8 июня 2009 г. было принято Постановление главы муниципального образования город Краснодар "О порядке организации регулярных пассажирских перевозок в муниципальном образовании город Краснодар" (Краснодарские известия. 2009. 20 июня).

Здесь акцент сделан на следующих вопросах, по которым соответственно были приняты документы: 1) положение о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения; 2) примерная форма договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения; 3) состав конкурсной комиссии по определению перевозчиков для заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения; 4) порядок заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок без проведения конкурса.

Отмечается, в частности, что определение победителя конкурса производится конкурсной комиссией путем оценки и сопоставления заявок участников конкурса для определения лучших из предложенных такими участниками условий осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Каждый член конкурсной комиссии принимает решение о присвоении каждой заявке на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия оценивает каждого участника конкурса, выставляя баллы в соответствии с составом и порядком оценки конкурсных критериев, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Во время заседания конкурсной комиссии ведется запись с использованием аудиозаписывающей аппаратуры. После обсуждения и принятия решений конкурсной комиссией результаты конкурса оформляются протоколом не позднее трех рабочих дней со дня рассмотрения заявок. Протокол конкурса является основанием для заключения с победителем конкурса договора (п. п. 43 - 55).

Вместе с тем, как показывает анализ правоприменительной практики, даже добротные сами по себе документы не решают всех проблем. Дело в том, что заключенные договоры между перевозчиками и администрацией города первыми зачастую не выполняются, это касается прежде всего интервала движения, который увеличивается вопреки договорным обязательствам, а также уменьшения и даже полного снятия автобусов с маршрутов в вечернее время. Выявить нарушителей с соблюдением юридических процедур очень сложно. Но даже и при выявлении нарушений прекращение действия договора наносит ущерб, поскольку провести конкурс заново требует значительного времени. Мы полагаем в этой связи, что на основных пассажирских маршрутах целесообразно отказаться от услуг транспортного бизнеса и привлекать к осуществлению перевозок муниципальные унитарные транспортные предприятия.

В качестве положительного опыта правоприменительной деятельности органов местного самоуправления в сфере транспортных перевозок следует назвать решение городской Думы Краснодара от 13.07.2006 N "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Об обеспечении доступности для инвалидов объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар" на 2007 - 2010 годы" ("Краснодарские известия". 2006. 27 июля). Появление такой Программы востребовано реальной ситуацией - дело в том, что численность инвалидов в Краснодаре составляет свыше 68 тысяч человек, что составляет 9% от общей численности жителей муниципального образования город Краснодар. Кроме того, в муниципальном образовании город Краснодар действуют 5 социально значимых предприятий общероссийских обществ ВОИ, ВОС, ВОГ, где трудятся около 600 инвалидов. Помимо этого, многие инвалиды работают на предприятиях малого бизнеса. Поэтому одной из целей данной Программы является создание единого реабилитационного пространства для адаптации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями в Краснодаре, в том числе обеспечение их передвижения в общественном пассажирском транспорте. Заслуживает внимания опыт Боровичского муниципального района Новгородской области, где 3 апреля 2009 г. были утверждены Правила организации специальных (школьных) перевозок учащихся муниципальных образовательных учреждений на территории муниципального района, и ряда других муниципальных образований.

И все же проблемы с пассажирскими перевозками решаются очень сложно. Одна из острых - повышение тарифов за проезд, что упирается в тяжелое финансово-экономическое положение муниципальных образований, повышение тарифов - нередко вынужденная мера - используется с тем, чтобы сохранить дееспособным действующий транспортный парк. Мы полагаем, что в решении этой проблемы большую роль должны играть органы государственной власти. В этом смысле заслуживает внимания утвержденное губернатором Владимирской области от 22 сентября 2008 г. Положение о формировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования на территории Владимирской области. Однако мы полагаем, что транспортная сфера настолько важна для населения муниципальных образований, что здесь необходимы целевые программы на федеральном уровне - наподобие той, которая с 2008 г. функционирует применительно к капитальному ремонту жилого фонда. В противном случае во многих муниципальных образованиях ситуация может только ухудшиться.

------------------------------------------------------------------

Название документа