Судьба активов при реорганизации коммерческих юридических лиц

(Костюченко Н. Н.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2009, N 11) Текст документа

СУДЬБА АКТИВОВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Н. Н. КОСТЮЧЕНКО

Костюченко Надежда Николаевна, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, соискатель кафедры гражданского права и процесса Самарской гуманитарной академии.

В последнее время, учитывая негативное изменение экономической ситуации, вопросы реорганизации коммерческих юридических лиц приобрели особую актуальность в правоприменительной практике. В условиях кризиса именно реорганизация (как альтернатива банкротству) стала рассматриваться в качестве основного варианта изменения существующей формы ведения бизнеса и оптимизации финансовых потерь, вызванных снижением прибыли и неплатежеспособностью контрагентов. Подобная тенденция определила желание коммерческих организаций не только минимизировать издержки на осуществление предпринимательской деятельности с целью гарантированного получения прибыли, но и реструктуризировать не всегда положительный баланс активов и пассивов. Результатом реорганизации является изменение состава участников гражданского оборота, а также переход имущественной массы и обязательств от одного юридического лица к другому в порядке правопреемства. В связи с этим она нередко используется и в качестве прикрытия для различного рода злоупотреблений, в том числе связанных с недобросовестной конкуренцией или направленных на уклонение от уплаты налогов. Так, можно привести пример из арбитражной практики, когда в результате реорганизации в форме выделения МУП ЖКХ было наделено неликвидным имуществом с низкой остаточной стоимостью, дебиторская задолженность, включенная по разделительному балансу в его активы, оказалась фактически нереальной для взыскания, поскольку основным дебитором являлось население, а денежные средства на счетах в банке почти полностью израсходованы в процессе реорганизации. В связи с этим МУП ЖКХ не имело возможности после реорганизации исполнять свои налоговые обязанности. Напротив, выделившееся юридическое лицо (МУП) было наделено почти всем имевшимся ликвидным имуществом, задолженность по налогам при этом вообще не передавалась. Изучив материалы данного дела, суд пришел к выводу о направленности реорганизации МУП ЖКХ на уклонение этого предприятия от уплаты налогов в установленном порядке и невозможности исполнения им налоговой обязанности именно в результате передачи активов правопреемнику реорганизованного юридического лица, что повлекло банкротство налогоплательщика <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 октября 2008 г. N Ф08-6250/2008 по делу N А32-11994/2007-19/305 // СПС "КонсультантПлюс".

Реорганизация может быть осуществлена в добровольном или принудительном (в форме разделения или выделения) порядке. В первом случае для этого необходимо решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а во втором - основание, установленное законом, и решение уполномоченных государственных органов или решение суда. На практике реорганизация происходит преимущественно в добровольном порядке. Одним из правил реорганизации является формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, только за счет имущества реорганизуемых обществ. Несмотря на то, что данное положение прямо предусмотрено лишь для акционерных обществ (п. 3 ст. 15 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), в литературе отмечается возможность его применения к реорганизации всех хозяйственных обществ в целом. Поскольку соответствующая процедура в российском законодательстве не получила достаточно полного и подробного правового регулирования, ее реализация (в зависимости от формы реорганизации и организационно-правовой формы конкретного юридического лица) позволяет выявить ряд важных практических проблем. К их числу можно отнести проблему судьбы активов при реорганизации коммерческих юридических лиц, которая интересует нас прежде всего в двух аспектах: с позиции принципа распределения активов и пассивов между юридическими лицами, а также с точки зрения оформления движения активов в процессе такой реорганизации. Итак, согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация возможна в пяти основных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При этом каждая из них различается в зависимости от порождаемых ею правовых последствий, процедур, предусмотренных законодательством для той или иной организационно-правовой формы, и актов, оформляющих проведение реорганизации. В настоящее время отсутствует отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы проведения и оформления реорганизации юридических лиц. Помимо гражданского законодательства, устанавливающего обязательные для применения общие и специальные правила, некоторые положения содержатся также в налоговом законодательстве и законодательстве о бухгалтерском учете, а также выработаны правоприменительной практикой. В соответствии со ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При этом деятельность прежних юридических лиц прекращается, а состав передаваемых новому участнику гражданского оборота активов и пассивов определяется в соответствии с утвержденным передаточным актом. Соответственно, в результате слияния происходит объединение всей имущественной массы каждого из обществ на базе вновь создаваемого правопреемника. Присоединение характеризуется переходом к юридическому лицу прав и обязанностей присоединенного лица также на основании передаточного акта. В отличие от предыдущей формы реорганизации правопреемником прав и обязанностей в данном случае становится не новое, а уже существующее юридическое лицо, что позволяет ему капитализировать собственные и приобретенные активы. Последствия присоединения (равно как и слияния) могут быть не всегда положительны: увеличение структуры, штатной численности, кредиторской задолженности и налогового бремени. В юридической литературе указанные выше формы реорганизации, характерным следствием которых является объединение (увеличение) имущественной массы, относят к одной группе <2>. -------------------------------- <2> См.: Долинская В. В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8.

В другую группу форм реорганизации (в зависимости от судьбы активов) включают разделение и выделение. От первой группы она отличается рядом принципиальных положений: сопровождается фактическим уменьшением имущественной массы юридического лица и необходимостью определения соответствующего объема имущества (а равно и долгов), подлежащего передаче правопреемнику. Перечень передаваемых активов и пассивов при этом устанавливается разделительным балансом. Разделение влечет за собой переход прав и обязанностей существовавшего юридического лица к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Общими проблемами и в том, и в другом случае являются определение принципов распределения активов и пассивов между юридическими лицами, соблюдение интересов кредиторов. Вопрос о том, насколько обязателен переход к правопреемнику наряду с правами еще и обязанностей реорганизованного юридического лица, имеет важное практическое значение при проведении реорганизации. Возможна ли передача в данном случае только прав или только обязанностей? Следует согласиться с существующим в литературе мнением, что при реорганизации юридическое лицо вправе самостоятельно определить механизм и пропорции раздела имущества <3>. Однако такой раздел не должен быть абсолютно произвольным. Как справедливо отмечает С. В. Мартышкин, при характеристике выделения и разделения с точки зрения распределения прав и обязанностей между несколькими юридическими лицами определяющим признаком должна стать возможность выполнения реорганизованным юридическим лицом или правопреемником соответственно остающихся или передаваемых в порядке правопреемства обязанностей <4>. Такая возможность должна быть гарантирована имуществом юридического лица (правопреемника или правопредшественника). Причем речь следует вести лишь о вещах и правах требования, на которые кредиторами могут быть обращены взыскания. Реорганизованное юридическое лицо либо юридическое лицо, созданное в порядке реорганизации, должны иметь такой объем активов, который обеспечивал бы выполнение соответствующих обязанностей. Поэтому необходимо поддержать высказанную в литературе идею о том, что величина передаваемых правопреемнику или остающихся у реорганизованного юридического лица активов должна быть не менее величины пассивов, имеющихся соответственно у правопреемника или правопредшественника <5>. -------------------------------- <3> См.: Коровайко А. В. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 75. <4> См.: Мартышкин С. В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 157. <5> См.: Мартышкин С. В. Указ. соч. С. 158.

Целесообразно данный принцип закрепить на законодательном уровне. Высшие судебные инстанции сформировали определенный подход к решению данной проблемы. Как следует из п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <6>, в случае, если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества, то по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами к солидарной ответственности привлекаются созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество). Тем не менее, как следует из норм гражданского законодательства и подтверждается судебной практикой, сам факт утверждения разделительного баланса с нарушением принципа справедливого разделения активов и пассивов реорганизуемого общества, даже приводящий к явному ущемлению интересов кредиторов, не является основанием для признания реорганизации недействительной, если формально были соблюдены требования законодательства (в том числе о письменном уведомлении кредиторов) <7>. -------------------------------- <6> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1. <7> См., например: Постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2006 г. по делу N А48-2430/06-17 // СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что доказать нарушение указанного выше принципа, разъяснение содержания которого вообще отсутствует, на практике довольно сложно. Объясняется это еще и тем, что, например, учредители (участники) хозяйственного общества самостоятельно устанавливают порядок определения доли подлежащего передаче имущества. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример из судебной практики <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2007 г. N Ф08-8154/07 по делу N А32-7063/2006-39/115-2007-39/90 // СПС "КонсультантПлюс".

Внеочередным общим собранием учредителей ООО "Виктория" в составе 25 учредителей принято решение о реорганизации ООО в форме выделения из него ООО "Виктория Плюс", создании ООО "Виктория Плюс" в составе 15 участников из числа учредителей ООО "Виктория". При этом учредителями ООО "Виктория" оставались 10 участников. Соответственно, был принят следующий порядок определения доли имущества ООО "Виктория", передаваемого в ООО "Виктория Плюс". На основании данных бухгалтерского учета сумма активов ООО "Виктория" в соответствии с их балансовой стоимостью делится на количество долей учредителей. В денежной форме определяется доля имущества, приходящаяся на каждого участника. Эта доля умножается на количество участников, переходящих в выделяемое ООО "Виктория Плюс". В результате образовалась та часть имущества реорганизуемого общества, которая должна перейти в собственность выделяемого ООО "Виктория Плюс". И наконец, отдельно следует рассматривать преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (т. е. изменение организационно-правовой формы), когда к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, поименованные в передаточном акте. Имущественная масса в данном случае остается в неизменном виде у преобразованного юридического лица. Таким образом, судьбу активов юридического лица во многом предопределяет выбор формы реорганизации. При этом следует учитывать, что в результате последней в порядке правопреемства переходят не только права, но и обязанности, подлежащие обязательному отражению в передаточном акте или разделительном балансе. Как отмечает П. А. Марков, в отличие от процедуры реорганизации совершение сделки путем покупки активов или приобретения контрольного пакета акций является более быстрым и эффективным способом получения контроля над материальными активами компании <9>. Тем не менее в установленных законодательством случаях реорганизация (в форме слияния и присоединения), как, впрочем, и ряд сделок с акциями, долями, имуществом и правами, подлежат государственному контролю со стороны антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы), который осуществляется либо в форме получения предварительного согласия, либо в форме последующего его уведомления (ст. ст. 27 - 31 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). -------------------------------- <9> См.: Марков П. А. Дружественное поглощение // Право и экономика. 2008. N 10.

Как уже было отмечено, законодательство в целом не содержит строго определенных процедур и перечня документов, обязательных для оформления движения активов и правопреемства при реорганизации. Рассмотрим порядок такого оформления на примере общества с ограниченной ответственностью. Прежде всего в зависимости от правовой цели все основные документы, оформляющие процедуру реорганизации, следует разделить на следующие три группы. 1. Организационные акты. К ним можно отнести документы, определяющие основные условия и процедуру проведения реорганизации для обществ, участвующих в реорганизации: решение общего собрания участников общества о реорганизации (в виде протокола) и иные связанные с этим решения (например, об избрании органов управления обществом, о внесении изменений в устав и т. п.); утверждаемый этим решением договор о слиянии или присоединении. В эту же группу можно поместить и документы, носящие уведомительный характер или связанные с осуществлением действий, необходимых для оформления реорганизации: письменные уведомления кредиторов общества и уполномоченных государственных органов (в предусмотренных законом случаях), получение необходимых согласований контролирующих органов, заявления о внесении изменений в устав или о государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц. 2. Акты, оформляющие судьбу имущественной массы при реорганизации: передаточный акт или разделительный баланс. Официальной точкой отсчета начала реорганизации является принятие общим собранием участников реорганизуемого общества решения о форме реорганизации, утверждение соответствующего договора о реорганизации, устава вновь создаваемого общества (для слияния, выделения, разделения и преобразования) и передаточного акта либо разделительного баланса. ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - ФЗ об ООО) устанавливает свои особенности для каждой из форм реорганизации общества с ограниченной ответственностью. В договоре о слиянии общества участвующие в нем определяют порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества, сроки и порядок проведения общего совместного собрания участников обществ для избрания исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния (ст. 52 ФЗ об ООО). При слиянии обществ доли в уставных капиталах обществ, принадлежащие другим участвующим в слиянии обществам, погашаются. Общее собрание участников проводится в каждом обществе, участвующем в реорганизации в форме слияния. На нем принимается решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. Решение оформляется соответствующим протоколом. Единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества. Договор о присоединении содержит почти аналогичные условия. Вместо обмена долей при присоединении общества подлежат погашению: 1) принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение; 2) доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу; 3) доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; 4) принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества. Общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (ст. 53 ФЗ об ООО). Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. Участники каждого из вновь создаваемых обществ также проводят общее собрание, на котором утверждается устав и избираются органы общества (ст. 54 ФЗ об ООО). При выделении общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества. Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, то именно общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества (ст. 55 ФЗ об ООО). Что касается преобразования, то общество с ограниченной ответственностью согласно ст. 56 ФЗ об ООО вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этой форме реорганизации на общем собрании участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимается решение о такой реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, а также об утверждении передаточного акта. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования. Помимо указанных в ФЗ об ООО и иных специальных законах (в зависимости от организационно-правовой формы) практикой выработаны дополнительные положения, которые могут устанавливаться в решении учредителей для формирования информации об осуществлении реорганизации в бухгалтерской отчетности: сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств; способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств; порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных хозяйственных операций (получение (предоставление) кредитов и займов, осуществление финансовых вложений и др.); порядок формирования уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда (далее - уставный капитал) и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации; направления (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации с учетом возможной необходимости ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров акций, списание (признание с оценкой последствий) условных обязательств и др. (п. 3 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н, далее по тексту - Методические указания). Как видно из смысла закона, отношения, связанные с переходом имущества от реорганизуемых обществ к их правопреемникам, находят свое отражение именно в передаточном акте или разделительном балансе, оставаясь при этом за рамками так называемых реорганизационных договоров, и рассматриваются отдельно от них. Эти документы лишь оформляют переход определенных активов и пассивов к правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного лица. В литературе по-разному определяются правовая природа и значение данных актов. Так, по мнению В. А. Рахмиловича, "вряд ли их можно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этого документа нет перехода соответствующего права. Скорее, они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников" <10>. -------------------------------- <10> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1997. С. 140.

Встречается точка зрения и о необходимости отказа от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса. При этом состав передаваемых имущества и обязательств предлагается определять в договоре о слиянии (присоединении) либо в решении о разделении (выделении) <11>. В свою очередь, В. В. Долинская подвергла справедливой критике подобные высказывания, поскольку они "слабо сообразуются с действующим гражданским, налоговым законодательством и актами о бухгалтерском учете, игнорируют разную правовую природу этих документов и легально закрепленные различия в их содержании" <12>. Как отмечает Е. В. Бакулина, реорганизационный договор регулирует прежде всего отношения реорганизуемых обществ между собой в процессе реорганизации. Отношения же, связанные с переходом имущества от реорганизуемых обществ к их правопреемнику, остаются за рамками этого договора и согласно ст. 58 ГК РФ находят отражение в передаточном акте <13>. -------------------------------- <11> См.: Брагинский М. И., Медведева Т. М., Тимофеев А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 37. <12> См.: Долинская В. В. Указ. соч. <13> См.: Бакулина Е. В. Решение о реорганизации и реорганизационный договор: содержание, условия и порядок принятия (утверждения) // Законодательство. 2004. N 11.

Несмотря на существующие разногласия, следует отметить, что передаточный акт и разделительный баланс имеют важное значение при реорганизации для определения состава прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. Целью составления данных документов, в отличие от реорганизационных договоров, является не закрепление формы и условий реорганизации, а отражение объемов правопреемства и подлежащего передаче имущества. Соответственно, передаточный акт и разделительный баланс по своей сути являются актами, оформляющими имущественное правопреемство при реорганизации. Идея об их возможной замене иными документами представляется нецелесообразной. Тем не менее некоторая неурегулированность отношений, связанных с документальным оформлением правопреемства при реорганизации, порождает коллизии на практике. Например, передаточный акт (или разделительный баланс) составляется на дату принятия решения о реорганизации и утверждается участниками общества. Данный акт вместе с учредительными и иными необходимыми документами, перечень которых установлен ст. 14 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представляется в налоговый орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Учитывая, что хозяйственная деятельность юридических лиц продолжается и после принятия решения о реорганизации учредителями (участниками) юридического лица, на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица данные передаточного акта могут уже не соответствовать действительности. Выходом из ситуации является составление уточненного передаточного акта (разделительного баланса) на дату завершения реорганизации с учетом произошедших изменений на основании данных бухгалтерского учета. Тем не менее, учитывая отсутствие нормативной обязанности по составлению уточненных передаточных актов или разделительных балансов, вопрос о коллизиях, связанных с датой утверждения и реального исполнения документов, оформляющих движение имущественной массы при реорганизации, так и остается открытым. Требования к передаточному акту и разделительному балансу содержатся в ст. 59 ГК РФ, согласно которой они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Последствием непредставления этих документов в налоговый орган, а также отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица является отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, передаточный акт и разделительный баланс имеют важное значение для установления судьбы активов и пассивов, переходящих в порядке правопреемства при реорганизации. Помимо положений гражданского законодательства ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в ст. 12 предусматривает обязательное проведение инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Также проводится оценка имущества и обязательств, подлежащих включению в передаточный акт или разделительный баланс. В соответствии с существующей практикой и п. 4 Методических указаний передаточный акт или разделительный баланс могут включать следующие приложения: бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др. При этом дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявлении ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведении инвентаризации имущества и обязательств и др.). Некоторые положения о порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица содержатся также в ст. 50 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). Соответственно, в передаточном акте должны быть отражены также сведения о расчетах с бюджетом по всем налогам. Таким образом, спецификой реорганизации, отличающей ее от создания и ликвидации, является наличие обязательного имущественного правопреемства, посредством которого осуществляется переход активов от одного юридического лица к другому. Дальнейшая судьба имущественной массы реорганизуемой организации определяется выбором той или иной формы реорганизации и подлежит обязательному документальному оформлению посредством передаточного акта или разделительного баланса, утверждаемых протоколом общего собрания учредителей (участников). Сказанное позволяет утверждать, что юридическая судьба активов при реорганизации коммерческих юридических лиц как важнейшая практическая проблема требует своего дальнейшего изучения и внимания со стороны законодателя.

Библиографический список

1. Бакулина Е. В. Решение о реорганизации и реорганизационный договор: содержание, условия и порядок принятия (утверждения) // Законодательство. 2004. N 11. 2. Брагинский М. И., Медведева Т. М., Тимофеев А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 37. 3. Долинская В. В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 2. 4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1997. С. 140. 5. Коровайко А. В. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 75. 6. Марков П. А. Дружественное поглощение // Право и экономика. 2008. N 10. 7. Мартышкин С. В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 157.

Название документа