Административные правонарушения в области государственного оборонного заказа

(Слепенкова Л. В.) ("Административное право и процесс", 2009, N 6) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Л. В. СЛЕПЕНКОВА

Слепенкова Л. В., соискатель кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Федеральным законом N 94-ФЗ не предусмотрены меры ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов. Вместе с тем ст. 62 Закона определено, что лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут в том числе и административную ответственность. Ключевые слова: поставки товаров, оказание услуг, государственные и муниципальные нужды, государственный контракт, котировочные заявки, конкурс, аукцион, котировочная комиссия, победитель торгов.

Federal Law N 94-FZ does not provide for the measures of responsibility for violation of legislation on placement of orders. On the other hand article 62 of the law determines that the persons guilty in violation of legislation and other normative acts of the RF on placement of orders for delivery of goods, execution of works, rendering of services for state or municipal needs bear among others the administrative responsibility. Key words: delivery of goods, rendering of services, state and municipal needs, state contract, quotas applications, competition, auction, quotas commission, winner of a tender <*>. -------------------------------- <*> Slepenkova L. V. Administrative violations in the sphere of state defense order.

Виды административных правонарушений в сфере размещения государственного оборонного заказа закреплены в главе 7 (ст. 7.29 - 7.32), главе 15 (ст. 15.14) и главе 19 (ст. 19.5, 19.6, 19.7.2) КоАП РФ, которые предусматривают применение мер административной ответственности к государственным заказчикам и к исполнителям государственных контрактов. Рассмотрим их более подробно. Пунктом 1 ст. 7.29 КоАП РФ установлена ответственность за принятие должностным лицом государственного заказчика решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с нарушением требований, установленных Федеральным законом N 94-ФЗ, что влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 руб. В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. Необходимо обратить внимание на примечание к данной статье. Суть его заключается в том, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в случае если должностным лицом, например, принято решение заключить государственный контракт путем размещения государственного (муниципального) заказа у единственного поставщика и стоимость заключаемого договора превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке <1>, оно может быть привлечено к административной ответственности. Представляют интерес разъяснения Министерства экономического развития и торговли по данному вопросу (письмо от 23 июня 2006 г. N Д07-1220; письмо от 18 января 2008 г. N Д04-106 "О разъяснениях, связанных с применением ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"). -------------------------------- <1> Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".

Согласно п. 2 ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица государственного заказчика за принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов, а также проведение торгов в форме аукциона. За данное деяние предусмотрен административный штраф в размере 50 000 руб. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Закона. Однако если Федеральный закон N 94-ФЗ предусматривает альтернативный вариант размещения государственного (муниципального) заказа и должностное лицо государственного заказчика им воспользуется, то административную ответственность оно уже не будет нести. Вместе с тем ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. По мнению Минэкономразвития России и ФАС России (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 29 апреля 2008 г. N 5683-АП/Д05, N АЦ/10328), помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способа проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок либо у единственного поставщика при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом). В том же размере на должностное лицо налагается штраф, если им принимается решение о размещении заказа путем проведения запроса котировок и цена контракта превышает 500 000 руб., поскольку в этом случае заказ следует разместить с использованием метода торгов. Пунктом 1 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность должностного лица за нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей обязательному опубликованию или размещению, а также с нарушением требований специального законодательства, нарушение сроков направления в государственный орган контроля приглашений на участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона. Совершение указанных деяний с превышением сроков будет квалифицироваться как административное правонарушение. Анализ данного состава правонарушения показал следующее. В ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ речь идет о двух самостоятельных деяниях: нарушении сроков опубликования в сети Интернет конкурсной документации или документации об аукционе и нарушении порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе. В то же время в Законе на этот счет содержится одна статья, которая называется "Порядок предоставления конкурсной документации" (ст. 23). Таким образом, административное законодательство излишне разбивает диспозицию ч. 1 ст. 7.30 на виды деяний, одно из которых по своему смыслу поглощает другое. В связи с изложенным автор предлагает исключить из ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ указание на нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет конкурсной документации или документации об аукционе. Большая группа административных правонарушений связана с порядком рассмотрения заявок участников государственного заказа. Так, нарушение членом конкурсной комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также нарушение членом конкурсной или аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса или аукциона, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом N 94-ФЗ, нарушение членом аукционной комиссии порядка проведения аукциона влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ). В случае невыполнения требования п. 3 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ, а также при отклонении котировочных заявок по иным основаниям на члена котировочной комиссии может быть наложен административный штраф в размере 30 000 руб. (п. 6 ст. 7.30 КоАП РФ); в случае сокращения должностным лицом сроков подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок на него может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 8 ст. 7.30 КоАП РФ), за исключением случаев, если законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд допускается сокращение указанных сроков. Согласно п. 7 ст. 7.30 КоАП РФ выбор членом конкурсной, аукционной или котировочной комиссии победителя торгов или запроса котировок с нарушением требований Федерального закона N 94-ФЗ также признается административным правонарушением. За это на должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 000 руб. В случае предоставления, опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте в сети Интернет должностным лицом недостоверной информации о размещении заказов, направлении в государственный орган недостоверных сведений по итогам размещения заказов на него в соответствии с п. 1 ст. 7.31 КоАП РФ может быть наложен административный штраф в размере 50 000 руб., а на юридическое лицо - 300 000 руб. Часть 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за внесение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, заведомо недостоверных сведений в реестр государственных контрактов. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона N 94-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта необходимо направить в уполномоченный на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти сведения, перечисленные в п. 2 ст. 18 настоящего Закона. Таким органом является Федеральное казначейство <2>. За это возможно наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц - в размере 300 000 руб. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 03.03.2006 N 117 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов".

Статьей 7.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Часть 1 ст. 7.32 КоАП РФ устанавливает, что заключение государственного или муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок цен с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен либо условий исполнения государственного или муниципального контракта влечет административный штраф в размере 50 000 руб. Пункт 1.1 ст. 7.32 КоАП РФ ввел ответственность за заключение государственного или муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок цен с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. За данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения. В результате анализа состава "заключение контракта с нарушением условий торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта" отмечается, что объективная сторона данного правонарушения имеет сложный характер, поскольку охватывает два деяния. Формулировка КоАП РФ, определяющая одно из них - заключение государственного или муниципального контракта с нарушением условий его исполнения, предложенных лицом, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, - не соответствует Закону о размещении заказов, поскольку при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок государственный или муниципальный контракт заключается не только на условиях, указанных в поданной участником заявке, но и условиях, содержащихся в конкурсной документации, извещении о проведении открытого конкурса, аукциона и конкурсной документации, извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 8 ст. 47 Закона). Подобная позиция необоснованно исключает административную ответственность за заключение государственного и муниципального контракта с нарушением условий его исполнения, указанных в конкурсной документации, извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе или предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. В этой части редакция ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ нуждается в уточнении. До внесения соответствующих изменений в анализируемую норму отступление от тех условий, которые содержались в приведенных выше документах, не может быть наказуемо в административном порядке. Изменение условий государственного или муниципального контракта, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если это не предусмотрено Федеральным законом N 94-ФЗ и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения. В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа (Федеральной антимонопольной службы, ее территориального органа) налагается штраф: на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юрлиц - в размере 500 000 руб. Статья 19.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Комментируемая статья непосредственно корреспондирует со ст. 29.13 КоАП РФ, обеспечивая ее исполнение. Статьей 19.7.2 КоАП РФ введена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление заведомо недостоверных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб. Указанная обязанность предусмотрена для субъектов правоотношений по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и исполняется только по требованию уполномоченных органов государственного контроля. Таким образом, можно сделать вывод, что в КоАП РФ содержится достаточно большое количество составов административных правонарушений в сфере размещения государственного оборонного заказа. Эффективное их применение, несомненно, будет способствовать укреплению законности в этой важной сфере деятельности государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа