Боеприпасы времен Великой Отечественной войны как объекты незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на территории Краснодарского края
(Тесленко Е. С.)
("Общество и право", 2009, N 4)
Текст документа
БОЕПРИПАСЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОБЪЕКТЫ
НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ
ВЕЩЕСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Е. С. ТЕСЛЕНКО
Тесленко Евгений Сергеевич, преподаватель кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России.
Нестабильная социально-экономическая ситуация, криминализация экономики, а также возникновение ряда локальных вооруженных конфликтов в последние годы привели к ослаблению контроля со стороны государства за распространением боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ у населения и в криминальной среде.
В такой сложной обстановке причинами недостаточной подготовленности и укомплектованности для эффективной борьбы с подобного рода преступлениями органов внутренних дел оказались:
1) недостаток в подразделениях ОВД современного высококачественного оборудования для обнаружения и изъятия взрывотехнических объектов;
2) недостаток в подразделениях ОВД справочного и методического материала по ведению расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом боеприпасов и взрывчатых веществ;
3) низкий уровень взаимодействия подразделений ОВД с иными службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами, при производстве следственных действий;
4) недостаток практической подготовки сотрудников ОВД в вопросах, связанных с обнаружением, описанием, изъятием и исследованием боеприпасов и взрывчатых веществ.
Отдельную группу объектов криминального оборота составляют боеприпасы и взрывчатые вещества периода Великой Отечественной войны (ВОВ), так как на территории Краснодарского края осталось значительное количество инженерного вооружения, не обезвреженных минных полей, неразорвавшихся снарядов и минометных мин, а также "схронов" боеприпасов и складов вооружения.
Следует подчеркнуть, что фактическое количество боеприпасов и взрывчатых веществ, находящихся в незаконном обороте, существенно превышает имеющиеся статистические данные из-за высокого уровня латентности подобных преступлений, которая обусловлена несвоевременным выявлением многих случаев приобретения в незаконный оборот данной категории боеприпасов, а также из-за доступности боеприпасов для широких масс населения, в местах проживания которого проходили боевые действия.
В годы Великой Отечественной войны на территории Краснодарского края велись оборонительные и наступательные операции, общая продолжительность которых составила 14 месяцев. За указанный период времени войсками вермахта было израсходовано 4633 тонны боеприпасов, а масса только артиллерийских боеприпасов составила 370 тысяч 640 единиц. Расход боеприпасов Красной Армии был в 3 - 4 раза ниже [1].
Постоянное осложнение криминогенной обстановки позволяет с достаточно высокой степенью уверенности прогнозировать дальнейшее увеличение противоправного оборота боеприпасов и взрывчатых веществ на указанной территории.
Продолжительность существования данной проблемы обусловлена размахом и масштабами боевых действий в годы Великой Отечественной войны, о чем отмечалось ранее, а также рядом иных факторов, основными из которых являются:
1) эпизодический характер работ по очистке местности от боеприпасов командами ОСОАВИАХИМа;
2) недостаточное финансирование военно-исторических и военно-патриотических клубов для проведения поисковых работ;
3) отсутствие в настоящее время государственных организаций, профессионально занимающихся очисткой местности от боеприпасов;
4) недостаточное оснащение приборами обнаружения и поиска боеприпасов, а также низкие рабочие характеристики штатных моделей таких приборов.
"В период с 1944 по 1946 годы командами ОСОАВИАХИМа были проведены мероприятия по сплошному разминированию местности от взрывоопасных предметов. Минеры очистили от различной взрывной германской техники около миллиона квадратных километров советской земли, отыскали и уничтожили более 15 миллионов мин различных типов, 60 миллионов неразорвавшихся снарядов, авиабомб, гранат и другой взрывоопасной техники" [2].
Но, как известно, даже тщательное производство работ по разминированию не обеспечивает полное отсутствие боеприпасов и взрывчатых веществ на местности, где проходили бои. В этих условиях оперативные службы органов внутренних дел не всегда оказываются в достаточной степени готовыми к осложнению оперативной обстановки.
В настоящее время на основе данных по очистке местности от взрывоопасных объектов были выделены две основные группы боеприпасов:
1) боеприпасы, которые были применены по прямому назначению в ходе боевых действий (то есть стрельба из орудий и минирование), но не сработали. Такие боеприпасы наиболее опасны, так как они находятся в боевом положении, а их отказ произошел по техническим причинам. Во время ВОВ по данным специалистов средний отказ составлял от 5 до 7% от общего количества боеприпасов. А отдельные группы артиллерийских боеприпасов, такие как минометные мины, отказывали в 15 - 30% случаев.
Боеприпасы этой группы чаще всего являются объектами незаконного оборота благодаря их широкому распространению на местности и небольшой глубине залегания в грунте, а также недостаточному вниманию, уделенному им во время разминирования территорий;
2) боеприпасы, которые не применялись по прямому назначению, но по каким-либо причинам остались неиспользованными. К этой группе относятся артиллерийские, авиационные, инженерные, морские боеприпасы и боеприпасы ближнего боя, оставшиеся на полевых складах и огневых позициях, в поврежденных боевых машинах, кораблях, самолетах.
Боеприпасы этой группы встречаются локально, что затрудняет их поиск, но в отличие от объектов первой группы однотипны, что упрощает их использование в преступных целях, и многочисленны в местах обнаружения.
Боеприпасы периода Великой Отечественной войны составляют порядка 5% от общего количества боеприпасов, находящихся в незаконном обороте. Поступление данной группы боеприпасов в незаконный оборот происходит как умышленно, так и случайно.
Анализ следственной практики свидетельствует о наличии следующих типовых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам ОВД в ходе выявления и расследования фактов незаконного оборота боеприпасов и взрывчатых веществ периода ВОВ:
1) боеприпас обнаружен случайно (когда цель найти боеприпас не ставилась);
2) боеприпас был приобретен или получен в подарок, как сувенир;
3) боеприпас был целенаправленно найден на месте боевых действий периода ВОВ, при производстве поисковых либо археологических работ для его использования;
4) боеприпас использовался в качестве бытового предмета, ввиду отсутствия знаний о его боевых свойствах.
5) боеприпас был найден с целью его обезвреживания и сдачи корпуса в пункт металлоприема.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться на практике по делам рассматриваемой категории, связанны преимущественно с тем, что сотрудники ОВД в недостаточной мере владеют методами расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом боеприпасов и взрывчатых веществ, а также правилами обращения с указанными объектами незаконного оборота, что приводит к некачественному производству следственных действий и несчастным случаям. Иногда сотрудники ОВД не способны даже грамотно описать боеприпас либо его части в протоколе осмотра места происшествия.
В этих условиях подготовка сотрудников ОВД приобретает особую актуальность и значимость, поскольку процесс раскрытия и расследования преступлений рассматриваемой категории имеет свои особенности и требует дальнейшей активизации работы в указанном направлении.
Как показывает следственная практика, низкая эффективность расследования данного вида преступлений вызвана, в числе прочих причин, недостатком соответствующих теоретических разработок и практических рекомендаций.
Исходя из анализа сложившейся ситуации были выдвинуты следующие предложения:
1) создать единую информационную базу на основе архивных документов о номенклатуре боеприпасов периода ВОВ как отечественного, так и зарубежного производства, использовавшихся в ходе боевых действий на территории Краснодарского края;
2) для оперативных аппаратов составить аналитические справки на основе карт боевых действий для выявления потенциально опасных участков, где возможно совершение преступлений указанной группы;
3) для оперативных работников, участковых и сотрудников ППС организовать курсы на базе музеев по описанию боеприпасов и их основных частей, а также инструктажи по технике безопасности в ходе осмотров мест происшествий, связанных с обнаружением боеприпасов времен ВОВ;
4) ужесточить контроль над деятельностью поисковых и исторических клубов с целью выявления недобросовестного исполнения их членами своих обязанностей;
5) провести работы по очистке местности от боеприпасов периода ВОВ;
6) обеспечить участие специалистов-взрывотехников в следственных действиях по делам о незаконном обороте боеприпасов и взрывчатых веществ;
7) оснастить группы ЭКЦ и иные подразделения ОВД современной поисковой техникой и в первую очередь экспресс-анализаторами взрывчатых веществ;
8) проводить оперативно-профилактические операции "Арсенал", "Оружие", "Вихрь-Антитеррор" и т. д. в тесном взаимодействии с воинскими частями, МО, подразделениями ФСБ, МЧС России и другими службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами.
Литература
1. Военно-историческая справка. Оценка наличия взрывоопасных предметов времен Второй мировой войны на землеотводе трассы строительства трубопровода КТК в Ставропольском и Краснодарском краях. Москва, 1998.
2. Данные взяты из журналов: За оборону г. Москва N 16 от 1945 года и N 1 - 2 от 1947 г.
------------------------------------------------------------------
Название документа