Особенности защиты прав и интересов участников строительной деятельности: основные приоритеты

(Иванов А. В.) ("Законодательство и экономика", 2009, N 9) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

А. В. ИВАНОВ

Иванов А. В., кандидат юридических наук.

Конституцией РФ (п. 1 ст. 46) каждому гарантируется защита прав и свобод. Такая защита осуществляется во всех сферах экономики, в том числе в строительстве. Строительная отрасль - важнейший сектор реальной экономики, характеризующийся валовым накоплением средств. С капитальным строительством неразрывно связано развитие всех без исключения отраслей экономики, решение насущных социальных задач. Главным признаком признания того или иного объекта строительства капитальным является возможность отнесения его к недвижимому имуществу. Дополнительным критерием может служить то, что закончить использование возводимого объекта планируется ранее момента полного его износа <1>. Специфика строительной деятельности обусловлена также технологической взаимосвязанностью множества участников строительного конвейера. Все они работают на конечный результат - ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, создание такой продукции требует значительных трудозатрат и не дает немедленной отдачи. -------------------------------- <1> Свешникова Е. Правовые критерии разграничения объектов капитального и некапитального строительства в современном российском законодательстве // Право и экономика. 2008. N 8. С. 15.

Реализация участниками строительной деятельности права на защиту требует дифференцированного использования правовых средств. Их диапазон достаточно широк. Гражданский кодекс РФ (ст. 12) устанавливает, что защита прав осуществляется путем: - признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; - признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки; - признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; - присуждения к взысканию неустойки; - компенсации морального вреда; - прекращения или изменения правоотношения; - неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - иными способами, предусмотренными законом. От хозяйствующего субъекта, чьи права нарушены, требуется не только умение выбрать для себя наиболее приемлемый способ защиты. Ему необходимо собрать достаточные доказательства своей правоты, т. е. привести взаимосвязанные между собой доводы и аргументы для поддержания доказываемых тезисов. Российское арбитражное законодательство, аккумулируя опыт мировой практики судопроизводства, переориентировало арбитражные суды с подхода, при котором они стремились установить объективную истину, и направило их на путь установления истины формальной. Это значит, что спор выиграет субъект, представивший суду весомые и убедительные доказательства своей правоты. Хотя зачастую сутью приводимой аргументации является не установление истины, а убежденность каждой из спорящих сторон в правоте своих взглядов. В связи с этим возрастает значимость арбитражного разбирательства. При рассмотрении соответствующих споров суду необходимо, во-первых, правильно определить применяемую норму права; во-вторых, изучить фактические обстоятельства дела и оценить доказательства; в-третьих, сделать вывод о наличии либо отсутствии нарушения прав конкретных хозяйствующих субъектов <2>. -------------------------------- <2> Арифулин А. Защита прав предпринимателей арбитражными судами. Конференция, организованная Институтом Адама Смита // Государство и право. 1997. N 3. С. 53.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ <3> повышает роль арбитражных судов, усиливает их регулирующее воздействие на предпринимательские отношения. Его главная задача состоит в том, чтобы решить ряд проблем, возникающих в практике разрешения споров, связанных с предпринимательской деятельностью, упростить, сделать более демократичным судопроизводство в сфере экономики в зависимости от категорий споров <4>. Круг рассматриваемых арбитражными судами дел довольно разнообразен. Арбитражному суду подведомственны дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ). В порядке искового производства арбитражными судами рассматриваются возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 28 АПК РФ). В порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной деятельности: -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012. <4> Анохин В. С. Проблемы правового регулирования арбитражного судопроизводства // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10. С. 104.

- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя; - об оспаривании ненормативных правовых актов, актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и интересы заявителя; - о взыскании обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания (ст. 29 АПК РФ); - об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ), о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК РФ), о защите деловой репутации. Арбитражные суды накопили определенный опыт разбирательства экономических споров в весьма важных для российской экономики сферах: приватизации, акционирования, защиты права собственности, налоговых, таможенных, банковских, валютных отношений, статуса хозяйствующих субъектов и т. п. Практика деятельности арбитражных судов в немалой степени способствует формированию в стране рыночных отношений и укреплению единого экономического пространства страны. Анализ практики рассмотрения арбитражных дел с участием строительных организаций, а также результаты осмысления возникающих в связи с этим наиболее проблемных вопросов позволяют обозначить приоритеты, требующие первоочередного и повышенного внимания. Это, во-первых, взаимоотношения сторон на стадии заключения строительных договоров, включая рассмотрение преддоговорных споров. Во-вторых, изменение подхода к установлению причинной связи между ненадлежащим исполнением предпринимателями договорных обязательств и наступившими последствиями. В-третьих, конкретизация принципа реального исполнения обязательств и, в частности, ликвидация либо минимизация практики взаимных неплатежей. В-четвертых, защита прав участников строительного конвейера в их взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и должностными лицами в случае нарушения ими прав и интересов заявителя. В-пятых, усиление значимости третейского разбирательства. Первый из обозначенных приоритетов - преддоговорные споры. Капитальное строительство практически невозможно без договоров. Согласно структуре договорных связей ответственность перед заказчиком за ввод объекта несет генеральный подрядчик. Он, в свою очередь, объединяет усилия субподрядчиков, монтажников, наладчиков оборудования, поставщиков комплектующих изделий, иных специализированных организаций, прямо или опосредованно участвующих в создании строительной продукции. Обычная подрядная организация, осуществляющая общегражданское, а также частично промышленное и сельскохозяйственное строительство, вступает в договорные отношения более чем двумястами партнерами. Свобода договора не означает отрицание необходимости его заключения вообще и, в частности, до начала текущего года. Однако, если возникает преддоговорный спор, заключение договоров затягивается. И это происходит несмотря на то, что все отчетливее осознается необходимость усиления стабильности договорных отношений. Суть регулирующего воздействия заключается в ужесточении требований к формированию договорных отношений строительного подряда, в частности в повышении ответственности заказчиков и подрядчиков, начиная со стадии подготовки соглашений <5>. От сторон требуется двоякий подход: с одной стороны, осмысленность всех условий подписываемых договоров, равно как и последствий его подписания; одновременно оперативность и отсутствие волокиты. Принятию взвешенных решений способствуют предварительные договоры, по условиям которых стороны обязуются заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных основным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). От предварительного договора следует отличать соглашение (протокол) о намерениях <6>: оно носит более общий характер, однако также свидетельствует о волеизъявлении сторон заключить договор. -------------------------------- <5> Фаршатов И. Организационно-правовые предпосылки договора строительного подряда // Хозяйство и право. 2002. N 9. С. 63. <6> Озеров П. С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.

Между тем отдельные участники строительства недооценивают значимость преддоговорного урегулирования. В итоге договоры подписываются без тщательного анализа всей необходимой информации, зачастую на кабальных условиях, заведомо делающих их нереальными. Существуют две крайности в воззрениях на сущность и смысл своевременного заключения договоров в сфере строительства. С одной стороны, не изжито формальное отношение, когда в договорах не отражены существенные условия. В других случаях, наоборот, условия договоров чрезвычайно громоздки. Иногда в договор включаются условия, не допускаемые законодательством. Тем не менее своевременное заключение договора всегда остается важнейшим фактором надлежащего ритма работы на стройках. Поэтому принцип свободы заключения договора должен находиться в определенных законодательных рамках, сочетающих в себе как свободу субъектов, так и пределы осуществления субъективных прав <7>. -------------------------------- <7> Тельгарин Р. О свободе заключения гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства // Российская юстиция. 1997. N 10. С. 13.

Стабильность договорных отношений долгие годы гарантировалась запретом на одностороннее изменение условий договора и на односторонний отказ от его исполнения. Но если в условиях административно-командной системы досрочное расторжение договоров в сфере капитального строительства, основанных на плановых предписаниях, не допускалось по принципиальным соображениям, то нынешнее законодательство официально разрешает это делать. Любой договор может досрочно расторгаться по взаимному согласию сторон; а при его отсутствии - решением арбитражного суда. Основанием для досрочного изменения или расторжения договора может быть возникшая после его заключения невозможность дальнейшего исполнения принятых обязательств. Сохранение в таких ситуациях договорных отношений не имеет ни резона, ни смысла. Действующее законодательство позволяет хозяйствующему субъекту досрочно расторгать договор, если его партнер признан банкротом. Банкрот - это должник, в отношении которого принято решение о ликвидации <8>. Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <9> задачами правового регулирования правоотношений несостоятельности (банкротства) являются: -------------------------------- <8> Ткачев В. Н. Термины "банкротство" и "несостоятельность": сущность и соотношение // Адвокат. 2003. N 3. С. 27. <9> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

- профилактика неплатежеспособности; - оздоровление финансового состояния должника; - минимизация отрицательных последствий банкротства. Многие строительные организации оказались совершенно не готовы к работе в условиях рынка, соответственно, стали неплатежеспособными. Более того, они не имеют никакой программы действий по выходу из ситуации, в которой оказались. В этих условиях некоторые руководители строительных организаций предпринимают отчаянные чрезвычайные, но совершенно бесперспективные попытки выживания, вплоть до сворачивания деятельности, массового сокращения персонала, распродажи строительной техники, оборудования и т. п. В процессе осуществления процедур несостоятельности (банкротства) сталкиваются интересы различных лиц. В ряде случаев эти интересы диаметрально противоположны. Поэтому применение регулирующих мер должно, по возможности, консолидировать их, т. е. способствовать сохранению бизнеса платежеспособных субъектов и при этом обеспечивать разумный баланс интересов всех остальных участников процедуры банкротства. Тенденции действующего законодательства о банкротстве в большей степени приближены к необходимости учета интересов как кредиторов, так и должника <10>. Учитывая это, действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) выделяет, детально регламентирует процедуру финансового оздоровления, которая вводится после завершения процедуры наблюдения и в некоторых случаях заменяет собой внешнее управление. В рамках означенной процедуры руководство должника с ограничениями, обусловленными полномочиями административного управляющего, осуществляет расчеты с кредиторами путем исполнения графика погашения задолженности. -------------------------------- <10> Бессонова З. Г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в контексте глобализации экономических отношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 2. С. 43.

Практическая реализация законодательства о несостоятельности (банкротстве) высвечивает один из важнейших видов деятельности арбитражных судов: осуществление не только правосудия, но и государственного регулирования предпринимательской деятельности. Существуют следующие процедуры несостоятельности (банкротства): наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Проведение этих процедур составляет предмет деятельности арбитражных управляющих (временных, административных, внешних, конкурсных). Статус и полномочия, предоставленные арбитражным управляющим, весьма существенны. Соответственно, высоки и требования, предъявляемые к осуществлению ими профессиональных обязанностей. Арбитражный управляющий должен знать все требования кредиторов, финансовое состояние должника и пути его оздоровления, должен вести интенсивный поиск новых и платежеспособных заказчиков, а также перспективных работ независимо от места их нахождения. В целях создания цивилизованного рынка услуг по арбитражному управлению, регулированию и обеспечению деятельности арбитражных управляющих созданы и функционируют саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Таковыми являются некоммерческие организации, основанные на членстве, создаваемые гражданами Российской Федерации, включенные в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций. Вторым обозначенным приоритетом является ситуация, связанная с отказом от принципа вины при установлении причинной связи между ненадлежащим исполнением обязательств, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, и наступившими последствиями. Принцип ответственности за вину заменен принципом причинения, в соответствии с которым основанием для имущественной ответственности предпринимателя является не только умысел и неосторожность, а так называемый случай, когда нарушитель не предвидел и не мог предвидеть возможных последствий. Согласно пункту 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее либо или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязанностей оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Причем к таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны партнеров должника, отсутствие на рынке нужных для исполнителя товаров, а также отсутствие у должника необходимых денежных средств. Достаточно лишь объективной связи вреда с действиями (бездействиями) предпринимателя. Вина как основание возместить убытки при осуществлении предпринимательской деятельности вытеснена объективной ответственностью, основанной на трактовке договора как средства распределения коммерческого риска между предпринимателями. Причиной отказа от принципа вины как основания ответственности предпринимателя стала независимость участников рынка <11>. -------------------------------- <11> Зверева Е. Ответственность предпринимателей за нарушение договорных обязательств // Право и экономика. 1998. N 10. С. 15.

Наличие причинной связи устанавливается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств, при которых совершено правонарушение. Однако в ряде случаев возникают сложности в доказывании такой связи между нарушениями обязательств и возникшими убытками. Поэтому размер убытков необходимо определять исходя из характера и последствий нарушений обязательств. Одно и то же нарушение может вызывать самые разнообразные неблагоприятные последствия. Так, несвоевременная поставка открытым акционерным обществом "Стройдормашсервис" муниципальному унитарному предприятию "Стройдеталь" четырех автомобилей КрАЗ обусловила последнему необходимость оплаты финансирующему банку процентов за кредит, взятый для приобретения этих автомобилей. Кроме того, нанесла ему убытки, вызванные недовыполнением работ на объектах, где указанная строительная техника должна была работать в три смены согласно адресному графику производства работ. В подобных случаях убытки надо просчитывать по всей технологической цепочке (невыполнение обязательств перед заказчиком, перед финансирующим банком, непредставление фронта работ для субподрядчиков, простой механизмов и т. п.), причем отдельно по каждому эпизоду и за каждую единицу недопоставленной продукции; а затем размеры всех понесенных затрат суммировать. Что касается неполученной прибыли, то порядок и условия ее взыскания нужно также предусматривать в договорах. Законодательство ориентирует на необходимость возмещения именно упущенной выгоды. Следует обращать внимание на ее подтверждение соответствующими доказательствами, главным образом - по утрате возможности получения прибыли <12>. Неполученной прибылью является разница между договорной ценой и реальной стоимостью невыполненных работ. Она подлежит взысканию независимо от того, выполнены ли обязательства по другим пунктам договора, заключенного с этим же хозяйствующим субъектом. -------------------------------- <12> Жариков Ф., Фаршатов И. Санкции в договоре строительного подряда // Хозяйство и право. 1999. N 7. С. 82, 83.

Следующим приоритетом, как явствует из анализа арбитражных дел в строительстве, является последовательное проведение в жизнь принципа реального исполнения обязательств. Он означает, что предусмотренные договором обязательства должны быть выполнены фактически и не могут заменяться денежной компенсацией. К сожалению, практика показывает, что виновной стороне в ряде случаев проще, легче и выгоднее уплатить штраф, чем исполнять свои обязательства в натуре. Подрядчик (открытое акционерное общество "Нефтехимстрой") и заказчик (муниципальное унитарное предприятие "Комбинат железобетонных конструкций") заключили договор на строительство крытого склада нерудных материалов. К установленному сроку объект построен не был, за что с подрядчика были взысканы штрафные санкции. Между тем несмотря ни на уплату штрафа, ни на то, что арбитраж впоследствии еще дважды взыскивал с ответчика штраф за невыполнение работ по этому объекту, указанные работы не выполнялись еще в течение длительного периода. Сказанное касается не только подрядных организаций, но и недобросовестных заказчиков, нецелевым образом использующих переданные им дольщиками средства на строительство жилья. Согласно законодательству уплата штрафа (пени, неустойки) не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Но не менее важно проявлять "осмотрительность при выборе партнера". Это включает в себя анализ информации по широкому спектру. Важнейшими являются, во-первых, сведения непосредственно о партнере, его финансовом состоянии, деловой репутации, а, во-вторых, о ходе исполнения им заключенных ранее договоров. Конкретное воплощение в жизнь принципа реального исполнения обязательств обусловливает необходимость совершенствования установленного порядка взыскания долгов и погашения задолженности. Это является частью более крупной проблемы, которая сегодня стоит практически перед всеми отраслями экономики, - ликвидации практики взаимных неплатежей. Это задача долговременная и многофакторная, которая не решится сама собой. В частности, снижение инфляции до уровня, не превышающего три процента в год, - важнейшее общегосударственное дело. Именно при таких показателях идет устойчивый экономический рост <13>. Несмотря на предпринимаемые усилия инфляция за последние несколько лет не снижается ниже уровня десяти процентов в год, что совершенно нетерпимо. -------------------------------- <13> Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика. 2006. N 5. С. 58.

Публикуемые в средствах массовой информации годовые бухгалтерские балансы многих российских предприятий создают представление о безнадежности решения проблемы дебиторской задолженности. Например, только в сфере жилищно-коммунального хозяйства объем накопленной кредиторской и дебиторской задолженности оценивается в 300 млрд. руб., что является существенным препятствием для развития и нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса <14>. Это вполне типично для сферы жилищно-коммунального хозяйства, где размеры квартплаты за последние годы увеличились в разы. Они включают не только стоимость услуг ресурсоснабжающих организаций, но и содержание и ремонт общего имущества жилого дома. Действующее законодательство предлагает неплатежеспособным субъектам переходить в более скромное жилье. Однако делать это они не торопятся, надеясь на авось, в расчете, что все обойдется, поскольку принудительно расселить всех неплательщиков фактически нереально. Глядя на них, перестают платить или несвоевременно вносят плату (и не в полном объеме) и вполне платежеспособные плательщики. Необходимо учитывать социальные аспекты вопроса. Дело в том, что у миллионов людей квартиры являются единственной ценной вещью, принадлежащей им на праве частной собственности. Жилой фонд в основном построен при прежнем социально-экономическом строе, когда квартиры предоставлялись при наличии длительного трудового стажа. Убедить людей в "справедливости" правовых норм, согласно которым они сегодня на "законных основаниях" могут вдруг лишиться жилья, нереально. Недвижимость - такой товар, который всегда является предметом жизненной необходимости. Бесплатное предоставление жилья практически прекращено, а приобрести жилье по существующим ценам подавляющему большинству людей не представляется возможным. Многие весьма смутно представляют себе суть нынешнего жилищного законодательства и не могут самостоятельно принять никаких осознанных, взвешенных решений. Налицо полная дезориентация, а также усталость и нежелание бороться за свои права. Некоторые шустрые риелторские фирмы прекрасно понимают все это, извлекая из данной ситуации колоссальные выгоды для себя. -------------------------------- <14> Кошман И. П. Профессиональное управление как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. N 7. С. 4.

Несмотря на всю сложность ситуации, у каждого остается возможность найти эффективный путь достижения требуемого результата. В распоряжении любой организации имеется арсенал правовых средств, благодаря которым удается не только минимизировать задолженность, но и избавиться от нее: зачеты, добровольная и принудительная продажа долговых имущественных требований (как должников, так и кредиторов) и т. п. <15>. Возможна реструктуризация задолженности, т. е. смещение сроков погашения накопленных платежей при условии, что текущие платежи будут платиться ритмично и исправно. Решение о реструктуризации принимается соответствующими органами с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Причем лишь в отношении тех хозяйствующих субъектов, экономическое и финансовое состояние которых дает уверенность в своевременной оплате всех платежей. -------------------------------- <15> Лебедев К. Механизм реализации дебиторской задолженности // Хозяйство и право. 1999. N 7. С. 22.

Одним из способов является взыскание долгов в судебном порядке. Неверно полагать, что предъявление исков о взыскании задолженности к неплатежеспособным хозяйствующим субъектам "бесперспективно". Именно вступившее в законную силу решение суда дает кредитору реальную возможность получить деньги в первоочередном порядке из денежных средств, поступающих на счет должника, а в случае признания должника банкротом - из средств, полученных от реализации его имущества. Материально-правовой интерес заинтересованных в исходе дела лиц не исчезает после вступления решения в законную силу, поскольку таким решением открывается путь к реализации этого интереса <16>. Именно вступившее в законную силу решение суда дает возможность оказывать на неплательщика иные предусмотренные законом меры воздействия и диктовать ему свои условия. Дело в том, что нередко исполнительные листы арбитражного суда о принудительном взыскании денежных сумм находятся в банковских учреждениях без оплаты, причем в течение длительного времени. Например, несмотря на вступившее в законную силу решение Высшего Арбитражного Суда Республики Карелия, несмотря на предписание суда финансирующему ответчика банку о незамедлительном выполнении этого решения, ответчик не выплачивал истцу (открытому акционерному обществу "Спецстрой") 342245 руб. за пользование тепловой энергией. В сложившейся ситуации истец был вынужден принять предусмотренные законодательством меры по защите своих законных интересов: прервать договорные отношения с потребителем на отпуск ему тепловой энергии, ограничив ее подачу. Такие действия вынужденные, но необходимые, поскольку в условиях дефицита у хозяйствующего субъекта оборотных средств даже незначительная задержка ему оплаты за реально отпущенную продукцию совершенно нетерпима. -------------------------------- <16> Нахатина Е. Г. Исполнение решений арбитражных судов об имущественных взысканиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 23.

Доказательством признания задолженности является составленный и подписанный сторонами акт сверки расчетов. Но должник обычно уклоняется от подписания, а соответствующих полномочий для понуждения его составить такой акт у кредитора нет. Дела указанной категории можно решить только в арбитражных судах. Поскольку подобные дела, как правило, имеют документальное подтверждение имущественных обязательств ответчика, они рассматриваются в порядке упрощенного производства (ст. ст. 226 - 229 АПК РФ). Существенным фактором, сдерживающим предъявление в арбитражный суд исков о взыскании задолженности, является невозможность уплаты государственной пошлины в требуемых размерах. Учитывая большие суммы предъявляемых исков, уплата госпошлины становится для многих недоступной задачей, а для ее отсрочки нет законных оснований. Можно, однако, поступить по-другому - предъявить должнику иск неимущественного характера, например о понуждении к исполнению обязательств в натуре. Размер госпошлины за рассмотрение такого рода исков не зависит от цены иска и вполне реален для оплаты. Практика неплатежей во многом создана искусственно, поскольку хозяйствующие субъекты не принимают должных мер по ее разблокировке. И наоборот, когда такие меры принимаются, картина выглядит совершенно иначе. Например, общество с ограниченной ответственностью "Северстрой" имело дебиторскую задолженность по многим своим клиентам, однако продолжало оказывать им услуги, связанные с передачей строительной техники и механизмов. После проведенного анализа и принятия мер к ликвидации задолженности (большей частью путем взаимозачетов) со злостными неплательщиками договоры были расторгнуты. За неправомерное пользование чужими деньгами с них в соответствии со статьей 395 ГК РФ были взысканы проценты на сумму этих средств исходя из учетной ставки банковского процента по месту нахождения кредитора. Все остальные партнеры были переведены на предварительную оплату. Таким образом, практика свидетельствует, что решить проблему неплатежей можно, причем порой не так уж и сложно. Для этого надо последовательно использовать все имеющиеся в законодательстве средства, активизируя наиболее эффективные из них в каждом конкретном случае. Четвертый приоритет - защита интересов участников строительного конвейера в их взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами, в случае нарушения ими прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это весьма востребованный метод защиты <17>. Строительный комплекс, понимаемый как структурный элемент народного хозяйства, имеющий соответствующие органы государственного управления, перестал существовать с распадом административно-плановой системы. В рыночной экономике термин "строительный комплекс" употребляется только в его содержательном понимании, позволяющем объединить различные виды производств и институциональных структур, обеспечивающих своей взаимосвязанной деятельностью создание законченной строительной продукции <18>. Между тем и после перехода на рыночный путь по сравнению с другими секторами экономики поиск оптимальных форм управления сферой строительства происходит наиболее интенсивно. Рассмотрим наиболее яркие примеры. В первые годы реформ, т. е. начиная с 1992 г., управленческие функции выполняло Министерство строительства РФ. Одновременно действовали акционерные общества "Россевзапстрой", "Росюгстрой", "Росуралсибстрой", "Росвостокстрой", сохранявшие некоторый статус вертикальной структуры управления. В 2004 г. в ходе компоновки органов исполнительной власти в три звена (федеральные министерства - федеральные службы - федеральные агентства) был упразднен Госстрой России. Его функции были переданы Федеральному агентству по жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), а предметом его ведения определена сфера строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Росстрой организационно входил в состав Министерства промышленности и энергетики РФ, а затем - Министерства регионального развития РФ. В настоящее время (с мая 2008 г.) в связи с упразднением Росстроя его функции непосредственно выполняет Министерство регионального развития РФ. Это федеральное министерство (как и МЧС России), которое не имеет ни федеральных служб, ни федеральных агентств. -------------------------------- <17> Петрова С. М. Рассмотрение в арбитражном суде дел, вытекающих из административных правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12. <18> Каменецкий М. И., Донцова Л. В. Строительный комплекс: состояние, проблемы, основные тенденции долгосрочного развития // Экономика строительства. 2008. N 3. С. 2.

При всей вроде бы резонности проводимых реорганизаций, имеющих цель найти наиболее приемлемую модель управления, минусов здесь не меньше, чем плюсов. Проводимые реорганизации негативно сказываются на деятельности конкретных участников строительной деятельности. Они вынуждены подстраиваться и приспосабливаться ко всем нововведениям. Причем помимо вышеназванных органов хозяйственную деятельность участников строительства регулируют различные федеральные службы. Например, Федеральная налоговая служба (в составе Министерства экономического развития РФ) контролирует полноту и своевременность уплаты налогов; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в составе Министерства природных ресурсов и экологии РФ) следит за качеством и безопасностью возводимых объектов; ряд федеральных служб находится в непосредственном ведении Правительства РФ. В частности, Федеральная антимонопольная служба контролирует деятельность монополистов; Федеральная таможенная служба регулирует перемещение товаров через границу Российской Федерации и уплату таможенных платежей; Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Все вышеназванные органы имеют в регионах свои территориальные управления. Их довольно много. В некоторых случаях они принимают решения в ущерб правам и интересам участников строительства. АПК РФ дает возможность признать недействительным нормативный правовой акт, если заявитель полагает, что указанный документ не соответствует закону или иному нормативному юридическому акту и нарушает их права и интересы. Кроме того, заявитель вправе оспорить ненормативный правовой акт и признать его недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 26 октября 1999 г. N 1515/99 "О признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и других органов" <19> обратил внимание на необходимость всестороннего исследования арбитражными судами всех доказательств, необходимых при рассмотрении ими данной категории дел. -------------------------------- <19> Вестник ВАС РФ. 2000. N 1. С. 32.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов действующему законодательству возлагается на орган, принявший данный акт. В частности, он обязан собрать доказательства, послужившие основанием для его принятия, а лицо, оспаривающее этот акт, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований, в том числе наличие у него права, нарушенного данным актом. Решением Арбитражного суда Мурманской области было признано недействительным уведомление Управления Федерального казначейства по Мурманской области о взыскании (путем уменьшения) бюджетных ассигнований в сумме 186745 руб. как потраченных бюджетополучателем (государственным учреждением профессионального образования) по нецелевому назначению. Будучи заказчиком, он выплатил эту сумму подрядчику (общество с ограниченной ответственностью "Дорстрой") за ремонт теплотрассы (демонтаж старых труб, установка и сварка новых труб, испытание теплотрассы). Однако выплаты произвел по другой статье расходов, без корректировки лимита бюджетных ассигнований между кодами экономической классификации, т. е. использовал бюджетные средства по нецелевому назначению. Арбитражный суд установил: оспариваемое уведомление как ненормативный акт затрагивает права и интересы заявителя (заказчика), а выводы ревизии, проведенной контрольно-ревизионным управлением (КРУ), на основании которой вынесено оспариваемое уведомление, не соответствуют действующему законодательству. Последним из вышеназванных приоритетов, обозначенных с целью совершенствования механизма защиты прав и интересов участников строительства, является усиление значимости третейского разбирательства. Для этого сегодня имеются все необходимые предпосылки. Возможность третейского разбирательства успешно реализуется в различных сферах предпринимательской деятельности <20>. По существу, это один из альтернативных государственному правосудию способов разрешения споров <21>. Для сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства в силу множественности договорных отношений он весьма привлекателен, поскольку способствует деловому и оперативному разрешению всех возникающих вопросов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <22> могут образовываться постоянно действующие третейские суды, а также третейские суды, действующие для разрешения конкретных разовых споров. В третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Природа третейского разбирательства нацеливает на выработку решений, взаимоприемлемых для спорящих сторон. К достоинствам третейского разбирательства следует отнести оперативность, экономичность, возможность самостоятельного формирования третейских судей, являющихся специалистами в конкретных сферах экономики. Третейское разбирательство проходит без посторонних наблюдателей, чем обеспечивается его конфиденциальность. Третейский суд вправе рассматривать споры между хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности. -------------------------------- <20> Белов А. П. Правовые способы защиты коммерческих интересов российских предпринимателей в экспортно-импортных контрактах // Право и экономика. 1997. N 13, 14. С. 98. <21> Суханов Е. И. Третейские суды в системе торгово-промышленных палат: состояние дел и тенденции развития // Хозяйство и право. 2003. N 3. С. 73. <22> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейское соглашение) принимается исключительно самими сторонами. Спор может стать предметом разбирательства в таком суде только при наличии письменного соглашения об этом самих спорящих сторон. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникают или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо правоотношением. Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейского суда; диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Решение третейского суда обязательно для исполнения сторонами. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязательства добросовестно исполнять решения третейского суда. Однако если оно не исполнено добровольно, то принадлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда. Иными словами, решения третейских судов обеспечиваются государственной поддержкой.

Библиография

Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика. 2006. N 5. Анохин В. С. Проблемы правового регулирования арбитражного судопроизводства // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10. Арифулин А. Защита прав предпринимателей арбитражными судами. Конференция, организованная Институтом Адама Смита // Государство и право. 1997. N 3. Белов А. П. Правовые способы защиты коммерческих интересов российских предпринимателей в экспортно-импортных контрактах // Право и экономика. 1997. N 13, 14. Бессонова З. Г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в контексте глобализации экономических отношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 2. Жариков Ф., Фаршатов И. Санкции в договоре строительного подряда // Хозяйство и право. 1999. N 7. Зверева Е. Ответственность предпринимателей за нарушение договорных обязательств // Право и экономика. 1998. N 10. Каменецкий М. И., Донцова Л. В. Строительный комплекс: состояние, проблемы, основные тенденции долгосрочного развития // Экономика строительства. 2008. N 3. Кошман И. П. Профессиональное управление как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. N 7. Лебедев К. Механизм реализации дебиторской задолженности // Хозяйство и право. 1999. N 7. Нахатина Е. Г. Исполнение решений арбитражных судов об имущественных взысканиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. Озеров П. С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. Петрова С. М. Рассмотрение в арбитражном суде дел, вытекающих из административных правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. Свешникова Е. Правовые критерии разграничения объектов капитального и некапитального строительства в современном российском законодательстве // Право и экономика. 2008. N 8. Суханов Е. И. Третейские суды в системе торгово-промышленных палат: состояние дел и тенденции развития // Хозяйство и право. 2003. N 3. Тельгарин Р. О свободе заключения гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства // Российская юстиция. 1997. N 10. Ткачев В. Н. Термины "банкротство" и "несостоятельность": сущность и соотношение // Адвокат. 2003. N 3. Фаршатов И. Организационно-правовые предпосылки договора строительного подряда // Хозяйство и право. 2002. N 9.

------------------------------------------------------------------

Название документа