О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса

(Лисица В. Н.) ("Предпринимательское право", 2009, N 4) Текст документа

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В. Н. ЛИСИЦА

Лисица В. Н., старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, заведующий кафедрой правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета, доцент, кандидат юридических наук.

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается государством как один из способов по выходу российской экономики из кризиса. Тем не менее действующее федеральное законодательство пока не снимает существующие в настоящее время административные барьеры и не разрешает иные проблемы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Как следствие, оно требует дальнейшего совершенствования, о чем и пойдет речь в статье. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, налоги, административные барьеры, инновации.

Development of small and middle entrepreneurship is considered by the state as one of means of negotiating the crisis. However the current federal legislation does not lift the existing administrative barriers or solve other problems related to effectuation of entrepreneurial activity. As a consequence the legislation requires further improvement and the present article deals with this problem. Key words: small and middle entrepreneurship, taxes, administrative barriers, innovations <*>. -------------------------------- <*> Lisitsa V. N. On development of small and middle entrepreneurship in conditions of financial-economy crisis.

Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России и стал существенным препятствием для дальнейшего экономического роста. При этом в особенно непростой ситуации оказались крупные добывающие предприятия и предприятия металлургического, химического и лесного комплекса, формирующие экономическую, финансовую и социальную основу развития многих субъектов Российской Федерации, поскольку именно они понесли наибольшие потери в связи с существенным снижением мировых и внутренних цен на их продукцию, а также падением объемов ее реализации. В таких условиях государство справедливо указывает на необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. Принятые за последнее время Федеральные законы: от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1> и от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> - в определенной степени упорядочили порядок предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки указанным лицам и предусмотрели упрощенный (льготный) порядок получения ими государственного (муниципального) недвижимого имущества. Вместе с тем по-прежнему сохраняется напряженная ситуация по многим основным проблемам, сдерживающим развитие предпринимательства. В частности, это касается налогового регулирования и устранения административных барьеров. Рассмотрим эти проблемы более подробно и сформулируем предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006. <2> СЗ РФ. 2008. N 30. Ст. 3615.

Налоговое регулирование. В настоящее время отсутствует для субъектов малого и среднего предпринимательства режим "налоговых каникул", освобождающий их от уплаты налогов в течение первых лет осуществления ими своей деятельности и получивший широкое распространение во многих странах мира. При этом действующие в Российской Федерации специальные налоговые режимы содержат резервы для своего совершенствования. В частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может быть распространена на гораздо более широкий перечень видов предпринимательской деятельности. Условия перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения могут быть также смягчены. Отсутствуют также какие-либо значимые налоговые льготы для инвесторов (в частности, по налогу на прибыль). При этом возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот по федеральным налогам субъектам малого и среднего предпринимательства ограничены действующим законодательством. Указанные лица наравне с другими налогоплательщиками имеют право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации только по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Кроме того, крупным коммерческим организациям невыгодно использовать товары (работы, услуги) субъектов малого и среднего предпринимательства. Дело в том, что подобные крупные организации, являющиеся налогоплательщиком НДС, не могут получить налоговый вычет по НДС при приобретении ими продукции у налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим и не являющихся налогоплательщиками по НДС, вследствие освобождения последних от уплаты НДС. Как следствие, они приобретают аналогичную продукцию у других лиц - налогоплательщиков НДС. Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах требует дальнейшего совершенствования по следующим направлениям: 1. В ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации установить 0% ставку по налогу на прибыль для субъектов малого и среднего предпринимательства на 1-й год работы (50% от действующей ставки - на 2-й год работы). 2. В п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации распространить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на любых субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от вида деятельности. 3. Увеличить максимальный размер дохода организации по итогам девяти месяцев до 200 млн. руб., установленный для перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации). 4. При приобретении продукции у налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим и не являющихся налогоплательщиками по НДС, признать налоговой базой по НДС для налогоплательщиков НДС разницу между ценой реализации товара с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации). 5. Предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в дополнение к основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации. 6. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму следующих расходов: а) в виде расходов на капитальные вложения (инвестиции в основные средства); б) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество; в) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств (п. 3 и 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Снижение административных и иных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. Несмотря на активизацию работы органов государственной власти по снижению административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, продолжают существовать различного рода неоправданные ограничения. К примеру, индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, до сих пор обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, тогда уплата ими налога не связана с фактическими показателями дохода, определяемого в соответствии с этой техникой. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <4> в ч. 1 ст. 20 содержит требование получить предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении государственной или муниципальной помощи, если она не предоставляется в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или резервного фонда органа местного самоуправления. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3434.

Недавно принятый Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <5>, направленный на ограничение полномочий органов государственного (муниципального) контроля (надзора) при проведении ими проверок, не применяется к действиям указанных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249.

Другой пример. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации <6> граждане и юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. При этом процесс заключения договора аренды лесного участка, заключаемый на срок от десяти до сорока девяти лет в указанных целях, не учитывает сезонный характер осуществления данной деятельности, является трудоемким и затратным. Он требует проведения государственного кадастрового учета лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними. Все это лишает местное население сельских поселений осуществлять законную деятельность по заготовке и сбору пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, являющуюся их традиционным занятием на территории многих субъектов Федерации и единственным источников дохода. Указанные положения законодательства направлены на приход крупных заготовителей и не создают условия для развития малого предпринимательства в сельских поселениях. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Помимо административных барьеров осуществлению предпринимательской деятельности препятствуют и иные ограничения экономического характера. Так, в настоящее время кредитование хозяйствующих субъектов стало практически невозможным, при том что выход из кризиса напрямую связан с поддержкой, стимулированием и развитием реального производства. Ограничен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от крупных организаций - открытых акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций. Субъекты предпринимательской деятельности находятся в неравном положении с субъектами естественных монополий и зачастую вынуждены оплачивать электрическую энергию по договорам энергоснабжения не только за фактический объем потребления, но и за заявленный объем мощности. Кроме того, оплата ими электрической, тепловой энергии и природного газа, как правило, должна осуществляться в предварительном (авансовом) порядке. Существуют и иные ограничения при осуществлении предпринимателями своей деятельности. На основании вышеизложенного, с нашей точки зрения, необходимо: 1. Освободить индивидуальных предпринимателей и организации, которые являются плательщиками единого налога на вмененный доход, от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <7>). -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

2. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции": - в ч. 1 ст. 20 исключить требование о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении любой государственной или муниципальной помощи; - исключить действие ст. 17.1 об особенностях порядка заключения договоров государственного и муниципального имущества в отношении некоммерческих организаций, граждан, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов. 3. В Федеральных законах от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <8> и от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от открытых акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3105.

4. В ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространить действие указанного Федерального закона на действия уполномоченных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. 5. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, предусматривающие заготовку гражданами и юридическими лицами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений без предоставления лесного участка на основании договоров купли-продажи пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. 6. Распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на юридических лиц (п. 70 и 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" <9>, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530). -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876.

7. Отменить требование предварительной (авансовой) оплаты потребителями (любыми юридическими лицами) за электрическую, тепловую энергию и природный газ (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" <10>). -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1594.

8. Установить нормативы обязательного кредитования малого и среднего бизнеса (в процентах от всего кредитного портфеля) коммерческими банками (в первую очередь банками, получающими стабилизационные кредиты от государства). 9. Внести изменения в Положение Центрального банка Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" <11> для облегчения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам. -------------------------------- <11> Вестник Банка России. 2006. N 26.

Развитие инновационной деятельности. Несмотря на провозглашение государством курса перехода отечественной экономики от добывающей к инновационной, развитие инновационной деятельности по-прежнему ограничивается действующим федеральным законодательством. Отсутствует необходимая нормативно-правовая база в сфере инновационной политики, существуют указанные выше бюрократические и ценовые барьеры доступа субъектов предпринимательской деятельности к ресурсам, необходимым для организации производства (выделение земли, согласование и оплата инженерной инфраструктуры, административное давление на бизнес и др.), требует совершенствования таможенная политика государства в отношении экспорта высокотехнологичной продукции (особенно в сфере биотехнологий) и импорта производственного оборудования и его комплектующих. Кроме того, согласно действующему законодательству высшие учебные заведения (вузы) не имеют права создавать наукоемкие предприятия. Бюджетный кодекс Российской Федерации уравнивает их и научные учреждения с иными бюджетными организациями, где бизнес запрещен. Все это привело к тому, что, несмотря на положительную динамику становления инновационного сектора в последние годы, дальнейшее развитие компаний только за счет собственных ресурсов не обеспечит требуемых темпов роста новой экономики в целом, а, наоборот, грозит потерей сформированной небольшой группы российских инновационных компаний. В целях поддержки и развития инновационной деятельности, по нашему мнению, необходимо: 1. Ускорить разработку и принятие федеральных законов об инновационной деятельности в Российской Федерации и о технопарках в Российской Федерации. 2. Разрешить государственным образовательным и научным учреждениям без согласия собственника имущества за счет имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение учреждений, создавать малые и средние коммерческие организации (ст. 42 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <12>, ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <13>, ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <14>). -------------------------------- <12> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797. <13> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <14> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

3. Предоставить в течение трех лет льготу по налогу на имущество организаций в отношении оборудования, приобретаемого в рамках реализации инновационных проектов (ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации). 4. Отменить ввозные таможенные пошлины на приобретаемое технологическое оборудование, не имеющее российских аналогов, при реализации инновационных проектов. 5. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <15> предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации создавать региональные особые экономические зоны. -------------------------------- <15> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127.

Таким образом, действующее федеральное законодательство по-прежнему содержит ряд препятствий для субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, требует дальнейшего совершенствования.

Название документа