Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации
(Бандурина Н. В.) ("Журнал российского права", 2009, N 9) Текст документаПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н. В. БАНДУРИНА
Бандурина Наталья Владимировна - доцент кафедры финансового права юридического факультета ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук.
В последнее время достаточно мощное развитие приобретает такой институт, как государственные корпорации. Возможность их организации и деятельности предусмотрена ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" <1>, согласно которой государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Поскольку в п. 1 ст. 7.1 предусмотрено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона, постольку правовой статус создаваемых в РФ государственных корпораций находит свое закрепление и раскрытие в подобных актах. Следует отметить, что так как государственные корпорации являются некоммерческими организациями в силу прямого указания Федерального закона "О некоммерческих организациях", то они составляют и предоставляют отчетность в соответствии с указанным Законом и согласно нормам иных федеральных законов об их создании. В частности, согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. В то же время государственные корпорации освобождены от обязанностей, присущих некоммерческим организациям, связанных с: представлением в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"); информированием уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2>, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлением соответствующих документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган (п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). -------------------------------- <2> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3431.
Кроме того, ч. 2 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устанавливает, что государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Однако подобные законы устанавливают необходимость отчетности государственной корпорации не только об использовании своего имущества, но и по ряду иных оснований, а также определяют обязательность проведения аудиторских проверок данной формы организации. В настоящее время созданы и действуют следующие государственные корпорации: в сфере промышленности и технологий: Российская корпорация нанотехнологий <3>; Государственная корпорация "Ростехнологии" <4>; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" <5>; -------------------------------- <3> Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753. <4> Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. 2). Ст. 5814. <5> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
в финансовой сфере: Агентство по страхованию вкладов <6>; Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" <7>; -------------------------------- <6> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029. <7> Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
в иных сферах: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства <8>; Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта <9>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799. <9> Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.
Кроме того, выдвигаются также иные предложения о создании государственных корпораций. Согласно требованиям законодательства в законах, предусматривающих создание и особенности функционирования различных государственных корпораций, содержатся специальные нормы об отчетности и аудите.
I. Отчетность государственных корпораций
В отчетности государственных корпораций прослеживаются общие для всех корпораций требования и, безусловно, специфические черты. Так, к общим требованиям можно отнести следующие: 1) отчетный период корпорации для всех корпораций устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 1 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; п. 2 ст. 34 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; п. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; п. 1 ст. 7 Федерального закона "О банке развития"; п. 1 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; п. 3 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"); 2) необходимость подтверждения достоверности годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности аудиторским заключением (п. 8 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 4 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; п. 6 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; п. 6 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; п. 13 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). Среди специфических особенностей отчетности действующих в настоящее время государственных корпораций возможно отметить следующие. 1. Состав отчетности. Государственная корпорация нанотехнологий (п. 3 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"): а) отчет о деятельности корпорации за прошедший отчетный период; б) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность корпорации, включающая годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств корпорации, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств корпорации, отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов (бюджета) корпорации, отчет о формировании и об использовании резервов и фондов корпорации; в) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпорации за отчетный период; г) отчет о результатах мониторинга, подготовленный в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий". Государственная корпорация "Ростехнологии" (п. 3 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"). Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" включает в себя: а) отчет о деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; б) годовой бухгалтерский баланс Государственной корпорации "Ростехнологии"; в) отчет о прибылях и об убытках Государственной корпорации "Ростехнологии"; г) отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии"; д) отчет о формировании и об использовании фондов Государственной корпорации "Ростехнологии"; е) аудиторское заключение. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (п. 4 ст. 34 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"). Годовой отчет корпорации состоит из: а) отчета о деятельности корпорации за отчетный год, включающего сведения о выполнении программы деятельности корпорации, сведения об использовании имущества корпорации, организаций корпорации, сведения о формировании и об использовании специальных резервных фондов корпорации, а также об управлении ими, иные сведения об исполнении корпорацией Федерального закона; б) годовой бухгалтерской отчетности корпорации, включающей отчетность, установленную законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, отчет об использовании средств федерального бюджета и отчет о государственном запасе специального сырья и делящихся материалов; в) консолидированной финансовой отчетности корпорации, включающей в себя соответствующие показатели корпорации, учреждений корпорации, акционерных обществ корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий и подведомственных учреждений. Агентство по страхованию вкладов (п. 5 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"). Годовой отчет агентства включает: а) отчет о деятельности агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов; б) годовой бухгалтерский баланс агентства; в) отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов; г) отчет о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств агентства; д) реестр банков. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (п. 2, 5, 6 ст. 7 Федерального закона "О банке развития"). Внешэкономбанк ведет бухгалтерский учет в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций РФ с учетом особенностей ведения бухгалтерского учета, устанавливаемых ЦБ РФ. Годовой отчет Внешэкономбанка включает: а) отчет о деятельности Внешэкономбанка за отчетный период; б) годовую бухгалтерскую отчетность, включающую бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и об убытках; в) отчет о движении денежных средств; г) отчет о движении капитала; д) отчет об использовании прибыли; е) отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Внешэкономбанка. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 4, 5 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"). Годовой отчет Фонда включает в себя: а) отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период; б) годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Фонда, включающую годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и об убытках, отчет о движении средств Фонда, отчет о результатах размещения временно свободных средств Фонда, отчет об исполнении бюджета Фонда; в) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный год; г) отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; д) выполнения предусмотренных ст. 14 указанного Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда за отчетный год. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (п. 1, 2, 6, 7, 12 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). Отчетность корпорации состоит из квартального отчета и годового отчета. Квартальными отчетными периодами корпорации признаются первый, второй и третий кварталы. Квартальный отчет корпорации включает: а) отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий за отчетный квартал, предусмотренных планом-графиком строительства олимпийских объектов; б) квартальную финансовую (бухгалтерскую) отчетность корпорации, содержащую сведения о направлениях расходования средств корпорации и об их объемах. Годовой отчет корпорации включает: а) отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий за отчетный год, предусмотренных планом-графиком строительства олимпийских объектов, в том числе сведения о степени готовности олимпийских объектов и об объемах финансирования корпорацией их строительства в течение отчетного периода; б) годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность корпорации, включающую бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств корпорации, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств корпорации, отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов корпорации, отчет о формировании и об использовании резервного фонда и иных целевых фондов корпорации; в) заключение ревизионной комиссии корпорации по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности; г) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпорации за отчетный период; д) отчет о результатах мониторинга, подготавливаемый в соответствии со ст. 19 вышеуказанного Федерального закона. 2. Уполномоченный орган, которому представляется отчетность. Государственная корпорация нанотехнологий: годовой отчет направляется в Правительство РФ до 1 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 4 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"), а обобщенные данные годового отчета корпорации, а также отчет о результатах мониторинга, подготовленный в соответствии со ст. 21 соответствующего Закона, направляются Президенту РФ до 1 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 5 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"); Государственная корпорация "Ростехнологии": годовой отчет направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 1 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 5 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"); Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом": годовой отчет представляется в Правительство РФ не позднее семи календарных дней после дня его утверждения (п. 9 ст. 34 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"); Агентство по страхованию вкладов: годовой отчет агентства направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России (п. 3 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"); Внешэкономбанк: годовая отчетность представляется в Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Федерального закона "О банке развития"); Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет Фонда направляется Президенту РФ, в Государственную Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ, Общественную палату РФ в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"); Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: квартальный отчет корпорации направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 15-го числа месяца, следующего за месяцем утверждения наблюдательным советом корпорации квартального отчета. Годовой отчет корпорации направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 15 июня года, следующего за отчетным периодом. Квартальный отчет и годовой отчет корпорации в части отчетов об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий направляются в Оргкомитет "Сочи 2014" (п. 8 - 10 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). 3. Период составления и утверждения отчетности. Государственная корпорация нанотехнологий: годовой отчет корпорации подготавливается правлением корпорации ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, и направляется в наблюдательный совет корпорации, который должен утвердить его до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"); Государственная корпорация "Ростехнологии": годовой отчет корпорации подготавливается ее правлением и утверждается наблюдательным советом не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"); Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом": годовой отчет корпорации, за исключением годовой бухгалтерской отчетности корпорации, составляется не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Годовой отчет корпорации утверждается наблюдательным советом корпорации не позднее 30 мая года, следующего за отчетным (п. 9 ст. 34 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"); Агентство по страхованию вкладов: годовой отчет агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров агентства до 15 марта (п. 2 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"); Внешэкономбанк: годовой отчет Внешэкономбанка составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка не позднее 15 июня года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 7 Федерального закона "О банке развития"); Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет Фонда подготавливается и рассматривается правлением Фонда ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, и направляется в наблюдательный совет Фонда, который утверждает его в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"); Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: квартальный отчет корпорации подготавливается правлением корпорации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и направляется в наблюдательный совет корпорации, который должен утвердить его до окончания месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовой отчет корпорации подготавливается правлением корпорации ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, и направляется в наблюдательный совет корпорации, который должен утвердить его до 30 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). 4. Порядок опубликования отчетности. Государственная корпорация нанотехнологий: обобщенные данные годового отчета корпорации подлежат обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на собственном сайте корпорации в сети Интернет, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (п. 6 ст. 7 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"); Государственная корпорация "Ростехнологии": годовой отчет корпорации подлежит до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте Государственной корпорации "Ростехнологии" в сети Интернет, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"); Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом": порядок опубликования годового отчета корпорации, в том числе объем информации, подлежащей опубликованию, устанавливается наблюдательным советом корпорации (п. 10 ст. 34 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"); Агентство по страхованию вкладов: обобщенные данные годового отчета агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" (п. 4 ст. 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"); Внешэкономбанк: годовой отчет Внешэкономбанка, в том числе годовая бухгалтерская отчетность, подлежит обязательному опубликованию (п. 4 ст. 7 Федерального закона "О банке развития"); Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет подлежит обязательному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Фонда в сети Интернет в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"); Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: годовой отчет корпорации подлежит обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на официальном сайте корпорации в сети Интернет, до 1 июля года, следующего за отчетным периодом (п. 11 ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта").
II. Аудит государственных корпораций
В государственных корпорациях для проведения аудита уполномоченным органом определяется на конкурсной основе аудиторская организация, а также размер ее вознаграждения (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 1 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; п. 2 ст. 35 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 42 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; п. 1 ст. 8 Федерального закона "О банке развития"; п. 2 ст. 13 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; п. 1 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" <10> договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <11>. -------------------------------- <10> Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. <11> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
Кроме того, в отношении всех действующих государственных корпораций закреплено правило о возможности проведения внеочередного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпораций на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 8 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 3 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; п. 5 ст. 35 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; п. 3 ст. 25 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; п. 5 ст. 8 Федерального закона "О банке развития"; п. 3 ст. 13 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; п. 4 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). Безусловно, одним из логичных правил является необходимость проведения аудита аудиторской организацией до утверждения годового отчета государственных корпораций уполномоченным органом. При этом аудиторское заключение подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью государственной корпорации (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 2 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; п. 4 ст. 35 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона "О банке развития"; п. 2 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"). Одним из значительных требований является проведение в государственных корпорациях не только внешнего аудита специально отобранной независимой аудиторской организацией, но и внутреннего аудита. При этом внутренний аудит может осуществляться: ревизионной комиссией государственной корпорации (п. 3 ст. 8 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий"; п. 3 ст. 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"); службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров государственной корпорации (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"); службой внутреннего контроля, подотчетной наблюдательному совету государственной корпорации (п. 4 ст. 8 Федерального закона "О банке развития"). Следует отметить, что внутренние аудиторы осуществляют проверки (ревизии) государственных корпораций, их структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ на постоянной основе как ежегодно, так и поквартально или в иной отчетный период, который будет установлен уполномоченным органом государственной корпорации. По результатам проверки (ревизии) внутренний аудитор составляет заключение, в котором может содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах корпорации; информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также о фактах нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; требование о созыве внеочередного заседания совета директоров при возникновении угрозы интересам корпорации, ее кредиторам или выявлении злоупотреблений должностных лиц; предъявление предписаний органам управления, структурным подразделениям корпорации, ее филиалам и представительствам об устранении выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также выявлении фактов нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; сведения о соответствии представленных на утверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в корпорации с рекомендациями по устранению выявленных недостатков. Таким образом, в завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено достаточное количество мер по правовому регулированию деятельности государственных корпораций, чья основная задача заключается в эффективном управлении предоставленным государством имуществом для достижения государственных целей. Надеемся, что предоставление установленной отчетности, подкрепленной соответствующим аудиторским заключением, позволит сделать функционирование государственных корпораций наиболее соответствующим тем достижениям, на которые их уполномочило государство.
------------------------------------------------------------------
Название документа