Проблемы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства

(Свит Ю. П.) ("Цивилист", 2009, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Ю. П. СВИТ

Свит Юлия Павловна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Некоммерческое партнерство - одна из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, введенных ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 1 ст. 8 ФЗ о некоммерческих организациях). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

К квалифицирующим признакам данной организационно-правовой формы относится цель создания организации - содействие ее членам в определенной деятельности, что предполагает объединение физических и (или) юридических лиц, занятых в определенной сфере профессиональной и иной деятельности некоммерческого характера. Однако на практике некоммерческие партнерства часто создаются с целью содействия в осуществлении деятельности коммерческого характера, и даже сам законодатель предусматривает создание таких партнерств. В частности, это касается фондовых бирж. Рассматриваемая организационно-правовая форма была введена в российское законодательство с учетом зарубежного опыта, что отразилось в ее названии. Вероятно, его появление является не вполне удачным переводом используемого в англосаксонской правовой системе понятия "partnership" - товарищество, компания <2>. -------------------------------- <2> На это обстоятельство указывают авторы, предлагающие именовать рассматриваемые организации некоммерческими товариществами (см.: Еганян А. С. Право собственности некоммерческого партнерства: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2002. С. 27). Следует отметить, что в некоторых государствах бывшего СССР, например в Украине (ст. 85 Гражданского кодекса Украины), существует деление товариществ на коммерческие и некоммерческие, что представляется вполне обоснованным.

Некоммерческое партнерство относится к организационно-правовым формам, которые занимают как бы промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями <3>. Несмотря на сравнительно недолгий период существования рассматриваемой организационно-правовой формы, она весьма широко используется, причем в различных сферах деятельности, в частности, для создания объединений с целью саморегулирования профессиональной или предпринимательской деятельности. Следуя сложившейся практике создания саморегулируемых организаций в форме некоммерческих партнерств, в ФЗ "О некоммерческих организациях" даже включена специальная норма, ограничивающая некоммерческие партнерства - саморегулируемые организации в осуществлении предпринимательской деятельности. Соответствующие изменения были внесены в ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях" 22 июля 2008 г. <4>. Эта мера представляется оправданной, учитывая, что цель саморегулирования - разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 1 ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <5>). -------------------------------- <3> См.: Сойфер Т. В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // СПС "КонсультантПлюс". <4> ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3604. <5> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Можно выделить два вида некоммерческих партнерств: первый вид - некоммерческие партнерства, создаваемые для достижения любой, предусмотренной п. 2 ст. 2 ФЗ о некоммерческих организациях цели и обладающие правом осуществления для ее достижения предпринимательской деятельности. Второй вид - некоммерческие партнерства, создаваемые с целью саморегулирования и не имеющие права осуществлять предпринимательскую деятельность. К некоммерческим партнерствам часто относят такие виды адвокатских объединений, как коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Основанием для этого являются формулировки п. 18 ст. 22 и п. 2 ст. 23 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <6> (далее - Закон об адвокатуре), согласно которым к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией указанных адвокатских объединений, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств ФЗ о некоммерческих организациях, если эти правила не противоречат положениям Закона об адвокатуре. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

В частности, в письме УФНС России по г. Москве от 11 мая 2005 г. N 20-12/33385 содержится следующее разъяснение: "Адвокатское бюро как некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (п. 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ), и обязано вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона N 7-ФЗ)" <7>. -------------------------------- <7> Московский налоговый курьер. 2005. N 13 - 14.

С данной позицией трудно согласиться: указание на применение определенных норм к схожему правовому институту является лишь приемом юридической техники и ни в коей мере не означает отождествления данных институтов. Таким образом, несмотря на схожесть правовой природы и правового регулирования, на данный момент адвокатские бюро и коллегии адвокатов следует рассматривать как самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В Концепции реформирования законодательства о юридических лицах предлагается установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а также исключить те виды, которые, по сути, совпадают с предусмотренными ГК РФ формами. В частности, коллегии адвокатов и адвокатские бюро, согласно концепции, являются общественными организациями. Существование некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы в соответствии с концепцией излишне, так как, по мнению ее авторов, по целям своей деятельности и организационной структуре оно близко к ассоциации (союзу). Однако между этими организационно-правовыми формами есть существенные различия. Как указывалось выше, в отличие от ассоциаций (союзов) некоммерческие партнерства, независимо от состава участников, наделены правом осуществления предпринимательской деятельности. Их участники обладают определенными правами в отношении имущества партнерства. При этом, в отличие от участников ассоциации (союза), они не несут субсидиарной ответственности по долгам партнерства <8>. Кроме того, они допускают участие не только юридических, но и физических лиц, что немаловажно, поскольку саморегулируемые организации, создаваемые в форме некоммерческих партнерств, часто объединяют именно физических лиц. Таким образом, исключение некоммерческого партнерства лишит саморегулируемые организации, в которые входят физические лица, наиболее приемлемой для них формы создания. В ассоциации (союзы) они преобразоваться не вправе, поскольку участниками последних могут быть только юридические лица. -------------------------------- <8> Следует отметить, что, поскольку п. 4 ст. 121 ГК РФ указывает, что размер и порядок субсидиарной ответственности участников ассоциации (союза) определяются учредительными документами, на практике в уставах часто закрепляются положения, сводящие такую ответственность к нулю.

Кроме того, существенным отличием ассоциации (союза) от некоммерческого партнерства является ограничение целей создания и деятельности. Ассоциации коммерческих организаций создаются со строго определенной целью - координации их деятельности (п. 1 ст. 121 ГК РФ). Некоммерческое партнерство может создаваться для достижения любой некоммерческой цели. Таким образом, при создании объединений коммерческих организаций некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с ассоциацией (союзом). Некоторые организации создаются в форме некоммерческих партнерств в силу прямого указания закона. Например, фондовые биржи могут создаваться в форме некоммерческих партнерств или акционерных обществ (п. 2 ст. 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг" <9>). В форме некоммерческого партнерства в соответствии со ст. 33 ФЗ "Об электроэнергетике" <10> образована некоммерческая организация - Совет рынка, объединяющий субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической и тепловой энергии. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. <10> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

Особенностью правового статуса некоммерческих партнерств является наличие достаточно широкой свободы учредителей при решении вопросов, определяющих статус организации, взаимоотношения некоммерческого партнерства и его членов. Нет четких требований, кающихся формирования имущества партнерства, порядка проведения общих собраний и др. Уставом может определяться иначе, нежели установлено п. 3 ст. 8 ФЗ о некоммерческих организациях, судьба имущественного взноса участников в случае выхода из партнерства, а также при ликвидации партнерства. По усмотрению учредителей решается вопрос об основаниях и порядке исключения из партнерства. Для других организационно-правовых форм юридических лиц соответствующие вопросы регулируются, как правило, императивными нормами законодательства, оставляя минимум свободы усмотрения для учредителей. Наличие такой свободы, с одной стороны, благоприятно для учредителей, с другой - делает более размытыми отличия от схожих организационно-правовых форм - потребительских кооперативов, ассоциаций (союзов). В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительным документом некоммерческого партнерства является устав. Кроме того, учредители (участники) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор. Формулировка положения о заключении учредительного договора не позволяет определить, в каких случаях некоммерческому партнерству необходим учредительный договор. Поскольку четкие критерии отсутствуют, создается ситуация, когда решение вопроса о заключении учредительного договора зависит исключительно от желания участников партнерства. Неясно, с какой целью может потребоваться в данном случае заключение учредительного договора. Если для автономной некоммерческой организации такая потребность может определяться необходимостью установления обязанности по передаче учредителями имущества организации и др. <11>, то для некоммерческого партнерства это излишне <12>. Так как некоммерческое партнерство - организация, основанная на членстве, соответствующие обязанности могут определяться уставом. Что касается обязанностей учредителей, связанных с созданием партнерства, то такие отношения должны определяться не учредительным договором, а договором о создании партнерства, т. е., по сути, договором о совместной деятельности. Заключение такого договора предусмотрено при создании акционерных обществ и обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью (п. 5 ст. 9 ФЗ "Об акционерных обществах" <13>, п. 5 ст. 11 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <14>). -------------------------------- <11> Следует согласиться с Н. В. Козловой, что "потребность в заключении договора возникает в случае, когда несколько учредителей намереваются создать некоммерческое юридическое лицо, которое не имеет членства: фонд, автономную некоммерческую организацию, учреждение и др. При отсутствии корпоративных отношений между учредителями договор выполняет функции, связанные с установлением и регламентацией их обязательственных отношений, причем как в период создания, так и после государственной регистрации юридического лица, что является необходимым для обеспечения его жизнедеятельности (финансирования, управления, реорганизации и т. д.)" (Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица // СПС "КонсультантПлюс"). <12> Необходимость изменения законодательства об учредительных документах юридических лиц отмечена в п. 2.4 подраздела 2 Концепции реформирования законодательства о юридических лицах. Согласно концепции у юридического лица должен быть один учредительный документ - устав. Обоснование целесообразности исключения "двойных" учредительных документов дается и в научной литературе (см., например: Тюкавкин-Плотников А. Сравнительный анализ учредительного договора и договора о создании юридического лица // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 1). <13> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. <14> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Некоммерческое партнерство - организация, основанная на членстве. Членами некоммерческого партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. В законодательстве не содержится ограничений минимального, а также максимального числа членов партнерства <15>. Однако, учитывая этимологическое значение слова "партнер" (франц. "partenaire") - участник совместной деятельности, компаньон, товарищ <16>, а также цель создания некоммерческого партнерства - содействие членам в осуществлении определенной деятельности, число его участников должно быть не менее двух. В теории высказывается мнение, что в партнерстве может быть и один участник <17>. Данная позиция основана на нормах действующего законодательства, в котором, как уже указывалось, отсутствуют требования к количеству членов партнерства. В частности, в ситуации, когда в партнерстве остается один участник, законодательство не устанавливает его обязанности преобразовать партнерство в иной вид некоммерческой организации под угрозой принудительной ликвидации, как это предусмотрено, к примеру, в отношении полных товариществ (ч. 1 ст. 81 ГК РФ). Отсутствие подобного требования, равно как и нормы, устанавливающей минимальное число участников партнерства, следует рассматривать как пробел в законодательстве. -------------------------------- <15> Требования к количеству участников установлены Законом о СРО. Таким образом, если некоммерческое партнерство имеет статус СРО, оно должно объединять не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о СРО). <16> Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. М., 2004. С. 497. <17> См.: Дрокин О. Г., Игнатенко А. А., Изотова С. В. и др. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. М., 1997. С. 151.

Члены некоммерческого партнерства наделены определенными правами и обязанностями. К правам членов некоммерческого партнерства относятся: - право на участие в управлении делами партнерства; - право на получение информации о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке; - право выхода из партнерства. Принадлежность этих прав членам партнерства закреплена императивно. Они не могут быть исключены иными федеральными законами или учредительными документами партнерства. Кроме указанных прав, за членами некоммерческого партнерства признаются обязательственные права в отношении имущества партнерства. Однако, в отличие от вышеназванных прав, они принадлежат членам партнерства, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. К указанным правам относится право получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства; а также право получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству. Одним из прав участника является право выхода из партнерства. Так как законодательство не устанавливает никаких ограничений, выход может быть осуществлен в любой момент по заявлению участника. Законодательство не определяет сроков выплаты (выдачи) выходящему члену партнерства стоимости внесенного им имущества (внесенного имущества), а также порядок оценки этого имущества. Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях порядок выхода участников должен определяться в учредительном договоре. Поскольку заключение учредительного договора не является для партнерства обязательным, при отсутствии такого договора соответствующие отношения должны регламентироваться уставом. Если учредительными документами не определены сроки выдачи участнику переданного им имущества или выплаты стоимости этого имущества, такие сроки должны определяться по общим правилам ст. 314 ГК РФ, т. е. в разумный срок. В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ о некоммерческих организациях член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Данная мера не связывается с наличием правонарушения. Однако исключение - крайняя мера воздействия, которая не должна применяться необоснованно. Поэтому, как и в отношении иных видов юридических лиц (хозяйственных товариществ, потребительских кооперативов и др.), возможные основания исключения участника некоммерческого партнерства следует определить законодательно, равно как и порядок исключения. Основания и порядок исключения из саморегулируемой организации устанавливаются специальным законодательством: ФЗ "О саморегулируемых организациях", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <18> и т. д. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Исключенный член некоммерческого партнерства имеет право на получение части имущества или стоимости этого имущества на тех же условиях, что и при выходе из партнерства, за исключением случаев, когда партнерство является саморегулируемой организацией. Законодательство не регулирует порядок наследования имущественных прав членов некоммерческого партнерства. Однако, поскольку такая возможность прямо не исключена, следует признать допустимость наследования указанных прав. В теории существует и другая позиция по данному вопросу, согласно которой "в учредительных документах некоммерческого партнерства нельзя предусмотреть право учредителей уступать кому-либо свои обязательственные права в отношении имущества некоммерческого партнерства, поскольку возникающие здесь отношения носят лично-доверительный характер" <19>. -------------------------------- <19> Подробнее см.: Буряков В. Н. Наследование прав, связанных с участием в юридических лицах // СПС "КонсультантПлюс".

Среди сторонников позиции о допустимости наследственного правопреемства в имущественных правах участника некоммерческого партнерства отсутствует единство в определении условий такого правопреемства. Одни правоведы оценивают их по аналогии с условиями перехода прав участников хозяйственных товариществ, другие руководствуются правилами наследования пая в потребительском кооперативе. Не отрицая возможность преемства в указанных правах, следует согласиться с Н. В. Михеевой о необходимости "ввести в ГК РФ и норму о наследовании имущественных прав, связанных с участием наследодателя в некоммерческом партнерстве" <20>. -------------------------------- <20> Михеева Н. В. Общие вопросы наследования прав, связанных с участием в некоммерческих организациях // СПС "КонсультантПлюс".

Некоммерческое партнерство обладает имуществом на праве собственности. Круг источников формирования имущества партнерства законом не ограничен (п. 1 ст. 26 ФЗ о некоммерческих организациях). Режим имущества партнерства определяется ФЗ о некоммерческих организациях, а также ФЗ о саморегулируемых организациях и иными специальными законами. Одной из особенностей режима имущества некоммерческого партнерства - саморегулируемой организации - является ограничение на использование средств компенсационного фонда (ст. 13 ФЗ о саморегулируемых организациях). Законодательство содержит лишь две нормы, определяющие отдельные особенности прекращения партнерства: первая касается судьбы имущества партнерства, оставшегося после ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях), вторая определяет организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 17 ФЗ о некоммерческих организациях). Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ о некоммерческих организациях некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Основные организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться партнерство, - автономная некоммерческая организация и фонд, т. е. организации, в которых отсутствует членство. Кроме того, цели создания этих организаций существенно отличаются от тех, для достижения которых создается партнерство. Ни автономная некоммерческая организация, ни фонд не предусматривают наличия у учредителей каких-либо прав в отношении имущества организации. Итак, вышеупомянутые организационно-правовые формы имеют мало общего с некоммерческим партнерством. По сути, партнерство более тяготеет к потребительскому кооперативу или ассоциации (союзу). Законами может быть предусмотрена возможность преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество. Например, п. 6 ст. 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг" <21> предусматривает возможность преобразования фондовых бирж - некоммерческих партнерств - в акционерные общества. -------------------------------- <21> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Хотя некоммерческие партнерства близки к хозяйственным товариществам даже больше, чем к обществам, законодательство не предусматривает возможности преобразования некоммерческого партнерства в товарищества. Объяснить это можно, прежде всего, тем, что у членов товарищества обязательно должен быть статус предпринимателя, тогда как участники партнерства - не только субъекты предпринимательской деятельности. Итак, некоммерческое партнерство - достаточно "гибкая" организационно-правовая форма, позволяющая использовать ее при создании юридических лиц в различных сферах деятельности. Однако представляется необходимым уточнение отдельных норм, устанавливающих статус данного вида юридических лиц.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буряков В. Н. Наследование прав, связанных с участием в юридических лицах // СПС "КонсультантПлюс". 2. Дрокин О. Г., Игнатенко А. А., Изотова С. В. и др. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. М., 1997. 3. Еганян А. С. Право собственности некоммерческого партнерства: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2002. 4. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица // СПС "КонсультантПлюс". 5. Михеева Н. В. Общие вопросы наследования прав, связанных с участием в некоммерческих организациях // СПС "КонсультантПлюс". 6. Сойфер Т. В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // СПС "КонсультантПлюс". 7. Тюкавкин-Плотников А. Сравнительный анализ учредительного договора и договора о создании юридического лица // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 1.

Название документа