Заморочки выморочного имущества

(Елизарова Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 36)

Текст документа

ЗАМОРОЧКИ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА

Н. ЕЛИЗАРОВА

Наталья Елизарова, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой финансово-правовых дисциплин имущественно-земельного цикла МФЮА, доцент МГАУ им. В. П. Горячкина.

Несмотря на то что в настоящее время отчетливо просматривается тенденция свести к минимуму случаи перехода наследственного имущества как выморочного в собственность государства, выморочность имущества все же имеет место. Урегулирование отношений, связанных с наследованием выморочного имущества, не только служит для предотвращения порчи и уничтожения наследственного имущества, но и исключает его неправомерный захват. В этой связи определение момента перехода права собственности на имущество умершего к государству имеет принципиальное значение.

Момент перехода к государству выморочного наследства (иначе - момент, с которого любой наследник становится субъектом права собственности на вещи или субъектом прав кредитора или обязанностей должника, субъектом прав на ценные бумаги и другие объекты в составе наследства) определен правилами п. 4 ст. 1152 ГК РФ. Наследование государством выморочного имущества отличается от обычного наследования по закону и обладает некоторыми особенностями:

- переход выморочного имущества к государству закреплен императивно, и от государства не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства;

- государство не вправе отказаться от унаследованного имущества;

- для определения порядка наследования и учета выморочного имущества предусмотрено принятие специального закона.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. Из этого положения не сделано исключений в отношении наследования выморочного имущества государством. Отметим, что выморочное состояние имущества умершего устанавливается спустя довольно продолжительное время после открытия наследства. Поскольку переход имущества к государству совершается без особого акта принятия наследства, следует признать, что истечение времени, необходимого для принятия наследства наследниками по завещанию и наследниками по закону всех очередей, является тем обстоятельством, которое позволяет считать фактом состоявшийся переход имущества в собственность государства. Этому факту придается обратная сила: моментом наследственного правопреемства считается день открытия наследства.

Нормы закона

Вместе с тем отдельные фрагменты ст. 6 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" дают основания предположить, что получение государством свидетельства о праве на наследство рассматривается законом как переход наследства в собственность государства, равно как и то, что наследство не признается перешедшим в собственность государства до тех пор, пока последнему не выдано нотариальное свидетельство о праве на наследство.

Однако целостное толкование ст. 6 упомянутого акта приводит к иному заключению. При таком подходе вывод о том, что момент перехода наследства в собственность государства связан с получением свидетельства о праве на наследство, представляется имеющим частное, но не общее, установочное значение.

По смыслу указанной статьи решен вопрос о моменте перехода наследства к государству. По истечении шестимесячного срока для принятия наследства, оговоренного ч. 1 ст. 6, имущество признается выморочным и переходит в собственность государства в силу самого закона. С переходом выморочного наследства к государству устраняется неопределенность правового статуса имущества, правообладатель которого умер, если его правопреемники не заявили о своих правах на наследство.

Рассмотрим, например, ситуацию, на которую рассчитаны определенные положения этой статьи. Наследство открылось до введения в действие ч. 3 ГК РФ. На день введения ее в действие оно не было принято никем из лиц, признаваемых наследниками в соответствии с прежним законом, и свидетельство о праве наследования выморочного имущества еще не было выдано государству. Право на наследство заявлено лицами из круга наследников по закону "новых" очередей и, снабженное обратной силой, предоставлено им новым законом. В этом случае наследство действительно не может считаться перешедшим к государству, но не потому, что государством не было получено свидетельство о праве на выморочное имущество, а поскольку при наличии наследников по закону и принятии ими наследства отпадают основания перехода наследства как выморочного к государству. Для этого случая верно утверждение, что имущество не перешло к государству, не получившему свидетельство о праве на наследство.

Оформление права на наследство

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате также не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство. Правила Инструкции от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" исходят из признания свидетельства о праве на наследство правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом. Пункт 5 указанной Инструкции закрепляет, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом налоговому органу, но не предусматривает обязанности государственного органа получить соответствующее свидетельство.

Вместе с тем необходимость распоряжения приобретенным по наследству недвижимым имуществом требует государственной регистрации прав на недвижимость, например в отношении прав на ценные бумаги. Но и при таких обстоятельствах вряд ли можно согласиться с высказанным в научной литературе мнением, что получение государством в лице соответствующих органов свидетельства о праве наследования выморочного имущества - обязанность, оговоренная законом (Вавилин Е. В., Гурьева Е. В. Новый порядок наследования и дарения. М.: Юркнига, 2006. С. 36). В специальном законе о порядке наследования выморочного имущества может быть указана обязанность получения свидетельства в целях необходимого подтверждения перехода наследства к государству и перечислены соответствующие государственные органы, на которые будет возложена данная обязанность.

И здесь возникает вопрос относительно возможности приобретения права собственности на вещь, входящую в состав выморочного имущества, в случае, когда государство не оформило своих наследственных прав и права собственности на подобное имущество. В силу ст. 1163 ГК РФ наследник вправе в любое время по истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя потребовать выдачи ему свидетельства о праве на наследство.

Возникновение права собственности на наследственное имущество не связано с получением свидетельства, а также с государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства. По общему правилу для этого достаточно выражения воли наследника на принятие наследства. Воля государства на принятие выморочного имущества выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. Бесхозяйным же может быть признано имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен, а также если собственник от своего права отказался. Таким образом, установленная законодателем презумпция не позволяет говорить о неизвестности собственника, даже когда права государства на вещь не оформлены.

То обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оно становится собственником имущества автоматически и не нуждается в оформлении своих прав. Российской Федерации выдается свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ). Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".

Пробелы в регулировании

По-видимому, цель нормы ч. 3 ст. 1151 ГК РФ состоит в установлении общих контуров порядка наследования, а также учета имущества, поступающего в собственность Российской Федерации как выморочного. Главным обстоятельством в данном случае правомерно назвать указание на то, что соответствующая регламентация может быть достигнута с помощью особого закона. Однако до настоящего времени специальный федеральный закон не принят. Вопросы наследования выморочного имущества до сих пор регламентируются нормативными актами 1984 г., которые "не только не учитывают очевидной специфики выморочного имущества, связанной с универсальностью его правопреемства, не различают его обращение в пользу государства, например с конфискованным имуществом, но и вообще не знакомы с понятием "выморочное имущество", используя термин "имущество", перешедшее по праву наследования государству" (Котухова М. В. Гражданско-правовое регулирование отношений с выморочным имуществом в наследственном праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3).

Помимо этого, до сих пор не определен порядок розыска наследников умершего. Если ближайших родственников (детей, родителей, супруга) еще можно разыскать через органы загса или органы внутренних дел, то как быть с родственниками, о которых отсутствуют какие-либо сведения? Ведь информации о наследниках, указанных в ст. 1145 ГК РФ, нет ни в одних картотеках загса или органов внутренних дел. И найти их, на мой взгляд, не представляется возможным. Это суждение подтверждается некоторыми моментами, когда во время подачи документов о вступлении в наследство по закону за государством в нотариальные органы (а документы передаются нотариусам только в том случае, когда есть достаточные основания полагать, что у умершего нет наследников ни по закону, ни по завещанию) в адрес комитета по управлению имуществом приходят судебные повестки, в которых комитет выступает в качестве ответчика. И возникает ситуация, когда на одно и то же имущество претендуют на вполне законных основаниях два субъекта правоотношений: гражданин и государство.

------------------------------------------------------------------

Название документа