Становление патентного права в Европейском союзе: предпосылки унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС (Начало)

(Абдуллин А. И.) ("История государства и права", 2009, N 20) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ ПАТЕНТНОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В ЕС

А. И. АБДУЛЛИН

Абдуллин Адель Ильсиярович, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин факультета подготовки специалистов для судебной системы Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор юридических наук, доцент.

Исторические события подтверждают, что понадобилось сравнительно много времени, чтобы Комиссия Европейских сообществ начала воплощать план унификации и гармонизации патентного права в реальный, работающий механизм правового регулирования в рамках всего ЕС, непосредственно затрагивающий интеллектуальную собственность.

Первопричиной начала процессов унификации и гармонизации патентного права в Европейском союзе (ЕС) явилась не сама по себе проблема повышения эффективности правовой охраны интеллектуальной собственности <1>. Проблема лежала в несколько иной плоскости: насущная и актуальная необходимость скорейшего создания внутреннего единого рынка ЕС, составной частью которого и являлся сам механизм правовой охраны интеллектуальной собственности, по возможности единый для всех стран Сообщества <2>. Более того, в 1985 г. Комиссия Европейских сообществ прямо ссылалась на это обстоятельство в документе, озаглавленном как "Белая книга по завершению создания внутреннего рынка". "Различия в законодательстве об интеллектуальной собственности, - говорится в документе, - имеют непосредственное негативное воздействие на торговлю в Сообществе и саму возможность для деловых кругов в рассмотрении общего рынка как единого рынка для их экономической активности" <3>. Результаты этого процесса проявились лишь в 90-е годы XX в. с принятием целого ряда директив и регламентов, направленных на унификацию и гармонизацию правовой охраны интеллектуальной собственности в ЕС. -------------------------------- <1> Cohen Jehoram H. The EC Copyright Directives, Economics and Authors' Rights // International Review of Industrial Property and Copyright Law. 1994. N 6. Vol. 25. P. 821. <2> Hilty R. M. Intellectual Property and the European Communityrs Internal Market Legislation. Copyright in the Internal Market // International Review of Industrial Property and Copyright Law. 2004. N 7. P. 760 - 775. <3> Com (85) 310 def.

А) Правовая охрана изобретений: причины и предпосылки коммунитаризации правовой охраны. В ЕС правовая охрана изобретений осуществляется посредством двух правовых механизмов, ни один из которых не основывается на коммунитарной юридической базе (праве Сообщества), - это национальные системы правовой охраны изобретений и европейская система правовой охраны изобретений (региональная, но не коммунитарная система). Естественно, что первоначально возникла и сформировалась национальная патентная система. De facto в настоящее время национально-правовые системы охраны изобретений являются гармонизированными. Указанная гармонизация проявляется в том, что все государства - члены ЕС являются участниками как Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими изменениями), так и Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС) от 15 апреля 1994 г. <4>. Многие государства-члены, кроме того, являются участниками Конвенции Совета Европы об унификации некоторых положений законодательства о патентах на изобретения от 27 ноября 1963 г. -------------------------------- <4> О международной системе охраны патентных прав см. работы М. М. Богуславского: Международная охрана промышленной собственности: (Парижская конвенция). М., 1967; Основные вопросы изобретательства в международном частном праве. М.: Изд-во АН СССР, 1970; Патентные вопросы в международных отношениях: международно-правовые вопросы изобретательства. М., 1962.

Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г. (Мюнхенская конвенция). Сама идея патента Сообщества восходит к шестидесятым годам XX в. В этот период стали активно выдвигаться и обсуждаться идеи о необходимости создания единой патентной системы, действующей в рамках всего нарождающегося Европейского сообщества. Тем не менее достаточно быстро стало понятно, что этой идее не суждено быстро и беспроблемно реализоваться в рамках лишь исключительно коммунитарных. Именно поэтому эта идея привела первоначально к подписанию 5 октября 1973 г. в Мюнхене (Германия) Конвенции о выдаче европейских патентов (далее - Европейская патентная конвенция) <5>. -------------------------------- <5> См.: Muir I., Brandi-Dohrn M., Gruber S. European Patent Law: Law and Procedure under the EPC and PCT. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 1 - 3; Doble R. Novelty under the EPC and the Patents Act 1977 // European Intellectual Property Review. 1996. N 9. P. 511 - 516; Rodger L., Finn M. Recent Patent Litigation Developments: Privileged Documents and Pleading Prior Disclosures and Users: VISX Incorporated v. Nidek Company Ltd // European Intellectual Property Review. 1999. N 2. P. 94 - 97.

Европейская патентная конвенция представляет собой классическое международно-правовое соглашение и не является составной частью правового порядка Европейского сообщества (коммунитарного права). Европейская патентная конвенция учредила Европейское патентную организацию (ЕПО), органами которой являются Европейское патентное ведомство (ЕПВ) и Административный совет. Конвенция учреждает единую (унифицированную) процедуру выдачи патентов. Эта функция предоставлена Европейскому патентному ведомству. Европейское патентное ведомство проводит экспертизу заявок на соответствие требованиям, предъявляемым к их форме, подготавливает отчеты о поиске и публикует их, а также проводит экспертизу заявок на изобретения для установления их соответствия основным требованиям патентоспособности: новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости. Однако в государствах - участниках Европейской патентной конвенции продолжают существовать национальные патентные ведомства, рассматривающие национальные заявки, поданные в них <6>. -------------------------------- <6> Громов Ю. А. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности: Энциклопедический справочник. М.: Экономика, 2003. С. 79 - 80.

Европейский патент может быть испрошен на некоторые или на все страны Европейской патентной конвенции, иными словами, Европейская патентная организация является региональным объединением, а сама Европейская патентная конвенция является специальным соглашением в смысле ст. 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и региональным патентным договором в смысле п. 1 ст. 45 Договора о патентной кооперации (РСТ) 1970 г. Поэтому присоединиться к Европейской патентной конвенции могут лишь европейские страны, принимавшие участие в ее разработке, или приглашенные Административным советом страны. Европейский патент предоставляет его обладателю в одном, нескольких или во всех государствах - участниках ЕПО те же права, которые ему предоставлял бы выданный в этих государствах национальный патент (принцип ассимиляции европейского патента). Заявка на европейский патент подается на одном из трех официальных языков - английском, французском или немецком. В ноябре 2000 г. в Мюнхене (Германия) состоялась дипломатическая конференция, на которой была пересмотрена Европейская патентная конвенция. Пересмотр Европейской патентной конвенции можно рассматривать в качестве достаточно важного шага к завершению процесса создания системы единого европейского патента. Дипломатическая конференция поручила Европейскому патентному ведомству адаптировать принятые изменения к существующим международным соглашениям в области интеллектуальной собственности и правовому регулированию, существующему в рамках ЕС <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 80.

Наряду с государствами - членами ЕС, участниками Европейской патентной конвенции являются и иные государства (например, Швейцария, Монако, Лихтенштейн, Турция и др.). К Европейской патентной конвенции присоединились и новые государства - члены ЕС (Чехия, Эстония, Словакия и др.). На 1 января 2006 г. 31 государство являлось участником Европейской патентной конвенции, из них - 24 государства - члены ЕС (из государств - членов ЕС не участвует лишь Мальта). Конвенция о патенте Сообщества (Люксембургская конвенция) 1975 г. в контексте гармонизации патентного права в ЕС. Вторая попытка создать патент Сообщества государствами - членами ЕС привела к подписанию в 1975 г. Люксембургской конвенции о патенте Сообщества (далее - Конвенция о патенте Сообщества). Эта Конвенция была дополнена Соглашением, заключенным 15 декабря 1989 г. в Люксембурге, касающимся патентов Сообщества, содержащим, среди прочего, Протокол об урегулировании споров в сфере нарушения патентных прав и действительности патентов Сообщества. Конвенция о патенте Сообщества - это соглашение в рамках права Сообщества (коммунитарного права). Предполагалось, что она трансформирует национальные фазы выдачи европейских патентов в единую фазу, общую для государств - членов ЕС. Однако сама Конвенция о патенте Сообщества так никогда и не вступала в силу, поскольку ряд государств-членов так и не ратифицировали этот документ. Неудача, которую испытала Конвенция о патенте Сообщества, в целом связана со стоимостью патента Сообщества и, прежде всего, стоимостью перевода, а также с юрисдикционным механизмом защиты. Действительно, Конвенция о патенте Сообщества предусматривала перевод патента на все официальные языки Европейского сообщества. Заинтересованные круги посчитали, что это было чрезмерным. Юрисдикционная система защиты патента Сообщества, являющаяся достаточно сложной, позволяла национальным судьям аннулировать патенты Сообщества с эффектом на всей территории ЕС. Естественно, что это также вызвало неудовольствие заинтересованных групп, которые рассматривали это обстоятельство как элемент значительной юридической неопределенности. После очевидного провала Конвенции о патенте Сообщества Европейской комиссией в 1997 г. была принята Зеленая книга о патенте Сообщества и патентной системе в Европе <8>, которая вновь возродила дебаты о необходимости принятия новых инициатив в сфере правовой охраны изобретений. В эту дискуссию включились многочисленные заинтересованные промышленные круги, Европейский парламент, Социальный и экономический комитет и др. После широкого процесса консультаций Европейская комиссия приняла 5 февраля 1999 г. Сообщение о последующих действиях после принятия Зеленой книги о патенте Сообщества и патентной системе в Европе <9>. Целью этого сообщения было проанонсировать различные новые меры и инициативы, которые Европейская комиссия была намерена принять или предложить к принятию с тем, чтобы сделать патентную систему значительно более привлекательной, служащей целям продвижения инноваций в Европе. -------------------------------- <8> COM (97) 314 final, du 24 juin 1997. <9> COM (1999) 42 final, du 5 fevrier 1999.

В контексте подготовки к Европейскому совету, который состоялся 23 и 24 марта 2000 г. в Лиссабоне, главы государств и правительств ЕС вновь подчеркнули важность безотлагательного принятия мер по проблеме патента Сообщества. В этой связи Европейской комиссией был разработан и предложен к обсуждению в августе 2000 г. проект Регламента Совета о патенте Сообщества, который, к сожалению, до сего дня еще не принят из-за имеющихся разногласий между странами - членами ЕС <10>. -------------------------------- <10> Proposition de Reglement du Conseil sur le brevet communautaire (presentee par la Commission). COM (2000) 412 final, Bruxelles, le 1.8.2000 // Journal officiel des Communautis europiennes. 2000. C. 337.

(Продолжение см. "История государства и права", 2009, N 21)

------------------------------------------------------------------

Название документа