Производство по делам о банкротстве: новеллы законодательства о банкротстве

(Слепченко Е. В.) ("Известия вузов. Правоведение", 2009, N 4) Текст документа

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

Е. В. СЛЕПЧЕНКО

Слепченко Елена Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского и международного частного права Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Возбуждение производства по делам о банкротстве. Для возбуждения производства по делу о банкротстве требования заявителя должны быть официально подтверждены. Новый подход здесь заключается в том, что для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам необходимо, чтобы указанные лица подтвердили заявленные требования вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (ст. 6 Закона о банкротстве) <1>. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей должны быть подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. См. также Федеральные законы: от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 4); от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" (Там же. Ст. 14); от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Там же. N 18. Ст. 2153); от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Там же. N 29. Ст. 3632).

Таким образом, упрощено возникновение права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам. Достаточно вступившего в силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда. Предъявления решения к принудительному исполнению, как то необходимо было по ранее действовавшему законодательству, теперь не требуется. С положениями ст. 6 корреспондируют положения ст. 7 Закона о банкротстве, в п. 2 которой определяется момент возникновения права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора и уполномоченного органа по денежным обязательствам со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней со дня принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника либо вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда (абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве). В ст. 9 Закона о банкротстве уточнены правила, связанные с обязанностью должника (руководителя должника, индивидуального предпринимателя) по подаче заявления должника в арбитражный суд. В ней приводится примерный перечень случаев, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, когда должник отвечает признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества. Понятия "неплатежеспособность" и "недостаточность имущества", которые ранее широко использовались в научной литературе <2>, теперь нашли легальное закрепление в ст. 2 Закона о банкротстве. Неплатежеспособность определяется как прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Недостаточность имущества (иное обозначение неоплатности) - это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества должника. -------------------------------- <2> См., напр.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 4: Торговый процесс. Конкурсный процесс. М., 1912. С. 150; Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В. В. Витрянского. М., 1998. С. 13; Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб., 2004. С. 22 - 23.

Изменения, внесенные в ст. ст. 37 - 41 Закона о банкротстве, определяющие требования к заявлениям должника, конкурсного кредитора и уполномоченного органа, а также к документам, прилагаемым к указанным заявлениям, связаны главным образом с изменением порядка утверждения арбитражных управляющих в деле о банкротстве и предъявляемых требований к кандидатурам арбитражных управляющих. Так, в заявлении должника указываются кандидатура временного управляющего или наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО), из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий. Отсутствие в заявлении должника необходимых сведений является основанием для возвращения арбитражным судом заявления должнику (ст. 44 Закона о банкротстве). Вместе с тем в заявлении должника могут быть указаны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться ходатайства должника, например, об истребовании у кредиторов необходимых документов. К заявлению должника прилагаются документы, предусмотренные ст. 126 АПК РФ и ст. 38 Закона о банкротстве. Документы прилагаются к заявлению должника в подлиннике либо в виде копий, заверенных в установленном порядке. Уточнения редакции ст. ст. 39 - 41 Закона о банкротстве связаны не только с изменением порядка утверждения арбитражных управляющих в деле о банкротстве и предъявляемых требований к кандидатурам арбитражных управляющих, но и с указанными выше изменениями правил, касающихся порядка возбуждения производства по делу о банкротстве и права на обращение в арбитражный суд (ст. ст. 6 - 7 Закона о банкротстве). Так, теперь доказательствами, подтверждающими обоснованность требований, являются вступившие в силу решения судов, арбитражных судов, третейских судов, рассматривавших требования кредитора к должнику. Предъявления судебных актов к принудительному исполнению не требуется. Судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве (ст. 42 Закона о банкротстве). Если заявление о признании должника банкротом подано с нарушением указанных требований, судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления, либо оставляет его без движения, либо возвращает (ст. ст. 43 - 44 Закона о банкротстве). Редакции указанных статей Закона о банкротстве уточнены, в особенности ст. 44. Заявление о признании должника банкротом подлежит оставлению без движения или возвращению по основаниям, предусмотренным ст. ст. 128 - 129 АПК РФ, а также если оно не соответствует требованиям, предусмотренным ст. ст. 37 - 41 Закона о банкротстве. В соответствии с Законом о банкротстве заявление о признании должника банкротом должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. ст. 37 - 41, к нему должны быть приложены необходимые документы. Исключение предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 42 Закона о банкротстве, когда к заявлению должника о признании должника банкротом, поданному в соответствии со ст. 9 Закона о банкротстве, приложены не все документы, предусмотренные ст. 38 Закона о банкротстве. Такое заявление должно быть принято арбитражным судом, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству. Если заявление о признании должника банкротом подано с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 37 - 41 Закона о банкротстве, то арбитражный суд выносит определение об оставлении без движения указанного заявления. Копии определения направляются должнику и кредитору-заявителю. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд принимает заявление к производству. При этом заявление о признании должника банкротом считается поданным в день поступления такого заявления в арбитражный суд. Определение об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом не подлежит обжалованию (ст. 128 АПК РФ). Если обстоятельства, послужившие основанием для оставления без движения заявления о признании должника банкротом, не устранены в срок, установленный определением арбитражного суда об оставлении без движения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом и возвращает такое заявление с прилагаемыми к нему документами. Определение о возвращении заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано (ч. 4 ст. 129 АПК РФ). Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (ч. 6 ст. 129 АПК РФ). В ст. 45 Закона о банкротстве, редакция которой полностью изменена, определяется общий порядок утверждения арбитражного управляющего, который основан на принципах: соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 45), свободного доступа заинтересованных лиц к проведению указанной процедуры и принятия СРО решения о представлении кандидатуры арбитражного управляющего на коллегиальной основе (п. 3 ст. 45). Выбор кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве осуществляет заявитель (конкурсный управляющий или уполномоченный орган в подаваемом в арбитражный суд заявлении о признании должника банкротом) либо собрание кредиторов (в протоколе собрания кредиторов). Определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом (с указанием кандидатуры арбитражного управляющего) или протокол собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего направляется в СРО, членом которой является выбранный арбитражный управляющий. СРО, получив указанные определение арбитражного суда или протокол, представляет в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 45, в арбитражный суд, заявителю (представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве. Если ни в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, ни в протоколе собрания кредиторов не указана кандидатура арбитражного управляющего, СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. По результатам рассмотрения представленной СРО информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям. Если кандидатура арбитражного управляющего не представлена заявленной СРО в сроки и в порядке, которые установлены п. п. 1 - 7 ст. 45, арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой СРО. Если в течение установленного срока заявитель или иные лица, участвующие в деле, не обратились в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве СРО не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору) <3>, который обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом <4>, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой СРО из числа СРО, сведения о которых включены в Единый государственный реестр СРО. -------------------------------- <3> Функции органа по контролю (надзору) в сфере банкротства возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052. <4> Функции регулирующего органа в сфере банкротства возложены на Министерство экономического развития РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития РФ" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

В случае если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение шести месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Законом о банкротстве должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу. В ст. 45 специально регламентируется порядок проверки кандидатуры арбитражного управляющего на соответствие требованиям о допуске к государственной тайне. С целью соблюдения этого требования должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России), получив определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, обязаны представить в арбитражный суд и заявленную СРО информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений. Заявленная СРО не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого доступа является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего (п. п. 1 - 2, 10 - 11 ст. 45). Заявленная СРО несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих вплоть до исключения соответствующей некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО. Подверглась изменениям и ст. 47 "Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом" Закона о банкротстве. В отличие от прежней редакции указанной статьи, предусматривавшей право должника направить отзыв на заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд, в действующей редакции установлена обязанность должника направить отзыв в арбитражный суд, заявителю, а также представителю учредителей (участников) должника и собственнику имущества должника - унитарного предприятия. Отзыв должен быть направлен в 10-дневный срок со дня получения должником определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Непредставление отзыва должника с юридической точки зрения не является препятствием к рассмотрению дела о банкротстве, хотя фактически может затягивать его разбирательство, так как арбитражный суд и лица, участвующие в деле, не обладают необходимой информацией, которая должна содержаться в отзыве. Помимо сведений, предусмотренных ст. 131 АПК РФ, в отзыве должника указываются сведения, предусмотренные п. 2 ст. 47 Закона о банкротстве. В частности, если у должника имеются возражения против требований заявителя, он должен обосновать их, указав, чем вызвана имеющаяся задолженность и когда она будет погашена. Эти возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве. Иные сведения, которые должны быть указаны в отзыве должника (п. 2 ст. 47 Закона о банкротстве), способствуют быстрому и правильному рассмотрению дела. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству. В ст. 50 Закона о банкротстве, посвященной подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, уточнена редакция п. 3. Теперь при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по собственной инициативе (ст. ст. 82 - 87 АПК РФ, п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве). Следует учитывать также изменение редакции ст. ст. 134 и 152 АПК РФ, в которых не указан конкретный срок для подготовки дела к судебному разбирательству. Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть проведена в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий. В то же время дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если АПК РФ не установлено иное. В исключение из этого правила в ст. 51 Закона о банкротстве установлено, что дело о банкротстве должно быть рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Такой длительный срок объясняется тем, что дела о банкротстве требуют от арбитражного суда совершения значительно большего количества процессуальных действий, чем по другим делам, подведомственным ему. Закон о банкротстве прямо не указывает на возможность продления срока рассмотрения дела о банкротстве. Однако в исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в срок, предусмотренный ст. 51 Закона о банкротстве, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 2 и 158 АПК РФ, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования доказательств на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения, но не более чем на один месяц (п. 7 ст. 158 АПК РФ). Рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено также по специальным основаниям, например по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 207 Закона о банкротстве. В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству судья устанавливает круг лиц, участвующих в деле и в процессе по делу о банкротстве (ст. ст. 34 - 35 Закона о банкротстве). Редакция указанных статей Закона о банкротстве подверглась уточнениям. В частности, расширен круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, за счет СРО, органа по контролю (надзору) и кредиторов по текущим обязательствам. Указанные лица вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении соответствующих вопросов (п. 2 ст. 35). Так, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать соответствующая СРО (ст. ст. 21 - 22 Закона о банкротстве). При рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих, в арбитражном процессе вправе участвовать орган по контролю (надзору) - Росреестр (п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве). При рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам, в арбитражном процессе вправе участвовать кредиторы по текущим платежам (ст. 5, п. п. 1 - 3 ст. 134 Закона о банкротстве). Указанные лица имеют право знакомиться с имеющими отношение к рассматриваемому вопросу материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии. Подготавливая дело о банкротстве к судебному разбирательству, арбитражный суд по ходатайству заявителя или иного лица, участвующего в деле, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с АПК РФ. В соответствии с новой редакцией ст. 46 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает обеспечительные меры в целях обеспечения не только требований кредиторов, но и интересов должника. Соответствующее ходатайство может быть заявлено как при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, так и в ходе всего производства по делу о банкротстве. Перечень обеспечительных мер, предусмотренных ст. 91 АПК РФ (наложение ареста на денежные средства и иное имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и др.), значительно расширен Законом о банкротстве. В соответствии со ст. 46 Закона о банкротстве после введения наблюдения (т. е. и в рамках других процедур, применяемых в деле о банкротстве) арбитражный суд вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. В п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве содержится перечень сделок, которые органы управления должника вправе совершать исключительно с согласия временного управляющего. Заявление о принятии обеспечительных мер рассматривается судьей единолично не позднее следующего дня после поступления заявления в арбитражный суд (ст. 93 АПК РФ, п. 7 ст. 42 Закона о банкротстве). По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Подача жалобы не приостанавливает исполнение определения о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника. Обеспечительные меры действуют до даты вынесения арбитражным судом одного из определений, указанных в п. 3 ст. 46 Закона о банкротстве. Вынесение специального определения об отмене обеспечения требований кредиторов в этих случаях не требуется. Вместе с тем арбитражный суд вправе отменить обеспечительные меры и до наступления указанных выше обстоятельств. В этом случае выносится определение, которое может быть обжаловано. Особенностью подготовки дел о банкротстве к судебному разбирательству является рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом (ст. 48 Закона о банкротстве). Судебная проверка обоснованности заявления о признании должника банкротом позволяет должнику своевременно осуществить свое право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) и заявить возражения против требований заявителя, тем самым возможно прекратить производство по делу о банкротстве. Если же заявление о признании должника окажется обоснованным, вводится наблюдение. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. При принятии заявления о признании должника банкротом судья определяет дату судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не ранее чем через 15 и не позднее чем через 30 дней с момента вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве). Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда единолично в порядке, предусмотренном АПК РФ (ст. 135), с особенностями, установленными Законом о банкротстве. В частности, неявка извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявителя, должника, представителей собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника в судебное заседание не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом суд выносит одно из определений, указанных в п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Основания вынесения указанных определений также определены в п. 3 ст. 48. Определения могут быть обжалованы. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до момента проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд могут поступать заявления о признании должника банкротом и от других заявителей. В таких случаях применяются правила п. 4 комментируемой статьи. В случае признания арбитражным судом заявления о признании должника банкротом обоснованным требования иных заявителей рассматриваются в порядке, установленном ст. 71 Закона о банкротстве, как требования кредиторов, вступивших в дело о банкротстве. В случае признания заявления о признании должника банкротом необоснованным и при наличии иных заявлений о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность таких заявлений в порядке, установленном ст. 48 Закона о банкротстве. Процедура наблюдения не применяется в отношении должников-граждан и при применении упрощенных процедур банкротства ликвидируемого должника и отсутствующего должника. В указанных случаях проверка обоснованности требований кредиторов проводится в порядке, установленном ст. 71 Закона о банкротстве, в рамках подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству (п. 2 ст. 50 Закона о банкротстве). Проверка обоснованности требований кредиторов, заявленных в рамках иных процедур, применяемых в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства), проводится в порядке, установленном ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве. Рассмотрение дела о банкротстве. Правила рассмотрения дел о банкротстве также подверглись изменениям, особенно это касается правил об основаниях прекращения производства по делу о банкротстве. В ст. 57 Закона о банкротстве указаны специальные основания прекращения производства по делу о банкротстве, поскольку указанное производство может быть прекращено и по основаниям, предусмотренным ст. 150 АПК РФ, если они применимы к делу о банкротстве (ст. 223 АПК РФ, ст. 32 Закона о банкротстве). Из оснований прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, к делу о банкротстве неприменимо только основание, предусмотренное п. 3, поскольку дело о банкротстве не подлежит рассмотрению третейским судом (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве). Остальные основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 150 АПК РФ, могут быть применены в деле о банкротстве. Таким образом, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве, если установит, что: дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (ст. 33 Закона о банкротстве); в отношении должника уже имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда; все кредиторы отказались от заявленных требований на условиях, предусмотренных абз. 6 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве, и отказ принят арбитражным судом; юридическое лицо - должник ликвидировано и запись об этом внесена в государственный реестр; после смерти гражданина-должника правоотношение не допускает правопреемства (в случае смерти гражданина-кредитора это основание не применяется, если другие кредиторы предъявили требования к должнику); имеются основания, предусмотренные ч. 7 ст. 194 АПК РФ. Статья 57 Закона о банкротстве предусматривает дополнительные основания прекращения производства по делу о банкротстве. Производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом в случае восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления, т. е. погашения требований всех кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, либо в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения (ст. ст. 88, 119, 159 Закона о банкротстве). Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве также в случаях: - признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, в частности в случае отмены судебного акта или признания недействительным договора, которые послужили основанием к возбуждению дела о банкротстве. При этом аннулирование требований заявителя возможно лишь в случае отсутствия требований иных кредиторов, заявленных и установленных в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и соответствующих требованиям ст. 6 Закона о банкротстве; - отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от своих требований. Такой отказ возможен в рамках любой процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства); - удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве; - отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов по делу о банкротстве. Перечень оснований для прекращения производства по делу о банкротстве, предусмотренный п. 1 ст. 57, не является исчерпывающим. Арбитражный суд может прекратить производство по делу о банкротстве и в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях. Например, в случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, предусмотренном п. п. 1 - 2 ст. 174 Закона о банкротстве, производство по делу о банкротстве градообразующей организации подлежит прекращению (п. 3 ст. 174 Закона о банкротстве). О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению (ст. 52 Закона о банкротстве), но может быть обжаловано (п. 2 ст. 151 АПК РФ). В п. 2 ст. 57 определяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, которые являются такими же, как и последствия, установленные на случай принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом (ст. 56), т. е. влекущими прекращение действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения. Если определение о прекращении производства по делу о банкротстве принято в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, то прекращается действие обстоятельств, являющихся последствием введения указанных процедур. Большое значение для хода рассмотрения дела о банкротстве, реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве, своевременного информирования лиц, участвующих в деле о банкротстве, имеют правила об опубликовании сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом. Указанные правила, содержавшиеся ранее в ст. 54 Закона о банкротстве (утратила силу с 31 декабря 2008 г.) <5>, теперь сосредоточены в ст. 28 "Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом" Закона о банкротстве. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включая сведения о судебных актах, вынесенных арбитражным судом (о введении процедур, применяемых в деле о банкротстве, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, иные предусмотренные Законом о банкротстве сведения), включаются арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в официальном издании, определяемом регулирующим органом - Минэкономразвития РФ. Пересмотр судебных актов по делам о банкротстве. В ст. 61 Закона о банкротстве предусмотрены специальные правила, регламентирующие производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве. Пересмотр иных судебных актов арбитражного суда по делам о банкротстве, в том числе судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения дела о банкротстве (ст. 52 Закона о банкротстве), осуществляется по правилам разд. VI АПК РФ. Определения арбитражного суда, вынесенные по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве, с точки зрения порядка их обжалования подразделяются на две группы. Первая группа - это определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, возражений, жалоб и иных разногласий в порядке ст. ст. 50, 71, 100 Закона о банкротстве. Они могут быть обжалованы в порядке, установленном ст. 188 АПК РФ, с особенностями, предусмотренными комментируемой статьей. Указанные определения могут быть пересмотрены в соответствии с разд. VI АПК РФ во всех инстанциях (апелляционной, кассационной, надзорной), а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это относится и к определениям, устанавливающим размер требований кредиторов. Однако при рассмотрении таких дел в вышестоящей судебной инстанции арбитражный суд, вынесший определение, направляет ей в порядке, предусмотренном ст. ст. 275 - 276, 294 - 295 АПК РФ, только те материалы дела, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, размера и очередности требований. Соответственно редакция п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве уточнена. Вторая группа - это иные определения арбитражного суда, вынесенные по делу о банкротстве, но не предусмотренные АПК РФ, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, например определения, вынесенные по итогам рассмотрения разногласий между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт о взыскании ущерба, причиненного жизни или здоровью; между арбитражным управляющим и представителем работников должника, не связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам; по жалобам представителей лиц, являющихся участниками процесса по делу о банкротстве, на действия арбитражных управляющих, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие их права и законные интересы (п. п. 2 и 3 ст. 61 Закона о банкротстве). Эти определения могут быть обжалованы только в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает окончательное постановление. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для продолжения производства по делу о банкротстве, а также основанием для его приостановления. Особенности рассмотрения заявлений, предусмотренных ст. ст. 10, 18.1, 61.8 - 61.9 Закона о банкротстве. Положения указанных статей Закона о банкротстве представляют собой безусловные новеллы законодательства о банкротстве, поскольку в отличие от ранее действовавшего законодательства упомянутые заявления теперь подлежат рассмотрению непосредственно в рамках производства по делу о банкротстве. В ст. 10 Закона о банкротстве систематизированы правила об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве за различные нарушения Закона о банкротстве и особенности рассмотрения заявления о привлечении указанных лиц к ответственности. Особенности процессуального производства, связанного с подачей и рассмотрением заявления о привлечении должника и иных лиц в деле о банкротстве к ответственности, регламентируются правилами п. п. 6 - 8 указанной статьи. Заявление о привлечении указанных лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, теперь (в отличие от правил ранее действовавшего законодательства) подлежит рассмотрению арбитражным судом непосредственно в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов. Лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к ответственности, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве, т. е. права и обязанности, связанные с рассмотрением указанного заявления, включая право обжаловать судебные акты, принятые в соответствии со ст. 10 Закона о банкротстве. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц <6> к ответственности выносится определение, которое вступает в силу немедленно. В указанном определении указывается размер ответственности, который применительно к случаям, предусмотренным п. п. 4 - 5 ст. 10, определяется как разница между общим размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу. На основании определения о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности выдается исполнительный лист. -------------------------------- <6> Понятие "контролирующее должника лицо" теперь также определено в ст. 2 Закона о банкротстве.

В целях формирования конкурсной массы и наиболее полного удовлетворения требований кредиторов производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. Как уже отмечалось, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу и подлежат распределению между кредиторами. В ст. 18.1 Закона о банкротстве, посвященной особенностям правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, установлено, что, если введено финансовое оздоровление или внешнее управление, у залогового кредитора появляется право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество должника в целях удовлетворения своих требований преимущественно перед другими кредиторами. Такое заявление подлежит удовлетворению арбитражным судом, если должник не докажет, что обращение взыскания на указанное имущество должника сделает невозможным восстановление его платежеспособности. Новшеством в данном случае является то, что вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом данного имущества. Новеллами являются также правила об особенностях рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника в деле о банкротстве (ст. ст. 61.8, 61.9 Закона о банкротстве). Прежде всего необходимо отметить, что в связи с включением в Закон о банкротстве новой гл. III.1 "Оспаривание сделок должника" утратила силу ст. 103 Закона о банкротстве <7>. -------------------------------- <7> В то же время сохраняют актуальность разъяснения ВАС РФ по этому вопросу: Постановление Пленума ВАС РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 7. Ст. 132; информационное письмо ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. N 128 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" // Там же. Ст. 146; информационное письмо ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. N 129 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абз. 2 п. 1 ст. 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Там же. Ст. 153.

В соответствии со ст. 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ (общие основания и порядок), а также по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о банкротстве (специальные основания и порядок). Соответственно, в Законе о банкротстве выделяются следующие специальные основания оспаривания сделок должника или других лиц за счет должника: 1) подозрительные сделки: а) сделки, совершенные при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной; б) сделки, совершенные в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов; 2) сделки, влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (предполагается, что заинтересованное лицо знало о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества, если не доказано иное). Заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, при этом срок исковой давности исчисляется с момента, когда арбитражный управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 61.9). Новеллой процессуального характера является то, что заявления об оспаривании сделок должника подлежат рассмотрению в рамках производства по делу о банкротстве. Судебное заседание арбитражного суда по заявлению об оспаривании сделки должника проводится судьей арбитражного суда единолично в порядке, установленном АПК РФ, с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве. Судья арбитражного суда, в частности, уведомляет о времени и месте судебного заседания лицо, направившее заявление об оспаривании сделки должника, должника и лицо, в отношении которого совершена оспариваемая сделка. По результатам рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника суд выносит одно из следующих определений: о признании сделки должника недействительной и/или применении последствий недействительности ничтожной сделки; об отказе в удовлетворении заявления о признании сделки должника недействительной. Определение может быть обжаловано в соответствии с ч. 3 ст. 223 АПК РФ. Сделки должника неравнозначны с точки зрения упречности поведения лиц, их совершивших. Отсюда и различия в последствиях признания их недействительными, учитывающие интересы контрагентов должника по сделке (законодательно закрепляется баланс интересов реестровых кредиторов и контрагентов должника по сделке). В случае признания указанных сделок недействительными наступают следующие последствия: 1) все полученное контрагентами должника по сделке возвращается в конкурсную массу; 2) контрагенты должника по сделке приобретают право требования к должнику, вытекающее из двусторонней реституции; указанное право подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве: а) в порядке очередности (сделки, совершенные при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной, и сделки, влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами, если они совершены после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), либо б) после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди (сделки, совершенные в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, и сделки, влекущие предпочтение одному из кредиторов и совершенные должником за шесть месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом).

------------------------------------------------------------------

Название документа