Рейс задерживается

(Куприна Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 34)

Текст документа

РЕЙС ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ

Н. КУПРИНА

Наталия Куприна, юрисконсульт ФГУ "Таганрогский ЦСМ".

В соответствии с письмом руководства ООО "АК Интеравиа" в связи со сбоями полетов 25 октября 2008 г. я сдал билет в кассу N 6 Павелецкого вокзала г. Москвы на рейс 611 (Москва - Благовещенск), но денег мне не вернули, заверив, что перечислят в течение двух месяцев на указанный счет. Прошло семь месяцев, а рассчитываться со мной никто не собирается. Что делать?

В. Бунин, г. Благовещенск Амурской обл.

Согласно ст. 795 Гражданского кодекса РФ в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Общие Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, в п. 227 относят случаи отказа пассажира от перевозки при отмене или задержке рейса к вынужденным и устанавливают, что возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Ни о каком перечислении на указанный счет речь не идет.

Однако ни в Воздушном кодексе РФ, ни в названных Правилах не определен срок возврата стоимости билета при вынужденном отказе пассажира от перевозки. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 N 7 закрепляет, что к отношениям, вытекающим из договоров перевозки, регулируемым специальными законами, может применяться Закон "О защите прав потребителей" в части, не противоречащей ГК РФ и этим законам. Следовательно, в случае отказа пассажира от перевозки можно задействовать п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей: требования о возврате уплаченной суммы при расторжении договора оказания услуг в связи с нарушением исполнителем срока оказания услуг должны быть удовлетворены в 10-дневный срок со дня предъявления.

Таким образом, поскольку стоимость билета не была возвращена вам в 10-дневный срок, вы вправе обращаться с иском о возврате стоимости билета в суд, а при цене иска до 100 тыс. рублей - в мировой суд с требованием о возврате стоимости билета. Предусмотренное ст. 797 ГК РФ и ст. ст. 126, 128 Воздушного кодекса РФ предъявление претензии до обращения в суд обязательно только по требованиям, возникающим из перевозки груза. Законодательством не установлено, что до обращения в суд гражданин обязан предъявить претензию к перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров и багажа. В связи с вышеперечисленным подсудность спора будет определяться не ст. 30 ГПК РФ, а п. 7 ст. 29 ГПК РФ: иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (по выбору истца).

Кроме того, со дня, следующего за истечением 10-дневного срока возврата стоимости билета, и до дня предъявления иска (или на день вынесения решения суда) вы можете потребовать уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата в размере учетной ставки банковского процента на сумму стоимости билета за каждый день просрочки.

Название документа