Размещение заказов на поставку товаров и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд

(Зимин К. А.)

("Общество и право", 2009, N 3)

Текст документа

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ

И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

К. А. ЗИМИН

Зимин Кирилл Алексеевич, соискатель кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета.

В представленной к опубликованию статье содержится анализ проблем гражданско-правового регулирования отношений, связанных с размещение заказов на поставку товаров и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Проблема актуальна не только для науки гражданского права, носит межотраслевой характер, в том числе имеет непосредственное отношение к проблемам борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: размещение заказов, поставка товаров, выполнение работ, государственные нужды, муниципальные нужды.

In the article presented to the publication there is an analysis of problems of the civil legal adjusting of relations, related to placing the orders on supplying with commodities and implementation of works for state and municipal needs. A problem is actual not only for science of civil law, carries mezhotraslevoy character, including has direct attitude toward the problems of fight against a corruption.

Key words: placing the orders, supplying with commodities, implementation of works, state needs, municipal needs.

Осуществление публичной власти невозможно без наличия соответствующих материальных предпосылок. Для решения предусмотренных законом задач обеспечения государственных и муниципальных нужд требуется приобретение товаров и выполнение работ, финансируемых в значительной мере за счет средств государственного или муниципального бюджета. В связи с этим интересы общества по рациональному использованию средств бюджета могут быть обеспечены только при условии прозрачности и экономической обусловленности совершаемых властью действий. С этой целью в российском законодательстве в последнее десятилетие были заложены определенные механизмы решения этой задачи, в том числе был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1] (далее - Закон о государственных поставках).

В соответствии со ст. 1 Закона "О государственных поставках" этим Законом регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов. Действие этого Закона направлено на обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, а также развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Действие этого Закона распространяется на отношения, возникающие при размещении оборонного заказа, а также формирование государственного резерва. Нормы этого Закона носят как бы общий характер к отношениям государственных и муниципальных поставок. Вместе с тем особенности размещения государственного оборонного заказа, а также заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами (п. 3 ст. 1 Закона РФ о государственных поставках). При этом Закон о государственных поставках остается головным.

Наиболее часто решения обеспечения государственных и муниципальных заказов осуществляются посредством поставки товаров и выполнения работ. В связи с этим нуждается в уточнении и определенности перечень вопросов, подпадающих под муниципальные нужды. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1] (далее - Закон РФ о государственных поставках) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Закон РФ о государственных поставках регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Строительство объектов для государственных и муниципальных нужд предполагает предварительное выделение земельных участков под возводимые объекты недвижимости. Совершенно очевидно, что особенно в черте городских населенных пунктов свободных земель, пригодных для строительства, остается немного. Это означает, что размещение государственного или муниципального заказа на строительство общественно значимых объектов должно предварять резервирование или изъятие земельных участков под эти цели. Для этого у государства и органов местного самоуправления должны быть весомые аргументы, подтверждающие, что данные государственные и муниципальные нужды можно решить только на изымаемых земельных участках.

Действующее российское и законодательство Краснодарского края допускает резервирование и изъятие земельных участков у собственника для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим необходим ответ на вопрос о том, что можно отнести к государственным и муниципальным нуждам. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ о государственных поставках под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов Российской Федерации).

В свою очередь, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (п. 2 ст. 3 Закона РФ о государственных поставках).

Муниципальные заказы призваны обеспечить потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, которые четко и вполне определенно прописаны в законе. Это обстоятельство призвано удерживать органы публичной власти от нецелевого использования объектов публичной собственности. Стремление муниципальных властей придать городу современный облик, соответствующий градостроительным нормам и правилам, не может не отвечать интересам проживающих в нем граждан. Однако стремление обеспечить публичные интересы не может быть построено на стремлении обеспечить коммерческие интересы отдельных лиц за счет соответствующего бюджета.

Следует отметить, что категории "государственные нужды" и "муниципальные нужды" в российском гражданском праве пока не прописаны однозначно и определенно. Это обстоятельство приводит к тому, что органы публичной власти под благовидным предлогом могут подвести под названные нужды достаточно широкий перечень оснований, позволяющий на законных основаниях нерационально использовать бюджетные средства.

В этой связи при формировании государственного и муниципального заказов следует иметь полную определенность относительно следующих обстоятельств. Во-первых, порядок определения и формирования приоритетности содержания государственного и муниципального заказов. Во-вторых, наличие бюджетных средств и законность формирования внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков, муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков. В-третьих, выяснить, соответствует ли эта деятельность функциям и полномочиям РФ, ее субъектов, а также необходима для решения вопросов местного значения.

Литература

1. СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

------------------------------------------------------------------

Название документа