Актуальные вопросы заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

(Савельева О. А.) ("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2009, N 3) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

О. А. САВЕЛЬЕВА

Савельева О. А., начальник юридического отдела, доцент кафедры "Гражданское право и процесс" Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук.

В соответствии с ч. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ч. 2 ст. 763 ГК РФ). Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> (далее по тексту - Закон о размещении заказов) определяет государственный контракт как договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд (ч. 1 ст. 9). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

Анализ действующего законодательства <2> показывает, что размещение заказа в сфере строительства осуществляется путем проведения аукциона, запроса котировок и у единственного подрядчика. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р; письмо Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы России от 25, 27 марта 2008 г. N ИА/6294, 3663-АП/Д05 "О способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования" и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов. Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ, регулирующими поставку товаров для государственных нужд. Часть 1 ст. 527 ГК РФ предусматривает, что государственный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров (в нашем случае - на выполнение работ) для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Порядок заключения государственного контракта регулируется ст. 445, 528 ГК РФ. Часть 1 ст. 528 ГК РФ предусматривает, что проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется подрядчику, если иное не закреплено в соглашении между ними. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Представляется, что данный порядок регулирует заключение государственного контракта при размещении заказа у единственного подрядчика. Порядок же заключения государственного контракта по результатам проведения аукциона или запроса котировок цен регламентируется специальными нормами, предусмотренными Законом о размещении заказов, и несколько отличается от порядка заключения государственного контракта, предусмотренного ГК РФ. Во-первых, Законом о размещении заказов (а в отношении аукциона - и ГК РФ) предусмотрены сроки заключения государственных контрактов, отличные от указанных выше, при этом в зависимости от способа размещения заказа они являются различными. Государственный контракт, заключаемый по результатам проведения аукциона, может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона (ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов). Предельный срок заключения контракта предусмотрен ГК РФ - не позднее 20 дней со дня проведения торгов (ч. 4 ст. 528 ГК РФ). В отличие от аукциона сроки заключения государственного контракта по результатам проведения запроса котировок предусмотрены в Законе о размещении заказов. В соответствии с ч. 7.1 ст. 47 указанного Закона государственный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола. Четкая регламентация сроков при проведении запроса котировок в Законе о размещении заказов вполне объяснима, так как ГК РФ говорит лишь о торгах. А запрос котировок является одной из форм размещения заказа без проведения торгов. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд (ч. 1.2 ст. 7.32), а именно наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей. Во-вторых, участник размещения заказа (подрядчик) ограничен в формировании условий государственного контракта при заключении государственного контракта. Согласно ч. 2 ст. 766 ГК РФ в случае, если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы. Проект государственного контракта прилагается к документации об аукционе (в случае проведения аукциона по нескольким лотам прилагается проект контракта в отношении каждого лота) и является ее неотъемлемой частью. Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе (ч. 3 ст. 38 Закона о размещении заказов), а поскольку проект контракта является частью аукционной документации, следовательно, и менять его условия нельзя. Государственный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником. Часть 7 ст. 37 Закона о размещении заказов предусматривает, что заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе. В случае если государственный контракт заключается с физическим лицом, государственный заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. В случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 14 ст. 41 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона или участником аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, и с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта. Аналогичные положения предусмотрены и в отношении запроса котировок. В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, причем Закон обязывает заказчика, уполномоченный орган разместить на официальном сайте не только извещение о проведении запроса котировок, но и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса. Государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд (ст. 7.32). Так, ч. 1 ст. 7.32 КоАП предусматривает ответственность за заключение должностным лицом государственного заказчика государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на работы с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на работы. Указанное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере 50 тыс. рублей. Учитывая, что государственный контракт является частью документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок, то изменение условий ранее размещенного проекта контракта подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП. Часть 1.1 ст. 7.32 КоАП предусматривает ответственность за аналогичное правонарушение, но для привлечения к ответственности по этой части указанной статьи необходимо наступление последствий в виде дополнительного расходования средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшения объема выполняемых работ для государственных нужд. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или стоимости работ, объем которых уменьшен и которые явились предметом административного правонарушения. Таким образом, изменение условий проекта государственного контракта, являющегося приложением к документации об аукционе или к извещению о проведении запроса котировок, влечет за собой административную ответственность в отношении должностных лиц государственного заказчика. В связи с чем государственный контракт заключается на условиях, указанных в проекте контракта. Участник размещения заказа, подавая заявку, фактически соглашается с его условиями. По этим же основаниям невозможно заключение государственного контракта с протоколом разногласий в случае несогласия с условиями контракта, за исключением разве что размещения заказа у единственного подрядчика, о чем говорилось ранее. В то же время закон устанавливает требования к содержанию государственного контракта. В соответствии с ч. 1 ст. 766 ГК РФ государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. При этом обращается внимание, что в случае, если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (ч. 2 ст. 766 ГК РФ). Закон о размещении заказов предусматривает обязательные условия, которые должны быть включены в государственный контракт. В частности, в государственный контракт должно быть включено условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 10 ст. 9). Размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 11 ст. 9). В государственный контракт включается также обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (ч. 12 ст. 9). Представляется, названные условия отнесены законодателем в разряд существенных, так как существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе и иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлениям одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Следовательно, отсутствие в контракте указанных выше условий означает, что контракт не заключен. В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта заказчики направляют в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган исполнительной власти следующие сведения: 1) наименование заказчика; 2) источник финансирования; 3) способ размещения заказа; 4) дата проведения аукциона или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта; 5) дата заключения контракта; 6) предмет, цена контракта и срок его исполнения; 7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) подрядчика. Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2006 г. N 117 с 1 января 2007 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, является Федеральное казначейство. После определения победителя как заказчик, так и участник размещения заказа не могут отказаться от заключения контракта. В противном случае каждая из сторон может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению контракта, а также о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от его заключения. Данные последствия предусмотрены ч. 4 ст. 445, ч. 5 ст. 528 ГК РФ. Кроме того, Закон о размещении заказов в отношении участника размещения заказа применительно к запросу котировок содержит аналогичную норму. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 47 указанного Закона в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. Наряду с этим уклонившийся подрядчик рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что в последующем может служить основанием для отказа в допуске к участию в аукционе или конкурсе, так как в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить к участникам размещения заказа требование отсутствия сведений об участниках размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. А сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, являются общедоступными для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации. Кроме того, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, то в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются (ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37 Закона о размещении заказов). Между тем ч. 2 ст. 528 ГК РФ предусматривает право подрядчика отказаться от заключения государственного контракта. В свете вышеизложенного представляется, что данная норма применима при размещении заказа у единственного подрядчика. Закон о размещении заказов предусматривает случаи, когда заказчик после определения победителя аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного контракта, обязан отказаться от его заключения с победителем аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт. Это установление следующих фактов: 1) проведение ликвидации участников размещения заказа - юридических лиц или принятие арбитражным судом решения о признании участников размещения заказа - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства; 2) приостановление деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 3) предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в заявке на участие в аукционе; 4) нахождение имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; 5) наличие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3.1 ст. 9 Закона о размещении заказов в случае отказа от заключения контракта с победителем аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, аукционной или котировочной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления указанных выше фактов и являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол подписывается всеми присутствующими членами аукционной или котировочной комиссии и заказчиком в день составления такого протокола. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика. Указанный протокол размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

Название документа