Советское наследственное право и наследственное право союзных республик: теоретические и практические проблемы кодификации и унификации

(Блинков О. Е.) ("Наследственное право", 2009, N 3) Текст документа

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ И УНИФИКАЦИИ

О. Е. БЛИНКОВ

Блинков Олег Евгеньевич, главный редактор журнала, кандидат юридических наук, доцент.

Автор связывает возникновение советского наследственного права с унификацией наследственного законодательства союзных республик Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию". Дальнейшее развитие советского наследственного права в статье обусловливается кодификацией наследственного права союзных республик посредством принятия Основ гражданского законодательства 1961 г.

The author connects creation of Soviet inheritance law with unification of inheritance legislation of union republics by Edict of the Presidium of the Supreme Council of the USSR of 14 March 1945 "On Heirs-by-Law and Heirs-by-Will". The author substantiates further development of Soviet inheritance law by codification of inheritance law of the union republics by adoption of the Fundamentals of Civil Legislation of 1961 <*>. -------------------------------- <*> Blinkov O. E. Soviet inheritance law and inheritance law of union republics: theoretical and practice problems of codification and unification.

Ключевые слова: наследственное право, история наследственного права, советское гражданское право <**>. -------------------------------- <**> Key words: inheritance law, history of inheritance law, soviet civil law.

Как ни странно это звучит, история наследственного права советского периода ведет отсчет с отмены наследования (в привычном для истории частного права и оборота смысле) одним из первых актов советского гражданского законодательства - Декретом ВЦИКа от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" <1>. Отмена наследования и по закону, и по завещанию привела к исчезновению наследственного права как важнейшего раздела гражданского права, что было связано со стремлением советской власти исключить наследственное правопреемство как основание возникновения права частной собственности - формы собственности, несовместимой с коммунистическим курсом органов власти государства и правящей партии <2>. Это диктовалось учением Маркса, который писал, что "исчезновение права наследования будет естественным результатом того социального переустройства, которое упразднит частную собственность на средства производства" <3>. -------------------------------- <1> СУ. 1918. N 34. Ст. 456. <2> Более подробно см.: Гойхбарг А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. С. 124; Новицкая Т. Отмена наследования в первый год советской власти // Советская юстиция. 1989. N 5. <3> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIII. Ч. 1. С. 336.

Наследственное право и наследование как основание правопреемства, приспособленное к условиям советского правопорядка, возвращается только с принятием Декрета ВЦИКа от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР", которым было признано право наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками в пределах общей стоимости наследства в размере 10 000 золотых рублей <4>. Следует заметить, что подобные акты появились и в других советских республиках, причем их содержание практически не отличалось от принятого ВЦИКом РСФСР (например, в Украинской ССР Всеукраинским центральным исполнительным комитетом 26 июля 1922 г. было принято Постановление о частных имущественных правах, признаваемых УССР, охраняемых ее законами и защищаемых судами УССР) <5>. Более того, можно определенно утверждать, что Декрет стал прототипом Основ гражданского законодательства, поскольку содержал декларативные нормы о гражданских правах, которые должны детально быть урегулированы Гражданским кодексом РСФСР. Однако существенных изменений в данной имущественной сфере не произошло, поскольку положения о наследовании нашли детальное отражение только в первом для Советской России кодифицированном акте гражданского законодательства - Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. -------------------------------- <4> СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423. <5> СУ УССР. N 31. С. 492.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., равно как и гражданские кодексы других советских республик <6>, в ст. 416 закрепил, что допускается наследование по закону и по завещанию в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 000 золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего, тем самым допускалось наследование по двум основаниям - по закону и по завещанию. -------------------------------- <6> Гражданские кодексы других советских республик практически не отличались от ГК РСФСР, поскольку он был использован советскими республиками в качестве модельного при разработке собственных кодифицированных актов гражданского права. Например, ГК Украинской ССР содержал всего три отступления от ГК РСФСР 1922 г., которые не затрагивали правило о наследственном правопреемстве (см.: Гражданский кодекс советских республик: Текст и практический комментарий / Под ред. проф. Ал. Малицкого. 2-е изд., испр. и доп. Киев: Гос. изд-во Украины, 1927. С. 3).

ГК РСФСР 1922 г. (а за ним и гражданские кодексы других союзных республик, для которых ГК РСФСР, по сути, стал модельным) в число наследников по закону включил детей, внуков, правнуков и их потомство, пережившего супруга умершего, а также нетрудоспособных и неимущих лиц, фактически находившихся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти (ст. 418). В ст. 420 ГК РСФСР содержалось положение, что при наследовании по закону наследственное имущество делилось поголовно на равные доли между всеми наследниками, т. е. между супругом, нисходящими прямыми потомками и иждивенцами. Таким образом, все указанные выше лица наследовали одновременно, что свидетельствовало об отсутствии очередности наследников по закону. Получалось, что все нисходящие родственники, как дети, так и внуки с правнуками и, возможно, с праправнуками, делили имущество в равных долях с супругом и иждивенцами <7>. Через шесть лет после принятия Кодекса круг наследников был дополнен усыновленными и их потомством, что связано с восстановлением института усыновления Постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. <8>, вследствие чего усыновленные и их потомство были приравнены к кровным детям и их потомству. -------------------------------- <7> Более подробно о развитии наследственного права в целом в Советском Союзе см.: Новицкий И. Б. История советского гражданского права. М., 1957; Генкин Д. М. и др. История советского гражданского права. 1917 - 1947. М., 1949. <8> СУ РСФСР. 1928. N 47. Ст. 355.

Первоначально Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (равно как и ГК других союзных республик) не содержал правил, устанавливающих запрет лишения завещанием определенных лиц права наследования по закону. Только Постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. ст. 422 ГК РСФСР 1922 г. была дополнена примечанием вторым, смысл которого заключался в том, что в интересах несовершеннолетних наследников наследодателю (завещателю) было запрещено оставлять им по завещанию менее 3/4 доли, которую они должны были бы получить при наследовании по закону <9>. -------------------------------- <9> СУ РСФСР. 1928. N 65. Ст. 468.

Гражданский кодекс не обошел вниманием и особый порядок наследования предметов домашней обстановки и обихода, в ст. 421 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. было определено, что из лиц, призванных к наследованию в порядке, указанном в ст. 418, те, кто проживал совместно с наследодателем, получают имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх доли из имущества умершего, причитающейся им согласно ст. 420. Следует отметить, что первоначально изменения, которые в течение двадцати лет вносились в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., воспринимались кодексами других союзных республик, что поддерживало единообразие регулирования наследственных отношений на территории СССР. Со временем, в связи с ожиданием принятия Гражданского кодекса СССР, контроль в сфере поддержания единообразного регулирования гражданских отношений снизился, вследствие чего наследственное законодательство союзных республик приобрело определенные отличия. Унифицировать советское наследственное право был призван Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" (далее - Указ), который внес принципиальные изменения в действующее советское наследственное право, существенно обогатил его и расширил действие диспозитивных начал в регулировании наследственного правопреемства. Во-первых, были восстановлены действовавшие ранее в дореволюционное время поочередный и поколенный принципы раздела наследства. Указ "О наследниках по закону и по завещанию" установил, что наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Если кто-либо из детей наследодателя умрет до открытия наследства, его наследственная доля переходит к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних - к их детям (правнукам наследодателя). В случае отсутствия указанных наследников или непринятия ими наследства наследниками по закону являются трудоспособные родители, а при их отсутствии - братья и сестры умершего (п. 1). Подобный порядок свидетельствует об очередности, когда последующие призываются только в случае отсутствия последующих наследников или непринятия ими наследства. Указ ввел три очереди наследников по закону. В первую очередь были включены дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Во вторую очередь наследовали трудоспособные родители, а в третью очередь - братья и сестры умершего. Как видим, внуки, правнуки и их потомство были исключены из числа наследников по закону и призывались к наследованию, если их родитель (ребенок наследодателя) умрет до открытия наследства, его наследственная доля переходила к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних - к их детям (правнукам наследодателя). В литературе подобный порядок наследования был назван наследованием по праву представления, однако по своей правовой природе это можно было назвать только суррогатом наследования по праву представления, поскольку внуки и их потомство призывались к наследованию, даже если их умершие родители (наследники по закону) не имели права наследовать либо были завещанием лишены права наследования еще при их жизни наследодателем. При наследовании по праву представления дети и их потомство не призываются к наследованию, если бы не наследовал их восходящий родственник <10>. -------------------------------- <10> Следует заметить, что наследование по праву представления в истинной конструкции данного особого способа призвания к наследованию впервые на территории России было введено только частью третьей ГК РФ 2001 г.

Во-вторых, Указом была расширена завещательная свобода, поскольку теперь каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых ранее наследников по закону, а также государственным органам и общественным организациям (п. 2 Указа). В-третьих, Указ изменил размер обязательной доли и расширил круг обязательных наследников. Несмотря на расширение завещательной свободы, в соответствии с Указом завещатель теперь не мог лишить права наследования по закону не только своих несовершеннолетних наследников (детей, братьев и сестер, а также имеющих право наследовать по "праву представления" внуков, правнуков и их потомство), но и других нетрудоспособных наследников (супруга, родителей и иных нетрудоспособных лиц, состоявших на иждивении умершего не менее одного года до его смерти) той доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону, т. е. они наследовали полностью свою долю независимо от содержания завещания. Только при отсутствии обязательных наследников имущество могло быть завещано абсолютно любому лицу. Указ имел целью унифицировать законодательство союзных республик в области наследовании, так как в п. 4 содержалось поручение президиумам верховных советов союзных республик внести соответствующие изменения в гражданские кодексы союзных республик, поэтому уже 12 июня 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об изменениях Гражданского кодекса РСФСР" были внесены соответствующие изменения в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Статья 418 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. была изложена следующим образом: "Наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Если кто-либо из детей наследодателя умрет до открытия наследства, его наследственная доля переходит к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних - к их детям (правнукам наследодателя). В случае отсутствия указанных наследников или непринятия ими наследства наследниками по закону являются трудоспособные родители, а при их отсутствии - братья и сестры умершего". В примечание к данной статье было включено положение, что "наследниками могут быть только лица, находившиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти". В ст. 420 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. было внесено положение, что при наследовании по закону наследственное имущество делится на равные доли между лицами, призванными к наследованию в установленном порядке; внуки и правнуки наследодателя, призванные к наследованию в порядке, указанном во второй части ст. 418, делят между собою поровну ту долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Согласно новой редакции ст. 422 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. "каждый гражданин может по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в ст. 418, а также государственным органам и общественным организациям. Однако завещатель не может лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в ст. 418, имущество может быть завещано любому лицу". Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР "Об изменениях Гражданского кодекса РСФСР" ст. 423 была изложена в следующей редакции: "На лиц, поименованных в ст. 418, получающих по завещанию наследственное имущество, завещатель может возложить исполнение какого-либо обязательства в пользу одного, нескольких или всех остальных наследников, которые в силу этого распоряжения получают право требовать исполнения соответствующего обязательства вышеуказанными лицами; равным образом завещатель может возложить на них исполнение каких-либо действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели. На лиц, получающих по завещанию наследственное имущество в порядке, предусмотренном третьей частью ст. 422, завещатель может возложить исполнение обязательства в пользу любого лица. При завещании имущества государственным органам или общественным организациям завещатель имеет право указать определенную цель, на которую должно быть употреблено завещанное имущество". Статья 424 Гражданского кодекса РСФСР была дополнена словами "а при отсутствии законных наследников - любое лицо", т. е. была расширена завещательная свобода, а из ст. 429 Гражданского кодекса РСФСР исключены слова "доля отказавшегося переходит к государственным органам или организациям, упомянутым в ст. 433 настоящего Кодекса", чем было положено начало развитию в советском наследственном праве особой категории - права приращения. В развитие данного положения в новой редакции была изложена ст. 433 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. о приобретении наследства: "В случае неявки в течение шести месяцев со дня открытия наследства, отказа от принятия наследства (за исключением случаев, предусмотренных ст. 424) или лишения завещателем права наследования одного или нескольких наследников их доля переходит к другим наследникам по закону и делится между ними в порядке, установленном ст. 420, если только в завещании не указано, что завещатель оставляет все свое имущество назначенным им наследникам. В случае неявки в установленный срок, отказа от принятия наследства или лишения завещателем права наследования всех наследников имущество признается выморочным и переходит в собственность государства". Статья 430 Гражданского кодекса РСФСР дополнена второй частью следующего содержания: "Лица, для которых право наследования возникает на основании третьей части ст. 418 лишь в случае отсутствия других наследников или непринятия ими наследства, могут заявить в те же сроки о своем согласии принять наследственное имущество независимо от того, будут ли они призваны к наследованию". Подобные изменения были внесены и в гражданские кодексы других союзных республик <11>, что на определенное время обеспечило единство правового регулирования наследственных отношений на всей территории Советского Союза. -------------------------------- <11> Например, Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 28 мая 1945 г. изменения были внесены ГК Грузинской ССР.

Как известно, Конституция СССР 1936 г. в своей первоначальной редакции относила принятие Гражданского кодекса в ведение Союза ССР, однако общесоюзный Гражданский кодекс так и не был принят <12>, поскольку Законом от 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР, изменив п. "х" ст. 14 Конституции СССР, отнес к ведению Союза ССР установление Основ гражданского законодательства, а принятие гражданских кодексов было отнесено в ведение союзных республик. Считается, что Основы гражданского законодательства положили начало второй по счету общей кодификации советского гражданского законодательства <13>. Однако с подобной точкой зрения сложно согласиться, поскольку, во-первых, Основы гражданского законодательства были призваны кодифицировать только центральные ("остевые") гражданско-правовые нормы и институты, а, во-вторых, считать первой общей кодификацией советского гражданского законодательства Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и принятые по его модели Гражданские кодексы Украинской, Белорусской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Узбекской, Таджикской и Туркменской советских социалистических республик нельзя, поскольку с ними можно связывать только кодификацию гражданского права союзных республик, а не советского (союзного) наследственного права. Тот факт, что союзные республики практически без изменений (кроме включения в некоторые кодексы раздела об авторском праве и незначительных отступлений от российского кодекса) заимствовали положения Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., еще не свидетельствует о кодификации советского наследственного права в целом, поскольку в последующем изменения в кодексах союзных республик обеспечили самостоятельность республиканского гражданского права <14>. -------------------------------- <12> Более подробно об этом см.: Генкин Д. М. Содержание и система Гражданского кодекса СССР // Социалистическая законность. 1946. N 11-12. С. 30 и сл. <13> См.: Иоффе О. С., Толстой Ю. К. Новый Гражданский кодекс РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. С. 4. <14> На территории Казахской, Киргизской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР временно действовал ГК РСФСР, на территории Молдавской ССР - ГК УССР, но и этот факт не свидетельствует о единой кодификации советского гражданского права.

Вследствие этого центральной задачей Основ гражданского законодательства стало разграничение законодательной (правотворческой) компетенции Союза ССР и союзных республик в регулировании имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права. Основы гражданского законодательства произвели разграничение объема гражданско-правового регулирования имущественных и неимущественных отношений между Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, с одной стороны, и ГК союзных республик - с другой. Подобное распределение обеспечило единство важнейших гражданско-правовых институтов и вместе с тем дало возможность подробно урегулировать отдельные виды имущественных и неимущественных отношений с учетом особенностей их развития в союзных республиках. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы гражданского законодательства) <15> были утверждены Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. и введены в действие с 1 мая 1962 г. Президиуму Верховного Совета СССР было поручено установить порядок введения в действие Основ гражданского законодательства и привести законодательство Союза ССР в соответствие с Основами гражданского законодательства. -------------------------------- <15> См.: Закон СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 13.05.1969, 12.06.1970, 07.08.1972, 21.02.1973, 13.03.1973, 31.10.1973, 13.10.1976, 16.05.1977, 30.10.1981, 01.02.1985, 23.05.1986, 02.12.1987, Законами СССР от 22.05.1990 и 12.06.1990) // Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525; 1969. N 21. Ст. 185; 1970. N 24. Ст. 207; 1972. N 33. Ст. 289; 1973. N 9. Ст. 138, N 12. Ст. 173, N 45. Ст. 637; 1976. N 42. Ст. 585; 1977. N 21. Ст. 313; 1981. N 44. Ст. 1184; 1985. N 6. Ст. 101; 1986. N 22. Ст. 364; 1987. N 49. Ст. 791; Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 23. Ст. 422; 1990. N 26. Ст. 494.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик явились значительным этапом в кодификации советского гражданского права и оценивались в целом положительно <16>. -------------------------------- <16> Более подробно см.: Иоффе О. С., Райхер В. К., Райгородский Н. А. и др. О проекте Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик // Советское государство и право. 1961. N 2. С. 93 - 102.

Место Основ гражданского законодательства в системе гражданского законодательства определялось в ст. 3, где закреплялось, что в соответствии с Основами гражданские кодексы и иные акты гражданского законодательства союзных республик регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, как предусмотренные Основами, так и не предусмотренные ими. Гражданским законодательством Союза ССР регулировались в соответствии с Основами отношения между социалистическими организациями по поставкам продукции и капитальному строительству, отношения по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов и других хозяйств, отношения организаций железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного транспорта, связи и кредитных учреждений с клиентурой и между собой, отношения по государственному страхованию, отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями, промышленными образцами и иными достижениями науки и техники, а также другие отношения, регулирование которых отнесено Конституцией СССР, Основами и иными законодательными актами СССР к ведению Союза ССР. По этим отношениям законодательством союзных республик могут разрешаться вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР. Регулированию отношений, связанных с наследованием, был отведен раздел VII "Наследственное право". Основы гражданского законодательства не дали определения наследования, устанавливая только, что "наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству" (ст. 117 Основ гражданского законодательства). Более конкретно было определено место открытия наследства, в качестве которого стало признаваться последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно было неизвестно - место нахождения имущества или его основной части (ст. 121 Основ гражданского законодательства) <17>. -------------------------------- <17> Более подробно см.: Антимонов Б. С. Наследственное право в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик // Советское государство и право. 1962. N 5. С. 83 - 91.

Первоначально в проекте Основ гражданского законодательства определение круга наследников по закону и порядок их призвания к наследству отводились к ведению союзных республик, что встретило критику среди ученых и практиков того времени <18>. Основы гражданского законодательства определили только первую очередь наследников, установив, что при наследовании по закону наследниками первой очереди являются в равных долях дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю (ст. 118). Определение последующих очередей наследников по закону Основы гражданского законодательства отвели в ведение союзных республик, установив только правило, что наследники последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующих очередей или при непринятии ими наследства. -------------------------------- <18> См.: Иоффе О. С., Райхер В. К., Райгородский Н. А. и др. Указ. раб. С. 102.

В качестве наследников по закону Основами гражданского законодательства были оставлены нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Отличие от предшествующих правил наследования заключалось в том, что в условиях возможного установления союзными республиками второй и последующих очередей наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы при наличии других наследников стали наследовать наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию (ст. 118 Основ гражданского законодательства). Подобный порядок призвания к наследованию повлек признание их "плавающими" наследниками, т. е. не имеющими своей очереди. Основы гражданского законодательства особое внимание уделили наследованию предметов обычной домашней обстановки и обихода, которые были выделены из общей наследственной массы и стали переходить к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем, независимо от их очереди и наследственной доли. Определение условий наследования этого имущества было предоставлено в ведение союзных республик. Поистине революционными можно назвать правила наследования по завещанию, поскольку Основы гражданского законодательства впервые за сорокалетний срок существования советского наследственного права разрешили каждому гражданину оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям (ст. 119). Таким образом, теперь завещатель мог оставить свое имущество посторонним лицам не только при отсутствии, но и при наличии наследников - физических лиц по закону, по сути, отстранив последних от наследования. Подобная завещательная свобода была ограничена правилами об обязательных наследниках и обязательной доле. Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследовали, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Следует напомнить, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" увеличил обязательную долю до полной наследственной доли по закону, Основы же уменьшили ее до двух третей (хотя формулировка "не менее" позволяла судам признавать право наследования обязательными наследниками в полной доле, которая причиталась бы им при наследовании по закону). При определении размера обязательной доли стала учитываться и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода. Определение порядка распоряжения на случай смерти вкладами в государственных сберегательных кассах и Государственном банке СССР по специальным указаниям вкладчиков Основы гражданского законодательства отвели в ведение уставов названных кредитных учреждений и изданных в установленном порядке правил (ст. 119). Основы гражданского законодательства сохранили ограниченную ответственность наследника по долгам наследодателя, закрепив, что наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследователя в пределах действительной стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. На таких же основаниях отвечает государство, к которому поступило имущество в порядке наследования по закону и завещанию (ст. 120). Оценивая Основы гражданского законодательства в целом, следует признать, что они сыграли позитивную роль в унификации гражданского <19>, в том числе наследственного, права союзных республик, обеспечили охрану законных прав и интересов субъектов имущественных отношений <20>. Они сформировали задачи и принципы регулирования наследственных отношений, закрепили наиболее фундаментальные категории наследственного правопорядка, которые в последующем получили развитие в гражданских кодексах союзных республик. -------------------------------- <19> Об оценке Основ гражданского законодательства см.: Якушев В. С. Стабильность Основ гражданского законодательства и направления их совершенствования // Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Вопросы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. С. 15 - 18. <20> См.: Степанова А. Практика применения Основ гражданского законодательства по вопросам наследования // Советская юстиция. 1963. N 11. С. 10 - 11.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. (далее - Основы 1991 г.), стали последней попыткой кодификации советского гражданского права. Это было удивительное время, когда все уже понимали, что в той форме, в которой существовало объединение республик, советское союзное государство не сохранить, но какое государственное устройство выбрать, никто тогда еще не знал, поэтому, наверное, Основы и получили свое название без слова "союзных". Основы 1991 г. содержали нормы, определяющие основное содержание подотраслей и институтов гражданского права, в том числе в области регулирования наследственных отношений. Следует отметить, что архитектонически правила о наследовании были выстроены иначе, чем это делалось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (далее - Основы 1961 г.). Основы 1991 г. содержали только три статьи, которые были посвящены общим положениям о наследовании (ст. 153), наследованию по закону (ст. 154) и завещанию (ст. 155), которые практически полностью копировали Основы 1961 г., за исключением следующих положений. Во-первых, перечисляя наследников по закону, Основы 1991 г. не указали, что внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником, и наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю (абз. 2 ст. 118 Основ 1961 г.). Во-вторых, Основы 1991 г. обошли молчанием таких наследников по закону, как нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти, которые при наличии других наследников по Основам 1961 г. наследовали наравне с наследниками той очереди, которая призывалась к наследованию (абз. 4 ст. 118 Основ 1961 г.). В-третьих, Основы 1991 г. не назвали государство наследником по закону, к которому переходит имущество умершего по праву наследования, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства (абз. 3 ст. 117 Основ 1961 г.). В-четвертых, Основы 1991 г. не предусмотрели, что предметы обычной домашней обстановки и обихода переходят к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем, независимо от их очереди и наследственной доли, условия наследования которых устанавливались законодательством союзных республик (абз. 4 ст. 118 Основ 1961 г.), напротив, указав, что вклады граждан в банках наследуются по общим правилам (п. 4 ст. 153). В-пятых, устанавливая правила наследования по завещанию, Основы 1991 г. определили, что наследодатель может в завещании лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону (п. 1 ст. 155). В качестве обязательной была введена нотариальная форма завещания, если законодательными актами для него не установлена иная форма (п. 2 ст. 155 Основ 1991 г.). Также Основы 1991 г. отказались от определения обязательной доли, предоставив это право республикам в законодательных актах, равно как позволив им определять других нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников, имеющих право на обязательную долю, помимо нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников первой очереди (п. 3 ст. 155 Основ 1991 г.). Ранее эта доля по Основам 1961 г. не должна была быть менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (абз. 2 ст. 119). Все это свидетельствует о том, что в Основах 1991 г. предполагалось существенно расширить компетенцию союзных республик при разработке и принятии республиканских гражданских кодексов в области названных вопросов в области наследования. Пожалуй, наиболее принципиальным изменением стало предложение установления порядка наследования вкладов граждан в банках по общим правилам (п. 4 ст. 153 Основ 1991 г.). Ранее, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., граждане, имеющие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, имели право сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этих случаях вклад не входил в состав наследственного имущества и на него не распространялись правила о наследовании по закону и завещанию, в том числе об обязательной доле. Порядок распоряжения на случай смерти вкладами в государственных сберегательных кассах и Государственном банке СССР по специальным указаниям вкладчиков определялся уставами названных кредитных учреждений и изданными в установленном порядке правилами. И только если вкладчик не делал распоряжения сберегательной кассе или банку, то в случае его смерти его вклад переходил к наследникам на общих основаниях. В Постановлении Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2212-1 "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" (далее - Вводное постановление) указывалось, что Основы вводятся в действие с 1 января 1992 г. и применяются к гражданским правоотношениям, возникшим с 1 января 1992 г. (п. 1, 3). По гражданским правоотношениям, возникшим до указанной даты, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик должны были применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения их в действие. Вводное постановление предусматривало, что впредь до приведения законодательства Союза ССР и республик в соответствие с Основами акты законодательства Союза ССР и республик должны были бы применяться, поскольку они не противоречат Основам. При этом изданные до введения в действие Основ решения Правительства СССР и Правительств республик по вопросам, которые согласно Основам могут регулироваться только законодательными актами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законодательных актов, а акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые в соответствии с Основами могут регулироваться только законодательством республик, - впредь до введения в действие соответствующих актов республиканского законодательства (п. 2). Также Вводное постановление определяло, что порядок наследования вкладов, предусмотренный п. 4 ст. 153 Основ, применяется к вкладам в банках независимо от времени их внесения, если открытие наследства произошло после 1 января 1992 г. (п. 13). Основы 1991 г. должны были стать законом, в котором давалось решение вопросов по наиболее важным правовым институтам гражданского права и устанавливались нормы, имеющие принципиальное значение как для практики применения гражданских законов, так и для последующего развития советского гражданского права <21>. В соответствии с Основами 1991 г. в республиках СССР должны были быть приняты кодифицированные акты (гражданские кодексы) без существенных (концептуальных) расхождений с подходами, предложенными в Основах, что обеспечивало унификацию советского гражданского законодательства, однако в связи с распадом СССР как Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик этот акт не вступил в действие, приобретя при создании национального законодательства совершенно иное значение и юридическую силу <22>. -------------------------------- <21> Об этом см.: Советское гражданское право. Том 1 / Под ред. О. А. Красавчикова. М., 1970. С. 57. <22> Например, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 30 января 1993 г. Основы гражданского законодательства имели юридическую силу до принятия ГК Республики Казахстан.

Основы 1991 г. на территории РСФСР были введены в действие "в части, не противоречащей... законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года" <23>, что создало перед правоприменительными органами, физическими и юридическими лицами проблемы соотнесения правил Основ 1991 г. с законодательными актами, принятыми как до, так и после указанной даты <24>. Обычно было принято, что прежнее законодательство применяется в части, не противоречащей новому закону, но Основы 1991 г. не должны были применяться в части, противоречащей ранее принятым актам РСФСР (с 12 июня 1990 г. до 31 мая 1991 г., когда они были приняты). Некоторые акты РФ, которым не должны противоречить Основы, были приняты на более раннем этапе развития реформы гражданского права и содержали положения, не одобренные разработчиками Основ 1991 г. Алогичность Постановления от 14 июля 1992 г. заключалась и в том, что де-факто Основы 1991 г. были признаны законодательным актом РФ (как бы принятым 12 июня 1990 г.!). Например, Постановлением Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 было установлено, что п. 4 ст. 153 Основ 1991 г. о том, что вклады граждан в банках наследуются по общим правилам, на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации. -------------------------------- <23> О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы: Постановление Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1800. <24> Более подробно об этом см.: Иванов А. А. Проблемы введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик // Правоведение. 1993. N 1. С. 66 - 71.

Главное то, что Основы 1991 г. потеряли свой статус "основ", поскольку центральной задачей Основ гражданского законодательства было разграничение законодательной (правотворческой) компетенции Союза ССР и союзных республик в регулировании имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права. Основы гражданского законодательства производили разграничение объема гражданско-правового регулирования имущественных и неимущественных отношений между Основами гражданского законодательства, с одной стороны, и гражданскими кодексами союзных республик - с другой, что обеспечивало единство важнейших гражданско-правовых институтов и вместе с тем давало возможность подробно урегулировать отдельные виды имущественных и неимущественных отношений с учетом особенностей их развития в союзных республиках. Несмотря на федеративное устройство России, вопросы регулирования гражданских отношений относились к исключительной компетенции Федерации, поэтому центральная функция разграничения объема гражданско-правового регулирования отпадала сама собой. Основы 1991 г. стали рядовым законодательным актом, в настоящее время утратившим силу в области регулирования наследственных отношений в связи с принятием и введением в действие с 1 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, но став последним памятником советского гражданского, в том числе наследственного, права.

------------------------------------------------------------------

Название документа