Особенности правового положения автовокзалов и автостанций как субъектов транспортных обязательств

(Кабытов Н. П.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2009, N 8) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВТОВОКЗАЛОВ И АВТОСТАНЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Н. П. КАБЫТОВ

Кабытов Николай Петрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, помощник судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.

Новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров), принятые в развитие Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <1> (далее - Устав), закрепили ряд новелл в правовом положении автовокзалов и автостанций как участников перевозочного процесса. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Так, в Уставе автовокзалы и автостанции не упоминаются, а содержится более общее понятие "объекты транспортной инфраструктуры". В п. 2 Правил перевозок пассажиров дано определение автовокзала как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятие автостанции не дано. Между тем под автостанцией также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг. Следует отметить, что ни Устав, ни Правила перевозок пассажиров практически не затронули всех вопросов организационного функционирования автовокзалов и автостанций, проявляющихся в отношениях с иными субъектами транспортных обязательств. Данные отношения во многом продолжают регулироваться Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 (далее - Правила организации пассажирских перевозок) <2> и нормативными актами субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <2> Данный документ является ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован, в связи с чем в случае возникновения споров у суда имеются основания отказать в его применении.

Поэтому особенности правового положения автобусных вокзалов (автовокзалов) и пассажирских автомобильных станций (автостанций) целесообразно рассмотреть через характеристику типов связей, существующих между участниками перевозочного процесса.

Автовокзал и перевозчик

Анализ положений Правил перевозок пассажиров позволяет сделать вывод о том, что автовокзал - это своего рода касса по продаже билетов с дополнительными функциями обслуживания пассажиров. Так, п. 28 Правил перевозок пассажиров при перечислении основных служб автовокзала указывает, в частности, на зал ожидания, комнату матери и ребенка, пункты питания, медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. Автовокзал также должен быть оборудован местами ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках. Таким образом, можно выделить две функции автовокзала: продажа билетов и обслуживание пассажиров. Правила перевозок пассажиров не указывают на организационно-правовую форму, в которой осуществляется деятельность автовокзалов. В связи с этим представляется возможным допустить, что автовокзал (объединение автовокзалов и автостанций) может функционировать как структурное подразделение перевозчика либо как юридическое лицо. В условиях конкурентной среды на рынке перевозок автовокзалы, как правило, организационно и структурно отделены от перевозчиков. Нормативно элементы данной схемы закреплены в п. п. 106 - 107 Правил организации пассажирских перевозок, согласно которым допускается создание производственных объединений автовокзалов и автостанций. Кроме этого, приложение N 23 к указанным Правилам - Типовое положение об автобусном вокзале (автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР предусматривает возможность учреждения хозрасчетного автовокзала, наделенного правами юридического лица. Созданные в условиях социалистической экономики хозрасчетные автовокзалы и территориальные производственные объединения, подчиненные соответствующим транспортным управлениям, в начале 1990-х гг. в подавляющем большинстве были приватизированы. При этом мог происходить распад сформировавшегося объединения путем выделения из него ряда автовокзалов, трудовые коллективы которых выразили намерение создать собственное юридическое лицо в процессе приватизации государственного имущества. Впоследствии в некоторых субъектах РФ в рамках региональных программ развития автотранспорта наблюдался и обратный процесс: создание на базе разрозненных автовокзалов производственного объединения. Альтернативой данного подхода стало объединение юридически самостоятельных автовокзалов в ассоциации (союзы). Неприватизированные автовокзалы в 1990-х гг. были преобразованы в государственные предприятия субъектов Российской Федерации. Кроме того, законодательно не исключается возможность создания новых государственных или муниципальных автовокзалов и автостанций путем учреждения соответствующих предприятий <3>. -------------------------------- <3> Необходимость в них может возникать в случае отсутствия автовокзала (автостанции), но наличия потребности в них, а также с целью конкуренции с существующими частными автовокзалами и автостанциями.

Отношения автовокзалов (автостанций), их объединений как юридических лиц и перевозчиков строятся на основе договора. Основные права и обязанности сторон данного договора сводятся к следующему. 1. Автовокзал обязуется: 1.1. Заключать с пассажирами договор перевозки и в дальнейшем действовать в интересах перевозчика: осуществлять продажу билетов от своего имени, принимать в установленных случаях сдаваемые пассажирами билеты, возвращая им часть провозной платы. 1.2. Перечислять часть выручки (на практике от 80 до 93%) от продажи билетов перевозчику. 1.3. Обеспечивать информационное и иное сопутствующее перевозке обслуживание пассажиров (услуги камеры хранения, комнаты отдыха, зала ожидания и др.), организовывать посадку пассажиров в автобус, проверку билетов. 1.4. Оказывать перевозчику услуги, связанные с обеспечением безопасности и качества перевозок: информировать водителей о погодных условиях, опасных участках дорог и т. п., проводить обязательный предрейсовый медицинский осмотр водителей, а в случае существования технической возможности также осуществлять технический осмотр транспортных средств, их мойку, обеспечить стоянку, отдых водителей. 1.5. Выполнять диспетчерскую деятельность: обеспечивать организацию отправлений автобусов в рейс и их прибытия согласно расписанию, их движение на территории автовокзала согласно утвержденной схеме, принять меры в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию для скорейшей отправки пассажиров транспортом этого или иного перевозчика и др. 2. Перевозчик обязуется: 2.1. Выполнить свои обязательства, вытекающие из договора перевозки, заключенного с автовокзалом: осуществлять подачу исправных транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии для перевозки пассажиров согласно утвержденному расписанию, перевозить пассажиров и багаж согласно проданным билетам и багажным квитанциям по маршруту. 2.2. В случае оказания автовокзалом услуг, указанных в п. 1.4, осуществлять их оплату. 2.3. Принимать участие в обеспечении осуществления диспетчерской деятельности автовокзала при неподаче автобуса, в том числе осуществить замену или выделение резервного автобуса либо предоставить свободный автобус на паритетной основе в случае срыва рейса другим перевозчиком. Таким образом, заключаемый договор носит смешанный характер, объединяющий черты договоров комиссии или агентского, строящегося по типу комиссии (п. 1.1), возмездного оказания услуг (п. п. 1.4, 1.2), совместной деятельности (п. п. 1.2, 1.3, 1.5, 2.2). Следует отметить, что данный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций автовокзала, закрепленных в Типовом положении об автобусном вокзале. На практике заключаемые автовокзалом и перевозчиком договоры носят различное название: о совместной перевозочной деятельности, об организации пассажирских перевозок, о выделении подвижного состава, агентский, оказания экспедиционных и диспетчерских услуг и др. Применительно к отношениям по перевозке грузов в ГК РФ предусмотрены договор об организации перевозок (ст. 798) и договор транспортной экспедиции (гл. 41), которые имеют некоторые схожие черты с рассматриваемым договором. В то же время данные правовые конструкции не могут быть полностью применены к договору между автовокзалом и перевозчиком. Так, договор об организации перевозок является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение имущественного обязательства в будущем. Договор, заключаемый между автовокзалом и перевозчиком, хотя и носит во многом организационный характер, так как определяет условия организации пассажирских перевозок, но в то же время осложнен элементами иных указанных договорных конструкций. Договор транспортной экспедиции по своей сущности ближе к рассматриваемому договору, однако сфера его применения ограничена грузоперевозками (ст. 801 ГК РФ). На наш взгляд, договор, опосредующий отношения автовокзала и перевозчика, должен быть закреплен в законе в качестве разновидности транспортной экспедиции, при этом понятие "экспедиция" следует расширить. Еще один вид договорных отношений между автовокзалом и перевозчиком, встречающийся на практике, основан на самостоятельной продаже билетов перевозчиком. В этом случае автовокзал обеспечивает, как правило, лишь организацию отправки и прибытия транспорта со своей территории согласно расписанию, посадку пассажиров, а также оказывает им сопутствующие услуги, за что получает вознаграждение от перевозчика. Данный тип отношений, характерный для перевозки пассажиров микроавтобусами, укладывается в схему договора возмездного оказания услуг, в котором автовокзал является исполнителем. Правомерность заключения подобных договоров подтверждается судебной практикой <4>. Вместе с тем представляется, что исключение на основании договора из функций автовокзала полномочий по продаже билетов ведет к нивелированию его деятельности и, кроме того, ущемляет права пассажиров. Так, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора перевозки пассажир должен будет предъявлять требование к лицу, у которого он приобрел билет. При этом удобство претензионной работы с автовокзалом как специализированной организацией по обслуживанию граждан более очевидно, чем с перевозчиком, который для пассажира представлен лишь работающим по найму водителем. -------------------------------- <4> См.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2007 г. и Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-14012/2006-16.

Автовокзал и заказчик перевозок

Понятие "заказчик автобусных перевозок" в федеральных нормативных правовых актах отсутствует. Статус данного лица определяется законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона Самарской области от 9 июля 2002 г. "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" заказчик перевозок - Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, орган местного самоуправления или уполномоченная ими организация, заключившие с перевозчиком договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Аналогичные определения даны в законах ряда других субъектов РФ. При этом подразумевается, что заказчик перевозок осуществляет функции управления перевозочной деятельностью путем утверждения маршрутной сети на основании обследования пассажиропотока, потребностей населения в перевозках и условий движения. Для осуществления перевозок по определенному маршруту перевозчик должен заключить с заказчиком перевозок договор на организацию регулярных пассажирских перевозок. Законами субъектов РФ устанавливается порядок заключения указанных договоров, при этом общим правилом является проведение конкурса на право заключения договора. Отношения заказчика перевозок и автовокзала определяются заключаемым между ними договором. Так, согласно ст. 8.1 Закона Самарской области услуги автовокзалов (автостанций) предоставляются перевозчикам на основании публичного договора после заключения автовокзалом (автостанцией) с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных маршрутных перевозок. В договоре определяются общие для всех перевозчиков, заключивших договоры об организации регулярных маршрутных перевозок, условия пользования услугами автовокзалов (автостанций) и иные условия обеспечения регулярных маршрутных перевозок. Таким образом, заказчик перевозок координирует отношения между автовокзалом и перевозчиком. Кроме этого, автовокзалу может быть передана часть функций заказчика перевозок по контролю за безопасностью и качеством перевозок. В этом случае автовокзал наделяется полномочиями организатора перевозок. Представляется, что построение договорных отношений между заказчиком перевозок и автовокзалом должно происходить крайне взвешенно, так как оба указанных субъекта могут оказывать влияние на рынок перевозок: заказчик - в силу своего публично-правового статуса, автовокзал - как лицо, занимающее монопольное положение на рынке по продаже билетов и сопутствующему обслуживанию пассажиров. Поэтому недопустимо заключение соглашений, направленных на ограничение конкуренции среди перевозчиков или между автовокзалами либо на ущемление интересов пассажиров. Также условия договора об обеспечении перевозок не должны ограничивать самостоятельность автовокзала, навязывать ему экономически невыгодные условия осуществления деятельности. Следует отметить, что схемы "заказчик перевозок - автовокзал" и "заказчик перевозок - перевозчик" действуют лишь на уровне местных, пригородных и междугородних внутриобластных перевозок. Рынок межобластных и международных перевозок менее зарегламентирован в силу отсутствия соответствующих заказчиков перевозок.

Автовокзал и пассажир

Для пассажира автовокзал является олицетворением всей системы автобусных перевозок. Классический вариант ее организации предполагает продажу билетов и выдачу багажных квитанций пассажиру от имени автовокзала. Таким образом, перед пассажиром обязанным и ответственным лицом является автовокзал. Перевозчик отвечает перед автовокзалом в порядке регресса <5>. -------------------------------- <5> В силу этого на практике в договоры, заключаемые между автовокзалом и перевозчиком, часто включаются штрафные санкции за срыв рейса или невыполнение требований Правил перевозок пассажиров и багажа. Тем самым сложный процесс доказывания убытков заменяется (или дополняется) взысканием неустойки.

Поскольку цена билета устанавливается уполномоченными органами государственной власти (тарифицируется), то в нее включаются как затраты перевозчика, так и стоимость некоторых услуг, оказываемых автовокзалом пассажирам: размещение в залах ожидания, пользование туалетом, информирование о прибытии и отправлении автобусов, расписании их движения и т. п. Дополнительное взимание с пассажиров платы за пользование данными услугами при продаже проездных документов незаконно, так как тарифы на перевозку устанавливаются с учетом затрат на организацию продажи билетов и других услуг, оказываемых пассажирам <6>. -------------------------------- <6> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. N А66-10202/2004.

Вместе с тем услуги камеры хранения, комнаты отдыха, кафе, кинозалов, а также предоставление справок, не связанных непосредственно с деятельностью автовокзала (например, о движении городского транспорта до определенного места), как правило, оплачиваются пассажиром отдельно по устанавливаемым автовокзалом расценкам. Это объясняется тем, что данные услуги носят факультативный характер: пассажир может не пользоваться ими, что не отразится на качестве и объеме выполненной услуги по перевозке. Кроме того, оказание данных услуг требует привлечения дополнительных ресурсов, не учтенных при расчете тарифной цены, что влечет затраты, не покрываемые причитающейся автовокзалу выручкой от продажи билета. Также возможно установление платы за пользование залами ожидания и туалетами для лиц, которые не имеют билета. Стоимость указанных факультативных услуг не регулируется органами государственной власти или местного самоуправления. Вместе с тем установление монопольно высоких цен может быть расценено как нарушение прав потребителей. Деятельность автовокзала по обслуживанию пассажиров связана и с некоторыми ограничениями. Так, федеральным законодательством запрещена продажа на территории автовокзалов (автостанций) и прилегающей к ней территории спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции. Границы прилегающей территории определяются субъектами РФ. В связи с этим интерес представляет позиция судебных инстанций при рассмотрении спора о выдаче индивидуальному предпринимателю лицензии без права торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 13%. Суд установил, что продажа осуществляется за пределами установленной зоны - 50 метров от здания автовокзала, так как не представлены доказательства того, что комплекс сооружений (здание, платформы, навесы) является зданием автовокзала. Также не было доказано, что магазин предпринимателя имеет отношение к работе автовокзала и его структур <7>. -------------------------------- <7> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2005 г. N Ф09-3260/05-С7.

Особенность взаимоотношений автовокзала, пассажира и перевозчика отражается также в вопросах налогообложения. В качестве примера можно привести следующий спор о правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, в котором судебными инстанциями различно толковался характер отношений между субъектами рассматриваемых отношений. ОАО "Автовокзалы и автостанции" осуществляло продажу билетов на отправляемые автобусы, принадлежащие другим автотранспортным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые выделяли своих водителей; обеспечивало своевременное отправление поданных перевозчиком автобусов; делало отметки в путевых листах; занималось изучением пассажиропотока; составляло расписание движения автобусов, а также выполняло другие функции, связанные с обеспечением организации перевозки пассажиров. Кроме того, ОАО осуществляло перевозки по ряду маршрутов собственным подвижным составом. При этом ОАО не платило налог на добавленную стоимость с выручки, получаемой от реализации билетов в пригородном сообщении, так как данный вид перевозок отнесен к числу услуг, освобожденных от обложения НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Налоговая инспекция произвела доначисление НДС, что было обжаловано ОАО в суд. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сочли действия налоговой инспекции неправомерными, так как квалифицировали договоры, заключаемые между перевозчиками и автовокзалом, как соглашения о совместной деятельности по перевозке, в процессе которой стороны оказывали пассажирам единую услугу. Суд первой инстанции указал на то, что при имеющихся отношениях сторон невозможно выделить одну из них и считать ее перевозчиком, поэтому автовокзал обоснованно применял льготу по уплате налога на добавленную стоимость. В части перевозок пассажиров собственным транспортом ОАО обоснованно применяло льготу по уплате налога, поскольку данная перевозка осуществлялась в режиме транспорта общего пользования. Суд кассационной инстанции согласился лишь с выводами относительно перевозок собственным подвижным составом автовокзала. Применительно к отношениям автовокзала и перевозчиков он указал, что они не могут квалифицироваться как договор о совместной деятельности (простого товарищества) в силу отсутствия общего имущества его участников. Автовокзал оказывал собственные услуги, отличные от перевозок: по продаже билетов, обеспечению своевременной подачи автобусов, других вспомогательных функций для обеспечения безопасной перевозки пассажиров, которые законом к числу льготируемых операций не относятся. Поэтому правомерным признано доначисление НДС на сумму выручки, причитающейся автовокзалу от продажи билетов в пригородном сообщении во исполнение заключенных с перевозчиками договоров о выделении подвижного состава. В подтверждение своих доводов суд также сослался на положения Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, в которых разделяются услуги непосредственно по перевозке пассажиров и услуги, предоставляемые автовокзалами и автостанциями, которые относятся к вспомогательным транспортным услугам <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2003 г. N А79-1446/2003-СК1-1316. См. также: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1.

В целом верная логика постановления суда кассационной инстанции все же упрощает характер связей между автовокзалом, перевозчиком и пассажиром, практически сводя их к схеме: "автовокзал - исполнитель услуги, перевозчик - ее заказчик". Отнесение указанными Классификаторами услуг автовокзала к транспортной деятельности сформировало позицию налоговых органов о невозможности перевода на единый налог на вмененный доход (ЕНВД) услуг комнат длительного отдыха водителей и пассажиров, комнат матери и ребенка как разновидности услуг по временному размещению и проживанию. Признается, что услуги по временному размещению могут оказывать гостиницы и иные подобные организации, а деятельность автовокзала носит транспортный характер <9>. -------------------------------- <9> См.: письмо Министерства финансов РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/134.

Однако возникает вопрос: не носит ли такое разъяснение исключительно формальный характер, основанный лишь на различиях в названии места размещения, так как фактически и гостиница, и комната длительного отдыха осуществляют одну и ту же деятельность? Таким образом, нами исследованы основные особенности правового положения автовокзалов и автостанций путем рассмотрения характера договорных связей, возникающих между ними и иными субъектами транспортных обязательств. Как справедливо отмечается в литературе, для оптимального завершения формирования массива автотранспортного законодательства требуются разработка и принятие еще ряда законов, которые регламентировали бы все аспекты общественных отношений, возникающих в процессе функционирования автомобильного транспорта <10>. -------------------------------- <10> См.: Стрельникова И. А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. 2008. N 9. С. 25.

Представляется, что это будет способствовать созданию баланса между развитием конкурентной среды в области автобусных перевозок и обеспечением безопасности и качества услуг по перевозке и сопутствующему обслуживанию пассажиров.

Библиографический список

1. Стрельникова И. А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. 2008. N 9. С. 25.

------------------------------------------------------------------

Название документа