Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ)
Каждый человек является потребителем какого-либо товара (работы, услуги). Всем нам хотя бы раз в жизни пришлось столкнуться с недобросовестным продавцом, деятельность которого приводит к правонарушениям, предусмотренным ст. 14.7 КоАП РФ.
Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) под потребителем подразумевается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи. При обвешивании покупатель получает товар в количестве, не соответствующем тому, которое предусмотрено договором купли-продажи. При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами.
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара приводит к продаже товара, не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в представлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товара (услуги), а также в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре (услуге).
Кассационная инстанция, проверяя законность принятых судебных актов, отклонила в постановлении доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ*(1).
Из установленных арбитражным судом обстоятельств дела следует, что на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю административным органом проведены мероприятия по контролю соблюдения ООО "Эльдорадо-Красноярск" Закона о защите прав потребителей и Правил продажи товаров, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 и от 21 июля 1997 г. N 918.
Поводом для проведения проверки послужило заявление покупателя о навязанном ему продавцом приобретении сертификата программы дополнительного сервиса.
Проверкой установлено, что продавец ввел покупателя в заблуждение относительно объема, характера, сроков гарантийного и сервисного обслуживания приобретаемого компьютера, а также относительно потребительских свойств дополнительной возмездной услуги. Вследствие этого указанная услуга стоимостью 1590 руб. была приобретена покупателем, что подтверждается договором об оказании платных услуг в форме сертификата программы дополнительного сервиса сроком на два года.
По данному факту Роспотребнадзором составлен протокол о допущенном обществом административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
С учетом положений действующего законодательства и анализа содержания сертификата программы дополнительного сервиса арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что некоторые из перечисленных в сертификате возмездных обязательств общества как исполнителя услуг дополнительного сервиса одновременно являются его безвозмездными обязанностями как продавца товара. Это формирует неверное представление о характере (потребительских свойствах) услуги.
Вывод арбитражного суда о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава правонарушения в результате введения покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств предоставляемой услуги - объема, характера, содержания и сроков гарантийного обслуживания товара, а также объема, характера содержания и сроков программы дополнительного сервиса - соответствует установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Статья 14.7 КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня способов обмана потребителей. Помимо перечисленных способов подобное правонарушение может быть совершено иным путем.
Проверяя законность принятого судебного акта, кассационная инстанция отклонила доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ*(2).
Из установленных арбитражным судом обстоятельств дела следует, что проверка соблюдения требований санитарного законодательства в магазине "Продукты" выявила нарушения: на некоторые товары недооформлены ценники; часть кондитерских изделий реализовывалась без наличия необходимой информации на этикетках.
В связи с этим административным органом составлен протокол об административных правонарушениях. В протоколе, в частности, отмечено, в чем именно заключается вина общества: при наличии возможности осуществлять торговлю без нарушений Правил продажи отдельных видов товаров им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании данного протокола Роспотребнадзором вынесено постановление, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Арбитражный суд, рассматривая по заявлению общества его требования на предмет законности приведенного постановления, пришел к правомерному выводу о наличии у административного органа правовых оснований для признания общества виновным во вмененном ему административном правонарушении.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящим товары для реализации потребителям, реализующему товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющему работы и оказывающему услуги по возмездному договору, с другой стороны.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг, и из других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, такие отношения могут возникать из договора банковского вклада, по которому вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами рассматриваемого правонарушения при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) являются изготовитель, исполнитель, продавец. Согласно Закону о защите прав потребителей под продавцом подразумеваются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; под изготовителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя, причиняет ему ущерб в небольшом размере, и желает наступления этих последствий.
Федеральному арбитражному суду Дальневосточного округа пока не удалось выработать подход к рассмотрению данной категории дел в связи с их практическим отсутствием. Это позволяет сделать вывод о том, что проблемы, возникающие у потребителей при реализации своих потребностей, разрешаются без доведения дела до суда.
О.Н. Сизоненко,
помощник судьи Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 3, май-июнь 2008 г.