Транспортные договоры

(Долинская В. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2009, N 8) Текст документа

ТРАНСПОРТНЫЕ ДОГОВОРЫ

В. В. ДОЛИНСКАЯ

Долинская Владимира Владимировна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Транспорт удовлетворяет потребности в перемещении в пространстве физических лиц и материальных благ, обеспечивает связь между различными отраслями хозяйства, способствует исполнению ряда других договоров, например поставки. Услуги, оказываемые различными видами транспорта, не выступают в какой-либо овеществленной (материализованной) форме, имеют товарный и возмездный характер. Отношения по транспортировке могут возникать из гражданско-правового договора или из совокупности юридических фактов, в том числе из договора и административного акта. Они подлежат комплексному и многоуровневому правовому регулированию (п. 2 ст. 784, ст. 787 ГК РФ): 1) международные транспортные соглашения и конвенции; 2) законы: а) ГК; б) транспортные кодексы <1>; -------------------------------- <1> См., например: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

в) транспортные уставы <2>; -------------------------------- <2> См., например: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

г) иные законы <3>; -------------------------------- <3> См., например: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

3) подзаконные акты: а) правила, регулирующие отдельные виды перевозок <4>; -------------------------------- <4> См., например: Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 851; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1102.

б) иные правовые акты, содержащие нормы транспортного права; 4) договоры. Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации федеральные транспорт и пути сообщения, по которым и принимаются федеральные законы (ст. ст. 71, 76), а в настоящее время панацею от монополизма транспортной системы (существование которой, кстати, специалисты ставят под сомнение <5>) ищут в децентрализации и приватизации транспорта. Принятые ранее акты транспортного права действуют в силу ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 1995 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". -------------------------------- <5> См.: Савичев Г. П. Транспортные договоры. Гл. 42 // Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. Т. 2. С. 270.

Транспортные договоры <6> требуют специального субъектного состава. В качестве услугодателя выступает специализированный предприниматель, действующий на основании лицензии. Мы избегаем говорить "транспортная организация", так как в настоящее время возможно оказание этих специфических услуг и индивидуальными предпринимателями. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <6> См. подробнее: Долинская В. В. Договоры в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М., 2005; Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2001.

В понятие транспортных договоров входят: 1) договоры об организации перевозок; 2) договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа; 3) вспомогательные транспортные договоры <7>. -------------------------------- <7> Примечательно, что авторы, оспаривающие существование категории транспортных договоров, дают даже более разветвленную классификацию, чем предложенная вашему вниманию. См.: Витрянский В. В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 60 - 74.

Договоры об организации перевозок - это разновидность организационных договоров, заключаемых при наличии (или планировании) устойчивых хозяйственных связей между сторонами в связи с необходимостью осуществления систематических перевозок, определяющих общие и специальные условия и порядок перевозки на предстоящий плановый период (ст. 798 ГК). Это консенсуальные договоры. В. В. Витрянский предлагает выделять соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа (ст. 788 ГК), договоры об организации перевозки грузов между перевозчиком и грузовладельцем (ст. 798 ГК) и договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов между организациями различных видов транспорта (ст. 799 ГК) <8>. Причем последние (узловые соглашения и т. п.), по мнению таких классиков транспортного права, как, например, Г. П. Савичев (полностью разделяемому нами), относятся к вспомогательным договорам. Плодотворнее и больше соответствующей системе предпринимательских отношений, предпринимательской деятельности представляется позиция Д. А. Медведева и В. Т. Смирнова, согласно которой заключение договора перевозки, в частности договора перевозки грузов, требует наличия организационных предпосылок. "Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в... особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки" <9>. -------------------------------- <8> Там же. С. 62. <9> Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства. Гл. 38 // Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 2. М., 1998. С. 377 - 378.

Предметом вспомогательных договоров является оказание услуг не по перевозке, а связанных с перевозкой в первую очередь и в основном грузов. Эти договоры обеспечивают условия для нормальной работы транспорта. Из наиболее распространенных можно назвать договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, договор на подачу и уборку вагонов, стивидорный договор на обработку судов в иностранных портах (погрузка, выгрузка) и др. Самой значимой (и по объему, и по применению) является группа договоров перевозки. Им свойственны возмездность, наличие взаимных обязанностей сторон, специальный субъектный состав, система единого документа, определяемость сроков исполнения в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами или разумностью, сопряженность с другими правоотношениями (например, страхованием), специфика освобождения перевозчика от ответственности, сочетание договорной и деликтной ответственности, гражданско - и административно-правовой. Перевозка - это деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пространстве с доставкой в пункт назначения и выдача груза или багажа управомоченному лицу. Статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" дает определение перевозчика. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу. Статья 12 этого Закона предусматривает ряд основных требований, предъявляемых к перевозчику: 1) наличие лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа; 2) обладание на легальном основании (право собственности или иное право) железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок; 3) наличие квалифицированного персонала; 4) заключение договоров об оказании услуг локомотивной тяги при отсутствии у перевозчика локомотива; 5) заключение соответствующих договоров об оказании услуг по использованию инфраструктуры, существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом. Представляется, что с учетом специфики видов транспорта эти характеристики и требования могут быть распространены на всех перевозчиков. О необходимости лицензирования деятельности услугодателя-перевозчика уже было сказано выше. Перечень коммерческих организаций, относящихся к транспорту общего пользования и обязанных осуществлять перевозки по правилам публичного договора, должен публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК). Плата за перевозку устанавливается на основании единых тарифов, утверждаемых государственными органами. Пассажиром и отправителем груза может быть любой субъект гражданского оборота, что подтверждается, например, ст. 2 Устава железнодорожного транспорта. При перевозке пассажиров граждане-потребители в обязательном порядке (вне зависимости от воли перевозчика) пользуются рядом льгот: по бесплатному или по сниженным расценкам провозу с собой детей, по бесплатному провозу ручной клади в пределах установленных норм и т. д. На отношения по перевозке пассажиров и багажа распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"). В гл. 40 ГК договор перевозки рассматривается как родовое понятие независимо от вида транспорта и классификационных групп договорных отношений. Для классификации договоров перевозки используют различные критерии. По моменту заключения выделяют: реальный договор перевозки конкретного груза (спорно) и консенсуальные договоры. По предмету договора можно выделить: договор перевозки грузов, договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа (условно), договор фрахтования (спорно). По субъектному составу выделяют: договоры между перевозчиком и пассажиром, договоры между перевозчиком и грузоотправителем, договоры между транспортными организациями. По правовому статусу перевозчика договоры делятся на осуществляемые транспортом общего пользования и иными перевозчиками. С этой классификацией связано подразделение договоров на публичные и прочие (с конкретным составом). По форме договора можно выделить: оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договоры перевозки груза), заключаемые путем совершения конклюдентных действий (договоры перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования), заключаемые в общем порядке. По виду транспорта: договоры перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом. Буквальное толкование норм права свидетельствует о том, что все договоры перевозки являются консенсуальными (п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786, ст. 787 ГК). Разгромная критика устаревших взглядов на договор перевозки как реальный дана В. В. Витрянским <10>. Но это не мешает ни профессору Витрянскому, ни другим исследователям говорить о реальном характере договора перевозки груза, так как обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Возможно, мнение и убытки предпринимателей, предоставивших транспортное средство для перевозки груза не явившемуся и не сдавшему груз отправителю и отказавших в этом на тот же период в отношении того же транспортного средства другим потенциальным отправителям, исследователей не волнуют. Но игнорировать то, что классификация договоров на реальные и консенсуальные осуществляется по моменту заключения договора, а не исполнения или совершения необходимых для исполнения действий, невозможно. -------------------------------- <10> См.: Витрянский В. В. Указ. соч.

Договор перевозки багажа не имеет самостоятельного значения: либо он сопряжен с договором перевозки пассажира (отсюда и объединенное наименование - перевозка пассажиров и багажа), либо при отправке отдельно, например в специальных багажных вагонах, он трансформируется в перевозку груза. Договор фрахтования (чартер), хотя и связан по материальному носителю блага с транспортным средством, имеет целевой характер (для перевозки) и регулируется транспортными уставами и кодексами, по своей правовой природе занимает промежуточное место между транспортными договорами и договорами аренды (ср. ст. ст. 787 и 632, 641 ГК). При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место в транспортном средстве согласно приобретенному последним провозному билету. Речь идет о предоставлении вместимости транспортного средства. А субъекты права, даже занимающиеся определенными видами деятельности на специализированной основе, свободны в заключении других договоров. Вызывает вопросы и классификация по видам транспорта. Во-первых, она не носит универсального характера. В экономике и организации управления хозяйством выделяют трубопроводный транспорт, трубопроводные коммуникации, в процессе деятельности которых происходит транспортировка нефти и газа. Но с ним не связаны транспортные договоры. Владелец трубопровода выступает, как правило, в роли газонефтеснабжающей организации, т. е. в период "транспортировки" он одновременно является владельцем как трубопровода, так и передаваемого, перемещаемого продукта. По своей экономической природе это отношения снабжения, оформляющиеся в праве по правилам договора поставки (п. 2 ст. 548 ГК). С другой стороны, развитие науки и техники приводит к появлению новых видов транспорта, не вписывающихся в традиционную схему. Например, транспорт на воздушной подушке используется как на суше, так и на воде, как при наличии железнодорожных путей, так и без таковых. Все активнее ведутся разговоры о транспортировке в безвоздушном пространстве, в космосе. Во-вторых, в этой классификации присутствует некоторое дублирование. И морские, и речные суда относятся к водному транспорту и практически ничем не отличаются друг от друга (с юридической точки зрения значимо только отличие по регистрации). Есть более частные классификации, например в рамках одного вида транспорта. На морском транспорте перевозки внутри страны называют каботажем и различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов). Они не слишком хорошо соотносятся с делением перевозок на осуществляемые в местном сообщении (в пределах одной транспортной организации), прямом (на основе одного документа несколькими транспортными организациями одного вида транспорта) и прямом смешанном сообщении (на основе одного документа несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта). Несмотря на частичную несогласованность, эти классификации не только имеют доктринальное значение, но и получили специфическое правовое регулирование, что осложняет деятельность предпринимателей на транспорте. Перевозка грузов - самый распространенный в предпринимательской деятельности транспортный договор - строго формальный договор, который заключается в письменной форме, часто с соблюдением обязательных реквизитов. Примечательно, что несоблюдение письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности. Например, ФАС Московского округа при рассмотрении конкретного дела счел, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной не влияют на действительность договора перевозки груза в автомобильном сообщении <11>. -------------------------------- <11> Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2004 г. N КГ-А40/1187-04.

На перевозчика возложена обязанность по определению пригодности транспортных средств для перевозок конкретных грузов (п. 1 ст. 791 ГК), что не позволяет ему в будущем переложить ответственность на грузоотправителя. В гл. 40 ГК определены некоторые случаи ответственности перевозчика и отправителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, отличающиеся от общих правил об ответственности в гл. 25 ГК (ст. ст. 794 - 796, 800 ГК). Ответственность за нарушение договоров перевозки характеризуется следующими чертами: 1) ограничение права на взыскание части убытков; 2) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика; 3) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, изредка - соглашением сторон. Установлена презумпция вины перевозчика за несохранность груза или багажа, происшедшую после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному лицу (ст. 796 ГК). Наряду с возмещением реального ущерба перевозчик, не обеспечивший сохранность перевозимого груза (багажа), должен вернуть грузоотправителю (грузополучателю) провозную плату, удержанную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (багажа), если эта плата не входит в стоимость груза (багажа). За нарушение перевозчиком сроков доставки устанавливается ответственность в виде штрафа, носящего характер исключительной неустойки, определяемого в зависимости от величины просрочки и в процентах от суммы провозной платы. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование наступает независимо от вины должника и реального причинения убытков (ст. 794 ГК). Размер штрафа устанавливается, например, ст. 115 КВВТ, ст. 94 УЖД. Для рассмотрения споров по договорам перевозки грузов или багажа обязателен предварительный претензионный порядок (ст. 797 ГК). В договоре перевозки пассажира презюмируется вина перевозчика за задержку отправления пассажира и за опоздание прибытия транспортного средства, перевозящего пассажира, в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Ответственность состоит в уплате неустойки (штрафа) в размере, установленном транспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК): 3% за каждый час задержки, но не более размера стоимости проезда - ст. 110 УЖД, п. 2 ст. 116 КВВТ; 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы - ст. 120 ВК; до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз багажа - ст. 196 КТМ. Кроме того, могут быть возмещены убытки при доказанности факта их причинения и размера. Помимо взыскания штрафа и убытков пассажир при отправлении транспортного средства вправе отказаться от перевозки, и перевозчик обязан вернуть ему провозную плату. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется нормами деликтного права (гл. 59 ГК) и может ужесточаться применением норм об ответственности владельца источника повышенной опасности. Из системы транспортных договоров сейчас выделена транспортная экспедиция - договор на оказание комплексных услуг (и фактических, и юридических). Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <12> это оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2003. N 27. Ст. 2701.

Дискутируется вопрос о характере договоров буксировки <13>. -------------------------------- <13> Договор на оказание возмездных услуг - см.: Витрянский В. В. Указ. соч. С. 73; транспортный договор - см.: Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Указ. соч. С. 409.

В последнее десятилетие наблюдается активизация правотворчества в сфере регулирования транспортных отношений и начинает преобладать комплексный подход при реформировании транспорта. Отметим основные вехи: 1999 г. - КТМ; 2001 г. - КВВТ; 2003 г. - Устав железнодорожного транспорта; 2005 г. - Приказом Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45 утверждена Транспортная стратегия РФ до 2020 г.; 2006 г. - Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 утверждена Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"; 2007 г. - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; 2008 г. - Транспортная стратегия до 2030 г.; Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г.; Концепция развития аэродромной сети, а также в качестве инструмента реализации этих документов ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 гг." и ФЦП "Развитие единой системы организации воздушного пространства". 12 марта 2009 г. на встрече Министра транспорта РФ Игоря Левитина с членами Комитета по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в которой также приняли участие председатель Комитета Сергей Шишкарев, заместители Министра транспорта, руководители подведомственных Минтрансу федеральных служб и агентств, С. Шишкарев отметил, что в целом в законопроектной работе достигнут приемлемый уровень взаимодействия, но необходим и должный информационный обмен, который позволит своевременно находить решение по поставленным вопросам.

Библиографический список

1. Витрянский В. В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. 2. Долинская В. В. Договоры в предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М., 2005. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ 3. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2001. 4. Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства. Гл. 38 // Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 2. М., 1998.

------------------------------------------------------------------

Название документа