Проведение проверок общественными объединениями

(Маслов Т. В.)

("Законность", 2009, N 8)

Текст документа

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Т. В. МАСЛОВ

Маслов Тимур Валерьевич, заместитель прокурора Саратовской области.

Законом РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (ст. 45) общественным объединениям по защите прав потребителей предоставлено право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.

Этим Законом предусмотрена возможность самозащиты потребителями своих прав посредством объединения в общественные объединения (ассоциации, союзы) потребителей. Деятельность общественных объединений регламентируется ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" и уставами общественных объединений. Создание общественных объединений - реализация конституционного права на объединение, установленного ст. 30 Конституции РФ. Указанные общественные объединения потребителей создаются на добровольной основе в целях оказания помощи потребителям и защиты их законных прав и интересов.

Можно сказать, что они выполняют важную социальную функцию общественного контроля за качеством и безопасностью продукции, а также обеспечивают соблюдение прав граждан.

Однако, признавая важность выполняемых ими функций, нельзя не обратить внимания на то негативное влияние, которое оказывает деятельность некоторых организаций "псевдозащиты" прав потребителей, единственная цель которых - получение дохода с предпринимателей. И этот доход, можно сказать, они получают нередко мошенническим путем.

Практика деятельности таких организаций свидетельствует о том, что при проведении проверок по защите прав потребителей они допускают злоупотребления. Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей неоднократно проверяют по надуманным основаниям, а результаты проверок не оформляются должным образом, что дает возможность шантажировать проверяемых, вымогая у них деньги и другие материальные ценности. При этом в случаях удовлетворения их требований выявленные нарушения остаются неустраненными и виновные лица не несут никакой ответственности, а следовательно, проводимые указанными организациями проверки преследуют цели только необоснованного обогащения ее представителей, а не цели общественного контроля за качеством продукции и оказываемых услуг.

Такая деятельность бросает тень и на общественные объединения потребителей, которые добросовестно и в соответствии с Законом выполняют свои функции, а также дискредитирует сущность общественного контроля, фактически превращая его в инструмент неправомерной, а подчас и преступной деятельности.

Кроме этого, частые проверки со стороны общественных объединений потребителей отрицательно сказываются на работе предприятий малого и среднего бизнеса.

Предприниматели отмечают, что при проведении проверок со стороны общественных объединений потребителей наиболее часто имеют место:

- требования предоставления большего количества документов, которые не предусмотрены законом;

- частые проверки и их "заказной" характер;

- прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты "услуг".

При проведении проверок недобросовестные общественные объединения потребителей нередко выходят за рамки своих полномочий, фактически присваивая себе полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг). При этом такие организации пользуются либо недостатком необходимых юридических знаний у предпринимателей, либо страхом предпринимателей, что за этой проверкой последует много других проверок органов государственного контроля.

Право проводить проверки соблюдения прав потребителей и составлять по их результатам акты (т. е. принимать меры общественного контроля) в отдельных случаях превратно толкуется общественными объединениями как возможность проводить проверки, аналогичные проверкам представителей государственных органов исполнительной власти, которые обладают полномочиями по государственному контролю и надзору (Роспотребнадзор, Госпожнадзор и т. д.).

В настоящее время в рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ, права контролирующих органов в сфере проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ограничены и подробно регламентированы.

Вместе с тем порядок проведения проверок общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), а также лицами, уполномоченными на их проведение, их права и ответственность действующим законодательством РФ не регламентированы, что создает благоприятные условия для необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей.

В связи с обращениями субъектов предпринимательской деятельности о разъяснении объема полномочий общественных объединений потребителей Роспотребнадзор (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка) еще 29 июня 2005 г. направил в адрес своих территориальных органов письмо "О полномочиях общественных объединений потребителей". В письме специально указывалось, что основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

- проверку соблюдения санитарных правил и норм;

- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;

- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;

- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 ФЗ от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ныне утратил силу), субъектами которого общественные организации не являются.

Однако с содержанием указанного письма Роспотребнадзора знакомы, вероятно, далеко не все предприниматели, в связи с чем недобросовестные объединения потребителей, пользуясь тем, что необходимых юридических знаний у большинства предпринимателей нет, продолжают превышать свои полномочия при проверках их деятельности.

Опрос предпринимателей, деятельность которых тормозится контрольно-надзорными органами, свидетельствует о том, что они продолжают выполнять незаконные требования общественных объединений по защите прав потребителей, приравнивая деятельность этих органов общественного контроля к деятельности государственных контролирующих инстанций, таких как налоговая инспекция, Государственная противопожарная служба и т. п.

Из приведенных данных следует, что Законом РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" не установлены порядок и сроки проверок, контрольных мероприятий и экспертиз, проводимых общественными объединениями по защите прав потребителей, что способствует злоупотреблениям. Поэтому в этот Закон РФ должны быть внесены изменения и дополнения, которые регламентировали бы деятельность общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) при организации и проведении ими проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Изменения и дополнения должны закрепить порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями и союзами), так как остановить и пресечь злоупотребления, совершаемые недобросовестными представителями общественных объединений потребителей, иным способом не представляется возможным. Примером может служить письмо Роспотребнадзора от 29 июня 2005 г. "О полномочиях общественных объединений потребителей", которое остается добрым пожеланием, но не мерой пресечения злоупотреблений и мошенничества.

В Законе же необходимо отразить, какие документы должны предъявляться представителем общественного объединения потребителей проверяемым лицам. Должно быть признано обязательным присутствие предпринимателя либо его представителя при проведении проверки, а также уточнен порядок составления акта о проведении проверки и осуществлении контрольных мероприятий. Следует закрепить в Законе и основания проведения проверок, которые должны проводиться только по фактам обращений граждан, что позволит исключить проведение проверок общественными объединениями потребителей по надуманным основаниям. Следует также установить конкретные сроки проведения проверок и регламентировать другие проблемные вопросы в указанной сфере правоотношений.

------------------------------------------------------------------

Название документа