Противодействие незаконному обороту продукции, изъятой из свободного обращения
(Стрельников К. А.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 8) Текст документаПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОДУКЦИИ, ИЗЪЯТОЙ ИЗ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ
К. А. СТРЕЛЬНИКОВ
Стрельников К. А., начальник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности НИО Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Статья 129 Гражданского кодекса <1> Российской Федерации все объекты и вещи делит на три категории: -------------------------------- <1> Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1994. N 238 - 239.
1. Объекты, находящиеся в свободном обороте. 2. Объекты, ограниченные в обороте. Они могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо их обращение допускается по специальному разрешению. Определяются в порядке, установленном законом. 3. Объекты, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время конкретного закона, устанавливающего перечень таких объектов, нет. В различных нормативных актах содержатся указания на такую продукцию. Например, в Законе "Об оружии" или в Законах "О недрах", "О наркотических средствах и психотропных веществах". Наиболее развернутый Перечень продукции, ограниченной в обороте, утвержден Указом Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 (с изменениями от 30 декабря 2000 г.) "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" <2>. -------------------------------- <2> Указ Президента России от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" // Российская газета. 1992. N 61.
В соответствии с Указом, в этот Перечень входят: - драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; - драгоценные камни и изделия из них; - стратегические материалы; - вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию; - ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию; - боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование; - уран, другие делящиеся материалы и изделия из них; - рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов; - результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники; - шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование; - яды, наркотические средства и психотропные вещества; - спирт этиловый; - отходы радиоактивных материалов; - отходы взрывчатых веществ; - отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни; - лекарственные средства, за исключением лекарственных трав; - лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье); - специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование. Соответственно, у продукции, попадающей в этот Перечень, может быть ограниченное количество потребителей. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (с изменениями от 16 декабря 1995 г.) утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" // Российские вести. 1992. N 118.
Например, в отношении вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним, взрывчатых веществ, средств взрывания, пороха, всех видов ракетного топлива, а также специальных материалов и специального оборудования для их производства, специального снаряжения личного состава военизированных организаций и нормативно-технической продукции на их производство и эксплуатацию решение о применении в Российской Федерации принимает Министерство обороны. Производители продукции имеют право заключать договоры на ее поставку только с потребителями, получившими квоты потребления продукции или разрешение на ее применение в Российской Федерации. Порядок поставки продукции обязателен для всех организаций и предприятий на территории Российской Федерации независимо от их форм собственности, ведомственной принадлежности и места регистрации. В качестве механизма контроля над оборотом продукции, изъятой из свободного обращения, установлено требование ко всем организациям и предприятиям независимо от их форм собственности ежеквартально представлять отчеты об объемах производства и поставок продукции соответствующим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в нашем случае Министерству обороны Российской Федерации. Имеются факты незаконного оборота такой продукции внутри страны. Например: 1. В морском порту Санкт-Петербурга был задержан груз, направлявшийся на экспорт в одну их азиатских стран. По товарно-сопроводительным документам перевозились шины для гражданской авиационной техники. На самом же деле в контейнерах обнаружены более 800 колес для истребителей Су-27. При осуществлении следственных мероприятий в складском помещении было обнаружено еще 600 шин, готовящихся к отправке за границу. Ориентировочная стоимость задержанного составляет не менее 5,5 млн. руб. <4>. -------------------------------- <4> РИА "Новости". 2007. 23 марта.
2. В 2005 г. сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни пресечена попытка вывоза узлов и агрегатов для транспортно-боевых вертолетов Ми-24 на сумму почти 40000 долл. <5>. В контрабанде замешано ЗАО "Аэроинвест". В результате против этого предприятия возбудили уголовное дело по факту попытки незаконного вывоза запчастей для истребителей Су-17, Су-15, Су-24 и вертолетов Ми-24. -------------------------------- <5> Секретные материалы (Санкт-Петербург). 15.12.2007.
3. На посту фактического контроля Балтийской таможни вскрыли три контейнера, в которых - по документам - находились шины для самолетов гражданской авиации. В действительности там находились авиационные шины для Миг-25 и Су-27 <6>. -------------------------------- <6> Там же.
Следует отметить, что указанные факты были пресечены на границе. И значит, комплектующие были приобретены на каких-то предприятиях, а затем уже была сделана попытка их продажи за границу. Соответственно, потенциальная возможность продажи на внутреннем рынке вещей, указанных в Перечне, сохраняется. Какая же ответственность предусмотрена для нарушителей установленного порядка оборота? В науке выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях <7> также предусмотрена ответственность за такого рода деяния. Так, ст. 14.2 запрещает незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. Такое деяние влечет штраф. Для юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. -------------------------------- <7> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. N 256.
В ч. 2 ст. 23.1 Кодекса установлено, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В иных случаях подобного рода дела должны рассматриваться должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Разумно предположить, что, не имея опыта разрешения такого рода правонарушений, а также будучи ограниченными месячным сроком разбирательства, указанные органы не смогут эффективно разобраться в данном правонарушении. Не способствует гармонизации административного механизма и ст. 28.3 Кодекса, которая указывает, что составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье уполномочены должностные лица органов внутренних дел (милиции). Существует гражданско-правовая ответственность за нарушение правил оборота продукции, изъятой из свободного обращения. Суть гражданско-правовой ответственности заключается в возмещении вреда, причиненного одной из сторон другой стороне. Учитывая, что нарушитель вступает в формально определенные гражданские правоотношения с государством в момент выдачи лицензии или разрешения на осуществление деятельности, он может быть привлечен к ответственности путем подачи искового заявления в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Кроме того, имеется практика рассмотрения споров, возникающих по вопросам оборота продукции, изъятой из свободного обращения. Так, имеет значение Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2005 г. N Ф08-3238/2005. Суд, рассматривая спор, принял решение, что по договору купли-продажи приобретено имущество, относящееся к федеральной собственности, запрещенное к свободному обороту и добытое незаконным путем. Поэтому спорный товар не мог на законных основаниях поступить в собственность истца. Таким образом, практика пошла по пути непризнания права приобретателя на имущество, изъятое из свободного обращения при отсутствии у него соответствующего разрешения. Такое положение дел делает невозможным легальное обращение приобретенной продукции, что осложняет поиск дальнейших потребителей. Наиболее серьезным видом ответственности является уголовная. В Уголовном кодексе отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил оборота продукции, изъятой из свободного обращения. Но при этом предусмотрен ряд составов преступлений, которые могут быть применимы к нарушению правил оборота продукции, указанной в Перечне. Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца... Статья 171. Незаконное предпринимательство. Осуществление предпринимательской деятельности... без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Статья 188. Контрабанда. Например, ч. 2. Перемещение через таможенную границу... в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации... Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами. Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта. Казалось бы, правовые основы для привлечения к ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте продукции, изъятой из свободного обращения, имеются. Вместе с тем правоохранительная практика в данном направлении практически отсутствует. Дело вот в чем. Расследование дел в форме предварительного следствия проводится только по тяжким преступлениям. Из данного перечня тяжкими являются только преступления, предусмотренные ст. 188 (ч. 2), ст. ст. 171 (ч. 2), 220 (ч. 2), 222 (ч. 2). Такое положение дел существенно затрудняет работу по выявлению данных преступлений оперативными службами МВД и ФСБ. Дела по преступлениям небольшой и средней тяжести расследуются в форме дознания и не относятся к компетенции следственных подразделений МВД, прокуратуры и ФСБ. Соответственно, выявление нетяжких преступлений не является обязанностью криминальной милиции (оперативных работников), а относится к компетенции милиции общественной безопасности, которая работает в основном в рамках административной практики. Что касается оперативных подразделений ФСБ, то в соответствии со сложившейся практикой они ориентированы в большей степени на преступления, посягающие на государственную безопасность либо связанные с деятельностью иностранных организаций. В соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" <8> одним из условий проведения оперативно-розыскных мероприятий является "...наличие признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно". Поэтому арсенал оперативно-розыскной деятельности с точки зрения буквы закона не может быть нацелен на выявление фактов незаконного оборота продукции, изъятой из свободного обращения. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33.
Таким образом, следует разработать механизм контроля над оборотом продукции, изъятой из свободного обращения, в первую очередь на стадии ее производства и реализации. В данном случае может идти речь о пресечении хищений продукции с производственных предприятий. В данном направлении у правоохранительных органов имеется наработанная практика. Следующим эффективным мероприятием может быть создание рабочей группы из числа сотрудников МВД, ФСБ, органов прокуратуры, а также министерств и ведомств, принимающих решение об обороте такой продукции в Российской Федерации. Целью такой рабочей группы могло бы быть создание механизма противодействия незаконному обороту продукции, изъятой из свободного обращения, а именно нормативному, правовому, методическому, информационному. Полагали бы возможным провести экономико-криминалистический анализ отчетных документов производителей продукции, изъятой из свободного обращения, на предмет декларирования ими произведенной продукции и последующей сверки с квотами и разрешениями Министерства обороны и иных ведомств. Обобщая сказанное, отметим исключительную важность обеспечения установленных правил оборота продукции, изъятой из свободного обращения, и необходимость поиска решений в данной сфере.
Название документа