Защита прав бытовых потребителей в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть
(Повная М. В.) ("Российский судья", 2009, N 8) Текст документаЗАЩИТА ПРАВ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ СНАБЖЕНИЯ ТОВАРАМИ ЧЕРЕЗ ПРИСОЕДИНЕННУЮ СЕТЬ
М. В. ПОВНАЯ
Повная М. В., адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.
В статье рассматриваются проблемы правового режима защиты прав бытовых потребителей в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть, в том числе в сфере оплаты коммунальных ресурсов и перерывов в их снабжении. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации государственная политика в области коммунального снабжения направлена на реализацию и защиту конституционного права человека и гражданина на жилище. Правовые основы функционирования и техническая база жилищно-коммунального хозяйства в основном были сформированы в период плановой экономики, в условиях искусственно занижаемых стоимостей топлива и ресурсов. Переход к свободному ценообразованию на основные виды топлива и рост цен практически без изменения технической базы и организационных структур муниципального уровня определил развитие кризиса коммунального хозяйства, что отрицательно сказывается на снабжении товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей. Договор снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей - это соглашение, по которому снабжающая организация обязуется снабжать потребителя товаром (электрической или тепловой энергией, горячей и питьевой водой, паром, газом и иными товарами) в обусловленных пределах (количестве) и определенного качества в целях, прямо не связанных с извлечением прибыли или иного дохода, а потребитель обязуется оплачивать принятый товар, а также соблюдать предусмотренный договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых в связи с этим приборов и оборудования. Признаками договора снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей, позволяющими выделить его в отдельный подвид договоров снабжения товарами через присоединенную сеть, являются в совокупности: особый предмет договора (особый товар как таковой и действия по его передаче); особый субъектный состав; особая цель - потребление товара для бытовых нужд. При этом особый способ заключения договора снабжения бытового потребителя, особые права и обязанности сторон установлены законодателем с целью защиты потребителя как экономически более слабой стороны в договоре. В качестве потребителя как стороны по договору снабжения товарами через присоединенную сеть бытового потребителя могут выступать как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, имеющие в собственности принимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям снабжающей организации, либо не имеющие таковых, снабжение которых осуществляется в целях, прямо не связанных с извлечением прибыли и иного дохода. В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности принимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям снабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по снабжению может быть соответственно простой или сложной. Отношения по снабжению бытового потребителя, принимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям снабжающей организации, должны облекаться в форму трехстороннего соглашения, заключаемого между снабжающей организацией, территориальной сетевой организацией, в собственности (или ином вещном праве) которой находятся сети, и потребителем. Обязательство, возникающее из договора снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей, имеет специальный правовой режим, включающий в себя Правила предоставления гражданам коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, которые единообразно регулируют отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, горячей и питьевой водой, газом бытовых потребителей <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Блинкова Е. В., Повная М. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей // Гражданское право. 2009. N 2.
Правила предоставления гражданам коммунальных услуг регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Следует заметить, что Правила предоставления гражданам коммунальных услуг, во многом определяя правовой режим потребления коммунальных ресурсов, одновременно устанавливают меры охраны и защиты прав как бытовых потребителей, так и ресурсоснабжающих организаций в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть. В настоящий момент основными проблемами в жилищно-коммунальной сфере являются неисполнение потребителями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов и перерывы их снабжения, допускаемые ресурсоснабжающими организациями. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления в письменной форме потребителя в установленном порядке. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с данными правилами и иными требованиями законодательства РФ. Правилами допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. Новые Правила предоставления коммунальных услуг разрешают гражданам требовать перерасчета платы по коммунальным услугам, если они не отвечают установленным требованиям. Так, например, Правила предусматривают, что отключать холодную и горячую воду жильцам можно не более чем на 8 часов в месяц, на 4 часа единовременно, а случае аварии - на сутки. Электричество допускается отключать не более чем на 2 часа, при аварии - на сутки. Отопление - максимум на сутки в течение месяца, причем единовременно - не более 16 часов. На тот случай, если эти условия не соблюдаются, Правила предусматривают право потребителя требовать перерасчета оплаты за коммунальную услугу, но реально добиться этого сложно. Например, если была отключена вода более чем на 4 часа, необходимо позвонить диспетчеру исполнителя, который по истечении некоторого времени сообщает о времени проверки факта отключения. Если представители исполнителя признают факт отключения воды и подтвердят, что это произошло не по вине "препятствий неодолимой силы", то обе стороны подпишут акт, на основании которого можно требовать пересчета. Если не признают, то комиссия назначается снова, но уже с участием жилищной инспекции и организации по защите прав потребителя. Даже если те подтвердят, что воду отключили, исполнитель не обязан с ними соглашаться. Сроки проведения всей этой процедуры в Правилах не прописаны. В многоквартирном доме собственники помещений, а в индивидуальных жилых домах их собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем потребленных холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в установленном порядке, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Следует особо отметить, что Правила обязывают учитывать показания квартирных счетчиков, но без домовых счетчиков квартирные счетчики теряют смысл <2>. -------------------------------- <2> Об этом см.: Блинкова Е. В. Предоставление коммунальных услуг гражданам: новые правила - старые проблемы // Правовые вопросы недвижимости. 2008. N 1.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электроэнергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В Правилах определен полный перечень сведений, которые должны содержаться в платежном документе. Лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. При этом потребители несут ответственность перед исполнителем при наличии вины, а исполнитель перед ресурсоснабжающими организациями - независимо от нее. Особую социальную остроту и напряженность вносит порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг вследствие их неоплаты и частичной неоплаты. Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в следующих случаях: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, т. е. наличия задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности. Запрещено только отключать отопление, холодную воду и канализацию, а также отключать весь дом или подъезд из-за одного или нескольких неплательщиков. Даже если в подъезде платит всего один, отключение его невозможно. Преимуществом новых Правил является механизм отключения должников: за месяц им направляется письменное уведомление с требованием погасить долг; если этого не делается, то за трое суток жильцы дополнительно предупреждаются об отключении. Подобная легкость отключения имеет место только на бумаге, с технической стороны все намного сложнее. Следует отметить, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) вследствие планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем; выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; использования потребителем бытовых машин мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем; неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем <3>. -------------------------------- <3> См.: Там же.
------------------------------------------------------------------
Название документа