Обращение взыскания на имущество должника-организации при введении процедур по делу о несостоятельности (банкротстве)
(Селезнев В. А.) ("Практика исполнительного производства", 2009, N 2) Текст документаОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР ПО ДЕЛУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
В. А. СЕЛЕЗНЕВ
Селезнев В. А., помощник директора ФССП России.
Обращение взыскания на имущество должника рассматривается как применяемая судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства <1> мера принудительного исполнения, включающая изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Эта мера направлена на получение с должника денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. -------------------------------- <1> Если судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, то указанная мера, как и иные меры, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", применяется после истечения такого срока.
Применение судебным приставом-исполнителем обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, ограничивается при введении арбитражным судом процедур банкротства в отношении должника-организации. Это связано с необходимостью соблюдения баланса интересов кредиторов и обеспечением прав должника, так как в ходе судебного разбирательства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника происходит преобразование существующих правоотношений и возникновение новых материальных и процессуальных правоотношений между должником, кредиторами и другими лицами. Данные обстоятельства необходимо учитывать при наличии у судебного пристава-исполнителя исполнительных производств, возбужденных на основании ранее поступивших исполнительных документов в отношении должника-организации. Правоотношения, связанные с несостоятельностью должника, возникают с наступлением определенных юридических фактов, среди которых можно назвать наличие признаков банкротства и совершение предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) процессуальных действий. Рассмотрение в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) может быть инициировано в процессе исполнительного производства при обращении взыскания на имущество должника-организации, относящееся к четвертой очереди взыскания <1>. Рассмотрим этот случай более подробно. -------------------------------- <1> Непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права; участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие резервы инвестиционного фонда.
При наложении ареста на имущество производственного назначения в случае отсутствия у должника денежных средств и иного имущества Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрены специальные обеспечительные меры. С учетом анализа положений Закона об исполнительном производстве, содержащихся в ст. 80 (арест имущества должника), а также в ч. 1 ст. 94 (порядок обращения взыскания на имущество должника-организации) и в ст. 95, предусматривающей принятие обеспечительных мер в случае ареста имущества производственного назначения, сформулируем определение указанных мер следующим образом. Обеспечение исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации - это меры, осуществляемые в соответствии с Законом об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем, Федеральной налоговой службой и Банком России в целях определения наличия оснований для инициирования процесса о несостоятельности (банкротстве) должника-организации в судебном порядке, при наложении судебным приставом-исполнителем ареста на имущество должника-организации, относящееся к четвертой очереди взыскания. Для обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав в течение 3 дней со дня составления акта о наложении ареста на имущество должника-организации обязан уведомить об этом ФНС России <1> путем направления копии постановления и акта о наложении ареста, сведений о размере требований взыскателей, а также приостановить исполнительные действия по реализации имущества должника-организации <2>. -------------------------------- <1> Если должником является кредитная организация, об исполнительных действиях, произведенных в отношении имущества четвертой очереди взыскания, судебный пристав-исполнитель уведомляет Банк России. <2> Исполнительные действия по реализации имущества приостанавливаются до получения судебным приставом-исполнителем от ФНС России или Банка России сведений об осуществлении или отказе в осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) либо по отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
ФНС России и Банк России как уполномоченные органы при наличии оснований вправе осуществить действия по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, а Банк России, кроме того, - действия по отзыву лицензии на осуществление банковских операций, о чем ФНС России и Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю. Уведомление уполномоченных органов о совершении указанных действий является основанием для приостановления исполнительных действий или исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. С позиции юридической техники следует отметить допущенные законодателем определенные терминологические несоответствия и неопределенность в общих и специальных нормах Закона об исполнительном производстве, регулирующих вопросы приостановления исполнительного производства. В этой связи необходимо определить, отражают ли общее понятие следующие термины: "приостановление исполнительных действий" (части 2 и 3 ст. 95), "приостановление исполнения исполнительных документов" (ч. 1 ст. 96), "приостановление исполнительного производства" (ст. 40, ч. 4 ст. 95). Логично было бы полагать, что предусмотренное частями 2 и 3 ст. 95 "приостановление исполнительных действий по реализации имущества" по смыслу соответствует частичному "приостановлению исполнительного производства", предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 40, а предусмотренное ч. 1 ст. 96 "приостановление исполнения исполнительных документов" при введении арбитражным судом процедур банкротства корреспондирует с полным приостановлением исполнительного производства, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 40 указанного Закона. Закон об исполнительном производстве содержит положения, предусматривающие определенные процессуальные действия судебного пристава-исполнителя в связи с введением в отношении должника-организации процедур по делу о несостоятельности (банкротстве), такие, как полное или частичное приостановление исполнительного производства, снятие ареста и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, окончание исполнительного производства, направление исполнительных документов конкурсному управляющему. По смыслу положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вызывает сомнения корректность формулировки "порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства", содержащейся в названии ст. 96 Закона об исполнительном производстве, а также употребления термина "процедура банкротства" в п. 5 ч. 1 ст. 40, п. 5 ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 95, ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Банкротство (несостоятельность) должника означает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Целью судебного разбирательства по делам о банкротстве является установление факта несостоятельности должника, имеющего юридическое значение и влекущего за собой определенные законом юридические последствия. В деле о банкротстве, за исключением дел в отношении кредитных организаций, применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение <1>. Каждая из указанных процедур имеет определенные цели. В частности, цель введения процедур наблюдения и внешнего управления - восстановление платежеспособности должника. Кроме того, после введения процедуры внешнего управления по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе в соответствии с ч. 3 ст. 118 Закона о банкротстве принять, например, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами, о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или о заключении мирового соглашения. Только когда арбитражным судом должник признан банкротом, вводится процедура конкурсного производства. -------------------------------- <1> Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусмотрено, что при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве применяется только процедура конкурсного производства.
Учитывая изложенное, более корректной в данном случае является формулировка "порядок обращения взыскания при введении арбитражным судом процедур по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации". В целях верного толкования правовых норм в процессе правоприменения необходимо внести соответствующие изменения в указанные статьи Закона об исполнительном производстве, содержащие термин "процедура банкротства". Рассмотрим содержание процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, и те последствия их введения арбитражным судом, которые влияют на процесс исполнительного производства и ограничивают обращение взыскания на имущество должника-организации. Перечень лиц, которые могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), определен в ГК РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 65 ГК РФ по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) в силу их правовой природы осуществляется в порядке особого производства. Согласно п. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). К указанным законам, наряду с Законом о банкротстве, относятся Федеральные законы от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". При введении каждой из указанных процедур арбитражный суд утверждает в деле о банкротстве соответствующего арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего, конкурсного). Процедура наблюдения была впервые введена Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Ранее ни в российском дореволюционном законодательстве, ни в Законе РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" такая процедура не предусматривалась. Сущность процедуры наблюдения состоит в том, чтобы после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела сбалансировать интересы сторон, т. е. предотвратить возможные недобросовестные действия как должника, так и кредиторов. Указанная процедура применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Осуществление анализа финансового состояния должника необходимо для оценки возможности удовлетворения предъявленных требований имущественного характера и перспектив восстановления его платежеспособности. Принятие судом заявления о банкротстве должника не означает введения в отношении его процедуры наблюдения. Наблюдение вводится не в момент вынесения судом определения о принятии заявления о банкротстве, а на специальном судебном заседании, посвященном проверке обоснованности требований кредиторов. Исключение составляет случай, когда заявление о банкротстве подается самим должником. На основании определения арбитражного суда о введении процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям <1> и при этом снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Законом об исполнительном производстве предусмотрено право судебного пристава-исполнителя не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. -------------------------------- <1> Исключение составляют исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, вступивших в законную силу до даты введения процедур в деле о банкротстве должника-организации, указанные в ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.
Например, при введении процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель не вправе возвращать исполнительный лист о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, срок исполнения которых наступил после принятия заявления о признании должника банкротом <1>. -------------------------------- <1> Сложившаяся до вступления в силу Закона об исполнительном производстве правоприменительная практика в этой части подтверждена Постановлением ФАС СЗО от 19.11.2007 по делу N А26-473/2007, Определением ВАС РФ от 17.03.2008 N 18010/07.
Можно предположить, что по смыслу ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей приостановление исполнения отдельных исполнительных документов, не является нарушением возможное отсутствие постановления судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства, если оно фактически уже было приостановлено определением арбитражного суда <1>. -------------------------------- <1> Данная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 14.01.2009 N 17455/08 по делу N А19-6691/08-64 об отказе в пересмотре дела в порядке надзора.
Но с позиции формального толкования указанного положения считаем, что определение арбитражного суда, вынесенное в соответствии со ст. 63 Закона о банкротстве, является основанием для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, которое, согласно ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве, должно быть оформлено постановлением. Процедура финансового оздоровления применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности <1>. На основании определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям <2> и снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. -------------------------------- <1> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не предусматривает применение в деле о банкротстве кредитных организаций таких процедур, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Финансовое оздоровление используется во внесудебном порядке в качестве меры по предупреждению банкротства кредитных организаций путем оказания финансовой помощи учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структуры активов и структуры пассивов, приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала), изменения организационной структуры кредитной организации и иных мер, осуществляемых в соответствии с федеральными законами. <2> Исключение составляют те же исполнительные документы, что и при введении процедуры наблюдения.
Законом предусмотрено право судебного пристава-исполнителя не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. При введении процедуры финансового оздоровления новые аресты на имущество должника могут быть наложены и иные ограничения по распоряжению указанным имуществом установлены исключительно в рамках процесса о банкротстве. В соответствии с разъяснением Пленума ВАС РФ после введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам <1>. -------------------------------- <1> См.: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Хозяйство и право. 2005. N 2.
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. На основании определения арбитражного суда о введении процедуры внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям <1> и снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Законом предусмотрено право судебного пристава-исполнителя не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. -------------------------------- <1> Исключение составляют те же исполнительные документы, что и при введении процедур наблюдения и финансового оздоровления.
При введении процедуры внешнего управления новые аресты на имущество должника могут быть наложены и иные ограничения по распоряжению указанным имуществом установлены исключительно в рамках процедуры банкротства. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, и снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение 3 дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему. К указанным исключениям относятся исполнительные документы о взыскании задолженности по текущим платежам, в том числе обязательным платежам <1>, возникшим после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет указанного налога, не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Поэтому, например, требование о взыскании с должника-организации налога на доходы физических лиц, независимо от момента его возникновения, не включается в реестр требований кредиторов. -------------------------------- <1> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 16.10.2008 по делу N А62-1514/2008.
Согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, если иное не предусмотрено указанным Законом. Статьей 5 Закона о банкротстве предусмотрено исключение из данного правила в отношении кредиторов по текущим платежам, которые при проведении соответствующих процедур не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов. С учетом данных положений исполнение судебных актов о взыскании текущей задолженности производится в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Статьей 854 ГК РФ предусмотрено, что по решению суда, а также в случаях, установленных законом, списание банком денежных средств со счета допускается без распоряжения клиента. Таким образом, кредитной организацией может быть осуществлено списание денежных средств на основании исполнительного документа, предъявленного кредитором по текущим платежам <1>. Исполнение судебных актов о взыскании текущей задолженности при введении процедуры конкурсного производства может производиться судебным приставом-исполнителем в общем порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом положений п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве <2>. -------------------------------- <1> Данная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 29.10.2008 N 13856/08, в котором указано, что исполнение судебных актов о взыскании текущей задолженности производится в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. <2> См.: Определение ВАС РФ от 07.10.2008 N 1232/08 в отношении взыскания недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование при введении процедуры конкурсного производства.
Характеризуя специальные нормы Закона об исполнительном производстве, определяющие особенности исполнительного производства в отношении должника-организации при введении процедур по делу о несостоятельности (банкротстве), следует отметить их взаимосвязь с нормами Закона о банкротстве. Эффективность правоприменительной деятельности судебных приставов-исполнителей зависит от верного толкования этих норм.
------------------------------------------------------------------
Название документа