Кодификация местного наследственного права в России: Бессарабия (Молдова)

(Блинков О. Е.) ("История государства и права", 2009, N 15) Текст документа

КОДИФИКАЦИЯ МЕСТНОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ: БЕССАРАБИЯ (МОЛДОВА)

О. Е. БЛИНКОВ

Блинков Олег Евгеньевич, главный редактор журнала "Наследственное право", доцент, кандидат юридических наук.

В статье дается краткий анализ становления бессарабского права как случая действия местных законов и обычаев, в том числе в области регулирования наследования, на территории Российской империи. Бессарабское наследственное право во многом воспроизводило правила, сформулированные римскими юристами, схожие и с общеимперским наследственным правом.

На территории современной Молдавии в течение длительного времени не могло сложиться единой системы права, поскольку различные политические перемены в Средние века, которые испытывало население Бессарабии, несколько раз изменявшееся в своем племенном составе (готы, гунны, гепиды, авары, славяне, венгры), препятствовали не только развитию писаного законодательства, но даже и обычаев <1>. Только в начале XV столетия молдавский господарь Александр (1401 - 1432) приказал сделать на родном языке извлечение из Василикона, которое приобрело силу закона и действовало вплоть до конца XVIII в. -------------------------------- <1> См.: Даневский П. Об источниках местных законов некоторых губерний и областей России. СПб., 1857. С. 50.

В XVII в. уже господарь Василий Лупул Албанос (1634 - 1654) соединил действующие законы и обычаи в одну книгу, которая стала руководством для судей. Считается, что именно ее следует рассматривать в качестве первого древнейшего сборника молдавских законов. К XVIII в. из местных источников права относятся еще грамоты господаря Александра Маврокордато, изданные 20 декабря 1785 г. В 1812 г., когда по Бухарестскому миру Бессарабия была присоединена к России, на ее территории основным источником права стал Прохирон Константина Арменопула (Книга Арменопула), переведенный на молдавский язык с греческого Фомой Коррасом по приказанию господаря Александра Константиновича Мурузы <2>. -------------------------------- <2> См.: Там же. С. 51.

В 1814 г. с педагогической целью для учащихся было сделано краткое собрание законов, извлеченное из царских книг Андроником Доничем (Книга Донича), которое использовалось и в практике, поскольку было более кратким и систематизированным, чем Книга Арменопула. К указанному периоду времени наряду с Книгой Донича был подготовлено Гражданское уложение княжества Молдавского господаря молдавского Скарлота Каллимаха, первая часть которого была отпечатана в Яссах в 1816 г. В Бессарабии Гражданское уложение не получило силы закона, поэтому источниками права остались шестикнижие Константина Арменопула (Книга Арменопула), краткое собрание законов Андроника Донича (Книга Донича) и соборная грамота молдавского господаря Александра Маврокордато. Общие законы Российской империи действовали в тех случаях, когда местные законы оказывались недостаточными, т. е. в качестве вспомогательного источника права. Имперское правительство всегда обращало внимание на неудовлетворительное состояние действовавших в Бессарабии местных источников права, о которых порой не знали даже сами молдавские чиновники <3>. -------------------------------- <3> См.: Линовский В. А. О местных Бессарабских законах (речь). Одесса, 1842. С. 23.

Первый полномочный наместник Бессарабской области 13 января 1817 г. создал при временном бессарабском комитете особую комиссию для приведения в систематический порядок всех действующих в княжествах Молдавии и Валахии законов. Данная комиссия обратилась в 1818 г. к главному начальнику края с просьбой о составлении посредством подведомственных ему чиновников Свода бессарабских законов по приложенной к отношению комиссии форме, заключавшей в себе систематическое оглавление предметов гражданского права, которое делилось по плану комиссии на три части: 1) право лиц; 2) об имуществах; 3) об обязательствах. Вследствие этого была создана особая комиссия для составления Гражданского уложения из местных источников права (законов и обычаев), которая просуществовала до открытия при Втором отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1830 г. особых комитетов для составления сводов провинциальных законов, когда последовало Высочайшее повеление о прекращении действия местных комитетов и о доставлении сделанных работ во Второе отделение. В скором времени Первая часть Свода местных законов была окончена и представлена наместником на Высочайшее усмотрение, но проект с замечаниями, как результатом его рассмотрения, был возвращен в комиссию для исправления и окончания. Проекту так и не суждено было стать действующим законом <4>. -------------------------------- <4> См.: Там же. С. 23 - 27.

В Бессарабии продолжали действовать прежние источники права, пользоваться которыми было весьма затруднительно, особенно вследствие того, что язык важнейших из них, а именно шестикнижия Арменопула, не всегда соответствовавший подлинному греческому тексту, затруднял понимание смысла законов, а с другой стороны, некоторые из источников, печатанные за границей, по дороговизне были недоступны не только для частных лиц, но и для общественных установлений. Книга Арменопула (или в русском переводе "Ручная книга законов, или Так называемое шестикнижие, собранное отовсюду и сокращенное достопочтенным Номофилактом и судьей в Фессалонике Константином Арменопулом") состояла из двух частей и шести книг, разделенных на 80 титулов, которые содержат преимущественно светское законодательство. Пятая книга, озаглавленная "О завещаниях и опекунах", имеет 12 титулов: первый - о завещаниях самовластных, второй - о подвластных, третий - о завещании отпущенников, четвертый - о завещании епископов и монахов, пятый - об уничтожении завещания, шестой - о жалобе на неправильность завещания, седьмой - о кодицилах, восьмой - о наследниках, девятый - о фалкидии (falcidia), десятый - об отказах по завещанию или о легате, одиннадцатый - об опекунах, двенадцатый - о том, когда заимодавцы могут звать к суду наследников умершего (т. е. об ответственности наследников по долгам наследодателя). Вся пятая книга, кроме третьего титула, имела значение действующего закона вплоть до известных событий. Также источником местного наследственного права можно было назвать Краткое собрание законов Донича, основанное на Василиконе, новеллах разных византийских императоров, сочинениях Арменопула и проконсула Михаила Атталиата, молдавских постановлениях (соборная грамота 1785 г.) и, наконец, местных обычаях и судебных решениях <5>. Книга Донича разделена на титулы, в том числе: тридцать пятый - о завещании, тридцать шестой - о наследстве по завещанию, тридцать седьмой - о наследстве без завещания (т. е. по закону), тридцать восьмой - о легате, или отказе по завещанию и др. -------------------------------- <5> См.: Там же. С. 37.

Бессарабское наследственное право во многом воспроизводило правила, сформулированные еще римскими юристами, схожие и с общеимперским наследственным правом. Провозглашаемая самобытность норм и обычаев при близком рассмотрении оказывалась результатом ложного толкования <6>. -------------------------------- <6> См.: Пергамент О. Я. Очерки бессарабского наследственного права. СПб.: Сенатская типография, 1905. С. 12 и сл.

------------------------------------------------------------------

Название документа