Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса
(Сытова Е. В.)
("Налоги" (газета), 2009, N 26)
Текст документа
СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Е. В. СЫТОВА
По данным статистики России, 45% владельцев мелких компаний не хотели бы, чтобы их предприятия стали больше. Отвечая на вопрос об оптимальном размере своей фирмы, они в основном считали, что в ней должно работать не более 27 человек.
Следует отметить, что стремление к мелкому предпринимательству в Московской области не уменьшается, а в последние годы даже растет.
В большинстве государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в Японии половина всех трудящихся занята только в мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия дают работу 3/4 всех занятых работой японцев.
Роль мелкого бизнеса в Московской области велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие "этажи" хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний.
Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправданно далеко не в любых условиях.
Специализированное производство выгодно при значительно меньших сериях, чем крупное, но зато осуществляется только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности (изготовитель должен накопить огромные специальные познания в очень узкой области и, естественно, идет на связанные с этим затраты лишь при твердой уверенности, что такой бизнес имеет будущее).
Для экономики в Московской области в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике региона. Для отдельной маленькой компании столкновение с монополией чаще всего кончается гибелью, знаменитым "удушением" аутсайдера. Во взаимоотношениях всего мелкого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной часто выступают мелкие фирмы. В последние годы в западной экономической прессе появился новый термин "генерика". Им обозначают быстро растущую группу (в основном небольших) компаний, занимающуюся копированием продуктов ведущих фирм.
Маленькие и слабые по отдельности предприниматели как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям.
Основные плюсы сил предприятий (гибкость и многочисленность мелких компаний) уже неоднократно упоминались. Огромному числу ежегодно создаваемых новых компаний в Московской области противостоит почти столь же большое число ликвидируемых. Это создает благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок. Неудача одной мелкой компании не пугает ее вероятных последователей, как это было бы, если бы коммерческий неуспех был синонимом банкротства. Не случайно формирование новых фирм не прекращается даже в неблагоприятной хозяйственной обстановке.
В целом же действия мелкого бизнеса в регионе во многом формируют общую структуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний в области, крупным фирмам достаточно было заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Всему этому препятствует мелкий бизнес Московской области, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою.
Не следует забывать и о поддержке государства. Независимые мелкие хозяйства традиционно рассматриваются им как олицетворение национальной предприимчивости.
Путин подписал Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которым определяются понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства", "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства", а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с документом будут созданы реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Кроме того, в Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки.
Мелкая фирма с указанной формой поведения может долго существовать, успешно конкурируя и с равными по размерам, и с большими компаниями. Но она почти всегда остается мелкой. Те же факторы, которые помогают выживанию, препятствуют ее значительному увеличению. Ведь становясь больше, она не будет эффективной.
Следующая форма поведения мелкой компании - это возможный симбиоз с крупной корпорацией. Эта ситуация обычно рассматривается как вариант скрытой потери свободы, как превращение мелкой компании в придаток монополии.
Меры по устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства рассмотрены на первом заседании рабочей группы Совета Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.
Поддержка малого и среднего предпринимательства - основа для улучшения качества жизни многих тысяч российских семей. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.
В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. Так, в этом году выделяется около 30 млрд. руб. по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса, а Министерство экономического развития РФ увеличило финансирование государственной поддержки малого предпринимательства до 10,5 млрд. руб. Эти средства преимущественно поступят в регионы.
Вместе с тем количество отделений банков, через которые идут основные средства на поддержку малого бизнеса, в пять раз меньше, чем численность населенных пунктов с числом жителей от 500 человек. Поэтому стоит задача развития в небольших городах и поселениях небанковских институтов микрофинансирования: кредитных кооперативов, частных коммерческих микрофинансовых организаций, специальных областных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
В прошлом году российским парламентом принят ряд важных федеральных законов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок был подписан Указ Президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Эти меры направлены в том числе на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 г. ставки налога на прибыль компаний с 24 до 20 процентов за счет ее федеральной части; ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5 процентов, стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям. Они предусматривают также предоставление малым и средним предприятиям - добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества - преференции при его приватизации.
Однако для малого бизнеса приватизация арендуемых помещений не всегда по силам. Выкуп недвижимого имущества по рыночным ценам требует значительных финансовых затрат. Преференции при проведении приватизации согласно принятому в июле 2008 г. Закону установлены на период с 1 января 2009 г. до 1 июля 2010 г. Законопроект о продлении этого срока до 1 января 2012 г. внесен Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и председателем Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганесом Оганяном в Государственную Думу.
Государство приняло меры и по стимулированию производства на малых и средних предприятиях через систему государственных заказов. Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства принято решение удвоить госзакупки у малого бизнеса - с 400 млрд. до 800 млрд. руб., отменен порог максимальной стоимости контракта на госзакупки у малого бизнеса. Ранее он составлял 3 млн. руб. на поставку товаров и 2 млн. руб. на оказание услуг. Теперь максимальная цена контракта будет определяться Правительством РФ. Создается электронный портал для проведения торгов по госзаказу.
К сожалению, принятые изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ работают не везде, не все субъекты Федерации осуществляют софинансирование программ господдержки, не все имеют программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Очень важно также ускорить принятие Федерального закона "О торговле".
Особо стоит отметить актуальность проблем агропродовольственного комплекса, для которого необходимо продумать вопросы субсидирования процентных ставок, пролонгации кредитов, расширения лизинга сельхозтехники, товарных интервенций, поддержки мясомолочной промышленности и животноводческого комплекса.
В конце декабря прошлого года открылась горячая линия Совета Федерации по антикризисным предложениям граждан и организаций, на которую уже поступило 260 звонков. Порядка 10 процентов составили обращения людей с просьбой или с жалобой на недобросовестного работодателя. Анализ 90 процентов звонков показал, что граждане в большей степени склонны делиться новыми идеями, чем жаловаться. В 80 процентах звонков необходима государственная поддержка.
По содержанию звонки распределились следующим образом: 19 процентов - сообщения о задержке или невыплате зарплаты, пособий, 14,3 процента - вопросы строительства: противоречия между дольщиками и строительными компаниями, предложения о строительстве автодорог, 13 процентов - о безработице, увольнениях и уходе в вынужденный отпуск. Менее 5 процентов составили звонки о работе банков.
Около половины звонков предпринимателей были посвящены возможности снижения арендной платы, есть предложения по оптимизации производства, по более бережному использованию природных богатств России в период кризиса - около 3,2 процента сообщений по каждой категории.
Некоторые законодательные предложения субъектов Российской Федерации:
- предоставлять малым и средним предприятиям госгарантии для получения кредита в размере, не превышающем половину суммы налогов, уплаченных предприятием в 2008 г.;
- уменьшить арендную плату для малого бизнеса, ограничить размеры арендной платы за землю, которая устанавливается в зависимости от вида деятельности предпринимателя;
- предоставить предпринимателям право самостоятельно выбирать способ оплаты за земельный участок: уплата земельного налога или арендной платы за земельный участок;
- установить размер земельного налога, который уплачивают владельцы помещений в офисных зданиях, равным налогу, который уплачивают жители многоэтажного дома;
- разрешить выкупить предпринимателям арендующиеся более трех лет помещения, находящиеся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при условии отсутствия задолженности по внесению арендной платы на момент принятия решения о предоставлении права выкупа (сейчас действует формулировка, которая позволяет отказать предпринимателю в реализации его права, если арендная плата не была перечислена в срок более двух раз подряд);
- дать право субъектам Российской Федерации предоставлять бюджетные и налоговые кредиты.
В последнее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.
Так, в Волгоградской области предприятиям малого и среднего бизнеса оказывает поддержку некоммерческое партнерство "Региональный гарантийный фонд". А в Курской области активную позицию занимают региональная общественная организация "Союз предпринимателей", Курское областное отделение "ОПОРА России" и некоммерческое партнерство "Областной центр поддержки малого предпринимательства".
В Мурманской области разработан и принят нормативно-правовой акт регионального правительства "О мерах по поддержке арендаторов государственного имущества Мурманской области в 2009 году", которым предусмотрено введение моратория на повышение ставок арендной платы для малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.
Необходимо снизить ставку рефинансирования Центробанка. Сегодня она так высока, что является запредельным барьером для кредитования реального сектора экономики, кроме того, необходимо снизить стоимость кредитов, что поможет в стабилизации экономики.
Одна из ключевых мер по поддержке малого бизнеса - снижение налоговой нагрузки. Для ряда предприятий нужно до конца года установить льготное налогообложение, в первую очередь это касается инновационных компаний и предприятий, производящих импортозаменяющую продукцию.
В целом же российская банковская система в кризисных условиях работает стабильно, и во многом это объясняется вовремя принятыми антикризисными мерами Правительства РФ. Эти меры позволили избежать банкротств банков и массового оттока вкладов. В борьбе с кризисом не хватает пока системного подхода, не выработано единой схемы по преодолению возникающих финансовых проблем.
В первом заседании антикризисной рабочей группы, одна из главных задач которой - подготовка законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и в социальной сфере, приняли участие члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, предприниматели малого и среднего бизнеса.
Литература
1. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. Г. Н. Белоглазовой, проф. М. В. Романовского. М.: Юрайт-Издат, 2004. 575 с.
2. Санжиев Д. Приоритетные нацпроекты: 2 года реализации // Экономика и жизнь. 2008. N 3. С. 1.
3. Санжиев Д. Ориентир есть. Будет и статус? // Экономика и жизнь. 2008. N 3. С. 4.
4. Финансы, денежное обращение, кредит / О. Ю. Свиридов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 288 с.
Название документа