Преимущественные права в наследственных отношениях

(Ходырева Е. А.) ("Цивилист", 2009, N 2) Текст документа

ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Е. А. ХОДЫРЕВА

Ходырева Екатерина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Удмуртского государственного университета.

Категория "преимущественные права" при наследовании не нова для российского законодательства. С учетом развития экономических отношений, необходимости обеспечения целостности некоторых наиболее значимых объектов наследования законодатель развил идею преимущественных прав. Таковые предусмотрены в отношении предметов обычной домашней обстановки и обихода, предприятий и неделимых вещей, в том числе жилых помещений и земельных участков. Законодательного определения преимущественных прав Гражданский кодекс РФ не содержит. Попытки сформулировать его в цивилистической литературе встречаются редко. В. П. Грибанов давал следующее определение: преимущественные права - это такие случаи, когда при всех прочих условиях преимущество предоставлено законом определенной группе лиц, обладающих какими-то особыми признаками <1>. Сходное определение дает В. А. Белов, указывая, что преимущественные права (права преимущества) - это относительные субъективные гражданские права, предоставляющие их носителю - управомоченному лицу - возможности требовать совершения чужих действий и (или) действовать по собственному усмотрению, преимущественные перед аналогичными возможностями других лиц <2>. Давая подобное определение, автор считает ошибочным распространять его на сферу наследственных правоотношений, так как право на получение определенной вещи принадлежит одному наследнику, но не принадлежит другим, а значит, аналогичных возможностей у других наследников не возникает. То же можно сказать об определении В. П. Грибанова. -------------------------------- <1> См.: Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 295. <2> См.: Белов В. А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М., 2003. С. 840.

С. Е. Никольский определяет: "Преимущественные права - это право наследника на защиту его обособленных имущественных интересов при разделе имущества, входящего в состав наследства" <3>. Можно согласиться с тем, что преимущественные права предназначены прежде всего для защиты прав и законных интересов лиц, в чью пользу они установлены <4>. Но основное содержание преимущественных прав заключается не в возможности требовать защиты своего права, а в возможности его непосредственного осуществления при указанных законом условиях. Как верно подмечает В. А. Белов: "Статус преимущественных имеет смысл придавать только тем относительным правам, ценность которых заключается именно в их осуществлении, в получении по ним исполнения в натуре, а не в возмещении убытков, причем, осуществления именно в том их виде и состоянии, в котором они изначально существуют" <5>. И лишь в случае нарушения предоставленного лицу права оно может быть предметом защиты, как и любое другое субъективное гражданское право. -------------------------------- <3> Никольский С. Е. Преимущественные права в наследственном праве // Нотариус. 2004. N 1. СПС "КонсультантПлюс". <4> См.: Леонова Л. Ю. Преимущественное право покупки: история возникновения, осуществление и защита // Законодательство. 2002. N 9. СПС "Гарант". <5> Белов В. А. Указ. соч. С. 842.

На наш взгляд, преимущественные права наследника - это субъективные гражданские права, предоставляющие наследнику приоритетную возможность приобретения определенного законом объекта наследования в его собственность перед другими наследниками, не обладающими установленным законом статусом. Будучи субъективным правом, преимущественное право выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов, тем самым являясь правовым стимулом, т. е. правовым побуждением к законопослушному деянию, создающему для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования <6>. -------------------------------- <6> См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 60.

Сформулированные В. А. Беловым признаки преимущественных прав в значительной мере находят применение в сфере наследственных правоотношений <7>. Взяв их за основу, укажем следующие. -------------------------------- <7> См.: Белов В. А. Указ. соч. С. 840 - 853.

1. Строго личный характер. Реализовать преимущественное право может только то лицо, за которым оно закреплено законом. Будучи тесно связанным с личностью его носителя, преимущественное право не может стать предметом уступки. Такие права не выступают предметом иных гражданско-правовых сделок (залога, купли-продажи, мены, дарения и пр.). "Преимущественный" наследник не может передать принадлежащее ему право для реализации иным лицам. Преимущественное право прекращается смертью "преимущественного" наследника и не переходит в порядке наследственной трансмиссии, наследственной субституции или при наследовании по праву представления. Не может оно переходить и в случае отказа наследника от наследства как адресного, так и безадресного. 2. Срочность существования. Период существования преимущественных прав ограничен пресекательным сроком, истечение которого лишает лицо возможности реализации права <8>. Однако это не означает невозможности осуществления раздела наследственного имущества вообще <9>. Это возможно, но без осуществления преимущественного права кого-либо из наследников. В ст. 1164 ГК РФ предусмотрен трехлетний пресекательный срок для реализации преимущественного наследственного права, исчисляемый со дня открытия наследства. Отсутствие направленной воли лица на реализацию предоставленного законом права в течение срока его существования свидетельствует о нежелании субъекта им воспользоваться. Статья 1164 распространила этот срок на ст. ст. 1168 - 1170 ГК РФ. Нормы же о реализации преимущественного права при разделе предприятия и земельного участка содержатся в ст. ст. 1178 и 1182 ГК РФ. Тем самым из текста обозначенных статей следует, что никаким сроком реализация преимущественного права при разделе предприятия и земельного участка не ограничена в отличие от срока на право требования компенсации в счет этого права. Получается, законодатель, закрепляя преимущественное право, не указал сроков его осуществления. Исходя из изложенного, предлагаем следующую редакцию ч. 2 ст. 1164: -------------------------------- <8> Ошибочной следует признать точку зрения А. Ф. Ефимова об отождествлении пресекательных сроков и сроков исковой давности в рамках применения ст. 1164 ГК РФ. См.: Комментарий к части третьей ГК РФ / Под ред. А. Л. Маковского и Е. А. Суханова // СПС "КонсультантПлюс". <9> Нельзя согласиться с точкой зрения Т. И. Зайцевой и П. В. Крашенинникова о невозможности раздела по истечении срока для реализации преимущественного права. Наследственное право: Комментарий законодательства и практика его применения // СПС "КонсультантПлюс".

"К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165 - 1170 настоящего Кодекса. Однако при разделе наследственного имущества правила статей 1168 - 1170, 1178, 1182 настоящего Кодекса применяются в течение трех лет со дня открытия наследства". В законе не предусмотрена возможность восстановления, приостановления рассматриваемого срока или перерыва в нем. Так, если наследник принял наследство по истечении установленного срока (ст. 1155 ГК РФ), то иной возможности исчисления срока для реализации преимущественного права в законе не установлено. Принимая наследство после истечения пресекательного трехлетнего срока, "преимущественный" наследник не сможет реализовать свое право. Это, безусловно, влечет за собой нарушение законных прав и интересов наследника. Поэтому следует установить взаимозависимость норм о восстановлении срока для принятия наследства со сроком для реализации преимущественного права. Возможность осуществления преимущественного права, по мнению В. А. Белова, прекращается не только по истечении срока его существования, но и при получении письменных заявлений от остальных лиц об отказе от использования преимущественного права <10>. Но праву преимущественного наследника противостоит обязанность остальных наследников не создавать препятствий в его осуществлении. Отказать в реализации преимущественного права одному из наследников остальные наследники вправе только в том случае, если он лишен возможности предоставить компенсацию на указанных ими условиях (ст. 1170 ГК РФ). "Преимущественный" наследник в этом случае вправе обратиться за разрешением спора в суд. -------------------------------- <10> См.: Белов В. А. Указ. соч. С. 843.

3. Возможность возникновения и существования только в случаях, с содержанием и на условиях, предусмотренных законом. В законе определены круг лиц и условия реализации преимущественного права. Тем не менее соглашением между наследниками могут быть установлены иные, отличающиеся от законодательных предписаний, условия (ст. 1165 ГК РФ). В подобной ситуации речь не будет идти об осуществлении преимущественного права, поскольку соответствующая категория может быть установлена только законом. Необходимость применения рассматриваемых прав возникает при наследовании по закону (при наличии нескольких наследников, принявших наследство) и при наследовании по завещанию, если в нем не решена судьба имущества и определен круг наследников на все имущество наследодателя. 4. Возможность возникновения компенсационных обязательств вследствие реализации преимущественного права. Несоразмерность имущества, на которое претендует наследник, той наследственной доле, которая определена ему при разделе, устраняется передачей этим наследником остальным компенсации. Т. Д. Чепига выделяет три вида компенсационных обязательств: перераспределение наследственного имущества в натуре; предоставление другого имущества в натуре или имущественных прав не из состава наследства; выплата наследником денежной суммы <11>. Между наследниками могут возникнуть споры о форме компенсации. В целях защиты прав и законных интересов наследников, получающих компенсацию, следует право выбора формы компенсации предоставить им, а не "преимущественному" наследнику. -------------------------------- <11> Комментарий к ГК РФ. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л. П. Ануфриева. М., 2004. С. 258 - 259.

Сложности могут возникнуть по соблюдению сроков предоставления компенсации. Лишь после предоставления компенсации по общему правилу статьи 1170 ГК РФ возможно осуществление преимущественного права. Право требовать компенсации ограничено трехлетним пресекательным сроком. Указанный срок не является максимальным сроком, в рамках которого "преимущественный" наследник обязан предоставить компенсацию на основании соглашения с остальными наследниками. За счет реализации преимущественного права одним из наследников обеспечивается целостность определенного законом наследственного имущества. Если же преимущественных наследников несколько или никто из наследников не обладает преимущественным правом, имущество остается незащищенным от раздела.

Пристатейный библиографический список

1. Белов В. А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М., 2003. С. 840 - 853. 2. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 295. 3. Комментарий к ГК РФ. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л. П. Ануфриева. М., 2004. С. 258 - 259. 4. Комментарий к части третьей ГК РФ / Под ред. А. Л. Маковского и Е. А. Суханова // СПС "КонсультантПлюс". 5. Леонова Л. Ю. Преимущественное право покупки: история возникновения, осуществление и защита // Законодательство. 2002. N 9. 6. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 60. 7. Наследственное право: Комментарий законодательства и практика его применения // СПС "КонсультантПлюс". 8. Никольский С. Е. Преимущественные права в наследственном праве // Нотариус. 2004. N 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Моя тетя живет в 3-комнатной коммунальной квартире в Москве. Одна из соседок умерла. Это одинокая старушка. Она не оставила ни завещания, ни наследников. Что будет с ее комнатой? Она отойдет государству или ее можно выкупить? У тети четверо родственников: я, мой муж, двое наших детей. Мы живем в Подмосковье и нуждаемся в улучшении жилищных условий. Но на комнату претендует и второй сосед. Куда нам обратиться? И какие документы следует для этого собрать? ("Цивилист", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Моя тетя живет в 3-комнатной коммунальной квартире в Москве. Одна из соседок умерла. Это одинокая старушка. Она не оставила ни завещания, ни наследников. Что будет с ее комнатой? Она отойдет государству или ее можно выкупить? У тети четверо родственников: я, мой муж, двое наших детей. Мы живем в Подмосковье и нуждаемся в улучшении жилищных условий. Но на комнату претендует и второй сосед. Куда нам обратиться? И какие документы следует для этого собрать?

Ответ: Из поставленного вопроса не ясно, приватизирована комната, на которую претендуют соседи, или нет. Если комната не приватизирована, она поступит в жилищный фонд социального использования (гл. 35 ГК, раздел III ЖК). Если указанная комната приватизирована и у умершей не обнаружится наследников ни по завещанию, ни по закону, то помещение будет признано выморочным имуществом (ст. 1151 ГК). Выморочное имущество - имущество, переходящее в порядке наследования по закону в собственность государства, если: - отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или - никто из наследников не имеет права наследовать, или - все наследники отстранены от наследования, или - никто из наследников не принял наследства, или - все наследники отказались от наследства без указания выгодоприобретателя. Порядок наследования и учета такого имущества, считаемого выморочным, определяется законом. На сегодняшний день действует ст. 225 ГК "Бесхозяйные вещи", в связи с чем остается открытым вопрос: наследует ли государство именно вещи (по образцу Англии, США, Франции) или приобретает как активы, так и пассивы, т. е. долги наследодателя (по образцу ФРГ, Швейцарии, Японии)? ГК РСФСР 1964 г. однозначно придерживался второго варианта (ст. 553). На государство не распространяется право отказа от наследства. Государству нет необходимости совершать какие-либо действия для принятия наследства. По общему правилу выморочное имущество поступает в государственную казну Российской Федерации. Особый порядок предусмотрен для жилых помещений. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации (см. также письмо ФНС России от 4 декабря 2008 г. N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе"). Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. В п. 3 ст. 1151 ГК предусмотрено издание федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке его передачи в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований. До настоящего времени такой закон не принят. В отсутствие такого закона отдельными субъектами Российской Федерации приняты правовые акты, регламентирующие указанный вопрос. Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП "О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан" (далее - Постановление N 639-ПП) правомочия собственника в отношении недвижимого имущества в виде жилых помещений, переходящих по праву наследования по закону в собственность г. Москвы, осуществляет Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее - Департамент). В работе с объектами выморочного имущества следует руководствоваться Положением о порядке выявления и оформления жилых помещений, переходящих в порядке наследования по закону в собственность города Москвы (приложение 1 к Постановлению N 639-ПП; далее - Положение) и Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и организаций по работе с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан (приложение 2 к Постановлению N 639-ПП; далее - Порядок). Согласно п. 2.1 Порядка органы загса два раза в месяц не позднее 10 и 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в отделы Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в административных округах информацию об умерших гражданах. Последние в трехдневный срок с момента поступления сведений из органов загса уведомляют Департамент, государственные учреждения г. Москвы, инженерные службы районов, управляющие организации о выбытии граждан в связи со смертью (п. 2.2.1 Порядка). Управления Департамента в административных округах г. Москвы осуществляют прием от отделов Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в административных округах, государственных учреждений города Москвы, инженерных служб районов (в Зеленоградском административном округе - от ЕИРЦ), управляющих организаций сведений о выбытии граждан в связи со смертью (п. 2.3.1 Порядка, п. 2.1 распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 6 ноября 2008 г. N 2763 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП"). Согласно п. 2.2 Положения управы районов г. Москвы совместно с Департаментом, управляющей организацией, управлением внутренних дел по соответствующему административному округу г. Москвы опечатывают жилое помещение. На управления Департамента в административных округах возложены обязанности по сбору сведений об отсутствии прав третьих лиц на освобождаемое жилое помещение и оформлению жилого помещения, освобождаемого в связи с выбытием граждан, распоряжением Департамента о закреплении жилой площади (п. 2.3.4 Порядка). При осуществлении работы с выморочным имуществом органы, выступающие от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 (далее - Положение о порядке учета), и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция N 185). В п. 5 Инструкции N 185 предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. После государственной регистрации права собственности г. Москвы на жилые помещения данные о них включаются Департаментом в установленном порядке в Реестр объектов собственности г. Москвы в жилищной сфере с отнесением к виду "жилищный фонд социального использования" (п. п. 1.2, 1.4 Постановления N 639-ПП, п. 8.2 распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 6 ноября 2008 г. N 2763). Префектура соответствующего административного округа г. Москвы в срок не более шести месяцев с момента получения уведомления Департамента об освобожденном жилом помещении осуществляет контроль за проведением ремонтных работ в жилых помещениях, освобожденных в связи со смертью граждан (п. 2.5.1 Порядка). Согласно п. 3.1 Положения и п. 2.16 распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 6 ноября 2008 г. N 2763 реализация жилого помещения, перешедшего в порядке наследования по закону в собственность г. Москвы, осуществляется Департаментом в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми городскими жилищными программами. Предоставление комнат в коммунальных квартирах осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы (п. 3.3 Положения). Основными актами по этому вопросу в г. Москве являются Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29) и Положение о порядке и условиях продажи свободных комнат в коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы, утвержденное распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства города Москвы от 4 октября N 852 "О продаже освободившихся комнат в коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы" (далее - Положение N 852). Согласно п. п. 1 и 3 ст. 37 Закона N 29 освободившиеся комнаты в коммунальной квартире предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями г. Москвы, проживающими в данной квартире по месту жительства на законных основаниях, при условии, что обеспечение площадью жилого помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются в пользование или приобретаются в собственность, будет не менее нормы предоставления на одного человека и не более размеров площади жилого помещения, установленных ст. 20 Закона N 29. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека (п. 3 ст. 20 Закона N 29). Если речь идет о комнате в коммунальной квартире, жилое помещение из жилищного фонда г. Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (п. 5 ст. 20 Закона N 29). Порядок предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире установлен ст. 38 Закона N 29. Освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире таких лиц освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в г. Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет. Жители г. Москвы, проживающие в коммунальной квартире, имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений, в рамках городских жилищных программ имеют право на предоставление субсидии для приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого помещения в этой квартире, рассчитываемой в порядке, установленном Законом N 29, с учетом размера площади занимаемого жилого помещения. При принятии решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире учитываются в совокупности: 1) дата постановки на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; 2) срок проживания в г. Москве по месту жительства на законных основаниях; 3) жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых жители г. Москвы и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы (ст. 10 Закона N 29). При отсутствии в коммунальной квартире проживающих в ней нанимателей либо собственников, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях, а также проживающих в этой квартире нанимателей либо собственников, занимающих жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающих в г. Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет и не ухудшавших свои жилищные условия более пяти лет, освободившуюся комнату или несколько комнат вправе выкупить по рыночной стоимости иные граждане, проживающие в этой квартире. Жители города Москвы, желающие воспользоваться своим правом, должны в течение шести месяцев со дня получения уведомления от уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы об освобождении жилого помещения подать соответствующее заявление в эти органы. Согласно п. 1 Положения N 852 при поступлении в управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы информации об освобождении комнаты (комнат) в коммунальной квартире они письменно уведомляют граждан, проживающих в данной квартире на условиях найма либо имеющих в данной квартире комнаты в собственности, об освобождении комнаты (комнат). Граждане, желающие выкупить свободные комнаты в коммунальной квартире, должны подать в управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административном округе в течение двух (согласно п. 2 Положения N 852) или шести (согласно п. 7 ст. 38 Закона N 29) месяцев со дня получения уведомления следующие документы (п. 2 Положения N 852): - заявление о выкупе освободившейся комнаты; - выписку из домовой книги; - копию финансового лицевого счета; - справку о проверке жилищных условий; - экспликацию и поэтажный план на квартиру. Если заявители занимают жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи согласно п. 2 ст. 38 Закона, то они дополнительно должны представить: - выписки из Единого государственного реестра прав, подтверждающие наличие/отсутствие у граждан жилых помещений в собственности, а также информацию о гражданско-правовых сделках, совершенных с принадлежащими им жилыми помещениями за последние пять лет; - жилищные документы с предыдущего места жительства, если заявитель проживает на занимаемой площади менее пяти лет; - документы, подтверждающие проживание заявителя в г. Москве не менее 10 лет. Согласно Положению о порядке расселения квартир коммунального заселения при наличии свободных комнат, находящихся в собственности г. Москвы, утвержденному распоряжением Департамента муниципального жилья и жилищной политики от 22 ноября 1999 г. N 169, граждане, являющиеся очередниками и проживающие в квартире коммунального заселения, при наличии свободных комнат, являющихся собственностью города, имеют право на внеочередное предоставление безвозмездной субсидии для выкупа освободившегося жилого помещения, если в результате выкупа семья очередников снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 5). Граждане, изъявившие желание выкупить жилое помещение в квартире коммунального заселения, обязаны в течение двух месяцев с момента подачи заявления заключить договор купли-продажи жилого помещения с управлением муниципального жилья административного округа. В договоре должны быть указаны сроки и условия оплаты. В случае выделения гражданам субсидии срок оплаты равен шести месяцам от даты решения префекта административного округа о предоставлении субсидии (п. 6 Положения о порядке расселения). В случае письменного отказа граждан, проживающих в квартирах коммунального заселения, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, от присоединения свободного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, от выкупа жилого помещения управления муниципального жилья административных округов в 15-дневный срок выступают с предложением о расселении квартиры коммунального заселения, о чем письменно уведомляют граждан (п. 7 Положения о порядке расселения). Также уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают вопрос о расселении коммунальной квартиры в установленном порядке при отсутствии в коммунальной квартире граждан, которые могли бы воспользоваться правом в отношении освободившейся комнаты, или невозможности предоставления освободившихся комнат в порядке, установленном ст. 38 Закона N 29 (п. 4 ст. 37 Закона N 29). Расселение квартиры коммунального заселения при наличии в ней собственности города производится по распоряжению префекта административного округа с учетом рекомендаций окружной общественной жилищной комиссии (п. 10 Положения о порядке расселения). В случае отказа гражданина от всех предложенных вариантов расселения квартиры коммунального заселения, в том числе от письменного оформления отказа, а также неявки гражданина на направленные управлением муниципального жилья уведомления сотрудники управления составляют акт, который рассматривается как отказ от свободного жилого помещения в квартире коммунального заселения. В этом случае возможно предоставление (в том числе общей площадью менее 18 кв. м на каждого члена семьи) комнаты гражданам, принятым на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, до подхода очереди без снятия их с учета (п. п. 19 - 20 Положения о порядке расселения). Площадь, поступившая в собственность города в результате расселения квартиры коммунального заселения, используется управлениями муниципального жилья административных округов для предоставления очередникам округа по договору социального, коммерческого найма либо аренды с правом выкупа. При приобретении высвобождаемых комнат в коммунальных квартирах применяются Методика расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. N 703-ПП, и Положение о порядке и условиях предоставления безвозмездных субсидий для выкупа комнат гражданам, проживающим в коммунальных квартирах и нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное распоряжением мэра г. Москвы от 24 июня 1999 г. N 668-РМ. Вопрос об отнесении отдельно проживающих в другом населенном пункте взрослой замужней племянницы, ее мужа и детей к членам семьи претендующего на приобретение освободившейся комнаты будет решаться Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административном округе или - в случае спора - судом. Вопрос о том, кто именно из соседей приобретет освободившуюся комнату, будет решаться в зависимости от очередности поступления заявлений, от нуждаемости в улучшении жилищных условий, от метража уже занимаемого жилого помещения, количества и пола членов семьи и лиц, совместно проживающих с заявителем, от наличия другого жилого помещения у заявителя управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административном округе или - в случае спора - судом.

Использованные при ответе правовые акты

1. Гражданский кодекс РФ. 2. Жилищный кодекс РФ. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Основы законодательства о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1. 5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". 6. Письмо ФНС России от 4 декабря 2008 г. N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе". 7. Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". 8. Положение о порядке и условиях предоставления безвозмездных субсидий для выкупа комнат гражданам, проживающим в коммунальных квартирах и нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное распоряжением мэра г. Москвы от 24 июня 1999 г. N 668-РМ. 9. Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП "О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан". 10. Методика расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. N 703-ПП. 11. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 6 ноября 2008 г. N 2763 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП". 12. Положение о порядке и условиях продажи свободных комнат в коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы, утвержденное распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства города Москвы от 4 октября 2006 г. N 852 "О продаже освободившихся комнат в коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы". 13. Положение о порядке расселения квартир коммунального заселения при наличии свободных комнат, находящихся в собственности г. Москвы, утвержденное распоряжением Департамента муниципального жилья и жилищной политики от 22 ноября 1999 г. N 169. 14. Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683. 15. Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Минфином СССР 19 декабря 1984 г. N 185.

В. В.Долинская Доктор юридических наук, профессор, главный редактор журнала "Цивилист"

------------------------------------------------------------------

Название документа