Удостоверение завещаний главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления

(Закиров Р. Ю.) ("Наследственное право", 2009, N 2) Текст документа

УДОСТОВЕРЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ ГЛАВАМИ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ И СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Р. Ю. ЗАКИРОВ

Закиров Радик Юрьевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию вопроса об удостоверении завещаний главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления. Автор анализирует правовое регулирование и порядок удостоверения завещания вышеназванными лицами с точки зрения действующего законодательства.

The article is devoted to research of the issue on authorization of wills by heads of local administrations and specially authorized officials of local self-government. The author analyses legal regulation and the procedure of authorization of will by the said persons from the viewpoint of current legislation <*>. -------------------------------- <*> Zakirov R. IU. Authorization of wills by the heads of local administrations and specially authorized officials of local self-government.

Ключевые слова: завещание, должностные лица, удостоверение завещаний <**>. -------------------------------- <**> Key words: will, officials, authorizations of wills.

Завещание представляет собой акт распоряжения имуществом на случай смерти, правом удостоверения которого обладает достаточно широкий перечень лиц, указанных в законе. В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. завещание может быть удостоверено: - в государственной нотариальной конторе (ст. 36); - нотариусами, занимающимися частной практикой (ст. 35); - главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления (ст. 37); - должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации (ст. 38) <1>. -------------------------------- <1> См.: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (с посл. изм. от 30 декабря 2008 г.).

В п. 7 ст. 1125 ГК РФ <2> упоминается также о возможности удостоверения завещаний должностными лицами органов местного самоуправления в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса. -------------------------------- <2> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с посл. изм. от 30 декабря 2008 г.).

Однако необходимо отметить, что долгое время в части третьей ГК РФ, а равно в других законодательных актах однозначно не был решен остро стоящий в практике работы нотариусов вопрос о возможности удостоверения завещаний должностными лицами органов местного самоуправления <3>. Так, согласно п. 7 ст. 1125 ГК РФ завещание может быть удостоверено должностным лицом органа местного самоуправления в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено ему законом. -------------------------------- <3> См.: Зайцева Т. И., Крашенинников П. В. Наследственное право в нотариальной практике: комментарии (ГК РФ, часть третья, раздел V), методические рекомендации, образцы документов, нормативные акты, судебная практика. Практическое пособие. М., 2005. С. 48 - 49.

Однако анализ существующих норм законодательства позволяет сделать вывод о возможности удостоверения завещаний названными лицами. В ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате сказано, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право удостоверять завещание. В декабре 1993 г., т. е. уже после введения в действие вышеупомянутых Основ законодательства о нотариате, была принята Конституция РФ <4>, ст. 12 которой признает и гарантирует власть местного самоуправления. Однако Конституцией РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной. Из данного общего положения самой Конституции сделано определенное изъятие: в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. -------------------------------- <4> См.: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Наделение государственными полномочиями производится на основании закона. В настоящее время специального закона, предусматривающего возможность удостоверения завещаний граждан главами местной администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, не имеется. Полномочия органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в частности, полномочия поселковых и сельских Советов, а также поселковой и сельской администрации названы в ст. 5 и 6 вышеуказанного Закона. Судебная практика до внесения изменений в законодательство о наследовании решает вопрос о праве должностных лиц органов местного самоуправления на удостоверение завещания достаточно противоречиво. Так, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2003 г. <5> право на совершение нотариальных действий может быть предоставлено должностным лицам местного самоуправления только федеральным законом. -------------------------------- <5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 2. С. 8.

Наряду с этим 7 апреля 2004 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил официальный ответ на вопрос о том, вправе ли должностные лица органов местного самоуправления совершать нотариальные действия в населенных пунктах, где отсутствует нотариус <6>. -------------------------------- <6> Официальный сайт Верховного Суда РФ: URL: http://www. supcourt. ru.

В настоящее время главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района. Ранее предусматривалось, что в подобном случае нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение таких действий. 2. В ст. 333.38 НК РФ <7> предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом. Аналогичная норма была предусмотрена и в ранее действовавшем Законе РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закреплял полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий. Таким образом, законодательное закрепление данных положений подтверждает наличие у вышеназванных органов полномочий по совершению нотариальных действий. -------------------------------- <7> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с посл. изм. от 30 декабря 2008 г.).

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ст. 14.1 наделяет органы местного самоуправления поселения правом на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции. В связи с этим Президиум Верховного Суда РФ пояснил также, что полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394 <8>. -------------------------------- <8> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. (по гражданским делам) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2004 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 7.

4. С утверждением Приказа Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256 предоставлено главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления право совершения нотариальных действий, в том числе и удостоверение завещаний (Приказ введен в действие с 15 января 2008 г.) <9>. -------------------------------- <9> См.: Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений: Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления имеют законные основания выполнять нотариальные действия, в том числе связанные с удостоверением завещаний. Помимо нотариуса и перечисленных выше глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления законодательство называет и других субъектов, уполномоченных в определенных законом случаях удостоверять завещание. Так, по закону к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются (ст. 1127, п. 2 ст. 1128 ГК РФ): 1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов; 2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом РФ, удостоверенные капитанами этих судов; 3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций; 4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей; 5) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы; 6) завещательные распоряжения на денежные средства в банке. Таким образом, вышеуказанные лица совершают отдельные нотариальные действия, в том числе и удостоверяют завещания в силу прямого указания закона, а сама процедура совершения и удостоверения завещания закреплена в соответствующих инструкциях. Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256 определяет основные правила совершения нотариальных действий названными должностными лицами местного самоуправления, а также особенности совершения отдельных видов нотариальных действий. Так, глава местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, имеет право совершать нотариальные действия по должности. Решением главы местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления. К сожалению, Инструкция не называет, на каких лиц может быть возложено совершение нотариальных действий, в том числе и удостоверения завещания, так как этот вопрос может иметь впоследствии немаловажное значение. Процедура удостоверения завещания главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления аналогична порядку удостоверения завещания нотариусом и другими специально уполномоченными законом лицами. Должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну нотариальных действий, в том числе и после прекращения полномочий или увольнения со службы. При удостоверении завещаний выясняется дееспособность физических лиц, участвующих в совершении нотариального действия. Если за совершением нотариального действия обратился глухой, немой или глухонемой неграмотный гражданин, то при совершении нотариального действия должен присутствовать грамотный совершеннолетний гражданин, который может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание завещания, доверенности или документа, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, соответствует воле обратившегося лица. При удостоверении завещания от завещателя не требуется представления доказательств, подтверждающих его права на завещаемое имущество, а также наличие родственных или иных отношений с наследниками. В местной администрации поселения должна вестись алфавитная книга учета завещаний, удостоверенных должностными лицами местного самоуправления. Алфавитная книга учета завещаний должна быть прошнурована, листы пронумерованы. Запись о количестве листов должна быть заверена подписью главы местной администрации поселения с приложением оттиска печати местной администрации поселения. Должностное лицо местного самоуправления в случае получения распоряжения об отмене удостоверенного им завещания, а равно удостоверения нового завещания, отменяющего или изменяющего прежнее завещание, делает об этом отметку на экземпляре завещания, хранящемся в местной администрации поселения, в реестре для регистрации нотариальных действий и в алфавитной книге учета завещаний. Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что долгое время в юридической литературе и на практике довольно часто возникал вопрос о возможности совершения нотариальных действий, в том числе и удостоверения завещаний главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений (ранее должностными лицами органов местного самоуправления). В настоящее время этот вопрос нашел свое разрешение и связано это с утверждением Приказа Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256, который предоставляет право совершения нотариальных действий, в том числе и удостоверения завещаний, главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений. Принятие и введение в действие Приказа и внесения изменений в иные нормативно-правовые акты позволит устранить существовавший в законодательстве пробел по вопросу о возможности удостоверения завещаний главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений.

Название документа