О моменте приобретения права собственности на выморочное имущество (коллизии судебной практики)
(Кароян А. Г.) ("Наследственное право", 2009, N 2) Текст документаО МОМЕНТЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО (КОЛЛИЗИИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)
А. Г. КАРОЯН
Кароян Ануш Гариевна, соискатель кафедры гражданского права и процесса Коломенского государственного педагогического института.
В статье приводится анализ двух судебных дел, свидетельствующих об отсутствии единообразия в вопросе определения момента приобретения права собственности на выморочное имущество. Автор предлагает принять закон о передаче в собственность государства, государственных и муниципальных образований выморочного имущества.
The article gives analysis of two judicial cases evidencing the lack of uniformity in the issue of determination of the moment of acquisition of right of ownership to heirless property. The author proposes to adopt the law on transfer into the ownership of the state, state and municipal formations of heirless property <*>. -------------------------------- <*> Karoian A. G. On the moment of acquisition of the right of ownership to heirless property (collisions of judicial practice).
Ключевые слова: наследование, выморочное наследство, государство, приобретение наследства <**>. -------------------------------- <**> Key words: inheriting, heirless property, state, acquisition of property.
В соответствии с ч. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом". Указанный закон до настоящего времени не принят, что вызывало и продолжает вызывать в судебной практике многочисленные споры относительно определения момента перехода права собственности на выморочное имущество к государству и иным публично-правовым образованиям. Массу судебных решений по этому вопросу можно разделить на две части, примеры из которых приводятся ниже. 1. Полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ в лице Острогожского отделения N 989 (далее - банк) обратился в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Воронежской области о взыскании в пределах стоимости наследственного имущества С. М.Ф. 10 266 руб. 69 коп. задолженности по кредитному договору от 05.06.2007 N 110700358 БКИ по состоянию на 19.08.2008, в том числе 9169 руб. 54 коп. задолженности по основному долгу, 1009 руб. 46 коп. процентов за период с 11.02.2008 по 19.08.2008 и 87 руб. 69 коп. неустойки за просрочку уплаты процентов с 12.02.2008 по 19.08.2008. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2008 в иске отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось. В кассационной жалобе банк просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом не было учтено, что наследство со дня смерти заемщика С. М.Ф. признается принадлежащим Российской Федерации, а налоговый орган обязан был по требованию суда представить документ о принятии наследства. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям. Как установлено судом области, на основании кредитного договора N 110700358 БКИ С. М.А. истцом был предоставлен кредит в размере 15 000 руб. на цели личного потребления под 17 процентов годовых сроком до 05.06.2011. Исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору обеспечено договором поручительства от 05.06.2007 N 110700358/1, заключенным с С. И.Ф. 6 января 2008 г. заемщик С. М.Ф. и поручитель С. И.Ф. умерли, в связи с чем отделом загса Каменского района Воронежской области выданы свидетельства о смерти II-СИ N 546417 и II-СИ N 546416 от 31.01.2008. 27.05.2008 банком нотариусу Каменского нотариального округа Воронежской области направлена претензия о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти С. М.Ф., его обязательств по кредитному договору N 110700358 БКИ. Письмом от 17.07.2008 N 1477 нотариус Каменского нотариального округа Воронежской области К. Л.П. сообщила истцу, что наследники умершего С. М.Ф. не установлены и наследство умершего никто не принял. Согласно справке банка у заемщика С. М.Ф. в филиале N 989/079 Острогожского отделения имеется счет N 42306810313222700643\34(105) с остатком вклада на день смерти в размере 5790 руб. 75 коп., который подлежит предварительной компенсации в сумме 277 руб. 54 коп. и дополнительной компенсации в размере остатка вклада 1277 руб. 54 коп. и счет N 05721, закрытый 20.10.2005, вклад по которому подлежит дополнительной компенсации в размере остатка вклада в размере 311 руб. Вклады по счетам N 42306810313222700643\34(105) и N 05721 подлежат компенсации на оплату ритуальных услуг в сумме 6000 руб. Общая сумма, подлежащая выплате наследникам, составляет 13 656 руб. 83 коп. По состоянию на 19.08.2008 указанные суммы никому не выплачены. Задолженность по кредитному договору от 05.06.2007 N 11700358 БКИ составила 10 266 руб. 69 коп., в том числе 9169 руб. 54 коп. основного долга, 1009 руб. 46 коп. процентов, в том числе 928 руб. 53 коп. просроченных, и 87 руб. 69 коп. неустойки. Ссылаясь на то, что согласно ст. 1175 ГК РФ ответственным по долгам С. М.Ф. по кредитному договору является Российская Федерация в лице налогового органа по месту открытия наследства, банк обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих переход спорного имущества в собственность государства. Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда. Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Соответствующий закон на момент рассмотрения дела не принят. В связи с этим суд первой инстанции, принимая решение, правомерно руководствовался ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов". Согласно письму ФНС России от 19.02.2007 N 02-3-04/3@ "О выморочном имуществе" до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией. В силу п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (ст. 1151). Согласно п. 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. Истец, обращаясь с иском, не представил суду доказательств выдачи в установленном порядке свидетельства о праве государства на наследство либо соответствующее судебное решение, по которому денежные средства, находящиеся на счетах умершего заемщика, были зачислены в доход федерального бюджета и перешли в порядке наследования к соответствующему налоговому органу. При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований к отмене принятого по делу решения не имеется <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2009 г. по делу N А14-8107/2008-260/32(Ф10-657/09).
2. Полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оформление права (получение свидетельства о праве собственности на выморочное наследство) не влияет на факт перехода права собственности на выморочное имущество к государству. Открытое акционерное общество Банк "Возрождение" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ИФНС России N 31 по г. Москве об обращении взыскания на заложенное имущество по договору залога транспортного средства, являющееся выморочным и перешедшим в собственность Российской Федерации. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2008 в удовлетворении исковых требований ОАО Банк "Возрождение" отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 указанное решение по данному делу оставлено без изменения. Решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции мотивированы тем, что действующим законодательством полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику. По делу поступила кассационная жалоба от ОАО Банк "Возрождение", в которой общество просит решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец указывает, что в оспариваемых судебных актах судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что, поскольку заложенное имущество в силу ст. 1151, 1152, 1175 ГК РФ является выморочным, обязанности залогодателя несет Российская Федерация в лице налоговой инспекции, ссылаясь на п. 3 Положения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 29.06.1984 N 683, и п. 8 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185, предусматривающих, что принятие мер по учету, охране и оценке наследственного имущества возлагается на налоговые органы. Истец также ссылается на неправильное применение судами п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу. Отзывов на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступило. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ответчика и ФАУГИ возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на соблюдение при их принятии норм материального и процессуального права. Представители иных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Из материалов дела усматривается и судами установлено следующее. В соответствии с договором залога транспортного средства от 20.04.2005 N 022000067050000570650 приобретенный по договору купли-продажи от 20.04.2005 N 0684 автомобиль марки TOYOTA HARRIER предоставлен истцу в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору N 02200006505000057, заключенному между истцом и Н. М.С., скончавшимся 06.06.2005. Согласно письму Московской городской нотариальной палаты от 04.07.2008 N 07/5604 наследственное дело к имуществу умершего не заводилось, родители умершего заемщика на заложенный автомобиль не претендуют. В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями п. 3 ст. 69 АПК РФ дана правильная правовая оценка фактам, установленным в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Кунцевского районного суда города Москвы от 16.10.2007, в соответствии с которым право собственности на выморочное имущество, в данном случае автомобиль, перешло к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства. При исследовании обстоятельств дела судами также правомерно установлено, что до настоящего времени законодателем не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. В обоснование кассационной жалобы истец в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы РФ от 10.03.2005 N 1414-15-14/277 "О выморочном имуществе" ссылается на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми обязанность по принятию мер по охране и оценке имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы. Однако суды первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых актов правомерно исходили из положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. На основании изложенного судами сделан правильный вывод о том, что полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Судами также правомерно принято во внимание положение Приказа Минфина России от 09.08.2005 N 101н, в соответствии с которым инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня не наделены полномочиями собственника федерального имущества <2>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2009 г. N КГ-А40/1361-09.
P. S. Приведенные Постановления федеральных арбитражных судов Центрального и Московского округов, прямо противоположных в резолютивной части, свидетельствуют о различном толковании действующих нормативных актов, что требует скорейшего принятия Федерального закона о передаче в собственность государства, государственных и муниципальных образований выморочного имущества.
Название документа