О порядке распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации

(Сморчкова Л. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6) Текст документа

О ПОРЯДКЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Н. СМОРЧКОВА

Сморчкова Л. Н., кандидат юридических наук, доцент.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации составляют федеральное государственное имущество, находящееся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также федеральное государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком есть ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества. При возникновении ограниченного вещного права весь объем вещных правомочий, в том числе правомочие распоряжения, в отношении данного имущества определенным образом распределяется между собственником имущества (Российской Федерацией) и обладателем вещного права (подведомственной Министерству обороны Российской Федерации организацией) в соответствии с законодательно закрепленной вещно-правовой конструкцией (правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления, правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком). При осуществлении права хозяйственного ведения предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом; остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. При осуществлении права оперативного управления объем правомочия распоряжения зависит от организационно-правовой формы его обладателя. Казенное предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (вне зависимости от свойства его движимости или ценности), но производимую им продукцию реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Автономное учреждение <1> не вправе без согласия собственника распоряжаться закрепленным за ним недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. -------------------------------- <1> Современное российское законодательство не исключает образование автономных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации или иным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. См., например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 353-р.

Бюджетное учреждение вообще не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Также бюджетное учреждение не вправе распоряжаться земельным участком, предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. В той части, в которой правомочие распоряжения не может осуществлять обладатель ограниченного вещного права, его осуществляет собственник имущества в лице уполномоченного органа государственной власти. Правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации <2>. Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". -------------------------------- <2> Подпункт 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (в редакции от 27 июня 2007 г.).

Одним из способов распоряжения военным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации является его высвобождение. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации уполномочено принимать решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации. Таим образом, именно Министерство обороны Российской Федерации от имени государства как собственника имущества дает согласие на распоряжение недвижимым военным имуществом своим подведомственным организациям, владеющим им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Функции по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет федеральное государственное учреждение "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации". Особое значение вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации имеет для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и, возможно, автономных учреждений, поскольку именно у них объем правомочия распоряжения принадлежащим имуществом дифференцируется по признаку движимости. Для казенных предприятий (основанных на праве оперативного управления) указанное Постановление действительно только в части, касающейся недвижимого военного имущества. Порядок высвобождения и реализации высвобождаемого движимого военного имущества в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1054 изменений не претерпел. Иной правовой подход необходим к регулированию отношений, связанных с высвобождением (иным распоряжением) имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение этого имущества; изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации говорится, что в случае несогласия лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, с решением собственника об изъятии такого имущества бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для изъятия или иного распоряжения имуществом, возложено на соответствующий управомоченный собственником орган <3>. -------------------------------- <3> Пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Министерство обороны Российской Федерации наделено функциями давать задания по использованию федерального имущества, находящегося в оперативном управлении подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью такого имущества, производить в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом"). Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации вправе высвободить как недвижимое, так и движимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за подведомственным бюджетным учреждением, не путем принятия решения о согласии от лица государства-собственника на данный юридический акт, а исключительно посредством изъятия такого имущества у бюджетного учреждения как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению. Однако иным образом и исключительно по своему усмотрению собственник не может распоряжаться имуществом бюджетного учреждения, поскольку это подорвало бы свойство имущественной обособленности юридического лица, защищаемое против всех лиц, в том числе против собственника (ст. 305 ГК РФ). Согласно буквальному толкованию абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение также даже с согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, независимо от его движимости или ценности. Создается впечатление о наличии в данной ситуации юридической коллизии, когда имуществом бюджетного учреждения в обычных условиях не может распорядиться никто - ни оно само, ни его собственник в лице уполномоченного органа государственной власти <4>. -------------------------------- <4> О противоречии права собственника на изъятие используемого не по назначению имущества (ст. 296 ГК РФ) и права на защиту владения государственного учреждения против самого собственника (ст. 305 ГК РФ), а также необходимости законодательного урегулирования этого вопроса неоднократно говорилось в современной научной литературе. См., напр.: Андреев В. К. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. 1999. N 4. С. 45.

Полное недопущение какого-либо распоряжения закрепленным за бюджетным учреждением имуществом до его изъятия не только противоречит правовой природе вещных прав, но и не способствует более эффективному хозяйствованию с этим имуществом, поэтому в данных отношениях необходимо предоставление собственником определенному органу государственной власти специальных полномочий на совершение от его лица определенных юридически значимых действий. Конечно, речь в данном случае не идет о продаже или ином полном отчуждении в пользу третьих лиц федеральной собственности. Практика вызывает потребность в легитимном механизме сдачи имущества бюджетного учреждения в аренду <5>. -------------------------------- <5> Порядок распоряжения недвижимым имуществом унитарным предприятием, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, посредством сдачи его в аренду уже рассматривался на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах". См., напр.: Терешкович С. В. О некоторых вопросах распоряжения недвижимым имуществом военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 11, 12; 2007. N 1; Шукюров А. Т. Порядок сдачи недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны Российской Федерации в аренду существенно изменился // Там же. 2008. N 6.

Разрешая вопрос о возможности распоряжения собственником имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в частности путем сдачи такого имущества в аренду, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъясняет, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Поэтому суду следует учитывать, что в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению <6>. -------------------------------- <6> Пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 23).

Таким образом, легитимное признание возможности передачи имущества бюджетного учреждения в аренду в рамках выполнения им своих уставных задач существует. Учреждение, подведомственное Министерству обороны Российской Федерации, имеет право сдавать имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления, в аренду в целях обеспечения более эффективной организации своей основной деятельности, но только с согласия Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего правомочия собственника федерального имущества <7>. В отношении самого Министерства обороны Российской Федерации такие полномочия выполняет Правительство Российской Федерации. -------------------------------- <7> Либо его территориального органа, если ему соответствующие функции были делегированы в установленном законом порядке.

Еще одним способом распоряжения имуществом учреждения является его утилизация или иное уничтожение. Пример незаконного распоряжения федеральным имуществом путем его уничтожения приведен в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 1996 г., квалифицирующем действия воинской части, в результате которых "семь авиационных пушек, хранившихся на складе части, в мае 1990 года с разрешения вышестоящего командования были вывезены со склада и "уничтожены" путем их затопления в пожарном водоеме". При возникновении необходимости утилизации или иного уничтожения излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества бюджетное учреждение, очевидно, вправе просить собственника о том, чтобы он сам, от своего имени, но в лице уполномоченного органа государственной власти произвел акт распоряжения принадлежащим ему имуществом, предварительно произведя законное изъятие такого имущества у учреждения <8>. Такой же порядок (через изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества) должен соблюдаться при необходимости иного полного отчуждения имущества бюджетного учреждения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации. -------------------------------- <8> Для утилизации вооружения, военной и специальной техники установлен особый порядок, утвержденный Приказами Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 165 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации работ по утилизации и использованию высвобождаемых вооружения, военной техники и боеприпасов" и от 12 сентября 2007 г. N 365 "О порядке списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Гражданское право знает одно исключение, когда сам законодатель разрешает учреждению распорядиться своим имуществом путем отчуждения в пользу третьего лица. Речь идет о сделке дарения вещей, совершаемой с согласия собственника имущества в соответствии с п. 1 ст. 576 ГК РФ. Данная правовая норма подразумевает не общее предварительное согласие собственника в виде предоставления определенных распорядительных полномочий в отношении федерального имущества, а непосредственное - на совершение конкретной сделки. Более того, если сделка касается обычных подарков небольшой стоимости, то закон разрешает и вовсе обойтись без согласия собственника. Отдельный интерес представляет вопрос распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, но не имеющими статуса юридического лица. Это возможно сделать в порядке оформления доверенностей на заключение определенной гражданско-правовой сделки либо совершение иного юридического действия конкретным должностным лицам от имени Министерства обороны Российской Федерации или уполномоченного им территориального органа. При этом стороной по заключаемой сделке будет выступать тот орган, который выдал доверенность. Доверенность оформляется в соответствии с требованиями ст. 185 ГК РФ. Доверенность подлежит возврату по истечении срока либо вследствие прекращения действия по иным определенным доверителем основаниям с приложением краткого отчета о заключенных на ее основании сделках и совершенных юридических действиях. В случаях, когда осуществление соответствующего вида деятельности, требующего совершения действий по распоряжению федеральным имуществом, относится к компетенции конкретной организации или подразделения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, соответствующим должностным лицам может быть оформлена генеральная доверенность с правом передоверия. При этом доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, а управомоченный орган государственной власти извещен о факте передоверия с указанием установочных данных лица, которому передоверены полномочия. Не все аспекты распоряжения федеральным государственным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, имеют должное правовое регулирование, последовательное и непротиворечивое. Важным шагом к решению данной проблемы стало принятие Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 и N 1054. Частично правовые пробелы восполняет официальное толкование высших судебных инстанций. Следующим шагом должно стать принятие внутриведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по реализации функций Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, в том числе по осуществлению отдельных распорядительных правомочий в отношении его.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Капитан, в армии 22-й календарный год. Увольняюсь по состоянию здоровья - негоден для прохождения военной службы. Заболевание получено в период военной службы. Положена ли мне страховка в связи с заболеваниями? В каком количестве окладов? Можно ли сослаться командиру воинской части на дело от 3 сентября 1996 г. N 1н-54/96? Командир воинской части не подписывает документы в ВСК на страховку. ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6) Текст документа

Вопрос: Капитан, в армии 22-й календарный год. Увольняюсь по состоянию здоровья - негоден для прохождения военной службы. Заболевание получено в период военной службы. Положена ли мне страховка в связи с заболеваниями? В каком количестве окладов? Можно ли сослаться командиру воинской части на дело от 3 сентября 1996 г. N 1н-54/96? Командир воинской части не подписывает документы в ВСК на страховку.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; - военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия. Правовая ситуация, изложенная в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Силенко И. Ф. на действия воинских должностных лиц от 3 сентября 1996 г. N 1н-54/96, на Вас распространяться не может, поскольку данное гражданское дело было рассмотрено на правовых нормах, установленных п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", который в настоящее время не действует. Вы не имеете права на получение указанного единовременного пособия, так как заболевание получено Вами при прохождении военной службы, а не при исполненw.liveinternet.ru/click' "+ "target=_blank><\/a>")//-->    

&
5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы