Защитим права авторов вместе

(Федотов С. С., Иванов П. Н.)

("Законность", 2009, N 6)

Текст документа

ЗАЩИТИМ ПРАВА АВТОРОВ ВМЕСТЕ

С. С. ФЕДОТОВ, П. Н. ИВАНОВ

Федотов С. С., генеральный директор Российского авторского общества.

Иванов П. Н., старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы предмет повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для контроля за этим направлением Правительством РФ создана Комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию, в которую входят и представители Генеральной прокуратуры РФ.

С 1 января 2008 г. в силу вступила четвертая часть ГК РФ, регламентирующая вопросы интеллектуальной собственности в целом и вопросы авторского права, в частности.

Единственная в России организация, представляющая интересы создателей произведений литературы и искусства, - Российское авторское общество (РАО), учрежденное российскими авторами и иными правообладателями в августе 1993 г.

Тогда же в силу вступил Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ныне утратил силу), который установил, что в целях обеспечения имущественных прав авторов в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю и т. д.), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться только самими правообладателями, и поэтому действовавшая до этого момента государственная система коллективного управления уже не могла далее функционировать.

Для чего нужна система управления правами на коллективной основе? Действующее законодательство устанавливает, что любое использование произведения возможно только с согласия правообладателя и с выплатой авторского вознаграждения. Однако не всегда пользователь в состоянии получить такое согласие от всех авторов, чьи произведения он использует. Например, круглосуточно вещающая теле - радио - вещательная компания в сутки использует тысячи произведений как российских, так и иностранных авторов. Соответственно, для того, чтобы ее деятельность была правомерной, только на одни сутки вещания должны быть получены разрешения от тысяч авторов. Естественно, практически осуществить это невозможно.

Для того, чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее вкратце заключается в том, что авторы, наследники и иные правопреемники авторов создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать причитающееся за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

С учетом международной интеграции и невозможности использования в какой-либо стране только произведений национальных авторов, организации по управлению правами на коллективной основе действуют практически во всех цивилизованных странах мира и строят взаимоотношения друг с другом на основе двусторонних соглашений о взаимном представительстве интересов.

В настоящее время членами РАО являются более 25 тыс. российских авторов и правопреемников авторов. На основании договоров РАО также представляет интересы правообладателей - юридических лиц, которые приобрели у авторов исключительные права на произведения. У РАО более 160 договоров с иностранными авторско-правовыми организациями, в соответствии с которыми на территории России РАО представляет интересы более 1 млн. иностранных авторов.

Для обеспечения защиты интересов авторов на всей территории страны у РАО есть филиалы и представительства практически во всех субъектах РФ.

ГК установил новый правовой порядок функционирования организаций по управлению правами на коллективной основе (далее - ОКУП).

Такая организация вправе выдавать разрешения на использование произведений только от имени лиц, передавших ей соответствующие полномочия.

ОКУП, в соответствии со ст. 1244 ГК, может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в указанных этой статьей сферах коллективного управления.

Вопрос о государственной аккредитации ОКУПов решается специально уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г.

В августе 2008 г. состоялось заседание аккредитационной комиссии, которая рекомендовала аккредитовать РАО, и в соответствии с Приказами Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. N N 15 и 16 РАО получило государственную аккредитацию на управление правами в следующих сферах:

- управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;

- осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.

Пункт 3 ст. 1244 ГК предоставляет аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе право наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила соответствующие договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Таким образом, в настоящее время РАО представляет интересы всех российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (со списком таких лиц можно ознакомиться на сайте РАО: www. rao. ru), а также интересы иностранных авторов.

Статья 1229 ГК устанавливает, что третьи лица не могут использовать произведения без согласия правообладателя.

Следовательно, любая организация, которая использует тем или иным способом произведения, должна иметь лицензионный договор с РАО и выплачивать авторское вознаграждение. У кинотеатров, в которых осуществляется публичное исполнение аудиовизуальных произведений, должны быть договоры с РАО о выплате вознаграждения, поскольку в этом случае разрешение на использование аудиовизуального произведения они получают от правообладателя на фильм в целом, а автор музыкального произведения (с текстом или без текста) в соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК при публичном исполнении аудиовизуального произведения сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения.

Использование произведений без договора с РАО, т. е. без согласия правообладателей, в соответствии со ст. 1229 ГК незаконно и влечет ответственность, установленную ГК и иными нормативными актами. В подавляющем большинстве случаев при бездоговорном использовании произведений РАО обращается с исками в судебные органы и взыскивает с пользователей компенсацию за нарушение прав.

Статья 1301 ГК устанавливает, что правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб.

За нарушение прав авторов помимо гражданско-правовой ответственности законодателем предусмотрена также уголовная и административная ответственность.

Меры прокурорского реагирования могли бы стать существенным вкладом органов прокуратуры в дело защиты прав и законных интересов правообладателей и борьбы с пиратством не только в сфере контрафактной продукции, но и в сфере бездоговорного использования произведений, которая фактически является специфической формой пиратства.

Статистика показывает, что уголовных дел, возбужденных по ст. 146 УК в отношении лиц, незаконно использующих объекты авторских прав, практически нет.

Между тем даже такая форма прокурорского реагирования, как вынесение предостережения, весьма эффективна для предотвращения правонарушения. Так, в недавно открытом концертном зале "Барвиха Luxury Village" проходил концерт итальянского певца. Предварительные переговоры между РАО и организатором гастролей не давали никаких результатов: пользователь категорически отказывался заключать лицензионный договор и выплачивать авторское вознаграждение. Однако после вынесения предостережения Одинцовской городской прокуратурой Московской области договор был подписан и авторское вознаграждение выплачено.

Большую помощь оказывают представителям РАО прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, Пермского края, которые эффективно используют превентивные меры в отношении организаторов концертов и гастрольных туров, которые, как "летучие голландцы", пытаются приехать в какой-нибудь город, провести концерт, собрать выручку и "улететь", не выплатив авторское вознаграждение.

Помимо пиратской деятельности организаторов гастролей огромное количество баров, кафе, ресторанов на территории всей страны также используют произведения авторов неправомерно.

РАО - единственная аккредитованная государством организация, но, к сожалению, мер воздействия на нарушителей у общественной организации, кроме как обращения в судебные органы, нет.

РАО надеется на то, что органы прокуратуры будут активнее сотрудничать с представителями РАО и меры прокурорского реагирования будут применяться чаще. Повышению эффективности в работе по борьбе с нарушениями прав авторов могло бы способствовать укрепление и совершенствование методов взаимодействия органов прокуратуры и РАО.

Противодействовать противоправной деятельности организаторов концертов и гастролей могли бы совместные с налоговыми службами проверки сведений о суммах валового сбора, поступивших от продажи билетов, от которых, как правило, производится выплата авторского вознаграждения. Ведь значительное количество средств не показывается не только представителям РАО, но и налоговым органам, что приводит не только к неполучению авторами вознаграждения, но и к недополучению государством значительных сумм налоговых поступлений.

В отношении злостных нарушителей авторского права крайне эффективным средством борьбы могла бы стать реализация органами прокуратуры требований ст. 1253 ГК в части предъявления требований о ликвидации юридического лица-нарушителя или лишения физического лица статуса индивидуального предпринимателя в случае неоднократного или грубого нарушения авторских прав.

Полагаем, что усилению борьбы с правонарушениями в области авторских прав способствовало бы создание четкой схемы взаимодействия органов прокуратуры и РАО, оперативного обмена информацией о пользователях, нарушающих действующее законодательство.

Наверняка определенный интерес для работников прокуратуры и сотрудников РАО могли бы представлять периодические встречи как в Москве, так и в регионах и разработка совместных мероприятий.

Со своей стороны РАО готово оказывать всестороннюю помощь органам прокуратуры.

Название документа