Аккредитация представительств и филиалов иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования
(Трапезников В. А.) ("Законодательство и экономика", 2009, N 5) Текст документаАККРЕДИТАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ФИЛИАЛОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В. А. ТРАПЕЗНИКОВ
Трапезников В. А. - кандидат юридических наук, член Российской ассоциации международного права РАН.
Современное российское инвестиционное законодательство отличается множеством нестыковок и противоречий, порожденных политическими и технико-юридическими причинами. Попытаемся осветить некоторые теоретические проблемы и ответить на вопросы правоприменительной практики, связанные с регистрацией филиалов и представительств иностранных компаний в Российской Федерации, а также обратить внимание на определенные трудности и отклонения, возникающие на практике. Наряду с нормами Гражданского кодекса РФ деятельность инвесторов на территории России регламентируют нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечественных и иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными органами. Иностранные инвесторы в определенной степени неизбежно подпадают под суверенитет иностранного государства-реципиента и в силу этого подвергаются определенным рискам. В настоящий момент в инвестиционной сфере действуют десятки актов федерального уровня, регулирующих как гражданско-правовые, так и публично-правовые отношения. Это обусловлено тем фактом, что в ходе осуществления инвестиционных проектов финансово-кредитные, организационно-управленческие, налоговые, трудовые отношения складываются в единое правовое пространство <1>. -------------------------------- <1> Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 6.
Между этими нормативными актами существует несогласованность по причине принятия их в разное время на разных уровнях различными нормотворческими органами. Рассмотрим отдельные аспекты административно-правового регулирования иностранных инвестиций, под которыми понимается комплекс мер, заключающийся в регулировании осуществления управленческих функций в сфере обеспечения притока иностранных инвестиций и контроля над этим процессом. Иностранные юридические лица в целях осуществления на территории Российской Федерации деятельности, которой они занимаются за пределами нашей страны, как правило, создают филиал иностранного юридического лица (ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"). В силу указанной статьи государственный контроль над созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Основное назначение аккредитации заключается в том, что филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. Он прекращает свою деятельность на территории России со дня лишения его аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях). Российское законодательство не устанавливает какие-либо явные ограничения для деятельности иностранных субъектов на территории России. В соответствии с частью 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими; кроме того, в отношении их могут быть установлены дополнительные права и обязанности. Для осуществления легальной деятельности на территории Российской Федерации иностранный субъект должен быть зарегистрирован в том или ином качестве. Иностранное юридическое лицо вправе выступить учредителем других юридических лиц в любой организационно-правовой форме, допускаемой по законодательству России на ее территории, а также аккредитовать свой филиал. Вопросы регистрации иностранных инвесторов на территории России регламентируются как общим законодательством по вопросам регистрации, так и специальным законодательством об иностранных инвестициях. Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет важное практическое значение в правовом регулировании иностранных инвестиций <2>. Во-первых, от этого зависит предоставление соответствующих прав и льгот на основании национального законодательства и международных договоров. Во-вторых, правовой статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к занятию предпринимательской деятельностью. И наконец, если то или иное лицо признано инвестором в Российской Федерации, на него распространяются и другие условия и льготы, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также, что тоже немаловажно, дипломатическая защита со стороны государства-инвестора. -------------------------------- <2> Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 83.
Например, в Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенном в рамках СНГ <3>, статус иностранного инвестора предоставляется "юридическим лицам, созданным согласно законодательству одной из Сторон и правомочным осуществлять инвестиции, физическим лицам, гражданам Сторон и постоянно проживающим на их территории гражданам других государств, а также лицам без гражданства". В круг иностранных инвесторов Соглашение включает также "государства-участники и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Сторон" <4>. -------------------------------- <3> Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 г. В нем участвуют 12 государств, в том числе Россия с 24 декабря 1993 г. Украина подписала его с некоторыми оговорками. <4> Международное частное право: Сборник нормативных документов / Под ред. К. А. Бекяшева, А. Г. Ходакова. С. 641.
В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Россией и другими государствами обычно предусматривается, что термин "инвестор" означает: во-первых, физическое лицо, имеющее гражданство договаривающейся стороны; во-вторых, это любые корпорации, товарищества, компании, фирмы, предприятия, организации и ассоциации, учрежденные в соответствии с действующим на территории договаривающейся стороны законодательством, при условии что они правомочны в соответствии с законодательством своей договаривающейся стороны осуществлять капиталовложения на территории другой договаривающейся стороны (ст. 1 Соглашения с Великобританией, ст. 1 Соглашения с Канадой, ст. 1 Соглашения с Кореей, ст. 1 Соглашения с Турцией и др.). В соответствии со статьей 1 Закона об иностранных инвестициях сфера регулирования Закона определяется установлением гарантий прав иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование на территории нашей страны. Это означает, что государство в законодательном порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих его права и законные интересы. Суть гарантий составляют конкретные обязательства государства, принятые им на основании законодательного акта либо международного соглашения по обеспечению сохранности иностранной собственности. Обеспечение сохранности права собственности является предпосылкой для реализации правомочий иностранного собственника. Права иностранного инвестора закрепляются в национальном законодательстве, где регулируются условия допуска и функционирования иностранной собственности. При этом крайне важно, чтобы права иностранному инвестору были не просто продекларированы, но и могли быть им фактически реализованы. Государство - реципиент иностранной собственности должно обеспечить реализацию прав иностранного инвестора, закрепленных в диспозиции норм международных соглашений. Объект гарантирования составляют обязательства, т. е. права инвестора и обязанности государства, закрепленные в норме, по отношению к иностранному инвестору. При этом обязанности государства всегда должны быть условием и средством превращения юридической возможности, заложенной в норме, в фактическую действительность <5>. -------------------------------- <5> См.: Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993. С. 58.
В отношении правовой природы гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, высказано несколько точек зрения. Согласно первой она представляет собой именно гарантию иностранным инвесторам, т. е. создание определенных условий для них, обеспечивающих возможность осуществлять инвестиционную деятельность (А. Г. Богатырев) <6>. -------------------------------- <6> Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. С. 22.
И. Н. Лебединец под институтом гарантий в инвестиционных отношениях понимает совокупность норм, в зависимости от их функциональной направленности подразделяющихся на несколько групп: - нормы, посвященные вопросам предоставления льгот иностранным инвесторам; - нормы, регулирующие вопросы страхования иностранных инвестиций; - нормы, посвященные урегулированию инвестиционных споров между инвестором и принимающим государством <7>. -------------------------------- <7> Лебединец И. Н. Международно-правовые гарантии иностранных инвестиций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 23 - 24.
По моему мнению, под национальными гарантиями иностранных инвесторов необходимо понимать установленные на основании законодательных актов обязательства государства в области регулирования иностранной инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности иностранной собственности и фактической реализации прав иностранных инвесторов, закрепленные в нормах внутригосударственного права на своей территории. Наличие гарантий в специальном законодательном акте для иностранных инвесторов прямо влияет на степень инвестиционной привлекательности России. В настоящее время на фоне глобального экономического кризиса привлечение иностранных инвестиций становится очень актуальным вопросом. На протяжении кризисной осени 2008 г. рейтинговые агентства после 10 лет непрерывного повышения российских рейтингов начали ухудшать свои прогнозы по России, предупреждая таким образом о возможном их снижении. Например, одно из мировых агентств "большой тройки" <8> "Standard&poor's" изменило прогноз по суверенному рейтингу России со "стабильного" на "негативный" 10 декабря 2008 г. <9>. -------------------------------- <8> Fitch Ratings, Moody S. Standard&poor's. <9> Богданов Л. Рейтинги инвестиционной привлекательности: о чем они говорят? // Вестник ФГУ "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции". 2009. N 1. С. 40 - 41.
Гарантии предоставляются инвестициям иностранных инвесторов. Ключевым моментом в понимании инвестиций является признание, что смысловым центром данного понятия выступает не совокупность вкладываемых инвестором активов, а сами отношения, связанные с вложением активов. Поскольку использование одного и того же актива может иметь различную экономическую направленность, именно существо совершаемого с вкладываемым активом действия позволяет определить, является такое вложение инвестиционным или нет. Например, такой актив, как деньги, может использоваться как оплата приобретения промышленного оборудования по договору купли-продажи, но может выступать в качестве предмета дарения. Передача денег контрагенту будет давать их собственнику различный экономический эффект в зависимости от того, осуществляется эта передача как встречное предоставление продавцу оборудования по договору купли-продажи или как безвозмездная передача одаряемому. Термин "иностранные инвестиции" обозначает экономические отношения начала движения иностранного капитала, имеющего свое происхождение на территории иностранного государства. Именно этим отношениям необходимы надежные законодательные гарантии. Если обратиться к Закону об иностранных инвестициях, можно обнаружить интересную картину. В соответствии с пунктом 4 ст. 4 дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Ничего в Законе не говорится и о представительствах иностранных компаний. В соответствии с частью 6 ст. 4 российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. Таким образом, только законодательно установленные формы участия иностранного капитала позволяют рассчитывать на установленные государством гарантии иностранным инвесторам. Проблема заключается в том, что согласно Закону об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации создаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, и филиалы иностранного юридического лица; создание же представительств иностранных юридических лиц инвестиционное законодательство Российской Федерации не предусматривает. В соответствии с пунктом 3 ст. 4 Закона филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее - головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам. Статьи 20 и 21 Закона определяют соответственно порядок создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями и порядок создания и ликвидации филиала иностранного юридического лица. В Законе об иностранных инвестициях не установлен правовой режим и нет определения понятия "представительство иностранной компании". Следовательно, аккредитация представительства иностранной компании не позволяет иностранному участнику рассчитывать на правовой режим гарантий, установленный национальным инвестиционным законодательством. Отсутствие в Законе понятия "представительство иностранного юридического лица" породило ряд сомнений в кругах иностранных инвесторов относительно возможности создания таковых в Российской Федерации. Поскольку ранее установленный порядок все же не отменен и продолжает действовать, реальная опасность представительствам иностранных юридических лиц угрожает с другой стороны: "...На практике часто представительства осуществляют все функции головной организации, в том числе ведут коммерческую деятельность. Это нарушение государственные органы до сих пор игнорировали". Поэтому прогнозируется вынужденная замена представительств филиалами. Однако действующее российское законодательство, прежде всего Гражданский кодекс РФ, не дает оснований утверждать об утрате права иностранных юридических лиц на открытие своих представительств, разумеется, при условии соблюдения соответствующих нормативных требований <10>. -------------------------------- <10> Кучер А., Никитин М. Новый Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2000. N 1. С. 11.
Действующим законодательством установлен ряд процедур по легализации участия иностранных инвесторов в российской экономике: 1) государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <11>; -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
2) регистрация кредитных организаций с иностранными инвестициями. Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Банком России. Государственная регистрация кредитных организаций производится на основании статьи 10 Закона N 129-ФЗ в соответствии со специальным порядком. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 2 ноября 2007 г.) документы для государственной регистрации представляются кредитной организацией в соответствующее территориальное учреждение Банка России, которое принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и направляет в регистрирующий орган предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лиц документы <12>. -------------------------------- <12> Ведомости Съезда народных депутатов. 1990. N 27. Ст. 357.
Регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию кредитной организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов и направляет документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ, в соответствующее территориальное отделение Банка России; 3) создание филиала иностранного юридического лица. Филиал иностранного юридического лица создается, как правило, в целях осуществления на территории Российской Федерации деятельности, которой занимается за пределами Российской Федерации создавшее его иностранное юридическое лицо. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц осуществляется на срок от года до пяти лет и при необходимости может быть продлена; 4) представительство (в отличие от филиала) может осуществлять на территории России только деятельность по представлению интересов головной организации и их защите, но не имеет права заниматься деятельностью, входящей в функции основной организации. Внесение в реестр обязательно для всех представительств независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы. Свидетельство о внесении в реестр служит подтверждением официального статуса представительства на федеральном уровне и требуется при открытии банковских счетов, постановке на учет в налоговых органах, оформлении российских виз и прохождении таможенных процедур. В случае если разрешение на открытие представительства выдается Государственной регистрационной службой, внесение представительства в сводный реестр производится одновременно с выдачей разрешения. Таким образом, можно выделить четыре формы легализации участия иностранного капитала на территории Российской Федерации. При этом анализ инвестиционного законодательства показывает, что только определенные формы участия иностранных инвесторов подпадают под гарантии Закона об иностранных инвестициях: 1) в соответствии с пунктом 6 ст. 4 Закона если иностранный инвестор входит в состав участников российской коммерческой организации, она получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями и пользуется гарантиями, установленными указанным Законом; 2) создается филиал иностранной компании. Все остальные формы участия иностранного капитала на территории России не подпадают под гарантии инвестиционного законодательства. Действующее законодательство Российской Федерации отличается противоречивостью в порядке проведения аккредитации филиалов иностранных юридических лиц. В Законе об иностранных инвестициях можно обнаружить ряд противоречий, которые, несмотря на формальный характер, могут повлечь вопрос о компетенции Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ на право аккредитации филиалов. С одной стороны, в соответствии с абзацем третьим ст. 21 и статьей 24 Закона осуществление аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возлагается на федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и определяемый Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 на Министерство экономического развития и торговли РФ возложена ответственность за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц. При этом выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц поручено на основании пункта 2 этого же Постановления государственному учреждению - Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ <13>. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6412.
Следовательно, функции аккредитации представительств иностранных компаний не перенесены в компетенцию регистрационной палаты по причине того факта, что этот вопрос формально остается в компетенции Минэкономразвития России. С другой стороны, в Положении о Минэкономразвития России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г., не прописаны полномочия министерства по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц <14>. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
ФГУ "Государственная регистрационная палата" при Минюсте России не является федеральным органом исполнительной власти, поскольку не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <15>, и не может в силу статьи 21 Закона об иностранных инвестициях проводить аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц. -------------------------------- <15> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
Не утверждены постановлением Правительства РФ перечень и требования к содержанию Положения о филиале иностранного юридического лица и других документов в соответствии с пунктом 1 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях. Временное положение "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации", утвержденное Минюстом России 31 декабря 1999 г., не было официально опубликовано и не может заменить постановление Правительства РФ. В настоящее время в Правительстве разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об иностранных инвестициях". Документ направлен на разрешение ряда проблем, включая отмеченные в настоящей статье. Признание на законодательном уровне юридически значимыми действий по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц позволит ввести государственный контроль над деятельностью иностранных компаний на территории России. В законопроекте предлагается установить, что филиал или представительство иностранного юридического лица имеет право осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации со дня внесения соответствующих сведений в государственный реестр филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Предлагается также дополнить пункт 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях абзацем вторым с определением понятия "представительство". По мнению разработчиков законопроекта, представительство иностранной компании - это представительство головной организации, созданное на территории Российской Федерации, выполняющее функции по представлению и защите интересов создавшей его головной организации. Статьи 21 и 22 предлагается изложить в новой редакции. В соответствии с пунктом 8 ст. 21 законопроекта филиалы и представительства иностранных юридических лиц ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязаны вместе с головной организацией представлять в учреждение, уполномоченное на ведение реестра, документы, содержащие отчет о своей деятельности. По данной норме законопроекта возникает вопрос. Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями иностранных компаний, которые подчиняются юрисдикции другого государства. В соответствии со статьей 1102 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности, содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам. Таким образом, требование о предоставлении отчетности головной организации, закрепленное в пункте 8 ст. 21 законопроекта, противоречит статье 1102 ГК РФ. В статье 22 проекта закона указывается, что филиал или представительство иностранного юридического лица имеет право осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации со дня внесения соответствующих сведений в реестр. Филиал или представительство иностранного юридического лица прекращает свою деятельность со дня исключения из реестра. Предлагается дополнить Закон об иностранных инвестициях двумя статьями: 22.1 "Основания для отказа в аккредитации путем внесения сведения о филиале или представительстве иностранного юридического лица в государственный реестр филиалов и представительств иностранных юридических лиц" и 22.2 "Основания для исключения филиала или представительства иностранного юридического лица из государственного реестра филиалов и представительств иностранных юридических лиц". В пункте 6 ст. 22 законопроекта закреплено правило, в соответствии с которым в случае если иностранное юридическое лицо, уведомившее уполномоченный орган о создании на территории России филиала или представительства, осуществляет виды деятельности, подлежащие контролю и надзору со стороны иных федеральных органов исполнительной власти, в течение 30 дней необходимо получить заключение о возможности аккредитации путем внесения в реестр от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствующей сфере деятельности, либо мотивированный отказ. Относительно данного пункта отметим, что пока не существует четкого и однозначного регулирования участия иностранных инвесторов на российском рынке - ни по формам такого участия, ни по видам их деятельности. Причем одна из проблем отечественного законодательства как раз в том и состоит, что оно не определяет изначально виды деятельности, осуществляемые исключительно государством, и виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Непосредственное указание на существование института лицензирования и его законодательное закрепление в Гражданском кодексе РФ установлено в пункте 1 ст. 49 Кодекса: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т. е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. С 12 февраля 2002 г. в Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В данном Законе унифицировано законодательство о лицензировании и регулировании на уровне федерального законодательства видов деятельности, подлежащих лицензированию <16>. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
Процедура лицензирования включает в себя ряд этапов. В соответствии со статьей 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель направляет в лицензирующий орган наряду с заявлением ряд документов, включая документ, содержащий основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе. Но эти документы можно получить только после регистрации представительства или филиала и получения соответствующего свидетельства в государственной регистрационной палате. Таким образом, включив данное положение в статью законопроекта, законодатель устанавливает заведомо невыполнимое правило. Данный законопроект был рассмотрен в Государственной регистрационной палате, и на него было подготовлено и направлено в Министерство юстиции РФ заключение <17> с замечаниями, носящими абсолютно справедливый характер. -------------------------------- <17> Письмо от 9 февраля 2009 г. N СШ-1732.
Относительно процедуры государственной регистрации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в отличие от российских компаний Регистрационная палата отметила следующее. Регистрация российских организаций, как и аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц, позволяет осуществлять деятельность в Российской Федерации. Однако государственная регистрация российских юридических лиц в соответствии со статьями 49 и 51 ГК РФ наделяет их универсальной правоспособностью, а иностранные юридические лица в соответствии с нормами национального законодательства иностранных государств и международного частного права приобретают свою правоспособность по месту их создания до аккредитации в России. Филиалы и представительства организаций как в российском, так и в зарубежном законодательстве не имеют правоспособности, отдельной от организации, создавшей обособленное подразделение. Аккредитация представляет собой официальное признание (подтверждение) правового статуса обособленного подразделения (филиала, представительства) иностранной коммерческой организации. Изменение существующей процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц является нарушением, по мнению Регистрационной палаты, базовых принципов деятельности иностранных инвесторов в России, установленных статьями 4 и 9 Закона об иностранных инвестициях, а именно равенства с российскими резидентами и невозможности ухудшения их правового положения на время осуществления инвестиционных проектов, так как отдельная от юридических лиц регистрация филиалов и представительств российских компаний не предусмотрена. Это, в свою очередь, вызовет необходимость внесения изменений в международные договоры Российской Федерации, в которых статус российских организаций внесен на условиях взаимности и равенства, а введение в Российской Федерации отдельной от иностранного юридического лица государственной регистрации филиалов и представительств иностранных организаций ухудшит положение последних. Самый главный вывод, который делается в заключении ФГУ "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции", заключается в следующем: рассматриваемые законопроектом вопросы выходят за пределы правового регулирования Закона об иностранных инвестициях. Введение государственной регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по аналогии с регистрацией российских юридических лиц вводит разрешительный порядок деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц, включая при этом ряд заведомо невыполнимых положений в отношении иностранных инвесторов. Термин "аккредитация" является более понятным иностранным компаниям - участницам инвестиционных процессов в Российской Федерации. Он отражает уведомительный характер процедур создания филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории России и содержит в себе только обязанность обеспечения необходимой информацией об иностранном коммерческом присутствии на российском рынке контролирующие и регулирующие органы. Еще в 2001 г. Э. В. Талапина отмечала ряд наглядных недостатков системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации: 1) наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов (так, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляли Минюст, Минэкономразвития России и ТПП РФ); 2) не выделен четко субъект, чья деятельность аккредитуется (филиала или представительства иностранного юридического лица). Так, Минпромнауки России аккредитовало иностранные фирмы и организации; 3) не существовало единого для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования: в отношении ТПП РФ и Банка России действуют федеральные законы, а в отношении остальных - подзаконные акты; 4) жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но и не учитывают различия российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами <18>. Следовательно, нельзя полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц <19>. -------------------------------- <18> Еремеишвили Л. А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков: Международное право (материалы всероссийской конференции). М., 2000. С. 120. <19> Талапина Э. В. Аккредитация представительств иностранных юридических лиц в России // Право и экономика. 2001. N 7.
Относительно первого и второго замечания о системе аккредитации в Российской Федерации необходимо отметить: в настоящее время они устранены. Так, отмеченный пункт 67 Положения о Минэкономразвития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990 (в ред. от 4 июля 2003 г.), в соответствии с которым Министерство аккредитует представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалы иностранных юридических лиц, а также выдает разрешения на открытие иностранными юридическими лицами представительств на территории Российской Федерации <20>, отменен <21>. -------------------------------- <20> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 125. <21> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
Аналогичная ситуация имеет место и в отношении пункта 53 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 (в ред. от 31 июля 2003 г.), о Министерстве транспорта, в соответствии с которым Минтранс аккредитовывает в установленном порядке при Министерстве российские организации и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспортного комплекса <22>. Данное Положение отменено <23>. -------------------------------- <22> СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 235. <23> Утратил силу в связи с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.
Третье замечание относительно отсутствия единого для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования абсолютно актуально и в настоящее время. В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <24> Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами <25>.В то же время относительно аккредитации подавляющего числа иностранных инвесторов регулирование происходит на уровне актов Правительства РФ. -------------------------------- <24> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1593. <25> Вопросы о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций урегулированы Положением, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997 г. N 02-437 // Вестник Банка России. 1997. N 76.
В соответствии с Приказом Минюста России от 16 ноября 2005 г. N 220 утвержден Устав федерального государственного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации". В статье 9 Устава указано, что основными функциями Палаты являются: - аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации; - ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний; - выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации; - ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации <26>. -------------------------------- <26> Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. N 2.
К сожалению, больше нет никаких нормативных актов, регламентирующих данный вопрос. Во многих странах порядок открытия и деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц регламентирован самостоятельными нормативными актами. Предложенный законопроект о внесении изменений в Закон об иностранных инвестициях не решает эту проблему. Суть этой проблемы заключается в том, что посредством аккредитации государство подтверждает законное вхождение иностранных субъектов в хозяйственный оборот на территории России. Цель этого механизма - установление особого государственного контроля над осуществлением видов деятельности, в силу присущих им особенностей сопряженных с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов и связанных с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Инвестиционная деятельность как юридический факт порождает возникновение разного рода правоотношений. С одной стороны, инвестиции представляют объекты гражданских прав, и совершение с ними действий влечет возникновение правоотношений, в рамках которых иностранные инвесторы и иные участники становятся носителями гражданских прав и обязанностей. С другой стороны, при вложении иностранных инвестиций могут возникнуть и другие отношения, основанные на административном или ином властном подчинении. Содержание последних составляют налоговые, административные и иные права и обязанности иностранных инвесторов <27>. -------------------------------- <27> Лисица В. Н. Предмет регулирования международного инвестиционного права. Новосибирск, 2008. С. 129.
Комплекс гражданских, административных и иных подобных им прав и обязанностей формирует инвестиционные отношения, которые являются сложными по своей природе и регулируются нормами разных отраслей российского права. Немаловажный аспект регулирования деятельности иностранных инвесторов - контроль над созданием форм присутствия иностранного капитала. Наиболее оптимальным вариантом решения отмеченных проблем в данной сфере, по нашему мнению, является принятие единого унифицированного нормативного акта - Федерального закона "О государственной аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний" <28>. -------------------------------- <28> При этом необходимо отметить, что статья 55 ГК РФ устанавливает только одно требование: "Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица". Про регистрацию по месту нахождения обособленных подразделений ничего в Кодексе не говорится.
В данном Законе необходимо выделить Общую и Особенную части. В общей части Закона дать законодательное определение понятия "представительство ("филиал") иностранной компании. Закрепить орган, ответственный за процедуру государственной аккредитации (Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ) <29>. -------------------------------- <29> В большинстве европейских стран упомянутые функции осуществляются органами юстиции. Например, в Республике Беларусь действует Постановление Совета Министров РБ от 22 июля 1997 г. "О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций". В Китае создание и функционирование представительств иностранных компаний регулируются Постановлением Правительства КНР от 30 октября 1980 г. "Временные положения о контроле над постоянными представительствами иностранных фирм".
На законодательном уровне необходимо закрепить принципы аккредитации иностранных компаний: - единую процедуру государственной аккредитации независимо от объекта регистрации и его региона; - единые аккредитующие органы (учреждения юстиции); - Единый государственный реестр аккредитованных представительств и филиалов иностранных компаний (первоначально такие реестры должны сводиться на уровне субъектов, а затем уже на уровне Российской Федерации); - открытость сведений о государственной аккредитации иностранных компаний. Установить сроки рассмотрения заявок, унифицированный перечень документов, необходимый для аккредитации. В Особенной части Закона необходимо закрепить особенности процедур аккредитации в зависимости от сферы направления инвестиционной активности: торгово-закупочная деятельность, промышленность, банковская деятельность, страхование, автомобильная промышленность, самолетостроение, фондовый рынок. Установление единых унифицированных правил и процедур аккредитации иностранных компаний позволит преодолеть несогласованность и противоречивость нормативных актов, регламентирующих данный процесс, обусловленных принятием их в разное время на разных уровнях различными нормотворческими органами, которые регламентируют данный процесс на современном этапе.
Библиография
Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. Богданов Л. Рейтинги инвестиционной привлекательности: о чем они говорят? // Вестник ФГУ "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции". 2009. N 1. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. Еремеишвили Л. А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков: Международное право (материалы всероссийской конференции). М., 2000. Кучер А., Никитин М. Новый Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2000. N 1. Лебединец И. Н. Международно-правовые гарантии иностранных инвестиций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. Лисица В. Н. Предмет регулирования международного инвестиционного права. Новосибирск, 2008. Международное частное право: Сборник нормативных документов / Под ред. К. А. Бекяшева, А. Г. Ходакова. Талапина Э. В. Аккредитация представительств иностранных юридических лиц в России // Право и экономика. 2001. N 7. Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
------------------------------------------------------------------
Название документа