Стадии (этапы) применения норм гражданского права
(Авалян Р. М.) ("Гражданское право", 2009, N 2) Текст документаСТАДИИ (ЭТАПЫ) ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Р. М. АВАЛЯН
Авалян Роман Михайлович, аспирант кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения норм гражданского права. Автор выделяет такие стадии (этапы) применения норм, как исследование фактических обстоятельств дела, юридическая квалификация, экспертиза выбранных правовых норм, толкование норм права, принятие акта применения права, доведение акта применения права до его адресата и исполнение акта применения права <*>. -------------------------------- <*> Ключевые слова: применение норм гражданского права, правоприменение, стадии применения норм, справочно-правовые системы.
The article deals with topical issues of application of norms of civil law. The author delimits such stages of application of norms as investigation of actual circumstances of the case, legal qualification, expertise of selected legal norms, interpretation of norms of the law, adoption of the act of application of law, bringing of the act to the addressee and execution of the act of application of law <**>. -------------------------------- <**> Avalian R. M. Stages of application of norms of civil law.
Процесс применения права принято разделять на этапы (стадии). Наиболее распространенным в научной литературе является мнение, что их три. Однако некоторые авторы выделяют большее их количество, например четыре <1>, пять <2> или шесть <3>. Все зависит от "удаленности точки", с которой смотреть на процесс правоприменения. Чем "ближе" и подробнее рассматривать применение права, тем больше этапов можно в нем выявить. Все зависит от цели исследования. Очевидно, что в этом случае их количество может превышать и три, и даже шесть. -------------------------------- <1> См.: Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М., 1999. <2> См.: Правоприменение: теория и практика / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2008. С. 172. <3> См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2000; Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996. С. 269 - 272.
Рассмотрим процесс применения права подробно. Выделив в нем семь этапов, выявим существующие проблемы и предложим варианты их решения. На первом этапе происходит исследование фактических обстоятельств дела. Без их достоверного установления невозможно установление объективной истины и, следовательно, вынесение законного и обоснованного решения. Второй этап - это выбор правовых норм, соответствующих установленным фактическим обстоятельствам. Его также принято называть юридической квалификацией. Особое внимание на этом этапе следует уделять такому явлению, как коллизии правовых норм. Если они будут выявлены, то необходимо учитывать следующие правила: - при коллизии норм, содержащихся в правовых актах, изданных разными органами, применяются нормы акта, обладающего большей юридической силой; - при коллизии общего и специального актов одного уровня приоритет отдается специальному; - при коллизии норм, содержащихся в правовых актах одного органа, применяются нормы того из них, который издан позже. Для правильного выбора нормы правоприменитель должен сопоставить реальную жизненную ситуацию с нормами права, "приложить" юридические шаблоны к конкретным обстоятельствам. После этого ему необходимо ответить на вопрос: соответствует ли поведение субъекта предписаниям выбранных норм права? В случае отрицательного ответа, выяснить, в чем именно заключается противоправность его действий (бездействия) и применить соответствующие санкции. В случае с нормами гражданского права применение может быть осложнено наличием сделки, в соответствии которой правоотношения сторон регулируются иначе, чем предусмотрено нормативными правовыми актами. Например, в ст. 464 Гражданского кодекса закреплено правило, в соответствии с которым покупатель вправе отказаться от товара в случае, если принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок. И тут же оговорено, что договором может быть предусмотрено иное. Другой пример: стороны могут включить в договор самостоятельно разработанные условия применения и исчисления неустойки (договорная неустойка), отступив от правил, установленных в нормативных правовых актах. В данных случаях компетентный орган (например, арбитражный суд, разрешающий спор) обязан применять не только нормы права, но и правила, предусмотренные соглашением сторон (разумеется, если они не противоречат нормам законов и иных нормативно-правовых актов). В такой ситуации употребление термина "правоприменение" по отношению к деятельности суда вряд ли корректно. Скорее, это нормоприменение, поскольку применяются не только нормы права, но и нормы конкретного договора. Словосочетание "применение норм договора" часто употребляется и в судебных актах, например в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 23 мая 2001 г. по делу N Ф04/1454-262/А03-2001; Московского округа от 11 января 1999 г. по делу N КГ-А40/3443-98 и др. Несмотря на это, термин "нормоприменение" ни в гражданском праве, ни в других отраслевых науках, ни в теории права практически не используется. Хотя его внедрение в юридическую, а особенно (в свете приведенных выше доводов) в цивилистическую терминологию, представляется необходимым. Тем более что в процессе деятельности так называемых правоприменительных органов на самом деле применяется не право как система общеобязательных норм, а конкретные нормы конкретных правовых актов. И ссылки именно на эти нормы содержатся в текстах актов применения права, в том числе судебных. Поэтому и указанные органы терминологически правильно называть "нормоприменяющими", а не "правоприменительными". Тем более что и с точки зрения синтаксиса в словосочетании "норма права" главным словом является "норма". Следовательно, в попытках сокращения словосочетания "применение нормы права" представляется более разумным пожертвовать словом "право". Более того, при применении норм права суды используют и иные источники права: обычаи делового оборота, обычно предъявляемые требования, деловые обыкновения (общее поднормативное регулирование); нормы и устоявшиеся правила взаимоотношения сторон конкретного договора (индивидуальное поднормативное регулирование), которые, по сути, заменяют собой нормы права. На основании этого некоторые цивилисты делают вывод о существовании источников правоприменения. "Источниками правоприменения в гражданско-правовых обязательствах наряду с нормативным регулированием выступает общее и индивидуальное поднормативное регулирование" <4>. -------------------------------- <4> Серветник А. А. Применение договорного права: Учеб. пособие. Саратов, 2007. С. 24.
Таким образом, представляется, что по объему охватываемых понятий и явлений термин "источник правоприменения" занимает промежуточное положение между источником и формой права. На наш взгляд, можно определить как обязательное для субъектов конкретного правоотношения правило поведения, на основе которого нормоприменяющий орган выносит акт применения норм права. Третий этап нормоприменения заключается в проверке, своего рода экспертизе, выбранных правовых норм. Нормоприменитель обязан совершить следующие действия. Во-первых, установить, являются ли тексты применяемых норм подлинными. Для этого необходимо использовать источники, в которых правовые акты, содержащие данные нормы, были опубликованы официально. Хорошо, если нормоприменитель использует тексты нормативных правовых актов непосредственно из официальных источников. Однако это не всегда удобно. Действительно, найти в официальном источнике необходимые нормативные правовые акты, да еще и учесть все их редакции - задача сложная. Поэтому чаще всего приходится обращаться к различным сборникам, кодексам (с комментариями или без них) и другим подобным материалам, изданным на коммерческой основе. Все более широкое распространение получают электронные справочные правовые системы (СПС). Среди наиболее известных - "КонсультантПлюс" и "Гарант". Без их наличия сегодня практически невозможно представить деятельность субъектов современных рыночных отношений. Ими активно пользуются не только нормоприменители, но и юридические и физические лица. Очевидным преимуществом СПС по сравнению с традиционными печатными источниками, а тем более с официальными, является удобство в пользовании и возможность быстро найти необходимый правовой акт. Не вызывает сомнений и тот факт, что в обозримом будущем СПС или им подобные электронные базы вытеснят печатные аналоги. Таким образом, уже назрела необходимость в появлении электронного источника, построенного по принципу базы данных, тексты которого являлись бы официальными. Это может быть СПС, издаваемая государственными органами, которая будет альтернативой "Гаранту" и "КонсультантуПлюс". Однако ее внедрение будет возможно лишь в структурах, так или иначе связанных с государством, поскольку выдержать рыночную конкуренцию с коммерческими СПС, а тем более вытеснить их, вряд ли будет возможно. Другой, как представляется, более реалистичный вариант - признать тексты нормативных правовых актов, размещенных в двух указанных СПС, официальными. Разумеется, для этого потребуется, во-первых, жесткий многоуровневый государственный контроль за соответствием официальных электронных документов их "первичным" печатным аналогам, а во-вторых, принятие необходимой для этого законодательной базы. Во-вторых, на этапе проверки гражданско-правовых норм необходимо удостовериться, что соблюдена процедура принятия (издания) нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы. Они должны быть приняты (изданы) в пределах компетенции соответствующих органов, официально опубликованы, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - зарегистрированы в установленных случаях. В-третьих, проверить действие норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Для этого необходимо установить, действуют ли нормы в момент принятия соответствующего решения. В некоторых случаях необходимо устанавливать действие норм в прошлом. Например, в случае разрешения спора суд должен применить материальные нормы, действовавшие в момент возникновения спорного правоотношения, а также распространяющие свое действие на тот момент ввиду наличия обратной силы. Аналогично, нормоприменитель должен установить, действуют ли применяемые процессуальные нормы на той территории, где выносится акт применения права, а также имели ли место юридические факты, на основе которых принимается этот акт, на территории действия материальных норм. Иными словами, нормоприменяющий орган обязан руководствоваться процессуальными нормами, действующими на территории, где выносится акт применения права. Кроме того, ему необходимо установить, произошли ли юридические факты на территории действия применяемых материальных норм. И наконец, нормоприменитель должен установить, распространяют ли применяемые нормы права свое действие на лиц, права и (или) обязанности которых затрагивает акт применения права. Четвертый этап заключается в толковании норм права, т. е. установлении их смысла и содержания. Для этого используются разнообразные способы толкования: формальный, логический, системный, исторический, политический, грамматический и т. д. От того, как нормоприменитель истолкует нормы, зависит правильность решения, которое будет им принято. Пятый этап нормоприменения - принятие акта применения права, который "фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер" <5>. Хотя в силу уже изложенных выше доводов данный акт терминологически правильно именовать нормоприменительным или актом применения норм права. Корректно также называть их индивидуальными правовыми актами. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Теория государства и права" (под ред. А. С. Пиголкина) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2003. ------------------------------------------------------------------ <5> Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996. С. 274.
Нормоприменяющий орган, принимая индивидуальный правовой акт, учитывает особенности конкретного правоотношения. Принятие индивидуального правового акта - это основная, центральная стадия процесса нормоприменения. Все предыдущие этапы лишь подготавливали для этого почву, юридическую основу для принятия акта применения права. В научной литературе существует множество разнообразных классификаций нормоприменительных актов. Не вдаваясь в дискуссии, связанные с видами актов применения норм права и критериями их разграничения, приведем лишь одну классификацию, на наш взгляд, наиболее значимую. В зависимости от субъектов нормоприменения принято выделять акты судов; государственных органов власти; иных субъектов, не относящихся к первым двум категориям. Последний вид нормоприменительных актов больше относится к сфере трудового права (например, различные приказы руководителей, акты профсоюзов, комиссий по трудовым спорам и т. д.). Но и нормы гражданского права иные субъекты также применяют. Например, А. А. Серветник указывает, что "нотариальное удостоверение сделок... является правоприменительным актом, обеспечивающим законность заключаемых сделок" <6>. А при несоблюдении требования о нотариальном удостоверении сделки, она считается недействительной. Следовательно, "возникшие из сделок субъективные гражданские права не могут быть осуществлены участниками правоотношений без последующего их утверждения правоприменительным актом" <7>. Отсюда вывод: нотариальные действия "носят властный характер и обладают всеми признаками правоприменительной деятельности" <8>. -------------------------------- <6> Серветник А. А. Указ. соч. С. 17. <7> Там же. С. 17. <8> Там же. С. 18.
Шестой этап - это доведение акта применения права до его адресата. Оно происходит либо непосредственно после принятия соответствующего акта (например, оглашение судом принятого решения), либо по истечении заранее определенного времени. Так, решение Федеральной службы по финансовым рынкам (или ее территориальными органами) о государственной регистрации выпуска ценных бумаг доводится до адресата в форме уведомления в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения (п. 2.4.15 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н). Следует особо отметить, что лица или органы, чьи права и (или) обязанности затронуты принятием решения, должны быть осведомлены о нем. Наконец, седьмой этап, который, к сожалению, крайне редко упоминается в научной литературе в числе этапов процесса нормоприменения, - это исполнение акта применения права (например, решения суда). По нашему мнению, именно исполнение есть применение права в собственном смысле слова. Правоприменительный (как и любой другой) акт сам по себе не порождает правоотношений, которые государство в лице компетентных органов "хочет видеть" в результате его принятия. Он лишь наделяет своих адресатов правами, возлагает обязанности или содержит меры ответственности. А воплотятся ли они в конкретное правоотношение? Последуют ли адресаты их предписаниям? Будут ли они добровольно или принудительно исполнены? Возможно, что нет! Следовательно, и процесс правоприменения нельзя считать завершенным. Безусловно, не всякий правоприменительный акт подлежит исполнению. Но когда это необходимо, именно исполнение выступает "венцом" правоприменительного процесса, показателем его эффективности. А в более широком смысле - показателем отношения общества к государству и его властным актам, к праву в целом.
Название документа