Вакф как институт мусульманского гражданского права: история и современность

(Цмай В. В.) ("История государства и права", 2009, N 12) Текст документа

ВАКФ КАК ИНСТИТУТ МУСУЛЬМАНСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В. В. ЦМАЙ

Цмай Василий Васильевич, доктор юридических наук, профессор.

Актуальность исследования Вакфа объясняется тем обстоятельством, что в ходе перестройки и возрождения национальных культур, в том числе и мусульманской, выдвигаются предложения о включении в действующее гражданское законодательство субъектов Российской Федерации наиболее эффективных и проверенных временем правовых институтов. Вакф <1> является одним из центральных институтов мусульманского "права личного статуса", сохраняющегося и продолжающего функционировать в правовых системах мусульманских стран благодаря способности эволюционировать и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Он оказывает большое влияние на социальную, экономическую, духовную, политическую и культурную жизнь общества. Во всех мусульманских странах созданы министерства вакфов, занимающие важное место в государственном аппарате. Вакфы учреждают для финансирования государственных и негосударственных образовательных учреждений, строительства публичных библиотек, помощи студентам в получении высшего образования, финансирования научно-исследовательских институтов, содержания детских домов и домов престарелых, поддержки организаций, занимающихся опекунством и попечительством, оказания помощи бедным, предоставления технической и научной помощи производствам, нуждающимся в повышении производительности, освещения и асфальтирования дорог, предоставления кредитов предпринимателям, строительства, оборудования и обслуживания мечетей, финансирования программ здравоохранения и помощи больным, предоставления финансовой помощи семье вакифа, его родителям и наследникам, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, содействия безопасности дорожного движения. Это еще далеко не полный перечень применения института вакфа. -------------------------------- <1> Вакф - неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенной цели.

По мнению известного специалиста в области мусульманского права Л. Р. Сюкияйнена, "учет отдельных норм и принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца - вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации... Следует четко осознавать, что у нее не просто есть будущее в этом регионе. Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к правовым аспектам шариата" <2>. В качестве примеров Л. Р. Сюкияйнен приводит брачный контракт, детально регламентирующий прежде всего имущественные отношения, институты наследования, опеки, попечительства и благотворительности. При этом, на наш взгляд, здесь подчеркивается очень существенная деталь: "...хотя они считаются институтами личного статуса, регулирующее их законодательство во многих арабских странах распространяется на всех граждан вне зависимости от конфессиональной принадлежности и не воспринимаются как закрепление религиозных постулатов. Такой подход косвенно подтверждает правовой характер указанных институтов". Говоря о вакфе, Л. Р. Сюкияйнен особо выделяет этот правовой институт: "Отточенный мусульманско-правовой доктриной на протяжении столетий, этот институт ранее широко использовался для поддержки образования и науки, а в настоящее время, кроме того, применяется в исламском мире в целях финансирования социальных программ. Причем мусульманское право значительно подробнее и эффективнее, нежели действующее российское законодательство, регулирует правовой статус и взаимные права и обязанности трех основных сторон благотворительной деятельности - донора, выгодополучателя и лица, уполномоченного управлять вакуфным имуществом и направлять получаемые от его эксплуатации доходы на удовлетворение потребностей адресата помощи" <3>. -------------------------------- <2> Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 1997. С. 34. <3> Там же. С. 36.

Исследование института вакфа представляет большой интерес еще и потому, что в англосаксонской правовой семье успешно функционирует схожий институт доверительной собственности (trust), являющийся, по утверждению известного компаративиста Р. Давида, "основным понятием английского права и одним из наиболее важных детищ права справедливости" <4>. В США институт траста в XIX - XX вв. получил новую жизнь и наиболее полное развитие. Именно в форме траста в XIX - XX вв. утвердились и функционируют многие из крупнейших монополий США. Не случайно в 2000 г. Совет исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламской Конференции в ходе своей двенадцатой сессии, рассматривавший вопрос об инвестировании вакуфных средств, принял решение о проведении дополнительных исследований о различии между вакфом и доверительным управлением (трастом) <5>. -------------------------------- <4> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 236. <5> См.: Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) / Пер. с арабского М. Ф. Муртазина. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 2003. С. 256.

В современной России предпринимаются попытки адаптировать в гражданское законодательство институт траста. Так, в 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" <6>. Во исполнение п. 22 Указа Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом был утвержден Типовой договор об утверждении траста (доверительной собственности) на пакет акций, находящихся в государственной собственности <7>. Однако траст не прижился в российском гражданском праве. Причиной этому было то, что траст был заимствован из англосаксонской системы права, где допускается расщепление права собственности. В России, где применяется романо-германская правовая система, расщепление собственности невозможно. Принятие первой части Гражданского кодекса РФ значительным образом изменило отношение к применению института доверительной собственности в российских условиях <8>. В п. 4 ст. 209 ГК РФ было указано на возможность передачи имущества в доверительное управление, учреждение которого не влечет для собственника утраты права собственности. С этого момента в нормативных актах и литературе больше не встречается термин "доверительная собственность". Завершающим этапом адаптации института доверительной собственности в виде доверительного управления было введение с 1 марта 1996 г. в действие части второй ГК РФ <9>: глава 53 получила название "Доверительное управление имуществом" и содержит 14 статей, регулирующих, конечно, только наиболее важные вопросы этой сферы общественных отношений. Включение в систему гражданско-правовых договоров, регулируемых Гражданским кодексом, договора доверительного управления имуществом окончательно решило судьбу доверительной собственности (траста) в российском гражданском праве <10>. Таким образом, институт доверительного управление имуществом стал составной частью действующего российского гражданского законодательства, хотя и в качестве института обязательственного права. Несмотря на это, некоторые авторы считают, что институт доверительной собственности, несколько модифицировав, можно внедрить в российское гражданское право по следующим причинам: во-первых, с точки зрения практики применения закона мы близки к англосаксонской правовой системе, потому что у нас суды иногда работают по прецедентам; во-вторых, необходимо обратить внимание на институт полного хозяйственного ведения. Данный институт предусматривает существование лица, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом как собственник, но таковым не является. Право собственности расщеплено и привязано к различным субъектам: государственным органам в одной части и к хозяйственному субъекту - в другой <11>. Попытки адаптировать институт траста предпринимают и другие страны романо-германской правовой семьи, хотя в них регулирование доверительной собственности характеризуется значительными особенностями. Важным событием в международном признании этого института стало принятие в 1985 г. Гаагской конвенции о праве, применяемом к трастам, и об их признании в том смысле, чтобы страны, в праве которых не существует доверительной собственности, могли признавать иностранные трасты в тех случаях, когда вопросы, касающиеся таких трастов, возникают в юрисдикции этих стран. Чрезвычайная эффективность и популярность институтов траста и вакфа, значительный потенциал их дальнейшей эволюции и адаптации за рамками их традиционных правовых семей, в том числе и в Российской Федерации, говорят о необходимости продолжения изучения этих институтов. Хотя, безусловно, особый интерес представляет их дальнейшая судьба в России, в стране многонациональной и многоконфессиональной. -------------------------------- <6> См.: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2296 "О доверительной собственности (трасте)" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 1. Ст. 6. <7> См.: Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 15 февраля 1994 г. // Российские вести. 1994. 18 марта. <8> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. от 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2009. N 7. Ст. 7755. <9> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2009. N 1. Ст. 16. <10> См.: Ованесов А. Траст в России (юридические аспекты) // Рынок ценных бумаг. 1997. N 8. С. 55 - 57; Суханов Е. А. Доверительное управление или траст // Экономика и жизнь. 1995. N 6. С. 6. <11> См.: Мостовой П. Траст необычайно удобен // Экономика и жизнь. 1994. N. 5. С. 17.

Существенную роль при рассмотрении любого правового института, в том числе и вакфа, играет само определение понятия. С арабского языка слово "вакф" как лингвистическая категория переводится как стояние, остановка, пауза <12>. Синоним слова "вакф"-"хабс", который также употребляется для обозначения данного института, переводится как арест, задержание, удержание <13>. Как правовая категория вакф означает "неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей... право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакифа) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта" <14>. Автор знаменитой работы "Хидоя. Комментарии мусульманского права" факих-правовед Бурхануддин Маргинани, последователь ханафитской школы права (мазхаба) суннитского толка ислама, дал следующее определение вакфа: "На языке закона (по мнению Абу Ханифы) этим термином обозначается посвящение какого-либо предмета какой-либо цели таким образом, что лицо, которому первоначально принадлежал этот предмет, сохраняет на него права собственности, и лишь пользование этим предметом идет на какие-либо благотворительные дела в виде как бы ссуды" <15>. -------------------------------- <12> См.: Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. С. 1151. <13> См.: Там же. С. 190. <14> Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 45. <15> Маргинани, Бурхануддин. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2 ч. Ч. 1. Т. I - II / Пер. с англ.; под ред. Н. И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А. Х. Саидов. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 532.

Необходимо иметь в виду, что в мусульманском праве существует по крайней мере четыре школы права в суннитском исламе и три - в шиитском, которые дают свои собственные определения вакфа. К тому же внутри школ права также имели и имеют место разногласия по этому поводу. Маликитская школа права дает свое определение вакфа: "Вакф - это ассигнование выгоды (в виде денежных или иных средств) от собственности на определенные цели, на срок, который будет определен вакифом" <16>. Для шафиитской школы права вакф представляет собой "удержание любого имущества, с которого можно извлечь пользу, с оставлением его субстанции в целостности и сохранности, без права распоряжения им, и определение доходов от него на существующие и дозволенные шариатом цели" <17>. Согласно точке зрения ханбалитской школы права, "вакф - это удержание учредителем своей собственности, субстанция которого находится в полном его распоряжении или в распоряжении уполномоченного лица, и определение выгоды от него на благотворительные цели, основной целью которого является приближение к Богу" <18>. Шиитские школы права чаще всего дают следующее определение: "Вакф - это договор, в результате которого удерживается субстанция имущества и определяются доходы от него на благотворительные цели". Следует отметить, что не все шиитские ученые согласны рассматривать вакф в качестве договора, так как вакф не является актом купли-продажи и не нуждается в согласии той стороны, для которой он учреждается <19>. Наибольше споров возникает по поводу сохранения прав собственности за учредителем или бенефициарами на учреждаемое имущество, срочного или бессрочного характера учреждения, а также по поводу предмета вакфа. Что касается предмета вакфа, все школы едины во мнении о том, что им должно быть недвижимое имущество. Когда речь заходит о недвижимом имуществе, правоведы высказывают различные несовпадающие точки зрения, выдвигаются различные условия для действительности такого вакфа. Споры в отношении определения понятия "вакф" продолжаются и в наши дни. Например, в Гражданском кодексе Иордании вакф определяется как удержание субстанции имущества, лишенного права распоряжения, и ассигнование его доходов на благотворительные цели. Вакуфное имущество не может быть собственностью вакифа, а также не может переходить в собственность другого лица <20>. Статьи 3 - 9 индийского Закона "О вакфе" от 1995 г. сохраняют право собственности учредителя вакфа на субстанцию вакуфного имущества <21>. -------------------------------- <16> Ал-Касими М. А. Вакф: Сб. докл. X исламского симпозиума в Индии. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-ильмия, 2001. С. 125. <17> Кахаф М. Исламский вакф, его эволюция, управление и развитие. Дамаск: Дар ал-фикр, 2000. С. 57. <18> Ал-Кабиси М. У. Нормы вакфа в мусульманском шариате. Багдад: Ал-Иршад, 1977. Т. I. С. 84 - 85. <19> См.: Ан-Наджафи М. Х. Джавахер ал-калам фи шарх шара'ез ал-ислам / Под ред. А. ал-Ахванди. Тегеран: Дар ал-кутуб ал-исламия (б. г. изд.). Т. 28. С. 2 - 3. <20> См.: ст. ст. 1233, 1235, 1243 Гражданского кодекса Иордании. Амман: Адвокатская коллегия, 1994. <21> См.: Кахаф М. Указ. соч. С. 59.

Важным моментом является учреждение вакфа. Акт учреждения вакфа совершается добровольным заявлением учредителя (вакифа) и не требует согласия с какой-либо стороны. Вакиф должен произнести соответствующую формулу "сига", которая бывает двух видов. Во-первых, прямая, в которой должны использоваться слова "вакф" или "хабс". Во-вторых, косвенная, когда учредитель должен произнести слова, которые содержат понятие и смысл вакфа. Например, "жертвую на Божий путь" или "назначаю в качестве вечной милостыни". Если человек немой, он может обозначить свое желание учредить вакф знаками или письменно. Мусульманское право знает два вида учреждения вакфа: письменный, который составляет, заверяет и выдает судья (кади), и устный, провозглашаемый обычно в мечети. Учредителем вакфа может быть любое юридическое или физическое лицо, являющееся гражданином страны, в которой учреждается вакф. Иностранный гражданин также может быть учредителем вакфа, если цель вакфа будет направлена на пользу граждан данной страны. Вакф должен быть письменно зарегистрирован вакифом, заинтересованными лицами, в том числе бенефициарами в соответствующих учреждениях согласно законам страны учреждения. В случае устной формы - после его учреждения <22>. В акте учреждения должны быть точно определены предмет вакфа, его цели, имена бенефициариев, дальнейший порядок их определения, предназначенные им доли, а также имена вакифа и свидетелей. -------------------------------- <22> См.: Там же. С. 160.

В зависимости от цели, времени и использования вакуфного имущества различают следующие виды вакфов: а) в зависимости от цели: - благотворительный вакф - в арабских странах называется "вакф хайри" или "вакф амм", учреждается в общественных благотворительных целях (например, мечети, школы, дома престарелых, детские дома и др.); - семейный или потомственный вакф, известный в арабских странах под названием "вакф ахли", "вакф дурри" или "вакф хасс", учреждается в пользу определенного лица или лиц, в основном в пользу детей или родственников учредителя вакфа <23>; -------------------------------- <23> См.: Там же. С. 35.

- смешанный вакф - сочетает в себе элементы благотворительного и семейного вакфа, а доходы от него одновременно идут на благотворительные и семейные цели <24>; -------------------------------- <24> См.: Там же.

б) в зависимости от времени: - бессрочный вакф - это такой вакф, который не ограничен во времени, как правило, это общественные благотворительные вакфы. Его имущество не должно портиться и уменьшаться вследствие его использования, преимущественно это земля, здания и постройки, используемые для получения доходов, с условием ассигнования части доходов на ремонт вакфа или его замену; - срочный или временный вакф - ограничен во времени и должен возвращаться в собственность вакифа или его наследников после истечения срока его действия. Учреждение в основном касается имущества, которое с течением времени изнашивается и уменьшается вследствие его использования. Предметом временного вакфа может быть и недвижимость, которая со временем не портится и не уменьшается вследствие его использования, но это зависит от школы мусульманского права и внутригосударственных законов <25>; -------------------------------- <25> См.: Там же.

в) в зависимости от использования вакуфного имущества: - прямой вакф - это такой вид вакфа, имущество которого используется по прямому назначению (например, мечети для молитвы, школы для учебы или больницы для лечения больных); - инвестиционный или эксплуатационный вакф представляет собой такой вид вакфа, само имущество которого используется для получения средств или денег, которые тратятся на цель вакфа. Для действительности учреждения любого вакфа учредитель (вакиф) должен обладать необходимой правоспособностью для легитимного отчуждения имущества. Он должен быть совершеннолетним, находиться в здравом уме и являться собственником (или доверенным лицом владельца) имущества, которое он намеревается учредить в качестве вакфа, не должен быть обременен долговыми обязательствами, иметь право выбора. Таким образом, вакфы, учрежденные слабоумными, не достигшими совершеннолетия, невольниками (рабами) или лицами, не имеющими права выбора, являются недействительными <26>. Правоспособность является одним из главных условий учреждения вакфа, которое подтверждают все школы права. Ограниченно дееспособные и смертельно больные могут учреждать вакф за счет 1/3 своего имущества. В случае учреждения вакфа за счет более чем 1/3 имущества необходимо согласие их наследников. Вакуфное имущество должно быть четко определено и известно. Такие выражения, как "я учреждаю в качестве вакфа один из двух моих домов или часть моего поля", делают вакф недействительным. При произнесении вакифом фраз, указывающих на его намерение учредить свое имущество в качестве вакфа, его слова должны выражать решительность и бесповоротность его действий, решение должно быть осознанным. Поэтому вакф не может учреждаться обещаниями, а вакиф не может поставить себе в качестве условия возможность изменить принятое решение или дать себе время на раздумье. Учреждая вакф, вакиф может выдвигать определенные условия. Все условия, не нарушающие закона о вакфе, а также исламские законы, которые имеют юридическую силу, являются общеобязательными. -------------------------------- <26> См.: Там же. С. 161.

Согласно утвердившемуся правилу среди мусульманских правоведов, вакиф может определять на будущее для себя, своей супруги (супруга), детей и соответствующего мутавалли следующие правила, так называемые десять условий <27>: право добавления новых бенефициаров и новых целей на определенное или неопределенное время; право исключения части бенефициаров или исключения некоторых целей на определенное или неопределенное время; право изменения долей бенефициаров; право увеличения капитала бенефициария; право учреждения части дохода и добавления ее к главному капиталу вакфа; право назначения мутавалли и способ его выбора, а также их смены в будущем; право определения способа инвестирования денежного капитала вакфа в рамках исламского закона; право изменения основного капитала вакфа <28>. В современных законодательствах многих арабских стран содержатся соответствующие положения о "десяти условиях". Например, Гражданский кодекс Иордании дал полную свободу вакифу определять для себя или других лиц эти права на будущее без каких-либо ограничений <29>. Существенным является право определения бенефициаров. Им обладает только вакиф, его уполномоченное лицо или другое лицо на основании условия вакифа. -------------------------------- <27> Это те правила или условия, которые можно внести вакифу при учреждении вакфа в вакуфный акт. Они позволяют вакифу, его наследникам, мутавалли или другим лицам внести определенные коррективы, касающиеся учрежденного вакфа. Название "десять условий" было придумано и одобрено мусульманскими факихами. <28> См.: Кахаф М. Указ. соч. С. 167. <29> См.: п. 1 ст. 1237 Гражданского кодекса Иордании. Указ. соч.

Многочисленные споры вызывает вопрос о возможности отчуждения вакфов, о возможности их продажи или обмена. Анализ различных точек зрения мусульманских правоведов дает возможность сделать вывод о том, что обмен вакфа должен происходить только в случае крайней необходимости и на выгодных условиях, независимо от мнения и условий вакифа, которые он уже зарезервировал для себя. Такая мера необходима для предотвращения потери имущества вакфа и сохранности его от нападок власти и нехозяйственного мутавалли или же вакифа. В настоящее время обмен вакфов должен происходить только после соответствующего анализа со стороны Министерства вакфов и его подразделений. Затем осуществляющий за вакфом надзор судья должен дать свое заключение, разрешающее или, наоборот, запрещающее обмен. Только на этих основаниях обмен вакфа должен считаться действительным. Вакф невозможно представить без мутавалли (управляющий вакфом). Поэтому большой интерес представляет порядок его назначения, предъявляемые к нему требования, его правовой статус, оплата его труда, отстранение от занимаемой должности и т. д. Правом назначения мутавалли обладают прежде всего вакиф и судья. Назначаемый на эту должность должен быть совершеннолетним, находиться в здравом уме и быть способным управлять вакфом. В крайнем случае он должен быть способным давать указания по управлению вакфа <30>. Мутавалли имеют право на заработную плату. Вместе с тем не существует единого подхода в отношении ее размера, условий выплаты. Например, ханафиты и маликиты ставят ее размер в зависимость от доходов вакфа. Шафииты считают, что мутавалли должен получать ту сумму, которую назначил ему вакиф. Если вакиф не назначил мутавалли никакого гонорара, то он ничего не получит до тех пор, пока не поставит этот вопрос перед судьей и не попросит его назначить ему заработную плату. В этом случае судья должен назначить ему заработную плату, равную обычно выплачиваемой в таких случаях <31>. Точка зрения ханбалитов по этому поводу в целом схожа с шафиитской. Они только в случае неназначения зарплаты или гонорара разрешают пользоваться вакфом, но не извлекать из него денежную выгоду <32>. -------------------------------- <30> См.: Ал-Азами Х. А. Нормы вакфа. Багдад: Ал-Этимад, 1948 - 1949. С. 152 - 153. <31> См.: Абу Захра М. Сборник лекций по вакфу. Каир: Дар ал-фикр, 1971 С. 373 - 374. <32> См.: Там же. С. 374 - 375.

В круг обязанностей мутавалли входит все, что касается вопросов управления вакфом, ремонта, строительства, аренды, сбора арендной платы и доходов, сохранения капиталов и имущества вакфа, раздела доходов между бенефициариями, выплаты заработной платы работникам вакфа, представительства вакфа, защиты интересов его перед государством и другими организациями. Мутавалли несет личную ответственность за все действия, которые он осуществляет против воли учредителя вакфа. Если вследствие таких действий был нанесен вред вакфу, мутавалли должен возместить все убытки. Если он использовал доходы от вакфа в целях, не указанных в вакфном договоре, и это не принесло вакфу никакой пользы, то мутавалли должен вернуть потраченные деньги вакифу. Наконец, мутавалли должен отчитываться за свою работу в следующих случаях: если бенефициарии подозревают его в мошенничестве или в нарушении условий вакфа; если бенефициарии жалуются на его обращение с ними; если мутавалли недоволен своей заработной платой и попросил о пересмотре ее размера; если мутавалли захотел взять кредит для улучшения вакфа или обменять вакф на другой. В указанных случаях мутавалли должен представить отчет о всех доходах и расходах вакфа. Он должен сделать это добровольно, в противном случае он должен представить отчет по просьбе судьи, надзирающего за вакфом <33>. -------------------------------- <33> См.: Ал-Азами Х. А. Указ. соч. С. 170 - 171.

Таковы основные правовые характеристики одного из самых эффективных институтов мусульманского гражданского права, имеющего, безусловно, большие перспективы, и не только в правовых системах мусульманских стран.

Название документа