Сделки, противные основам правопорядка и нравственности (этический и правовой аспекты)

(Романец Ю. В.) ("Вестник гражданского права", 2009, N 2) Текст документа

СДЕЛКИ, ПРОТИВНЫЕ ОСНОВАМ ПРАВОПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ (ЭТИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ) <*>

Ю. В. РОМАНЕЦ

Романец Ю. В., доктор юридических наук.

1. Этическая основа вопроса

Право по своему предназначению призвано быть проводником нравственных ценностей в человеческом обществе. Поэтому хороший закон всегда основывается на нравственных началах. Между ними нет антагонизма. В то же время нравственность и право - явления нетождественные. Абсолютные нравственные установления даны человечеству как цель соединиться с Богом ("Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" <1>). А правовые нормы должны содержать лишь определенный минимум нравственных предписаний, т. е. ту степень нравственности, которую общество готово принять и без которой невозможно его нормальное существование на конкретном этапе развития: "Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он - до времени не превратился в ад" <2>. -------------------------------- <1> Евангелие от Матфея. 5:48. <2> Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. С. 322.

Так, нравственное совершенство предписывает: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" <3>; "Взаймы давайте, не ожидая ничего" (имеется в виду не заем под проценты, а простое одолжение. - Ю. Р.) <4>. Об одном из старцев рассказывают, что приходящему к нему попросить в долг он не давал ничего из своих рук, а говорил: "Пойди и возьми сам то, что тебе нужно". Когда должник приносил долг, то старец говорил: "Пойди положи на свое место". Если должник не возвращал долга, старец не напоминал ему <5>. Человеческое общество не может воспринять этот идеал как юридический закон. Современный нравственный уровень допускает дачу взаймы под проценты, главное, чтобы проценты не были слишком высокими. -------------------------------- <3> Евангелие от Матфея. 5:42. <4> Евангелие от Луки. 6:35. <5> Толкование Евангелия. М.: Благовест, 2002. С. 125.

Степень нравственности правовой системы - категория, предопределяемая различными факторами, в том числе историческими и духовными. Поэтому ее нельзя слепо копировать. Этический уровень, естественный для одного общества, может быть неприемлемым для другого. Кроме того, это динамичная категория. То, что было нормальным в прошлом, оказывается непостижимым (а точнее, недостижимым) сейчас. Например, древние судебники регламентировали такие стороны жизни, которые ныне находятся вне правового регулирования. Прелюбодеяние подлежало по правовым установлениям Пятикнижия смертной казни, а в настоящее время в большинстве государств оно не является правонарушением. Колдовство, квалифицировавшееся в древних сообществах как тяжкое преступление, ныне не влечет юридической ответственности <6>. -------------------------------- <6> Основы социальной концепции Русской православной церкви, принятые юбилейным архиерейским Собором в 2000 году. Раздел IV.3.

Одна из самых сложных и ответственных задач законодателя - правильно определить нравственный минимум, подлежащий юридическому закреплению. С одной стороны, нельзя доводить право до степени нравственного абсолюта, чтобы не возлагать неподъемное бремя на слабые плечи грешного человечества. С другой стороны, не менее опасно занижение "этической планки". Важно помнить, что нравственное совершенствование - главная цель существования человеческого общества, и право играет в этом первостепенную роль. Закон преследует, в частности, цель психического понуждения человека к верному направлению для самовоспитания. История знает много примеров того, как высоконравственное поведение, свойственное лишь немногим, становилось общим правилом, как только соответствующая этическая норма облекалась в юридический закон. Кроме того, нравственные правила, требующие правового закрепления, различаются по степени значимости и, следовательно, нуждаются в разных уровнях юридической защиты. Есть краеугольные нравственные начала, нарушение которых приносит наиболее существенный вред обществу. Такие нравственные основы следует особо тщательно охранять, законодательство должно содержать специальный правовой механизм, обеспечивающий эту охрану. Таким образом, задача законодателя состоит не только в том, чтобы адекватно определить уровень нравственного содержания правовых норм, но и правильно дифференцировать нравственные установления, подлежащие юридической защите, по степени их значимости. Отношение людей к одним и тем же этическим нормам может быть различным. То, что для одних является краеугольным нравственным ориентиром, для других - всего лишь второстепенное требование, которое, может быть, они и не стали бы выполнять, не будь оно закреплено законом. Однако, несмотря на то, что человеку свойственна субъективная оценка нравственных предписаний, они в силу своей объективной природы имеют абсолютное, истинное значение, не зависящее от взглядов конкретных людей. Объективны и уровень нравственного содержания правовых норм, и степень значимости конкретных нравственных установлений. Задача законодателя - познать эту объективную реальность и адекватно отразить ее в законе. Человеческое общество совершенствуется, когда правильно понимает нравственные нормы, объективно определенные много веков назад, и старается их выполнять. Противоположный результат наблюдается, когда эти объективные нормы пытаются изменить, приспособив под свой уровень духовного развития.

2. Требуется ли повышенная правовая защита против сделок, нарушающих основы правопорядка и нравственности?

Нарушение основ правопорядка (фундаментальных норм о социальном и экономическом устройстве, составляющих основу конституционного строя общества) и основополагающих нравственных предписаний требует адекватного реагирования со стороны государства. Для этого законодательство должно содержать соответствующие санкции. Причем юридическая санкция выполняет не только функцию защиты (реагирование на состоявшееся правонарушение), но и функцию охраны (предотвращение правонарушения). "Правовые законы суть законы психического понуждения, преследующие именно эту цель и обращающиеся к автономным субъектам права для того, чтобы сообщить их воле верное направление для саморуководства. Правовой закон властно понуждает психику человека и непосредственным импонированием авторитета, и формою приказа-запрета-позволения, и сознанием общественно организованного мнения, и, наконец, перспективою предстоящих неприятных последствий <7>. Поэтому там, где нарушаются основы нравственности или правопорядка, жесткое правовое реагирование необходимо. -------------------------------- <7> Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. С. 356.

В юридической литературе высказывалась точка зрения о том, что основанием для применения последствий недействительности сделки, противной основам нравственности, является нарушение ею этических требований, которые в отличие от права не закреплены в системе писаных норм <8>. Оценивая этот тезис, необходимо вспомнить, что принудительной силой государства обеспечиваются лишь такие моральные правила, которые закреплены в качестве юридических норм. Поэтому под нарушением основ нравственности как основанием для применения жестких санкций следует понимать наиболее значимые нравственные ценности, защищаемые законодательством, а не те моральные установления, которые находятся за пределами правового поля. -------------------------------- <8> См., напр.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 2-е изд., испр. и доп., с использованием судебно-арбитражной практики. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2002. С. 422.

Нарушение основ правопорядка или нравственности может иметь место в различных сферах общественных отношений, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок. Соответственно, закон должен предусматривать повышенные санкции за совершение сделок, противных основам правопорядка или нравственности (антисоциальных сделок). Этот тезис практически не подвергается сомнению. Позиция юристов, критикующих ст. 169 ГК РФ, сводится главным образом к тому, что карательные меры в отношении сделок, противных основам правопорядка или нравственности, должны иметь место, но не в гражданском законодательстве.

3. Правовая природа конфискационной санкции за совершение антисоциальных сделок

Статья 169 ГК РФ предусматривает изъятие в доход Российской Федерации имущества (предмета сделки), принадлежащего или причитающегося стороне, умышленно заключившей сделку с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Противники этой нормы считают, что указанная ответственность носит публично-правовой характер и не соответствует компенсационно-восстановительной сущности гражданско-правовых санкций. Для того чтобы ответить на вопрос о допустимости конфискационной нормы в ст. 169 ГК, необходимо вспомнить о принципах соотношения гражданского права с публичным правом. Частное право обеспечивает права отдельных лиц, наделяя каждого правовыми средствами реализации частных потребностей и интересов. Публичное право, напротив, содержит правовые средства признания и осуществления прав всех граждан данного общества, т. е. публичных интересов <9>. Гражданское право принадлежит к числу типичных отраслей частного права. В то же время "давно уже замечено, что границы между публичным и частным правом в значительной степени размыты. Наблюдается переплетение публичных и частных интересов, образование пограничных сфер, где публичное и частное право тесно взаимодействуют. Следовательно, требуется исходить не только из необходимости разграничения публичного и частного права, но и учитывать их тесное взаимодействие и обеспечивать оптимальные варианты такого взаимодействия в зависимости от целей права и характера отношений, складывающихся в той или иной сфере общественной жизни <10>. Одно из следствий взаимодействия частного и публичного права - появление комплексных законодательных актов, содержащих и частноправовые, и публичные методы регулирования. -------------------------------- <9> Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М.: МАКИК "Наука/Интерпериодика", 2003. С. 146. <10> Яковлев В. Ф. Указ. соч. С. 151 - 152.

В настоящее время гражданское право уже не является исключительно отраслью частного права, поскольку в него вплетено немало публично-правовых элементов. Так, наряду с частноправовыми санкциями, направленными на восстановление нарушенного субъективного права потерпевшего, гражданское законодательство предусматривает публично-правовые санкции, обеспечивающие публичный порядок <11>. Поэтому само по себе наличие в Гражданском кодексе конфискационной нормы не является юридическим нонсенсом. Оценка правильности такого законодательного решения зависит от того, обеспечивает ли оно наиболее эффективное достижение той цели, ради которой принята конфискационная норма. -------------------------------- <11> К числу последних можно отнести, в частности, нормы о сносе самовольной постройки (ст. 222 ГК РФ), а также меры имущественной ответственности за нарушение отдельных видов обязательств (см., например, ст. 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве").

Выполняет ли статья 169 ГК эту задачу? Конфискация полученного или причитающегося по сделке - последствие ее недействительности; последствие, специфическое, обусловленное повышенной опасностью нарушений основ правопорядка или нравственности. Закон классифицирует последствия недействительности сделок в зависимости от степени общественной опасности допущенных нарушений: при нарушении основ правопорядка или нравственности - конфискация предмета сделки; при иных нарушениях - двусторонняя реституция. Поэтому конфискация не может применяться наряду с реституцией. Либо одно, либо другое. Такова логика института недействительности сделок. Данная санкция хотя и не является компенсационно-восстановительной, но непосредственно связана с классическим гражданско-правовым институтом недействительности сделок. Эта фактическая связь обусловливает необходимость такой законодательной формы, которая позволяет в совокупности применять нормы о недействительности антисоциальных сделок и о специфических последствиях их недействительности, а не разрывать их в процессе практического применения. Оптимальной формой для решения этой задачи является объединение рассматриваемых норм в одной статье Гражданского кодекса. Иной подход создал бы искусственные препятствия для применения публично-правовой санкции. Что произойдет, если на сделки, противные основам правопорядка или нравственности, будут распространены общие последствия недействительности сделок (двусторонняя реституция), а конфискационная функция будет передана уголовному или административному праву? Сначала суд в гражданском судопроизводстве должен признать недействительной сделку, противную основам правопорядка или нравственности, и применить двустороннюю реституцию, а затем другой суд в порядке уголовного или административного судопроизводства должен вынести решение (и вынесет ли?) о конфискации имущества, возвращенного перед этим в порядке реституции. Зачем в порядке двусторонней реституции возвращать стороне имущество, которое в дальнейшем должно быть у нее изъято в доход государства? Искусственность такого пути очевидна: здесь разрывается то, что соединено естественно, - признание сделки недействительной и применение конфискационных последствий ее недействительности. Ненужное усложнение судебной процедуры, как правило, приводит к "отмиранию" соответствующих правовых норм. Снижение эффективности правоприменения особенно опасно там, где нарушаются основы нравственности или правопорядка. Индикатором правильности законодательного решения является судебная практика. Хороший закон - это такой закон, который, в частности, положительно воспринимается правосознанием вдумчивых судей, руководствующихся принципом справедливости. Нет уверенности в том, что именно так оценят судьи необходимость вынесения реституционного решения о возврате имущества стороне, совершившей сделку с целью, явно противной основам нравственности или правопорядка (даже несмотря на перспективу конфискации этого имущества в дальнейшем в порядке уголовного судопроизводства). Таким образом, во-первых, конфискационная санкция ст. 169 ГК имеет публично-правовую природу; во-вторых, она является элементом гражданско-правового института недействительности сделок; в-третьих, ее применение в рамках этого института позволяет наиболее эффективно применять последствия недействительности антисоциальных сделок.

4. Практика применения статьи 169 ГК

Конституционный Суд РФ Определением от 8 июня 2004 г. N 226-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 169 ГК. Жалоба была обоснована тем, что понятия "основы правопорядка" и "нравственность" в силу неопределенности создают возможность произвольного применения этой нормы. Конституционный Суд отметил, что понятия "основы правопорядка" и "нравственность", будучи оценочными, наполняются содержанием в зависимости от того, как их толкуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика. При этом они не являются настолько неопределенными, чтобы не обеспечивать единообразного понимания и применения соответствующих законоположений. Антисоциальность сделки, дающая суду право применить ст. 169 ГК, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий. Например, уклонение от налогов, по мнению Конституционного Суда РФ, - цель, заведомо противная основам правопорядка и нравственности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" сделал, в частности, следующие выводы. Во-первых, в качестве сделок, противных основам правопорядка или нравственности, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, а нарушают основополагающие начала правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои (например, сделки, направленные на производство и отчуждение объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте; сделки, направленные на изготовление и распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг). Во-вторых, для применения ст. 169 ГК необходимо установить, что хотя бы одна сторона заключила сделку с умыслом на достижение цели, заведомо противоречащей основам правопорядка или нравственности. В-третьих, ст. 169 ГК не подлежит применению к сделкам, совершенным с нарушениями, последствия которых предусмотрены иными законодательными актами (например, заключение должником, находящимся в преддверии или процедуре банкротства, сделок с заинтересованными лицами, сделок с целью преимущественного удовлетворения требований одних кредиторов перед другими кредиторами - ст. 103 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В-четвертых, санкции, установленные за совершение публичных правонарушений, не могут квалифицироваться как последствия недействительности сделок. В тех случаях, когда сделка сама по себе образует состав публичного правонарушения либо это правонарушение связано с совершением такой сделки, в рамках рассмотрения публичного спора подлежит применению ответственность, установленная за публичное правонарушение, а не последствия, предусмотренные ст. 169 ГК. В-пятых, уклонение от уплаты налога не подлежит доказыванию, исследованию и оценке при рассмотрении гражданско-правового спора о признании сделки недействительной. Анализ судебной практики по конкретным делам показывает, что в современном гражданском обороте заключается много антисоциальных сделок, однако суды редко выносят решения об их недействительности на основании ст. 169 ГК. Это свидетельствует о недостаточно эффективном правоприменении в очень важной сфере общественной жизни.

5. Пути совершенствования статьи 169 ГК

5.1. Представляется, что главная причина неэффективного применения ст. 169 ГК заключается в неопределенности понятия "основы правопорядка и нравственности". Нельзя не согласиться с выводом Конституционного Суда РФ о том, что оценочные понятия наполняются содержанием в процессе правоприменительной практики. Однако при всей неопределенности они должны иметь конкретные ориентиры, помогающие правоприменителям наполнять их реальным содержанием. Оценочность не должна превращаться в бессодержательность. Бессодержательное право уже не есть право. "Одно из первых и самых существенных требований, которые предъявляются к праву развивающейся человеческой личностью, является требование определенности правовых норм. Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то первым условием упорядоченной общественной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность в этом отношении противоречит самому понятию правопорядка" <12>. -------------------------------- <12> Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 89.

Как уже было отмечено, несоблюдение закона всегда является нарушением правопорядка или нравственных норм, однако ст. 169 ГК распространяется только на случаи нарушения основ правопорядка или нравственности. Граница, отделяющая обычную незаконность от нарушения основ правопорядка или нравственности, в законе не определена. В процессе правоприменения установить эту границу крайне сложно. Нельзя полагаться на то, что правоприменительная практика наполнит нравственные категории реальным содержанием. У каждого правоприменителя будет своя "правда". Судейское усмотрение - очень важный элемент правоприменения. Но оно имеет свои границы. Безграничное судейское усмотрение - отрицательное явление. Либо общество получает судейский произвол (крайне неединообразное применение закона), либо судьи, осознав бессодержательность правовой нормы, перестают ее применять. Скорее всего, в отношении ст. 169 ГК наблюдается второй вариант: учитывая ее конфискационный характер, судьи, лишенные ориентиров правильного понимания основ правопорядка и нравственности, предпочитают не рисковать и не применять эту норму. Таким образом, особую актуальность приобретает законодательное закрепление объективных критериев, которые позволяют конкретизировать понятие "основы правопорядка и нравственности" и выделить их среди иных нравственных норм, закрепленных в законе. Выбирая такие критерии, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Но предмет регулирования указывает лишь на сферу применения той или иной отрасли. Отношения, регулируемые правом, находятся за пределами самого права, хотя и определяют его юридическое содержание. По предмету можно разграничить сферы применения отраслей права, но нельзя выявить отличия отраслей права по их юридическому содержанию. Наиболее четко отрасли права отличаются друг от друга по методу правового регулирования. Выделяются, в частности, отрасли с правонаделительным, обязывающим и запретительным регулированием <13>. -------------------------------- <13> Яковлев В. Ф. Указ. соч. С. 112 - 113.

Отрасли, принадлежащие к разным группам по методу регулирования, могут регламентировать одни и те же правоотношения, но каждая - в своей "юрисдикции". Например, гражданское право (правонаделительное регулирование) наделяет контрагентов правами и обязанностями, которые связаны с качеством товаров, работ и услуг, в том числе касающимися безопасности, а уголовное право (запретительное регулирование) предусматривает уголовную ответственность за их нарушение; налоговое право (основанное на обязывающем регулировании) возлагает обязанности по уплате налогов, а уголовное право содержит нормы об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Степень значимости нарушаемых предписаний учитывается законодателем при определении того, к сфере какой отрасли права должно быть отнесено то или иное правонарушение. Очевидно, что под уголовно-правовое регулирование подпадает нарушение наиболее важных социальных ценностей. Несомненно и то, что любое умышленное преступление нарушает не просто правопорядок и нравственность, а их основы. Антисоциальная сделка - это действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, противоречащих основам правопорядка или нравственности. Поэтому, думается, имеются основания для вывода о том, что если это действие составляет объективную сторону состава умышленного преступления, то сделку можно признать противной основам правопорядка или нравственности. Следует подчеркнуть, что применение в порядке ст. 169 ГК конфискационной санкции не превращает ее в уголовную ответственность: она остается последствием недействительности сделки. Наличие объективной стороны состава преступления является лишь критерием, который может использоваться гражданским правом для квалификации антисоциальных сделок. Поэтому для применения конфискационных последствий недействительности сделки не требуется предварительного вынесения уголовно-правового акта о наличии состава преступления; вывод о нарушении сделкой основ правопорядка или нравственности, защищаемых уголовным правом, может сделать суд, рассматривающий спор о недействительности антисоциальной сделки. Причем этот вывод не является обязательным основанием для последующего привлечения лица к уголовной ответственности. Уголовный кодекс Российской Федерации в гл. 15.1 содержит нормы, регламентирующие конфискацию как уголовное наказание. В ст. 104.1, в частности, сказано, что конфискация есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступлений, перечисленных в этой статье. Однако наличие в Уголовном кодексе такого наказания не свидетельствует о том, что использование объективной стороны состава преступления как критерия выделения антисоциальных сделок приведет к дублированию конфискации в уголовном и гражданском праве. Во-первых, уголовно-правовая конфискация предусмотрена далеко не за каждое преступление, объективная сторона которого может свидетельствовать о совершении антисоциальной сделки. Во-вторых, не во всех случаях дело о сделке, противной основам правопорядка или нравственности, заканчивается уголовной ответственностью, даже если сделка образует объективную сторону состава преступления. В-третьих, субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, а субъектами антисоциальных сделок, как правило, являются юридические лица. Наконец, в-четвертых, последствия, предусмотренные ст. 169 ГК, отличаются по содержанию от уголовно-правовой конфискации. Таким образом, наличие в действиях по совершению сделки признаков объективной стороны состава умышленного преступления может служить одним из критериев квалификации антисоциальных сделок. 5.2. Конфискационная санкция ст. 169 ГК предназначена для наказания лиц, умышленно совершающих сделки, противные основам правопорядка или нравственности. От ее применения не должны страдать добросовестные лица, в том числе добросовестная сторона сделки. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос об изменении норм, регламентирующих последствия недействительности сделок по ст. 169 ГК, с учетом интересов лиц, потерпевших от их совершения. В ч. 3 ст. 169 ГК сказано: при наличии умысла на совершение сделки, противной основам правопорядка или нравственности, лишь у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное либо причитавшееся последней взыскивается в доход Российской Федерации. Исполнение этой нормы может привести к тому, что имущество, полученное потерпевшим, будет изъято в доход государства, а реальный возврат имущества правонарушителем потерпевшему окажется невозможным. В результате такого применения последствий недействительности сделки пострадает не правонарушитель, а потерпевший. Поэтому в ст. 169 ГК следует предусмотреть, что судебное решение (о применении последствий недействительности антисоциальной сделки) в части конфискации подлежит исполнению после возврата имущества правонарушителем потерпевшему. При этом должны быть исключены недобросовестные действия, направленные на уклонение от конфискации путем невыполнения решения о возврате имущества потерпевшему. Кроме того, изъятие имущества в доход государства может привести к материальной несостоятельности недобросовестного лица, в результате чего законные требования его контрагентов не будут исполнены. Цель конфискации заключается не в обогащении государства, а в наказании недобросовестных лиц. Поэтому эта санкция может выполнять одновременно и компенсационную функцию, если законодательно предусмотреть право добросовестных лиц, потерпевших от заключения антисоциальной сделки или применения последствий ее недействительности, на компенсацию убытков путем их возмещения государством за счет и в пределах стоимости имущества (денежных средств), взысканных в порядке конфискации. Необходимо лишь законодательно определить круг таких лиц и порядок взыскания убытков. 5.3. В ст. 166 ГК сказано, что суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе. Эта норма представляется излишне широкой. Применение последствий недействительности сделки - субъективное право, принадлежащее лицам, права и законные интересы которых защищаются путем реализации этого права. Участники гражданских правоотношений свободны в реализации своих прав. Поэтому по общему правилу суд не должен применять последствия ничтожной сделки по своей инициативе (при отсутствии соответствующего иска). Однако в тех случаях, когда применение последствий необходимо для защиты публичных интересов, а лица, имеющие право на такой иск, уклоняются от его предъявления, суд не только вправе, но и обязан применить последствия недействительности сделки по собственной инициативе. В связи с этим целесообразно изменить ст. 166 ГК, с одной стороны, ограничив возможности суда по применению последствий по собственной инициативе, а с другой стороны, предусмотрев его обязанность (а не право) применить последствия, если это требуется, для защиты публичных интересов. Наряду с изменением ст. 166 ГК необходимо более конкретно регламентировать в статье 169 ГК порядок применения последствий недействительности антисоциальной сделки при отсутствии иска об этом. Сделка, противная основам правопорядка или нравственности, ничтожна. Конфискация имущества - санкция, применяемая в публичных интересах. Поэтому в ст. 169 ГК следует указать, что, если не предъявлен соответствующий иск, суд обязан применить конфискацию по собственной инициативе.

Название документа