К вопросу об ипотечном жилищном кредитовании в России
(Гущин В. В., Осадченко И. В.) ("Жилищное право", 2006, N 1) Текст документаК ВОПРОСУ ОБ ИПОТЕЧНОМ ЖИЛИЩНОМ КРЕДИТОВАНИИ В РОССИИ
В. В. ГУЩИН, И. В. ОСАДЧЕНКО
В. В. Гущин, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета МГИУ, заведующий кафедрой гражданского права, гражданского процесса.
И. В. Осадченко, аспирант МГИУ.
Острейшая проблема обеспечения граждан жильем в современной России привела к необходимости поиска и разработки новых схем и путей удовлетворения потребности россиян в доступном жилье. Мировая практика решения проблемы убеждает в том, что наиболее эффективным механизмом в рассматриваемой сфере выступает ипотечное жилищное кредитование, а также государственное и муниципальное субсидирование отдельных категорий граждан, процентных ставок по жилищным кредитам для получения ипотечного кредита на приобретение жилья. Основные идеи системы ипотечного жилищного кредитования были сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28 в редакции от 8 мая 2002 года "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", которым была одобрена Концепция развития этой системы. Она предусматривает три главных направления работы в указанной сфере: 1) долгосрочное жилищное кредитование населения; 2) кредитование жилищного строительства; 3) государственная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий). Характерно, что эта Концепция определяет долгосрочный ипотечный жилищный кредит как "кредит или заем, предоставленные <...> физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья...". Исходя из этого, говоря о долгосрочном ипотечном жилищном кредите, нужно иметь в виду прежде всего кредитование под залог приобретаемого жилья. Предполагается, что такая система рассчитана на граждан (семьи) со средними и низкими показателями дохода. Однако, учитывая стандартную схему предоставления долгосрочного ипотечного кредита на приобретение жилья, предусмотренную федеральной программой, следует говорить о ее безусловной ориентированности на слои населения со стабильными средними доходами. Похожая ситуация складывается и в регионах (Московская ипотечная программа, целевая программа "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", Ипотечная программа Красноярского края и другие). Во всех случаях первыми и главными субъектами, участниками рынка ипотечного жилищного кредитования выступают заемщики - граждане РФ, которые заключили соответствующие кредитные договоры (договоры займа) с кредитными и иными организациями с целью приобрести жилье. Обеспечением исполнения обязательств по договорам служит залог приобретаемого жилья. Анализируя правовое положение граждан, намеренных улучшить свои жилищные условия с помощью ипотечного кредита, нужно понимать, что такое правовое положение характеризуется известной сложностью. Дело в том, что само ипотечное кредитование на приобретение квартиры представляет собой комплексный процесс, в котором гражданин выступает не только в роли заемщика по кредитному договору, но также в роли залогодателя по договору об ипотеке приобретаемого жилого помещения и покупателя по договору купли-продажи квартиры. В каждом случае правовое положение гражданина характеризуется определенным набором прав и обязанностей, которые необходимо знать и соблюдать. Тем не менее обычный порядок совершения ипотечной сделки по приобретению квартиры в современной России подразумевает в первую очередь обращение гражданина к потенциальному кредитору (в кредитную и иную организацию) с целью выбора кредитной программы и расчета возможного размера кредита. Именно этот факт объясняет изначальное упоминание гражданина в качестве заемщика. Согласно статье 819 ГК РФ заемщиком считается лицо, которое получает от банка или иной кредитной организации (кредитора) денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. В то же время в соответствии со статьей 807 Кодекса заемщику может быть предоставлена сумма денег в собственность займодавцем по договору займа. На такую сумму также начисляются проценты, которые подлежат возвращению заемщиком вместе с суммой основного займа. Учитывая родственный характер указанных договоров, а также применение правил, предусмотренных в отношении договора займа, к договору кредита, мы рассматриваем эти договоры в тесной взаимосвязи. В обоих случаях главная обязанность заемщика-гражданина - обязанность возвратить кредит и начисленные на сумму кредита проценты в предусмотренные договором сроки. Очевидно, что упоминание в качестве заемщиков только граждан РФ не исключает для иностранных граждан возможности приобрести жилье на территории РФ через систему ипотечного жилищного кредитования. Данное утверждение основано также на части 3 статьи 62 Конституции РФ и на статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <*>, устанавливающих на территории России равные с российскими гражданами права иностранцев за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ипотечные программы многих российских банков свидетельствуют о том, что отсутствие российского гражданства не препятствует получению ипотечного кредита на приобретение квартиры. Примером могут выступить предложения ряда ведущих московских кредитных организаций. Так, ипотечная программа Райффайзенбанка (RaiffeisenBank) определяет в качестве потенциальных заемщиков любых физических лиц вне зависимости от гражданства, при наличии постоянной или временной регистрации в Москве или Московской области для покупки квартиры в Москве или Московской области. То же самое можно сказать о программе Внешторгбанка, Росбанка, Абсолют банка, Городского ипотечного банка <**>. Исходя из сформулированных в этих ипотечных программах требований к заемщику последним может оказаться лицо без гражданства. Однако такая ситуация маловероятна из-за значительного кредитного риска. Кроме того, большинство кредитных организаций все же учитывают наличие гражданства в своих программах. Это относится, например, к Банку Москвы, Национальной ипотечной компании, Русскому ипотечному агентству, которые предоставляют ипотечные кредиты гражданам России при наличии постоянной или временной регистрации в Москве или Московской области для покупки квартиры в Москве или Московской области, а в некоторых случаях даже при отсутствии такой регистрации <***>. Так, в Сберегательном банке России (Сбербанке) для потенциального заемщика, не являющегося жителем Москвы и не имеющего постоянной прописки (регистрации) в Москве, необходима справка из местного отделения Сбербанка по месту постоянной прописки (регистрации) о том, что банк не возражает против того, чтобы указанный гражданин получил кредит на приобретение квартиры в Москве. -------------------------------- <*> См.: Российская газета. 31.07.2002. N 140. <**> См.: http://www. Finansmag. ru/ <***> См.: http://www. Finansmag. ru/
Нижнее возрастное ограничение для потенциального заемщика составляет 18 лет. Однако здесь, конечно, необходимо обратить внимание на то, что даже при наличии у совершеннолетнего заемщика необходимых средств для первоначального взноса (как правило, 25 - 35% стоимости жилья) он, во всяком случае, проходит процедуру андеррайтинга, которая представляет собой всестороннюю проверку кредитной организацией или иной уполномоченной организацией платежеспособности заемщика и реальной возможности для него вернуть кредит и начисляемые по такому кредиту проценты в установленные договором сроки. При подобной проверке учитываются в первую очередь размер, надежность и перспективность получаемых заемщиком периодических доходов. При этом расходы заемщика по уплате платежей по кредиту и процентов не должны превышать 30 - 33% от его совокупного подтвержденного месячного дохода. Данные показатели предусмотрены как федеральной, так и региональными программами развития ипотечного кредитования, подтверждаются объективными экономическими расчетами <*>. К примеру, в США подобные показатели колеблются от 28 до 38% в зависимости от вида кредита <**>. Однако на сегодняшний день сравнение процедур андеррайтинга в двух странах явно не в пользу России. Фактически процесс андеррайтинга в США представляет собой тщательно отработанный и проверенный механизм, стандарты которого сформулированы Федеральной жилищной администрацией (FHA), Администрацией ветеранов (VA), а также агентствами ипотечного кредитования. Применяются такие прогрессивные инструменты, как кредитный скоринг и автоматизированный андеррайтинг. К сожалению, российская процедура андеррайтинга все еще достаточно сложна и многоступенчата. Кредитор имеет по сути неограниченное число поводов и оснований для отказа в предоставлении кредита. Таковыми могут выступать общая оценка платежеспособности заемщика, не удовлетворяющие кредитную организацию состояние и стоимость выбранной квартиры и многие другие. Видится целесообразной разработка стандартного положения о проведении андеррайтинга при долгосрочном ипотечном кредитовании. Инициатива в таком случае должна исходить от федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Само положение должно объединить в себе рекомендуемые агентством требования, предъявляемые к потенциальному заемщику и к представляемым им для проверки в российскую кредитную и иную организацию документам. -------------------------------- <*> См.: Рогожина Н. Н., Туманов А., Хегедуш Дж. Особенности политики жилищного финансирования в России и Венгрии. Сравнительный анализ доступности ипотечных кредитов и приобретения жилья в Москве и Будапеште // Жилищное право. 2004. N 2. С. 11. <**> См.: Рогожина Н. Н. Опыт зарубежных стран в области ипотечного кредитования граждан с низкими и умеренными доходами // Жилищное право. 2003. N 2. С. 33.
Сегодня при стабильном среднем доходе заемщика, как правило, необходимо поручительство также получающих стабильный доход физических или юридических лиц в качестве дополнительного обеспечения исполнения заемщиком своих кредитных обязательств. Причем в данном случае нужно различать созаемщиков и поручителей, хотя роли тех и других примерно схожи. Оформление созаемщика осуществляется, чтобы обеспечить кредитору дополнительную гарантию исполнения кредитного обязательства, а также выполнить определенные квалификационные требования кредитора (о совокупном доходе семьи, возрасте заемщика и другие). Созаемщики обязуются на тех же условиях, что и заемщик, возвратить кредитору сумму кредита и выплатить проценты за пользование заемными средствами, то есть созаемщик несет солидарную ответственность. Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность может возникнуть, если она предусмотрена договором, в частности в случае неделимости предмета обязательства. Особенностью здесь выступает то, что при солидарной обязанности кредитор имеет право требовать исполнения обязательства как от всех солидарных должников совместно, так и от каждого в отдельности, причем как полностью, так и в части долга (пункт 1 статьи 323 Кодекса). Очевидно, что такая ситуация выгодна для кредитора. Есть мнение, что созаемщиками могут быть только супруги, другие лица не могут быть оформлены в качестве таковых <*>. Однако актуальная практика ипотечного кредитования опровергает такую точку зрения. Сегодня уже на региональном уровне существуют ипотечные программы, в соответствии с которыми созаемщиками могут выступать не только супруги, но и родители, друзья, даже знакомые (например, ипотечная программа, разработанная в республике Хакассия на основе трехстороннего соглашения между местным Ипотечным агентством жилищного строительства, Правительством Республики Хакассия и Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию <**>). Данные лица становятся созаемщиками, исчисляется их совокупный доход, на основании которого рассчитывается сумма кредита. Однако при этом созаемщики не становятся собственниками приобретаемой с использованием кредитных средств квартиры, а количество будущих собственников не зависит от числа созаемщиков. Созаемщики не могут также претендовать на выделение доли в праве собственности на приобретаемую квартиру. Квартира в любом случае оформляется в собственность основного заемщика, другие лишь включаются в договор. Ситуация с множеством собственников заложенного имущества привела бы к трудностям в оформлении сделки и в обращении взыскания на предмет ипотеки. -------------------------------- <*> См.: Покопцева Е. Б. и др. Ипотека в России. Прошлое. Настоящее. Будущее / Под ред. И. С. Радченко. М.: ГроссМедиа, 2004. С. 132. <**> См.: http://www. ipoteca. cosa. ru/
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 ГК РФ поручителем признается лицо, которое обязано перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Солидарная ответственность должника и поручителя наступает, однако, лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязательств, что отличает поручителя от созаемщика, поскольку последний ответственен за исполнение в любом случае. Договор поручительства при ипотечном кредитовании заключается между кредитором и поручителем в письменной форме в виде отдельного документа. Поручителем может выступить как физическое, так и юридическое лицо, в то время как созаемщик - обычно лишь физическое лицо. При рассмотрении лица кредитором в качестве поручителя на первый план выходит его платежеспособность. Наконец, еще одним моментом, отличающим созаемщика от поручителя, является то, что доходы созаемщика, как правило, непосредственно учитываются при определении величины ипотечного кредита. Доходы поручителя в этом вопросе не учитываются вовсе. Следует учитывать, что стандартная ставка банковского процента по жилищному кредиту составляет 14% годовых в рублях. Таким образом, одними из главных барьеров на пути развития системы ипотечного жилищного кредитования выступают низкая платежеспособность населения и дороговизна ипотечных кредитов. Указанные проблемы отчасти призваны решить целевые адресные субсидии гражданам-заемщикам, идущие прежде всего на уплату первоначального взноса за приобретаемое в кредит жилье в рамках социальных программ ипотечного кредитования. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28 определены категории граждан, имеющих возможность получить такие субсидии за счет соответствующих бюджетов. Речь идет о молодых семьях, работниках бюджетной сферы, гражданах, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданах, уволенных и увольняемых с военной службы и других. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 937 в редакции от 8 августа 2003 года утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. В нем обозначены соответствующие категории граждан, которым субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета. К таковым относятся: - военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку; - лица, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации; - лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; - лица, пострадавшие от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; - лица рядового и начальствующего состава налоговой полиции; - сотрудники центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел РФ, а также сотрудники Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета; - спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти; - члены казачьих обществ, взявшие на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившиеся в пограничные районы Российской Федерации; - молодые малообеспеченные семьи (один из супругов в возрасте не старше 30 лет). Кроме прочего, указано, что категориям граждан, не перечисленным в Положении и нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидия предоставляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) - за счет средств этих предприятий и организаций. Устанавливая перечень категорий граждан, пользующихся особой поддержкой государства при приобретении жилья через систему ипотечного жилищного кредитования, федеральное законодательство намечает пути развития региональной нормативной базы в данной сфере. На сегодняшний день ипотечные программы приняты практически во всех субъектах РФ. Ими предусмотрены гарантии и льготы для отдельных категорий граждан со стороны государства при приобретении жилья. Так, ипотечной программой Красноярского края, которая проводится в соответствии с Законом Красноярского края "О государственной помощи гражданам в приобретении жилья и о краевой целевой программе "Развитие жилищного строительства в Красноярском крае на основе механизмов ипотечного кредитования на 2001 - 2005 годы" от 5 июня 2001 года N 14-1336 установлено, что участниками программы могут выступать граждане, проживающие на территории Красноярского края, а именно: 1) лица, находящиеся в очереди на улучшение жилищных условий и имеющие право на приобретение жилья на льготных условиях в соответствии с действующим законодательством и не воспользовавшиеся этим правом на момент учета в качестве участника данной программы; 2) матери-одиночки, имеющие обеспеченность общей площадью в размере не более 18 квадратных метров на одного члена семьи и имеющие месячный доход на одного члена семьи за предшествующий год менее трех местных прожиточных минимумов; 3) молодые семьи (один из супругов в возрасте до 30 лет) с детьми; 4) работники бюджетных учреждений и организаций при указанной выше обеспеченности общей площадью и месячным доходом; 5) лица, имеющие обеспеченность общей площадью не более 22 квадратных метров на члена семьи и имеющие возможность оплатить первоначальный взнос на приобретение жилья за счет своих средств, включая стоимость имеющегося в собственности отдельного жилого помещения в размере не менее 80% стоимости приобретаемого жилья <*>. -------------------------------- <*> См.: Ипотека в России / Под ред. А. В. Толкушкина. М.: Юристъ, 2002. С. 502 - 504.
Таким образом, региональные ипотечные программы могут устанавливать дополнительные льготы и гарантии для определенных категорий граждан, учитывая возможности местных бюджетов. Участниками рынка ипотечного жилищного кредитования выступают также продавцы жилья. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28 они определены как физические и юридические лица, продающие жилые помещения, находящиеся в их собственности или принадлежащие другим физическим или юридическим лицам по их поручению. Согласно статье 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя, в частности, квартиру, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (статья 454 ГК РФ). Исходя из федеральной ипотечной программы и региональных программ развития ипотечного кредитования, например Московской ипотечной программы, одобренной Постановлением Правительства Москвы от 11 августа 1998 года N 625 "О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве" <*>, предусмотрено два основных варианта оформления отношений между покупателем-заемщиком и продавцом жилья. В первом случае покупатель обращается к продавцу жилья непосредственно или через профессионального посредника-риелтора, уже пройдя процедуру андеррайтинга у кредитора и имея ипотечный сертификат на сумму выдаваемого кредита и расчетный первый взнос в размере, определенном соглашением кредитора и заемщика (как правило, 30% стоимости жилья). Стороны (продавец и покупатель-заемщик) подписывают предварительный договор купли-продажи квартиры, резервируя это жилье за покупателем и обязуясь в будущем заключить основной договор. При другом варианте покупатель-заемщик сначала находит подходящее ему жилье, подписывает с продавцом предварительный договор купли-продажи квартиры, а затем обращается к кредитору за ипотечным кредитом. Однако такой вариант представляется более рискованным, так как основной сегодняшней проблемой остается все-таки не подбор подходящего жилого помещения, а получение кредита. -------------------------------- <*> Тверская, 13. 1998. N 38.
В дальнейшем процедура идентична для обоих вариантов: заемщик-покупатель заключает с кредитором (банком) кредитный договор и договор купли-продажи квартиры с продавцом, а банк выплачивает продавцу жилья полную стоимость квартиры. Важным представляется различие между ипотечным кредитованием на приобретение жилья и продажей жилья, например, в рассрочку. Иванов В. Б. обращает внимание <*>, что в соответствии с пунктом 5 статьи 488 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара. То есть кредит предоставляется покупателю продавцом и поэтому товар признается находящимся в залоге у продавца. -------------------------------- <*> См.: Ипотека в России / Под ред. А. В. Толкушкина. М.: Юристъ, 2002. С. 280.
Другая ситуация возникает при покупке квартир за счет кредита кредитной или иной организации. Продавец в этом случае не предоставляет кредита, он получает полную стоимость продаваемой недвижимости. Кредит покупателю предоставляет кредитная или иная организация и поэтому в соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ в редакции от 30 декабря 2004 года квартира, приобретенная по такому договору, признается находящейся в залоге у кредитора. Возникает ипотека в силу Закона. К ней применяются соответственно правила об ипотеке, возникающей в силу договора об ипотеке. В связи с вышеизложенным и с учетом самой природы жилищной ипотеки одну из главных ролей на рынке ипотечного жилищного кредитования играют банковские структуры. На текущий момент свои программы ипотечного кредитования имеют уже многие российские банки. Согласно федеральной ипотечной программе основными функциями кредитора считаются: - предоставление ипотечного кредита на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования; - оформление кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке; - обслуживание выданных ипотечных кредитов. На начальном этапе развития системы ипотечного жилищного кредитования свои ипотечные программы существовали лишь у ограниченного числа банков со значительным участием иностранного капитала. Сегодня должны быть упомянуты и в первую очередь заслуживают внимания ипотечные программы следующих банков: Сбербанк России, Дельта-Кредит банк, Райффайзенбанк, Национальный резервный банк, Внешторгбанк, Промэнергобанк, Фора-банк и некоторые другие. Если анализировать актуальные банковские ипотечные программы и приводить их, что называется, "к общему знаменателю", то можно заключить, что ипотечные кредиты на приобретение жилья предоставляются как в рублях, так и в иностранной валюте. Фиксированная ставка банковского процента колеблется от 12 до 15% годовых. В то же время ставка банковского процента в валюте составляет от 8 до 10%. Аналитики рынка недвижимости отмечают, что в условиях постоянного роста цен на жилье, люди, взявшие ипотечный кредит, скажем, в начале 2004 года под фиксированную ставку в 15% годовых, уже оказались в выигрышном положении, так как цены на жилье с того времени выросли в Москве в среднем на 26% <*>. Однако такой доход стоит признать во многом виртуальным в связи с отсутствием возможности у заемщика распоряжаться жильем, обремененным залогом, по своему усмотрению. -------------------------------- <*> См.: http://www. credits. ru/
Сегодня видится целесообразным принятие закона об ипотечных кредитных организациях, что, безусловно, сделает сферу жилищной ипотеки более разнообразной и профессиональной. Необходимо установить специальные нормативы деятельности и финансовой устойчивости для подобных юридических лиц. В то же время в сфере банковского кредитования под залог приобретаемой недвижимости довольно активно обсуждается так называемая ставка LIBOR. Фактически данная ставка банковского процента представляет собой антипод фиксированной ставки и рассматривается многими специалистами в области кредитования как очень перспективный финансовый продукт. LIBOR - процентная ставка на международном межбанковском рынке депозитов. Если выражаться более доступным языком, то это такая ставка банковского процента, по которой кредитуют (дают ссуды) западные банки. Говоря о западных банках, мы в первую очередь имеем в виду лондонский кредитный рынок, на котором осуществляется по оценкам специалистов до 25% всех кредитных операций <*>. Поэтому общепризнанной в мире ставкой-ориентиром является LIBOR - Лондонская межбанковская однодневная ставка по кредитам. Ее можно также назвать "плавающей", так как ее величина не постоянна и, как правило, варьируется от 2,5 до 3,5%. -------------------------------- <*> См.: http://www. icoss. ru/
Следует отметить, что некоторые иностранные банки, работающие в Москве (Райффайзенбанк, Дельта-Кредит), уже предлагают заинтересованным лицам такие "плавающие" ставки. Содержание их составляют твердый, фиксированный процент (например, 8,5% годовых в валюте), к которому добавлена ставка LIBOR. Что касается рублевых ипотечных кредитов, то аналогичным продуктом здесь выступает московская ставка по межбанковским кредитам - MIBOR. В целом существуют разные точки зрения в отношении ставки LIBOR и ее аналогов. С течением времени и при поступательном развитии системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования приобретения жилья в России прогнозируется снижение ставки банковского процента. В любом случае это один из признаваемых всеми способов повышения доступности ипотечных продуктов. Исходя из этого, фиксированная долгосрочная процентная ставка может стать невыгодной заемщику уже по прошествии нескольких лет. В то же время такая ставка для инвесторов положительно сказывается на привлекательности ипотечных ценных бумаг, которые являются перспективным источником дохода и средством привлечения внебюджетных денежных ресурсов в сферу жилищной ипотеки. Очевидно, что здесь интересы участников рынка ипотечного кредитования полярно противоположны и необходим поиск кредитной модели, компромиссной для всех заинтересованных лиц. Однако кредитная ставка LIBOR представляется все-таки более рискованной для среднестатистического российского заемщика, поскольку величину колебаний такой ставки предсказать и спрогнозировать практически невозможно. Последние несколько лет она не превышает 4%. Но еще раньше ее показатели были значительно выше. Отмечается, что такой финансовый механизм, как ставка LIBOR, выгоден в первую очередь достаточно состоятельному заемщику, который может диверсифицировать возможные колебания процентной ставки и восполнить свои финансовые потери за счет иных стабильных источников дохода. С учетом нынешних доходов российских заемщиков и предполагаемой массовости ипотеки такой механизм видится труднодоступным. Безусловно, время покажет перспективность вышеуказанного финансового продукта, но опыт работы с "плавающей" процентной ставкой у российских банков имеется. Так, Сбербанк России и Внешторгбанк уже выпускали еврооблигации, "привязанные" к такой ставке. Как отмечалось выше, одной из главных проблем современной российской системы ипотечного жилищного кредитования выступает дороговизна предлагаемых населению ипотечных кредитов. Сегодня такие кредиты выдаются на 15 - 20 лет с процентной ставкой от 12 до 15% годовых в рублях. При этом сумма кредита может составлять от 5 до 200 тысяч долларов США. Отношение размера платежа по кредиту к месячному доходу - 30 - 40%. Кредитные организации в целом свободны в определении условий кредитования и ориентируются прежде всего на кредитный спрос. В этой связи, конечно, очень важна роль государства в формировании и регулировании ипотечного рынка. Однако неразвитость в нашей стране рынка ипотечных кредитов вызвана не только неплатежеспособностью заемщиков. Зачастую выдача долгосрочных кредитов - рискованное мероприятие и для кредитующих организаций. Это обусловлено как сроком возврата кредита, так и неэффективностью механизма обращения взыскания на заложенное жилье недобросовестного заемщика, особенно если такое жилье является для него единственным местом жительства. В связи с этим встает вопрос о рефинансировании первичных кредиторов через специализированных субъектов - операторов вторичного ипотечного рынка. Таковыми выступают агентства ипотечного жилищного кредитования. Их основные функции обозначены в Постановлении Правительства РФ от 11 января 2000 года N 28. К функциям агентств относятся: рефинансирование кредиторов на основе установленных стандартов и требований, предъявляемых к процедурам ипотечного кредитования; выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг; привлечение средств инвесторов в сферу жилищного кредитования; оказание кредиторам содействия во внедрении рациональной практики проведения операций ипотечного кредитования и в разработке типов ипотечных кредитов, более доступных для заемщиков и менее рискованных для кредиторов. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 года N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" <*> был учрежден основной, по замыслу законодателя, участник вторичного ипотечного рынка на федеральном уровне. В деятельности данной организации как нигде более проявляется роль государства в создании национальной системы ипотечного жилищного кредитования. Агентство действует в форме открытого акционерного общества, 100% уставного капитала которого находятся в собственности государства в лице Министерства имущественных отношений РФ. Государственная поддержка ипотеки выражается в предоставлении Агентству государственных гарантий при выпуске облигаций с ипотечным покрытием. Данная деятельность осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 846 "О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" <**>, а также Постановления Правительства РФ от 25 августа 2001 года N 628 в редакции от 10 сентября 2005 года "Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Привлеченные с рынка средства Агентство направляет на выкуп у банков закладных по ипотечным кредитам. Подобный механизм позволяет банкам выдавать кредиты на достаточно привлекательных для заемщиков условиях. Средняя сумма кредита, рефинансируемого Агентством, составляет 369 тысяч рублей, срок - 20 лет, ставка - 14% годовых. По данным Агентства, такой кредит доступен для семей с ежемесячным доходом от 14 тысяч рублей. В 2005 году ожидается выкуп Агентством закладных в объеме 7,5 млрд. рублей, выпуск облигаций с использованием государственных гарантий в объеме 5,6 млрд. рублей (из них 900 млн. рублей - переходящий остаток гарантий 2004 года, а 4,7 млрд. рублей - гарантии 2005 года). Еще 1,5 млрд. рублей планируется привлечь за счет эмиссии облигаций с ипотечным покрытием <***>. -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4100. <**> См.: СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5510. <***> См.: http://www. finam. ru/
Выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг рассматривается в качестве одного из главных направлений деятельности операторов вторичного ипотечного рынка. Нужно заметить, что законодатель существенно расширил субъектный состав рынка ипотечных ценных бумаг. Изначально, при разработке пилотных программ ипотечного жилищного кредитования в России при непосредственном участии иностранных, в частности американских, специалистов на вторичном рынке ипотечных кредитов предполагалась деятельность очень ограниченного числа субъектов - агентств ипотечного кредитования, которые должны были выкупать у первоначальных кредиторов (банков) выданные ипотечные кредиты, тем самым осуществляя рефинансирование. Теперь субъектами рынка выступают ипотечные агенты, определение которых содержится в статье 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ в редакции от 29 декабря 2004 года "Об ипотечных ценных бумагах", кредитные организации в отношении облигаций с ипотечным покрытием, а также любые лицензированные в сфере инвестиционной деятельности коммерческие организации в отношении ипотечных сертификатов участия. Еще одним механизмом, применяемым в целях развития жилищной ипотеки, выступает реализация закладных. На сегодняшний день закладная определяется законом как именная ценная бумага (пункт 2 статьи 13 Закона об ипотеке). Оборот именных ценных бумаг допускается лишь с составлением договора цессии, что делает оборот закладных очень трудоемким. Есть смысл изменить правовой статус закладной и определить последнюю как ордерную ценную бумагу <*>. -------------------------------- <*> См.: Меркулов В. В. Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования и перспективы его использования в России. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 341.
От федерального и региональных агентств по ипотечному жилищному кредитованию следует отличать региональные ипотечные корпорации. Последние также являются субъектами рынка ипотечного жилищного кредитования. Но в разных регионах их роль и направления деятельности довольно существенно различаются. В целом можно отметить, что корпорации выступают операторами первичного рынка ипотечных кредитов. Например, сфера соответствующей деятельности Ипотечной корпорации Республики Бурятия (ИКРБ) весьма разнообразна. Организация разрабатывает и утверждает стандарты системы ипотечного жилищного кредитования, проводит обширную работу с заемщиками по андеррайтингу, отбор и классификацию заемщиков, подбирает жилье для заемщика, оценивает жилье, готовит договоры купли-продажи, страхования жилья, передаваемого в залог. Кроме того, ИКРБ проводит разъяснительную работу среди населения по системе ипотечного жилищного кредитования, организует обучение специалистов системы ипотечного жилищного кредитования, осуществляет подбор страховых компаний, оценочных и риелторских агентств, оказывает услуги потенциальным заемщикам по поиску жилья и оформлению договоров купли-продажи, ипотеки, договоров страхования и т. д. Вышеуказанные мероприятия корпорация осуществляет на основе соответствующих договоров с заинтересованными лицами (например, агентского договора с банком о проведении андеррайтинга) <*>. -------------------------------- <*> См.: Ипотека в России / Под ред. А. В. Толкушкина. М.: Юристъ, 2002. С. 515 - 516.
Другим примером может выступать ОАО "Белгородская ипотечная корпорация", учрежденное администрацией области, местными фондами развития жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства. Корпорация была аккредитована Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию и утверждена в качестве его регионального оператора. Данная организация занимается непосредственно выдачей ипотечных займов населению области <*>. -------------------------------- <*> См.: http://www. ipoteka. belgorod. ru/
Необходимо отметить, что подобная универсальная деятельность ипотечных корпораций в сфере ипотечного кредитования, направленная на полное сопровождение ипотечной сделки, весьма полезна как для первичных кредиторов, так и для заемщиков. К участникам рынка долгосрочного ипотечного кредитования относятся также органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основные функции которых: регистрация сделок купли-продажи жилых помещений; оформление перехода прав собственности к новому собственнику; регистрация договоров об ипотеке и права ипотеки; хранение и предоставление информации по правам собственности и обременению залогом жилья всем участникам ипотечного рынка. Договор купли-продажи квартиры, согласно статье 558 ГК РФ, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 N 122-ФЗ в редакции от 30 декабря 2004 года государственная регистрация договоров осуществляется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе. Переход права собственности на жилье также регистрируется и удостоверяется свидетельством о регистрации прав. Государственная регистрация соответствующих договора купли-продажи и кредитного договора с условием об ипотеке влечет за собой регистрацию перехода права собственности и возникновения права залога, а также внесение записей об этом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Говоря об участниках рынка долгосрочного ипотечного кредитования, нельзя не отметить в качестве таковых страховые компании, осуществляющие имущественное страхование (страхование заложенного жилья), личное страхование заемщиков и страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка. С точки зрения надлежащей регламентации деятельности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования необходима разработка и принятие закона о страховании ответственности при осуществлении ипотечного жилищного кредитования, отражающего специфику данного вида страхования и закрепляющего правила страхования ответственности по договору. Наконец, в качестве субъектов рынка ипотечного кредитования можно упомянуть оценочные организации, занимающиеся профессиональной оценкой жилых помещений, являющихся предметом залога; риелторские компании, выступающие посредниками на рынке купли-продажи жилья; инвесторов - физических и юридических лиц, приобретающих ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, эмитируемые кредиторами или операторами вторичного рынка.
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: ...36-квартирный дом в одном из городов Московской области, построенный на средства МО РФ, заселен в феврале 2004 г. на основании ордеров, выданных администрацией города. Администрация города отказывает в приватизации квартир, ссылаясь на то, что дом до сих пор не передан в муниципальную собственность из-за длительности оформления документов на передачу дома. Возможна ли приватизация в данном случае? ("Жилищное право", 2006, N 1) Текст документа
Вопрос: Жильцы дома-новостройки обратились в редакцию журнала с коллективной просьбой дать консультацию по вопросу: 36-квартирный дом в одном из городов Московской области, построенный на средства Министерства обороны РФ, заселен в феврале 2004 года на основании ордеров, выданных администрацией города. Как объяснили представители Министерства обороны, дом находится в федеральной собственности. Администрация города отказывает в приватизации квартир, ссылаясь на то, что дом до сих пор не передан в муниципальную собственность из-за длительности оформления документов на передачу дома. По заявлению администрации, срок передачи дома будет составлять от полутора до двух лет. Возможна ли приватизация в данном случае?
Ответ: Согласно статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, занимающие жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство о приватизации жилья не содержит ограничений по приватизации жилых помещений в тот период, когда такие помещения передаются из одного жилищного фонда в другой (например, из ведомственного в муниципальный). Таким образом, по нашему мнению, приватизация жилых помещений в вышеуказанном случае возможна и не противоречит законодательству РФ. Однако необходимо иметь в виду, что положения статьи 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" утрачивают силу с 1 января 2007 г., а вопрос о передаче дома в муниципальный фонд может быть не урегулирован до этого времени. В связи с этим, на наш взгляд, было бы целесообразно подать документы на приватизацию квартиры, и при получении официального отказа в приватизации - обжаловать его в судебном порядке.
А. О.Аполлонов Кандидат юридических наук, заместитель генерального директора ООО "Андреевы и партнеры"
Э. Л.Страунинг Кандидат юридических наук, руководитель юридического департамента ООО КБ "Инкредбанк"
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: ...Строительная фирма ООО "Ж", являвшаяся подрядчиком МО РФ и построившая этот дом, заключила договор с городскими службами ЖКХ о предоставлении электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла и т. д. для нашего дома и предложила жильцам платить деньги ей, а не городским службам. Правомочна ли строительная фирма принимать плату за оказание коммунальных услуг? И как проверить правильность проводимых расчетов? ("Жилищное право", 2006, N 1) Текст документа
Вопрос: Жильцы дома-новостройки обратились в редакцию журнала с коллективной просьбой дать консультацию по вопросу: Строительная фирма ООО "Ж", являвшаяся подрядчиком Министерства обороны и построившая этот дом, заключила договор с городскими службами ЖКХ о предоставлении электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла и т. д. для нашего дома и предложила жильцам платить деньги ей, а не городским службам. Деньги платятся наличными в бухгалтерию ООО "Ж" на основании ежемесячных счетов, выставляемых этой организацией. Форма счетов произвольная, нормы оплаты часто не соответствуют городским: одни завышены, другие, наоборот, занижены. Лицевые счета отсутствуют. Правомочна ли строительная фирма принимать плату за оказание коммунальных услуг? И как проверить правильность проводимых расчетов?
Ответ: Порядок оказания коммунальных услуг регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099. Эти Правила действуют на всей территории Российской Федерации и распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы. В соответствии с пунктом 1.1 Правил для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищных фондах в качестве исполнителей коммунальных услуг могут выступать: - предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг; - предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя. Следовательно, если ООО "Ж" уполномочено выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, то оно правомочно и принимать оплату за оказанные услуги. В связи с этим целесообразно истребовать от этой организации документы (договоры, соглашения, распорядительные документы и т. д.), подтверждающие ее полномочия на оказание коммунальных услуг и прием оплаты за их оказание. При этом необходимо отметить, что в любом случае согласно пункту 2.1 Правил коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с договором обслуживания, в котором обязательно отражаются: - качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления; - порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; - установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг; - технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений, в том числе определяющие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры; - права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя (пункт 2.2 Правил). Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информацию об услугах, предоставляемых исполнителем. Что касается правильности расчетов за оказанные услуги, то необходимо руководствоваться пунктом 2.4 Правил, в соответствии с которым размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления. Расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором. Форма оплаты услуг в наличном или безналичном порядке определяется по соглашению между потребителем и исполнителем. Оплата в наличном порядке производится с помощью специального платежного документа с применением контрольно-кассовых машин (пункт 2.6 Правил).
А. О.Аполлонов Кандидат юридических наук, заместитель генерального директора ООО "Андреевы и партнеры"
Э. Л.Страунинг Кандидат юридических наук, руководитель юридического департамента ООО КБ "Инкредбанк"
------------------------------------------------------------------
Название документа