Меры оперативного воздействия в гражданском праве

(Кархалев Д. Н.) ("Российский судья", 2009, N 4) Текст документа

МЕРЫ ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Д. Н. КАРХАЛЕВ

Кархалев Д. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права БашГУ.

В процессе исследований автор приходит к выводу о том, что законность применения мер оперативного воздействия может быть обжалована в судебном порядке, в том числе и приостановление исполнения. В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве способов защиты гражданских прав указана самозащита прав и прекращение или изменение правоотношения. О природе последнего нет единого мнения среди юристов. Так, отмечается, что прекращение или изменение правоотношения применяется для защиты гражданских прав по основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением сторон (договором) или законом (ст. ст. 450 - 453, 407 - 419 ГК) <1>. В другом комментарии небесспорно утверждается, что данный способ может быть реализован в судебном порядке и производится по одностороннему заявлению участника правоотношения в случае нарушения другим участником своих обязательств <2>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <1> Абова Т. Е. Комментарий к ст. 12 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Т. 1 / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2006. С. 53. <2> Сергеев А. П. Комментарий к ст. 12 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н. Д. Егорова, А. П. Сергеева. М., 2005. С. 38.

Напротив, Н. И. Клейн пишет, что прекращение и изменение правоотношения следует отнести к способам защиты гражданских прав, связанным с применением уполномоченным лицом в одностороннем порядке без суда правовых средств воздействия на правонарушителя... которые принято называть мерами правового воздействия <3>. -------------------------------- <3> Клейн Н. И. Комментарий к ст. 12 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садикова. М., 2005. С. 63.

Появление в ст. 12 ГК РФ данного способа защиты гражданских прав не случайно. Это результат продолжительной и плодотворной научной дискуссии о наличии в гражданском праве самостоятельной группы мер правового воздействия - мер оперативного воздействия, которая шла еще в советский период развития гражданского права. "Под мерами оперативного воздействия, - писал В. П. Грибанов, - понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно самим управомоченным лицом, как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным или общественным органам" <4>. В другой работе ученый писал, что меры оперативного воздействия необходимо отграничивать от имущественной ответственности <5>, с чем можно согласиться. -------------------------------- <4> Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 133. <5> Грибанов В. П. Пределы применения мер оперативного характера при поставках продукции // Советская юстиция. 1968. N 4. С. 4.

Обоснованно по этому вопросу высказывается Б. И. Пугинский, считающий, что меры оперативного воздействия не являются санкциями, не требуют использования государственного принуждения <6>. Напротив, А. Г. Диденко полагает, что анализируемые меры являются "организационными мерами государственного принуждения, направленными на осуществление субъективного гражданского права и ликвидацию последствий его нарушения" <7>. -------------------------------- <6> Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 144. <7> Диденко А. Г. Гражданско-правовые формы борьбы с нарушениями хозяйственных договоров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1971. С. 11.

По нашему мнению, в гражданском праве в отличие от отраслей публичного права принуждение может исходить не только от государственных органов (суда), но и от самих субъектов гражданского права. Квалифицирующим признаком принуждения является не субъект (!), применяющий принуждение. Основу любого юридического принуждения составляет деятельность (суда или потерпевшего лица), направленная на навязывание лицу определенной модели поведения (направленной на восстановление нарушенного им права), при котором желание, отсутствие согласия правонарушителя на это не принимается во внимание. С помощью принуждения нарушителя "заставляют" совершить действия по защите нарушенного права помимо его воли. Ему навязывается определенный вариант поведения, который он добровольно совершать (восстановить право) не желает. В этой связи заслуживает внимания мнение Н. И. Матузова, отмечавшего, что сила принуждения действует на обязанное лицо не только тогда, когда оно привлекается к ответственности, когда его "заставляют", но и до этого, когда такая угроза является лишь потенциальной, она постоянно тяготеет над ним, побуждая к должному поведению <8>. -------------------------------- <8> Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972. С. 110.

Таким образом, главное в принуждении - отсутствие свободы воли, а не субъект, применяющий меру принуждения. В гражданском праве нет принципиальной разницы в том, кто применяет принуждение. Для квалификации принуждения не важно, суд или сам участник правоотношения заставляет нарушителя совершить действия по защите нарушенного субъективного права. Очевидно, что в уголовном праве это невозможно. В гражданском праве, как представляется, можно говорить о государственном и "негосударственном" принуждении. Примером последнего являются действия потерпевшего по применению мер оперативного воздействия или мер самозащиты. Благо то, что закон содержит возможность (ст. ст. 12, 14 ГК РФ) совершения таких самостоятельных действий по принуждению к восстановлению нарушенного права. В случае неправомерного применения самозащиты лицо вправе обжаловать в суд правомерность применения соответствующих мер правового воздействия. Мы разделяем мнение А. Г. Диденко, что самозащита - это форма государственного принуждения и государство контролирует ее правомерность <9>. Самозащита и оперативное воздействие, таким образом, - это формы негосударственного принуждения, поскольку реализуются во внесудебном порядке. -------------------------------- <9> Диденко А. Г. Указ. соч. С. 21.

В современных исследованиях меры оперативного воздействия определяются как юридические средства охранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении без обращения за защитой своего права к компетентным государственным и общественным органам и не имеют прямой непосредственной направленности на уменьшение имущества нарушителя <10>. -------------------------------- <10> Веретенникова С. Н. Меры самозащиты в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 17.

В другом диссертационном исследовании указывается, что меры оперативного воздействия - это предусмотренные в законе или соглашении сторон меры юридического воздействия на неисправного должника в договорном обязательстве, применение которых заключается в совершении управомоченным лицом односторонних действий по изменению или прекращению договорного обязательства в связи с нарушением обязанностей со стороны контрагента <11>. Необходимость в применении мер оперативного воздействия возникает в ситуации, когда нарушается договорное обязательство. -------------------------------- <11> Карпов М. С. Гражданско-правовые меры оперативного воздействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 21.

Е. В. Бриных отмечал, что для мер оперативного воздействия характерно то, что они применяются управомоченным лицом независимо от вины нарушителя обязательства без участия арбитража, однако это не значит, что они не связаны с ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРИНУЖДЕНИЕМ (выделено мной. - Д. К.), а также то, что эти меры не связаны, как правило, с безвозмездной передачей денежных средств от должника к кредитору <12>. -------------------------------- <12> Бриных Е. В. Оперативные санкции - форма гражданско-правовой ответственности // Советское государство и право. 1969. N 6. С. 67.

Важнейшим условием реализации анализируемых мер является закрепленная в законе (в охранительной норме) или договоре возможность их применения к нарушителю. Меры оперативного характера применяются во внесудебном порядке в одностороннем порядке независимо от согласия нарушителя на их осуществление (т. е. являются мерами принуждения). М. А. Егорова полагает, что в случае, когда основанием применения одностороннего отказа от исполнения договора является нарушение договорных обязательств контрагентом, односторонний отказ от исполнения договора представляет собой меру оперативного воздействия <13>. -------------------------------- <13> Егорова М. А. Односторонний отказ от исполнения договора по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 23.

М. С. Кораблева также считает, что оперативное воздействие оказывается контрагентами друг на друга непосредственно, без обращения к юрисдикционным органам. Автор не относит их к санкциям, применение которых не может существовать вне деятельности таких органов <14>. -------------------------------- <14> Кораблева М. С. Защита гражданских прав: новые аспекты // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. М., 1998. С. 94 - 95.

По мнению В. В. Витрянского, под мерами оперативного воздействия понимаются предусмотренные законом односторонние действия кредитора по изменению либо прекращению обязательства <15>. -------------------------------- <15> Витрянский В. В. Ответственность за нарушение договорного обязательства // Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 2002. С. 698 - 702.

Следующая черта мер оперативного воздействия заключается в том, что их применение носит восстановительный характер. Указанное свойство заключается в том, что анализируемые меры направлены на защиту нарушенного субъективного гражданского права в обязательственных (договорных) отношениях. Они применяются, когда нарушается договорное обязательство. Кроме восстановительного свойства, для оперативных мер характерна обеспечительная черта, выражающаяся в стимулировании участников гражданского оборота к надлежащему исполнению обязательств. Специфичен и механизм правового воздействия на нарушителя. Правовой эффект здесь достигается благодаря тому, что реализация данных мер приводит к изменению или прекращению правоотношения. Следовательно, применение оперативного воздействия носит юридический характер. По юридической природе оперативные меры являются односторонними сделками, т. е. правомерными юридическими действиями, влияющими на изменение договорного правоотношения. Реализация данных мер в форме бездействия исключается. В случае неправомерного применения мер оперативного воздействия (с нарушением требований ГК РФ или иных федеральных законов), как отмечалось, лицо вправе оспорить их применение в суде. Возможность использования анализируемых мер принуждения в гражданском праве связана с субъективным гражданским правом на оперативное воздействие. В. В. Витрянский к разновидностям этого права относит право кредитора на односторонний отказ от исполнения обязательства (отказ от договора), право приостановить исполнение обязательства, право отказаться от предоставленных должником товаров, работ, услуг при ненадлежащем исполнении обязательства; право кредитора удерживать имущество должника и право распорядиться имеющимся у него имуществом должника <16>. -------------------------------- <16> Витрянский В. В. Указ. соч. С. 698 - 701.

Поскольку существование субъективных прав вне правоотношений невозможно, реализация его может быть только в самостоятельном правоотношении. Право на применение конкретной меры оперативного воздействия возникает, когда нарушается договорное обязательство и субъективное право стороны обязательства. В этот же момент появляется охранительное правоотношение. Представляется, что право на оперативное воздействие и соответствующие меры реализуются в рамках данного правоотношения. При этом (в зависимости от вида меры) регулятивное правоотношение может прекратиться или развиваться наряду с охранительным правоотношением по реализации оперативных мер. Я. Н. Шевченко отмечает по этому поводу, что своеобразие ОХРАНИТЕЛЬНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (выделено мной. - Д. К.) состоит в том, что стороной, осуществляющей воздействие на нарушителя, является само лицо, чьи права нарушаются, и что действия данного лица хотя и гарантируются государственным принуждением, но само лицо, естественно, властных полномочий не имеет и иметь не может. Обязанность исполнить регулятивное обязательство (оплатить работу, услугу) направлена на удовлетворение имущественной потребности. Нарушение договорной обязанности является основанием применения мер оперативного воздействия. У правонарушителя при этом появляется самостоятельная охранительная обязанность восстановить нарушенное право. И хотя она по своему объекту может соответствовать (а может и нет, например, если обязательство частично исполнено) объекту регулятивной обязанности, но характер обязанности меняется. К числу мер оперативного воздействия относится удержание, отказ от (исполнения) договора, отказ от принятия ненадлежащего исполнения, приостановление встречного исполнения и другие. Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи, возмещению кредитору связанных с ней издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Отказ от договора - мера оперативного воздействия, применяемая в случаях, предусмотренных в законе. Управомоченная сторона вправе применить меру оперативного воздействия - отказ от исполнения договора немедленно после нарушения, заявив об этом в устной или письменной форме. Кредитор, не утративший интерес в исполнении, вправе направить должнику претензию, в которой он излагает свое намерение отказаться от договора, если договор не будет исполнен надлежащим образом. К мерам оперативного воздействия относится отказ от ненадлежащего исполнения. Право на отказ от ненадлежащего исполнения возникает при нарушении договора только в случаях, предусмотренных в законе. К числу мер оперативного воздействия следует относить приостановление исполнения (ст. 328 ГК). Законность применения мер оперативного воздействия может быть обжалована в судебном порядке.

Название документа