Комментарий к Закону о передаче прав на единые технологии

(Гришаев С. П.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ О ПЕРЕДАЧЕ ПРАВ НА ЕДИНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 апреля 2009 года

С. П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

17 декабря 2008 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии".

Единая технология определяется в ст. 1542 ГК как выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере. При этом, как отмечено в ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", под научно-технической деятельностью понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании соответствующих норм ГК, в том числе технические данные, другая информация (ч. 2 ст. 1542 ГК). При этом следует иметь в виду, что информация может как охраняться правом (в этом случае на нее распространяется правовой режим ноу-хау - гл. 75 ГК), так и нет. В данном случае речь идет как раз о неохраняемой информации. Правовой режим информации устанавливается также ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а информации, имеющей коммерческую ценность - ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне". Единая технология может состоять как из объектов, имеющих одинаковый правовой режим (например, из трех изобретений), так и из объектов с различным режимом охраны (например, из изобретения, полезной модели и ноу-хау).

Единые технологии являются одной из разновидностей сложных объектов, о которых говорится в ст. 1240 ГК. Сложный объект в данном случае означает объект, который включает несколько разных результатов интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1240) в том или ином сочетании. Эти результаты входят в состав сложного объекта в качестве его компонентов. При этом имеется в виду не просто механическое составление такого объекта из разных элементов, а определенное, как правило, творческое объединение, при котором соединяются в нем разные результаты интеллектуальной деятельности.

Единая технология не включена законодателем в перечень результатов интеллектуальной деятельности, данный в ст. 1225 ГК РФ, однако, несмотря на это, он поместил нормы, регулирующие ее правовой режим, в ч. 4 ГК. Это обусловлено тем, что сама единая технология является результатом не столько творческой, сколько организационной деятельности. Однако она включает в свой состав результаты творческой деятельности, которые охраняются правом и, следовательно, помещение ее в ч. 4 ГК вполне правомерно.

Принятие Закона о передаче прав на единые технологии прямо вытекает из положений п. 5 ст. 1546 ГК, согласно которому особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, определяются Законом о передаче федеральных технологий. Кроме того, следует учитывать положения п. 2 ст. 1547 ГК, согласно которому порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию без проведения конкурса или аукциона определяются Законом о передаче технологий.

Хотя в указанных статьях ГК говорится о двух разных законах, был принят только один закон, которым и регулируются указанные выше действия (хотя речь идет о технологиях, принадлежащих различным субъектам).

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что название комментируемого Закона не совпадает с тем названием, что указано в ГК. Это обусловлено тем, что название, данное в ГК, юридически некорректно, поскольку передаются именно права, а не сами технологии. Поскольку технология - благо нематериальное, хотя и воплощенное в объективной форме, речь может идти не о передаче самой технологии, а о предоставлении права на нее.

Согласно ст. 1 указанного Закона он регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации. При этом речь идет о праве на технологию не только гражданского, но и военного, специального или двойного назначения.

Нормы комментируемого Закона регулируют лишь отношения по поводу технологий, созданных с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных в виде субсидий, в порядке финансирования по смете или для оплаты работ по государственным контрактам (иным договорам) (ст. 1543 ГК РФ). Имеются в виду, в частности, государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. ст. 769 - 778 ГК РФ) и т. д.

Таким образом, комментируемый Закон говорит о тех случаях, когда правообладателем на единую технологию выступает публичное образование в лице Российской Федерации или субъекта РФ либо единолично, либо совместно с другими субъектами права. Участие государства и его субъектов в создании единых технологий обусловлено государственными нуждами (потребностями обороны, необходимостью развития науки и техники, здравоохранения и т. д.). Право на такую технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ (подп. 1 п. 1 ст. 1546 ГК) и не может быть отчуждено кому-либо до тех пор, пока у Российской Федерации или субъекта РФ есть необходимость сохранения этого права за собой.

Хотя технология - единый объект, возможны случаи, когда самостоятельно может использоваться не только технология в целом, но и ее отдельные части. Если части технологии имеют самостоятельное значение, т. е. могут использоваться независимо от иных частей, допускается определение соглашения между правообладателями, право на какую часть технологии принадлежит каждому из них. Заключение названного выше соглашения не является обязательным.

В таких случаях согласно ст. 2 Закона его положения распространяются также на отношения по распоряжению правами на части единых технологий в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Распоряжение правом на технологию осуществляется путем его отчуждения либо предоставления возможности использования технологии по лицензионному соглашению. При заключении договоров об отчуждении права на технологию и заключении лицензионных договоров должны соблюдаться положения ст. ст. 1234 - 1235 ГК.

Различие между двумя договорами заключается в том, что в первом случае первоначальный владелец исключительных прав перестает быть владельцем каких-либо исключительных прав, которые полностью переходят новому правообладателю; тогда как заключение лицензионного договора предполагает передачу на время права использования определенным способом и на определенной территории соответствующего объекта права. В первом случае первоначальный правообладатель выходит из круга участников дальнейшего правового оборота в отношении этого объекта, а во втором случае он сохраняет свое положение как будущий потенциальный участник отношений по поводу данного объекта.

Однако независимо от того, идет ли речь о заключении договора об отчуждении права или о заключении лицензионных договоров, по общему правилу обязательно проведение конкурсов или аукционов на заключение подобных договоров. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона, согласно которому передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов осуществляется в случае, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, согласились приобрести права на единые технологии в полном объеме. Передача прав на единые технологии без проведения аукционов также осуществляется, если:

1) к участию в аукционе допущено только одно лицо;

2) к участию в аукционе ни одного лица не допущено или все лица, допущенные к участию в аукционе, отказались заключить договоры о передаче прав на единые технологии;

3) конкурс на право заключения договора о безвозмездном отчуждении права на единую технологию или о безвозмездном предоставлении права на использование единой технологии по лицензионному договору признан несостоявшимся.

Общие правила заключения договора путем проведения публичных торгов в виде аукциона или конкурса установлены ст. 447 ГК. Согласно п. 1 ст. 447 ГК договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен в результате проведения торгов. Суть любых торгов состоит в заключении договора с лицом, выигравшим торги. Такой способ заключения договора предопределяет наличие некоторых особенностей выражения воли сторон на заключение договора: оферты и акцепта.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т. е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Из двух форм проведения публичных торгов приоритетной является конкурс. Так, согласно п. 3 ст. 4 Закона, по общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В случае невозможности отчуждения права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Как известно, в основе проведения конкурса, в отличие от аукциона, лежит идея состязательности, направленная на достижение наилучшего результата по совокупности целого ряда условий. Соответственно, и победителем признается тот, кто представляет лучший результат по сравнению с остальными участниками. При этом выбор победителя при сравнении различных предложений, поступивших от участников размещения заказа, осуществляется по целому ряду показателей, а не по одному критерию - цене контракта. Выбор контрагента, способного лучшим образом обеспечить исполнение контракта, базируется на оценке предложений участников размещения заказа по конкретным критериям, установленным в каждом конкретном конкурсе, предложенных в конкурсной заявке.

Следует отметить, что процедура проведения публичных торгов в виде аукциона или конкурса практически стала обязательной в тех случаях, когда речь идет о распределении материальных благ, собственником которых являются государство, субъекты федерации или муниципальные образования (как это имеет место в нашем случае). Таким образом законодатель пытается поставить заслон коррупции. Однако следует иметь в виду, что практика проведения публичных торгов выявила серьезный недостаток, который заключаются в том, что нередко публичные торги выигрывают фирмы, не располагающие реальными ресурсами и которые впоследствии отказываются от заключения договора.

Процедура проведения публичных торгов прописана в комментируемом Законе достаточно подробно в ст. ст. 4 - 6 Закона. Они могут проводиться как в открытом, так и закрытом режиме. Так, согласно п. 2 ст. 4 Закона, передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну. Передача права на единую технологию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Указанное законодательство включает в себя прежде всего Закон о государственной тайне. Согласно ст. 2 указанного Закона государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Организаторами открытых или закрытых конкурсов либо аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии являются лица, осуществляющие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации распоряжение правами на единые технологии, либо специализированные организации, действующие на основании договоров с лицами, осуществляющими от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации распоряжение правами на единые технологии. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов.

Победителем конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию или лицензионного договора признается лицо, предложившее лучшие условия практического применения (использования, внедрения) единой технологии на территории Российской Федерации, в том числе лучшие планируемые экономические или иные показатели практического применения единой технологии.

Победителем аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии признается лицо, предложившее наиболее высокое вознаграждение за отчуждаемое право на единую технологию по договору о его отчуждении или наиболее высокое вознаграждение по лицензионному договору с соблюдением условий.

Открытость проведения как конкурсов, так и аукционов обеспечивается размещением извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона на сайте в сети Интернет, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 6 Закона). Наименование такого сайта, очевидно, будет дано в соответствующем постановлении правительства, которое пока не принято.

Если же речь идет о закрытых конкурсах, то их организатор направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе заранее определенным лицам, в том числе исполнителю (п. 2 ст. 5 Закона).

Согласно п. 3 ст. 1547 ГК преимущественное право на заключение с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации договора о приобретении права на технологию имеет при прочих равных условиях исполнитель, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. Аналогичное положение есть и в комментируемом Законе. Так, в соответствии со ст. 7 Закона исполнитель пользуется предусмотренным преимущественным правом, если он является участником соответствующего конкурса или аукциона. Организатор конкурса или аукциона обязан направить исполнителю приглашение принять участие в конкурсе или аукционе независимо от того, открытым или закрытым является конкурс или аукцион. Победителем конкурса при прочих равных условиях признается исполнитель.

Таким образом, создатель технологии именуется исполнителем. Закон определяет понятие "создатель технологии" ("исполнитель"). Согласно ст. 3 Закона им считается лицо, организовавшее создание единых технологий. Вероятно, следовало бы добавить, что создателем технологии должен считаться субъект, не только организовавший деятельность по созданию технологии, но также получивший для этого необходимые финансовые средства. При этом необязательно, чтобы создатель вкладывал в разработку технологии свои средства либо сам непосредственно занимался созданием технологии. В качестве исполнителя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего в качестве лиц, организующих создание единых технологий, выступают научно-исследовательские учреждения.

Лицо, организующее процесс разработки единой технологии, может самостоятельно создавать результаты интеллектуальной деятельности, предназначенные для включения в технологию, может привлекать для этой цели третьих лиц либо включать в состав технологии уже созданные и охраняемые объекты. От избранного исполнителем способа создания технологии зависит порядок приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности, включенные в ее состав. Если результат интеллектуальной деятельности в составе технологии создан самим исполнителем, он должен принять меры для признания за ним интеллектуальных прав на созданный объект.

В Законе указаны условия, которые являются существенными для договора о передаче прав (при отсутствии таких условий договор считается незаключенным). Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона, договоры о передаче прав на единые технологии должны содержать наряду с существенными условиями, установленными статьями 1234 - 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации, следующие существенные условия:

1) описание единой технологии, передача права на которую осуществляется, перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, сроки действия документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств);

2) план реализации единой технологии, обеспечивающий практическое применение единой технологии на территории Российской Федерации и достижение определенных экономических или иных показателей в результате ее практического применения;

3) порядок и сроки представления отчетности о выполнении плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию;

4) обязанность лица, приобретшего право на единую технологию по договору об отчуждении права на единую технологию, выдать безвозмездную простую (неисключительную) лицензию субъекту, указанному лицом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение правом на единую технологию, если впоследствии возникнет необходимость применения единой технологии для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

В Законе уточняется наименование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения как дополнительных. В ст. 11 используется термин "договор о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица". Это сделано, по всей видимости, для того, чтобы выделить отличие таких работ от обычных НИОКР по контракту с государственным заказчиком.

В Законе (п. 1 ст. 12) закреплено приоритетное право лица, которому право на единую технологию принадлежит совместно с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, в полном объеме. Лицо, осуществляющее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации распоряжение правом на единую технологию, обязано предложить в первоочередном порядке этим лицам приобрести право на единую технологию в полном объеме. При этом условия договора об отчуждении права на единую технологию должны предусматривать отсрочку в выплате вознаграждения за отчуждение права на единую технологию на срок не менее чем один год.

В некоторых случаях право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств. При этом право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности. В данном случае имеется в виду Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В п. 3 ст. 1 указанного Закона отмечено, что особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

Такое согласие может быть дано при условии представления лицом, которому принадлежит право на единую технологию гражданского назначения, доказательств невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории Российской Федерации. Порядок получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения для использования на территориях иностранных государств, а также перечень сведений, необходимых для доказательства невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии лицом, которому принадлежит право на эту единую технологию, или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Закона). Из этого следует, что должно быть принято специальное постановление Правительства, регулирующее такой порядок, однако пока оно не принято.

В частности, передача для внедрения на территории иностранного государства может иметь место в случаях, когда осуществить внедрение технологии в России не представляется возможным или будет экономически нецелесообразно.

По смыслу п. 1 ст. 14 Закона допускается только передача права на использование технологии, т. е. заключение лицензионного соглашения. Отчуждение права на технологию для использования технологии за пределами РФ законодательство не предусматривает.

Согласно п. 2 ст. 1551 ГК сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Указанное требование не исключает необходимости регистрации отдельных результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

------------------------------------------------------------------

Название документа