Особенности возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, за счет бюджета

(Королев И. И.) ("Российский следователь", 2009, N 9) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА, ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА

И. И. КОРОЛЕВ

Королев И. И., аспирант кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского государственного университета.

В статье исследуются особенности исполнительного производства при возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, за счет средств бюджета. Согласно ст. 1070 ГК РФ устанавливается ответственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда гражданину или юридическому лицу. Данное положение вытекает из ст. 53 Конституции РФ, так, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и конкретизируется в Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 440-О "По жалобе гражданки Аликиной Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 596.

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Вред же, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (полагаем, что в том числе органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда), необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового органа. Предъявление же гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый орган. Причиненный вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и ст. 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Следует отметить, что согласно ст. 126 ГК РФ ответственность по обязательствам Российской Федерации или ее субъекта, а также муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим их государственную или муниципальную казну, и не распространяется на имущество государственных или муниципальных предприятий и учреждений. Также в соответствии со ст. 212 ГК РФ ответственность по обязательствам Российской Федерации или ее субъекта не распространяется на имущество, которое может в силу закона находиться исключительно в государственной собственности. В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и с предусмотренными Законом об исполнительном производстве требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Взыскания производятся на основании исполнительных документов, таких, как: исполнительный лист, судебный приказ. В исполнительных документах обязательно указываются суммы, подлежащие взысканию в валюте РФ. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его ган субъекта РФ или муниципального образования) информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением. Исполнение судебных актов может быть приостановлено по общим основаниям в соответствии с Законом об ИП. Бюджетный кодекс РФ также предусматривает случаи возврата исполнительных документов как взыскателю, так и непосредственно в суд. Случаями возврата исполнительных документов взыскателю являются: непредставление какого-либо документа; несоответствие документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ, и Закону об ИП; нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с Законом об ИП (три года). Основаниями же для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, являются: представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю. Также необходимо указать, что в случае возврата в суд исполнительных документов вследствие последних двух оснований взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов. Действия (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, за счет казны РФ, ее субъекта или муниципального образования, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с Законом об ИП.

------------------------------------------------------------------

Название документа